Лекции по "Основам психотерапии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 22:43, курс лекций

Краткое описание

1. Характеристика профессиональных сфер деятельности психолога ,психотерапевта психиатра:сравнительный анализ.
Психолог – это специалист, который занимается исследованиями психики человека или оказанием психологической помощи психически здоровым людям. Если даже психолог и работает с людьми, страдающими психическими заболеваниями, он сотрудничает в этом вопросе с другими специалистами – психиатрами, врачами-психотерапевтами и т.д.
Психолог – это специалист, имеющий завершенное высшее психологическое образование или прошедший переподготовку на базе высшего образования по специальности «Психология». В России право на оказание психологических услуг имеют специалисты с данным образованием, подтвержденным дипломом государственного образца.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по учебной дисциплине.docx

— 318.64 Кб (Скачать файл)

Обычно темы охватывают:

  1. Отношения к самому себе, своей семье («Я в прошлом», «Я такой, какой я есть», «Мой обычный день», «Я дома», «Мой мир», «Ситуации, в которых я чувствую себя неуверенно»; «Я и мои дети», «Моя главная проблема в общении с детьми»).
  2. Абстрактные понятия («Одиночество», «Страх», «Любовь», «Три желания», «Остров счастья»).
  3. Отношения к группе («Что я котел и что получил от работы в группе», «Что я дал группе»).
  4. На занятиях по рисуночной терапии используют разнообразные методики:

– каждый рисует самостоятельно то, что хочет. Обсуждая рисунок, сначала  о рисунке высказывается вся  группа, а потом - автор;

– на одном листе рисуют пара участников, тема рисунка задается, вербальные контакты между рисующими исключаются. После обсуждается содержание рисунка, отношения друг к другу в процессе рисования;

– вся группа рисует на одном  листе бумаги на заданную тему. По окончании  работы обсуждается вклад каждого  в работу и взаимоотношения членов группы в процессе работы;

– дополнительное рисование. Один начинает, другой продолжает рисунок  и т. д.

Готовые рисунки можно  демонстрировать одновременно все, сравнивать их, находить общее и  отличия в содержании.

Можно анализировать каждый рисунок отдельно, передавая его  из рук в руки, высказываться по очереди о его психологическом  содержании.

Обсуждая рисунок, внимание стоит обращать на его содержание, цвет, размеры, повторы из работы в  работу. Вначале члены группы рассказывают, что, на их взгляд, хотел изобразить автор, каков его замысел, какие  чувства вызывает рисунок. 3атем сам  автор рассказывает о собственном  замысле.

45. Драмтерапия как метод психотерапии.

ДРАМАТЕРАПИЯ  - это набирающее темп направление  арттерапии использует такой широко распространенный технический прием, как драматизация, т.е.разыгрывание какого либо сюжета. Техника драматизация используется в психодраме (это основной, базовый прием), в транзактном анализе и ряде других направлений. Данное направление в арттерапии иногда называют театротерапией. Это название более правильное (так как в данном случае основой является искусство театра, а не драматургия), но менее употребимое. Современная драматерапия – сложное и многогранное явление, представленное разными подходами, школами, концепциями.

Драматерапия используется в работе с межличностными и внутриличностными проблемами, в семейной и детско-родительской терапии, в оргконсультировании, развитии креативности в определенной профессии, с пограничными расстройствами, психосоматикой. Театр исторически создавался как терапевтическое воздействие (теория катарсиса Аристотеля), и всегда театральное действие было чрезвычайно сильным по эмоциональному воздействию. Возвращение драмы как психотерапевтического действа в культуру началось с конца 19 в., когда стали возникать психотерапевтические театры в Германии, Австрии, США, России, Франции. Кроме всего, необходимо помнить, что драматерапия – это всегда игра, т.е. вид деятельности, ориентированный на процесс и на удовольствие в этом процессе. Сила и глубина воздействия драматерапии связана со способностью выражать события и переживания ярко, ясно, точно, что дает возможность вспоминать и переживать иначе определенные жизненные события, посмотреть на них другими глазами.

Существует  серьезное различие между драматерапией и психодрамой. Оно заключается в том, что психодрама использует для драматизации конкретный биографический материал, драматерапия не фокусируется на реальной жизни клиента. Психодрама играет реальную жизнь клиента, драматерапия – что угодно и чью угодно жизнь, что не вызывает страха, тревоги, боли. Я могу играть кого угодно. «Жизнь – игра, театр». Уровень, на котором «работает» драматерапия, очень различен: от конкретной жизненной задачи (как это сделать) до глубинных экзистенциальных вопросов (зачем я живу, в чем мое предназначение?).

К психотерапевтическим задачам, которые могут быть решены с помощью драматерапии, можно отнести следующие: 
- осознание своих телесных и поведенческих паттернов, 
- развитие спонтанности и импровизационности , 
- развитие и совершенствование способности к «режиссуре» собственной жизни, 
- возможность «переиграть» жизненные сценарии и паттерны, 
- развитие телесной пластичности и пластики (телесной, эмоциональной, когнитивной), 
- расширение репертуара поведенческих паттернов. 
- возможность стать иным (развитие множественности личности), 
- возможность «вернуться назад» и «сходить вперед».  
Основные техники драматерапии: 
1. Сценические поклоны. 
2. Сценическая пластика. 
3. Работа с оружием. 
4. Работа с голосом. 
5. Беспредметные этюды. 
6. Предметные этюды с символическими предметами (веревка, цепь, раковина, посох, корона, меч, маска, плащ, чаша, плат и т.п.). 
7. Пантомима (стили, танец, сцены). 
8. Театр импровизации («история театра», национальные ритуалы, национальный танец и др.). 
9. Средневековая драма. 
10. Драматизация сказки, мифа, легенды. 
11. Драматизации снов, фантазий, страхов. 
12. Театр абсурда. 
13. Комедия дель арте. 
14. Работа с большими куклами. 
15. Площадные театры. 
16. Карнавал («шествие умерших богов», «корабль дураков»).

46. Библиотерапия как метод психотерапии.

Библиотерапия - это одна из форм психотерапии, направленная на улучшение состояния клиента, способствующая его духовному росту. Она довольно сильно и длительно воздействует на человека, устраняет последствия депрессии, отрицательные эмоции.

Эта методика может  использоваться как в индивидуальной, так и в групповой работе.

Психолог, в  зависимости от цели занятия, подбирает  художественное произведение, которое, должно соответствовать следующим  требованиям:

1. Оно должно  быть высокого художественного  уровня.

2. Герои произведения  должны быть духовно близки  читателю.

3. Ситуации, описанные  в книге, должны быть близки  переживаниям клиента, должны  побуждать к действиям, борьбе, отыскиванию в себе духовных  сил.

4. Нужно избегать  сюжетов, в которых успех к  герою приходит случайно, утомительных, путаных философских книг, не  рекомендуется сентиментальная  литература и литература ужасов.

5. Рекомендуемые  писатели: Л. Толстой, И. Тургенев, А. Пушкин,  Ф. Достоевский, В. Короленко, А. Чехов, М. Шолохов, М. Горький,   В. Шекспир, Р. Киплинг, Ч. Диккенс, В. Гюго, А. Дюма, Э. 3оля, О. Бальзак, религиозная литература. Не стоит выбирать слишком объемные произведения, а также произведения, изучаемые в школе.

6. Особо рекомендуется  научно-популярная литература, призванная  дать общее представление об  областях знания, проблемы в которых  испытывает клиент.

7. Самой большой  популярностью пользуются морально-бытовые  повести, приключенческая литература, исторические романы, книги о  путешествиях.

8. Хороший лечебный  эффект дает серия "Жизнь  замечательных людей", потому  что в ней описаны жизненные  трудности и их преодоление  выдающимися людьми, а клиент  идентифицирует себя с героем.

9. Рекомендуется  использовать сатирическую и  юмористическую литературу, она  помогает укрепить уверенность  в себе, стимулирует положительные  эмоции.

10. Нельзя забывать  о том, что читатели неодинаково  реагируют на литературу. Поэтому возбужденных, неспокойных следует успокоить, сосредоточить, а людей с подавленным настроением, безразличных - наоборот, заинтересовать, взволновать, активизировать.

Каждый клиент получает индивидуальный план чтения. В план включаются примерно 7 книг для чтения в течение 3-4 недель. Планируется 7 собеседований, во время  которых проводится коррекция понимания  читателем содержания книги, акцентируется  только самое важное, актуальное для обратившегося.

Книга может даваться клиенту  совершенно чистой, без пометок, а можно в тексте выделить места, над которыми клиент должен подумать, уделить им особое внимание. Можно раскрасить текст разноцветными карандашами, например красным - все, что касается чувств, которые испытывают герои; зеленым - те места, где говорится о действиях, которые предпринимают герои. 
Перед чтением книги дается инструкция: «Прочтите и отметьте те места, которые произвели на вас особое впечатление, вызвали чувства, мысли, воспоминания. Выделите особо те места, которые явились для вас необычными, непонятными».

Ориентировочный план чтения рекомендуемой литературы может  состоять из четырех частей. 
В первую часть рекомендуется включать литературу, далекую от сути конфликта, однако помогающую настроиться на работу, заинтересовать клиента.

Вторая часть плана - основная, чаще всего это 2-3 книги. Конкретные рекомендации трудно предложить, поскольку многое зависит от интеллектуального уровня клиента, от способностей и изобретательности психолога).

Третья часть плана  работы над рекомендуемой литературой  должна закрепить полученный эффект.

Четвертая - дополнительная часть плана - поддержка духовной уравновешенности и оптимизма в  клиенте.

В ходе библиотерапии клиент ведет читательский дневник, который помогает анализировать динамику личностного роста и может помочь диагностировать улучшения или ухудшения эмоционального состояния клиента.

Книги для чтения не должны быть слишком объемными (50-70 страниц), витиеватыми и дидактичными. Если занятия происходят в группе, то это должны быть 5-7 человек с общими литературными вкусами, общим уровнем  культуры. Групповое обсуждение дает возможность говорить о своих  проблемах в опосредованной форме, проявлять свои эмоции, сравнивая  их с эмоциями героев и участников занятия, услышать об альтернативных способах переживаний, обсудить альтернативы выхода из сложной ситуации.

47. Музыкотерапия как метод психотерапии.

Представляет  собой метод, использующий музыку в  качестве средства коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают  как целостное и изолированное  использование музыки в качестве основного и ведущего фактора  воздействия (прослушивание музыкальных  произведений, индивидуальное и групповое  музицирование), так и дополнением музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

Музыкотерапия активно используется в коррекции  эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных  затруднениях и др.

Шведская школа, будучи ориентирована на глубинную  психологию, считает, что в коррекционной  работе музыкотерапии должна отводиться центральная роль, так как музыка благодаря своим специфическим  особенностям в состоянии проникнуть в глубинные слои личности. Альтшулер обнаружила физиологические изменения у пациентов, адекватные определенным типам музыкального воздействия и обосновала терапевтический подход, названным ею изо-принципом музыкотерапии. Согласно этому положению при затруднении словесного контакта с больным музыка способствует его установлению, если она соответствует эмоциональному тонусу состояния пациента, при депрессии показана музыка тихая, спокойная, при возбуждении - громкая, быстрого темпа. Музыка способна устанавливать общее настроение, причем эмоциональная окраска образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей слушащего.

Таким образом, музыкотерапия может служить  вспомогательным средством установления контакта между психологом и клиентом и средством, облегчающим эмоциональное отреагирование в процессе коррекционной работы.

Рассматривая  основные направления коррекционного действия музыки, обычно выделяют 4 следующих аспекта:

1) эмоциональное  активирование в ходе вербальной  психотерапии;

2) развитие навыков  межличностного общения -- коммуникативных функции и способностей;

3) регулирующее  влияние на психовегетативные  процессы;

4) развитие эстетических  потребностей .

Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а  с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка как  ритмический раздражитель стимулирует  физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и вегетативной сфере. Ритмы  отдельных органов человека всегда соразмерны. Между ритмом движения и ритмом внутренних органов существует определенная связь. Ритмические движения представляют собой единую функциональную систему, двигательный стереотип. Используя музыку как ритмический раздражитель, можно достигнуть повышения ритмических процессов организма в более строгой компактности и экономичности энергетических затрат.

Изучение эмоциональной  значимости отдельных элементов  музыки - ритма. Тональности - показало их способность вызывать состояние, адекватное характеру раздражителя: минорные тональности обнаруживают депрессивный эффект, быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе  и вызывают отрицательные эмоции, мягкие ритмы успокаивают, диссонансы возбуждают, консонансы успокаивают.

В качестве психологических  механизмов коррекционного воздействия  музыкотерапии указывают:

r катарсис - эмоциональную  разрядку, регулирование эмоционального  состояния; 

r облегчение  осознания собственных переживаний; 

r конфронтацию  с жизненными проблемами;

r приобретение  новых средств эмоциональной  экспрессии.

В зависимости  от активности клиентов, степени их участия в музыкотерапевтическом процессе и поставленных задач музыкотерапии может быть представлена в форме активной, когда они активно выражают себя в музыке и пассивной, когда клиентам предлагают только прослушать музыку.

Пассивная музыкотерапия  предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью. Пассивная  музыкотерапия существует в трех формах:

Информация о работе Лекции по "Основам психотерапии"