Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 22:43, курс лекций
1. Характеристика профессиональных сфер деятельности психолога ,психотерапевта психиатра:сравнительный анализ.
Психолог – это специалист, который занимается исследованиями психики человека или оказанием психологической помощи психически здоровым людям. Если даже психолог и работает с людьми, страдающими психическими заболеваниями, он сотрудничает в этом вопросе с другими специалистами – психиатрами, врачами-психотерапевтами и т.д.
Психолог – это специалист, имеющий завершенное высшее психологическое образование или прошедший переподготовку на базе высшего образования по специальности «Психология». В России право на оказание психологических услуг имеют специалисты с данным образованием, подтвержденным дипломом государственного образца.
В понимании самого термина «групповая психотерапия» существует три неточных позиции. Первая из них связана с оценкой групповой психотерапии как самостоятельного теоретического направления, что, по-видимому, обусловлено существенным влиянием «опытного» направления в психотерапии на развитие групповых методов и конкретных техник. Использование групповой психотерапии в рамках различных теоретических направлений, полностью определяющих при этом (несмотря на сходство некоторых методических приемов) своеобразие целей и задач, содержания самого процесса, тактики психотерапевта, выбора конкретных техник, подтверждает наши представления о групповой психотерапии лишь как о специфическом методе, в котором основным инструментом воздействия выступает психотерапевтическая группа, в отличие от индивидуальной психотерапии, где таким инструментом является психотерапевт.
Решение задач личностно-
Познавательная
сфера (интеллектуальное осознание).
1) какие ситуации в
группе вызывают у него
2) как он выглядит со стороны, как воспринимают его окружающие;
3) как оценивают окружающие те или иные его особенности, как реагируют на его поведение, какие последствия это поведение имеет;
4) существует ли рассогласование между тем, как он сам себя воспринимает, и тем, как воспринимают его другие;
5) каковы характерные защитные механизмы;
6) каковы собственные мотивы, потребности, стремления, установки, отношения, особенности поведения и эмоционального реагирования, а также степень их адекватности и реалистичности;
7) имеются ли внутренние психологические конфликты;
8) определена ли связь между различными психогенными факторами и возникновением, развитием и сохранением невротических расстройств;
9) определена ли своя роль в возникновении, развитии и сохранении конфликтных и психотравмирующих ситуаций, а также найдены ли способы, с помощью которых можно было бы избежать их повторения;
10) известны ли более глубокие причины переживаний, а также особенностей формирования системы отношений.
Практически во всех психотерапевтических системах большое значение придается процессу осознания. Специфика понимания этого процесса в рамках личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии заключается и в том, что он является не только осознанием внешних объектов и связей с ними, но представляет прежде всего осознание себя самого и своей психической деятельности. Понимание человеком самого себя, особенностей своих отношений, установок, поведения, собственных потребностей и мотивации, осознание и вербализация своих переживаний, иными словами изучение и познание самого себя,— есть непременное условие формирования адекватного самосознания. Только на основе адекватного осознания себя и окружающего может быть обеспечена высшая форма саморегуляции, присущая человеческой личности и способствующая полноценному социальному функционированию. Поэтому, рассматривая задачи личностно-ориентированной (реконструктивной) групповой психотерапии в познавательной сфере, нам представляется более точным говорить не столько об осознании, сколько о формировании более адекватного самосознания и расширении его сферы.
Поведенческая
сфера. Психотерапевтическая группа
должна помочь пациенту: 1) приобрести
навыки более искреннего, глубокого и
свободного общения с окружающими; 2) преодолеть
неадекватные формы поведения, проявляющиеся
в группе, в частности, связанные с избеганием
субъективно сложных ситуаций; 3) развить
формы поведения, связанные с поддержкой,
взаимопомощью, взаимопониманием, сотрудничеством,
ответственностью и самостоятельностью;
4) закрепить новые формы поведения, в частности
те, которые будут способствовать адекватной
адаптации и функционированию вне группы;
5) выработать и закрепить адекватные формы
поведения и реагирования на основании
достижений в познавательной и эмоциональной
сферах.
Необходимо подчеркнуть, что психотерапевтический
процесс в группе, несмотря на доминирующую
ин-теракционную ориентацию, не ограничивается
только актуальной ситуацией «здесь и
теперь». Адекватная коррекция нарушенных
отношений личности может быть осуществлена
пациентом лишь в том случае, если весь
комплекс психологических особенностей,
проявляющихся в процессе группового
взаимодействия, соотносится с его реальной
ситуацией вне группы, позволяет реконструировать
особенности взаимодействия в ситуациях
«там и тогда». Именно закономерная повторяемость,
стереотипность конфликтных ситуаций,
особенностей поведения и эмоционального
реагирования в группе и вне ее, в реальной
жизни делает для пациента более наглядным
и убедительным содержание обратной связи,
способствует устойчивой мотивации к
коррекции собственных отношений. Важное
значение для формирования такой мотивации
и собственно процесса коррекции отношений
имеет «изучение» не только самого себя,
но и других, осознание неслучайного характера
поведенческих и эмоциональных реакций
других членов группы. Пациент учится
лучше понимать других людей, особенности
и мотивы их поведения, зачастую присущую
человеческому поведению противоречивость
и за C4et этого понимания и переживания
корригирует свои способы эмоционального
реагирования в отношении окружающих.
Это является чрезвычайно важным моментом
для больных неврозами, так как под влиянием
более адекватного и реалистичного понимания
других начинает разрушаться их невротический
эгоцентризм, своего рода максимализм
в отношениях с окружающими, межличностное
общение становится более эмпатическим,
гибким, адекватным и эффективным.
Анализ результатов
19. Механизмы лечебного действия групповой психотерапии
Выделяют три основных
пути исследования М. л. д. г. п.: опрос
пациентов, прошедших курс групповой
психотерапии; изучение теоретических
представлений и опыта
Подробный анализ М. л. д. г. п. представлен
в работах Ялома (Yalom I. D., 1970), Ялом выделяет
в качестве основных механизмов следующие.
1. Сообщение информации: получение
пациентом в ходе групповой психотерапии
разнообразных сведений об особенностях
человеческого поведения, межличностного
взаимодействия, конфликтах, нервно-психическом
здоровье и пр.; выяснение причин возникновения
и развития нарушений; информация о сущности
психотерапии и ходе психотерапевтического
процесса; информационный обмен между
участниками группы. Подобная информация
поступает не столько дидактически, сколько
в процессе общения с другими и знакомства
с их проблемами.
2. Внушение надежды: появление надежды
на успех лечения под влиянием улучшения
состояния других пациентов и собственных
достижений. Успешные, продвинутые в психотерапии
пациенты служат остальным в качестве
позитивной модели, открывают им оптимистические
перспективы. Наиболее сильно этот фактор
действует в открытых психотерапевтических
группах.
3. Универсальность страданий: переживание
и понимание пациентом того, что он не
одинок, что другие члены группы также
имеют проблемы, конфликты, переживания,
симптомы. Такое понимание способствует
преодолению эгоцентрической позиции
и появлению чувства общности и солидарности
с другими, а также повышает самооценку.
4. Альтруизм: возможность в процессе групповой
психотерапии помогать друг другу, делать
что-то для другого. Помогая другим, пациент
становится более уверенным в себе, он
ощущает себя способным быть полезным
и нужным, начинает больше уважать себя
и верить в собственные возможности.
5. Корригирующая рекапитуляция первичной
семейной группы: пациенты обнаруживают
в группе проблемы и переживания, идущие
из родительской семьи, чувства и способы
поведения, характерные для родительских
и семейных отношений в прошлом. Выявление
и реконструкция прошлых эмоциональных
и поведенческих стереотипов в группе
дает возможность их терапевтической
переработки исходя из актуальной ситуации,
когда психотерапевт выступает в роли
отца или матери для пациентов, а другие
участники — в ролях братьев, сестер и
других членов семьи.
6. Развитие техники межличностного общения:
пациенты имеют возможность за счет обратной
связи и анализа собственных переживаний
увидеть свое неадекватное межличностное
взаимодействие и в ситуации взаимного
принятия изменить его, выработать и закрепить
новые, более конструктивные способы поведения
и общения.
7. Имитационное поведение: пациент может
обучиться более конструктивным способам
поведения за счет подражания психотерапевту
и другим успешным членам группы: подчеркивается,
что многие психотерапевты явно недооценивают
роль этого фактора, «на самом же деле
у курящих трубку психотерапевтов получаются
курящие трубку пациенты».
8. Интерперсональное влияние: получение
новой информации о себе за счет обратной
связи, что приводит к изменению и расширению
образа «Я»; возможность возникновения
в группе эмоциональных ситуаций, с которыми
пациент ранее не мог справиться, их вычленение,
анализ и переработка.
9. Групповая сплоченность: привлекательность
группы для ее членов, желание остаться
в группе, чувство принадлежности к группе,
доверие, принятие группой и взаимное
принятие друг друга, чувство «Мы» группы.
Групповая сплоченность рассматривается
как фактор, аналогичный отношениям «психотерапевт—
пациент» в индивидуальной психотерапии.
10. Катарсис: отреагирование, эмоциональная
разгрузка, выражение сильных чувств в
группе.
Групповая психотерапия при алкоголизме.
Психотерапия в настоящее время считается основным методом лечения больных алкоголизмом (Рожнов В. Е., 1979; Филатов А. Т., 1979, и др.). Значителен вклад в лечение алкоголизма с помощью психотерапии отечественных ученых прошлого — А. А. Токарского (1896), И. В. Вяземского (1904) и особенно В. М. Бехтерева, развившего предложенный И. В. Вяземским метод коллективной гипнотерапии алкоголизма. В лечебную триаду В. М. Бехтерева, принципиально сохранившую свое значение до настоящего времени, входило убеждение в состоянии наяву, мотивированное внушение в состоянии гипноза, продолжающее темы психотерапевтических бесед с больными, самовнушение и самоутверждение пациента
Из различных вариантов
коллективной психотерапии алкоголизма,
широко использовавшейся В. М. Бехтеревым,
наибольшее признание в настоящее
время получил метод В. Е. Рожнова
(1982), разработанный автором на основе
концепции эмоционально-
Гипнотическому воздействию
здесь также предшествуют психотерапевтические
беседы, лечебное влияние которых
закрепляется в гипнозе (последний
проводится по предложенной автором методике
удлиненных — не менее 1-1,5 часа — сеансов
гипнотерапии). В состоянии гипноза вырабатывается
условно-рефлекторная тошнотно-рвотная
реакция на вкус и запах алкоголя. В. Е.
Рожновым также предложена и реализована
в практических условиях методика лечения
больных алкоголизмом в системе психотерапевтических
заводских профилакториев.
В основе многих методик лежит выработка
аверсии к запаху, виду, вкусу алкоголя
и даже его словесному обозначению. Обычная
цель аверсивной терапии алкоголизма
— добиться полного отказа от алкоголя
посредством выработки тошнотно-рвотной
реакции на него путем приема его в сочетании
с фармакологическими препаратами, вызывающими
рвотную реакцию (апоморфин, эметин, отвар
баранца и др.), с препаратами, приводящими
к задержке дыхания, или в сочетании с
болезненной электростимуляцией. Еще
в 1915г. В. М. Бехтерев предлагал примешивать
к алкогольным напиткам вещества, вызывающие
отвращение, подчеркивая условно-рефлекторную
сущность методики. В 1933 г. на основе этой
идеи И. Ф. Случевским и А. А. Фрикеном была
предложена методика, в которой прием
алкоголя сочетался с подкожными инъекциями
апоморфина. Предлагались и другие методы,
основанные на выработке условной тошнотно-рвотной
реакции в ответ на запах и вкус алкоголя.
В методике Н. В. Канторовича (1929) прием
алкоголя сочетался с болевым воздействием
электрокожных раздражителей. А. М. Иванов
и соавт. (1975) описывают вариант этой методики,
когда аверсия к алкоголю вырабатывается
путем сочетания действия синусоидального
модулированного тока с видом, запахом,
вкусом и словесным обозначением алкогольных
напитков. Электроды при этом накладывают
на переднебоковые поверхности шеи. Выработке
отрицательного условного рефлекса способствует
применяемая врачом императивная суггестия
или же потенцирующая и опосредующая психотерапия.
Существуют и другие методы аверсивной
терапии, используемые при лечении алкоголизма,
— вербальная аверсивная терапия, которая
заключается в том, что воображаемое потребление
алкоголя с помощью словесного внушения
сопровождается рвотной реакцией.
До настоящего времени продолжаются попытки
использования в терапии алкоголизма
аутогенной тренировки. Целью ее является
нормализация вегетативных нарушений
и снятие эмоционального напряжения. Аутогенная
тренировка может способствовать закреплению
аверсивной реакции, поэтому используется
как важный компонент терапии алкоголизма
в качестве активного метода саморегуляции,
самокоррекции и самовоспитания (Филатов
А. Т., 1979).
Для устранения чувства страха, напряженности
и неуверенности в себе, которые обычно
испытывают лица, страдающие алкоголизмом,
в состоянии абстиненции (в том числе и
достаточно длительной) используются
методы поведенческой терапии — систематическая
десенсибилизация .
При лечении алкоголизма применяются
также и другие методы поведенческой психотерапии.
К ним относится, в частности, тренировка
самоконтроля. В качестве такой методики
можно рассматривать применявшуюся в
50-х гг. попытку обучения пациентов контролируемому
употреблению алкоголя. Пациент обучался
определять уровень алкоголя в крови по
появляющимся у него на лице пятнам или
чувству оцепенения. У него была возможность
сравнивать свое самочувствие с записанной
на видеомагнитофоне реакцией. Применялся
также электрошок, когда пациент пил чересчур
большими глотками, большими порциями
или когда содержание алкоголя в крови
превышало определенный уровень. Другие
поведенческие методы, состоящие в обучении
альтернативному поведению (работа над
снижением позитивной ценности пития
и тренировка супружеской пары), находят
применение в большинстве терапевтических
программ. В последние годы в психотерапии
больных алкоголизмом используются также
технические подходы нейролингвистического
программирования.
Большая часть методов терапии больных
алкоголизмом (гипнотерапия, апоморфинотерапия,
аутотренинг и др.) применяется в группах,
что способствует повышению эффективности
лечебного воздействия.
20. Факторы, влияющие на
Вообще, лечение от алкоголизма - это процедура требует очень серьезного отношения, как со стороны самого алкоголика, так и его близких. Хорошая процедура - эффективна и опасна при нарушениях антиалкогольного режима.Чтобы лекарства от алкоголизма действительно помогали, нужно пациенту мысленно видеть себя в трезвой жизни и без оговорок верить в успех лечебных процедур.И, последнее, это реабилитация больных алкоголизмом, долгая поддерживающая терапия, которая может длиться долго, в зависимости от стадии алкоголизма, терпения, веры. Существуют определенные сроки диспансерного наблюдения больных алкоголизмом. В общем, расслабляться нельзя, если это расслабление достигается только при помощи алкоголя. Чтобы отучить организм от спиртного, чтобы алкоголь был забыт в памяти самих клеток тела, порою нужно 10 лет. И то, не факт, что алкоголиком нельзя стать снова.
21. Характеристика массовой
В ходе практического применения
метода А. Р. Довженко (см. СТРЕССОПСИХОТЕРАПИЯ
АЛКОГОЛИЗМА («КОДИРОВАНИЕ») ДОВЖЕНКО)
Г. И. Григорьевым (1993) была разработана
его оригинальная модификация. Новый
метод формировался: 1) в процессе научного
анализа собранных данных анамнеза и катамнеза
больных, в лечение которых избирательно
интегрировались психотерапевтические
приемы других направлений; 2) под влиянием
социально-политических перемен в российском
обществе, характеризуемых всесторонней
нестабильностью и полной деидеологизацией.
Влияние социума создало экстремальную
ситуацию при врачебной работе с таким
неблагополучным контингентом, как лица,
страдающие алкоголизмом. Собственно общий
сеанс массовой эмоционально-эстетической
психотерапии разделен на ряд последовательных
этапов: беседа врача с аудиторией, проповедь
священника, антиалкогольная служба (взятая
из Устава Санкт-Петербургского Александра
Невского общества трезвости), напутственное
слово священника и, наконец, сокращенный
вариант сеанса А. Р. Довженко (продолжительность
всего занятия около 6-8 часов). Подобные
масштабы лечебного процесса потребовали
распределения ролевых функций между
руководителем сеанса и его ассистентами
— другими врачами-психотерапевтами,
принимающими непосредственное участие
в общем сеансе и заключительной индивидуальной
работе с каждым пациентом. «Театр одного
актера» в варианте метода А. Р. Довженко
в данной модификации был заменен «групповым
театром» — бригадой врачей-психотерапевтов.
Участие священника в психотерапевтическом
сеансе привело к частичному изменению
содержания разъяснений, обращенных к
пациентам; наряду с психобиологическим
пониманием человека стали использоваться
положения христианской антропологии
(например, душа, греховное состояние),
более близкие к обыденному сознанию;
при возможности привлекался хор духовной
музыки. Модель сеанса отражает тенденцию
к сопряженности медицинской психотерапии
и психотерапии церковной (соборность
действия, борьба за человеческие души).
Ритуализация лечебного процесса явно
усиливает эмоционально-эстетическое
действие психотерапевтических факторов
и гармонизирует проповедь и молебен с
последующими медицинскими процедурами.
Форма метода заложила основы совместной
работы врачей и священников, согласованные
между Министерством здравоохранения
СССР и Русской православной церковью.
Необходимо отметить, что практика данного
метода получила благословение митрополита
Санкт-Петербургского и Ладожского, а
корректировка отдельных элементов сеанса
проводилась под духовным руководством
протоиерея Василия Лесняка.
Патологической системе алкоголизма,
закрепившейся в личности больного, в
предложенном методе противостоит сложная
лечебная система. Сохранены основные
принципы стрессопсихотерапии алкоголизма
(«кодирование») по А. Р. Довженко, но в
то же время Г. И. Григорьев внес в нее новое
содержание. А. Р. Довженко говорил, что
решение всех проблем больного он берет
на себя, что вызывало и продолжает вызывать
во многом справедливые нарекания со стороны
психотерапевтов. Такой подход настраивает
больных на полную пассивность и не включает
в необходимой мере в лечебный процесс
их личностные возможности, не способствует
перестройке личности, держит эту личность
в страхе перед непредсказуемыми последствиями
в случае нарушения «кода». Метод эмоционально-эстетической
психотерапии, наряду с известными из
клинической практики характерными чертами
заболевания и личности пациентов, учитывает
церковную оценку больного алкоголизмом
как «грехопадение» в болезнь. В новом
измерении пациент становится не только
больным алкоголизмом, но и страждущим
грешником, а значит, имеет не только право
на медико-социальную помощь, но и обязанность
— быть человеком. Церковное участие в
интенсивной форме помогает пациенту
сделать несколько шагов, аналогичных
системе Анонимных алкоголиков; тем самым
в сердцевине метода заложено не только
вынужденное воздержание от алкоголя,
но и свободное духовное восстановление.
Таким образом, метод эмоционально-эстетической
психотерапии затрагивает еще и духовную
сущность пациентов, обращая их внимание
на необходимость служения добру, любви
и красоте в широком понимании слова и
всемерного развития в себе этих качеств
как антипода зла, несправедливости и
насилия, процветанию которых, безусловно,
благоприятствует пьянство и ими же провоцируется.
В описании отдельных элементов метода
и их толковании пациентам используется
метафорически терминология церковной
практики: паломничество, пост, исповедь.
Этот прием несет не эстетическую функцию,
а достаточно прагматическую: продемонстрировать
взаимосвязь церковной жизни с кризисной
повседневностью. Для многих пациентов
лечение начинается со своеобразного
паломничества. Узнав об «эффективном
исцелении», как правило, от своих знакомых,
прошедших лечение, больные из различных
районов города и области, а также других
городов страны отправляются в центральное
лечебное учреждение, практикующее метод
эмоционально-эстетической психотерапии,
— Международный институт резервных возможностей
человека. Предпринятая поездка уже связана
с ожиданием чуда. В неосложненных случаях
лечение начинается с подробной беседы
(исповедь) с врачом-психотерапевтом, которая
при действительном желании лечиться
завершается прохождением медицинской
комиссии. Здесь же пациенту предписывается
обязательное двухнедельное воздержание
(пост) от алкоголя до самого сеанса. Все
эти этапы (паломничество, исповедь, пост)
подготавливают пациента к нравственному
восприятию самого сеанса. При сложных
и тяжелых формах заболевания у отдельных
пациентов в подготовку к лечению включаются
индивидуальные и групповые психотерапевты,
психологи и (при необходимости) психиатры,
психофармакологи. Усложняется, углубляется
и удлиняется процесс лечения. Во всех
случаях серьезная предварительная перестройка
системы отношений пациентов осуществляется
в условиях семьи и производства.
Несмотря на непродолжительность (6-8 часов)
собственно сеанса массовой эмоционально-эстетической
психотерапии, структура отдельных элементов
достаточно сложна.
Первый этап — сбор пациентов, приходящих
на лечение вместе с членами своей семьи,
стресс ожидания. В окружении множества
самых разных, но трезвых и настроенных
на лечение людей пациента охватывает
чувство ожидания, значимости и торжественности
самого сеанса (часть пациентов ранее
уже лечилась этим методом от алкоголизма,
и они пришли с целью закрепить результаты
или избавиться от привычки к курению).
Именно здесь больной еще острее начинает
осознавать всю важность и ответственность
добровольно принимаемого решения лечиться.
Второй этап — беседа руководителя сеанса,
врача-психотерапевта, построенная в традициях
рациональной психотерапии. Она постепенно
трансформируется в лечебный театр —
монолог «одного актера» делает проводящего
беседу врача центром притяжения мыслей
всех присутствующих, заставляет каждого
как бы забыть обо всем вокруг, почувствовать
себя «наедине» с психотерапевтом. У пациентов
просыпается желание нравственного очищения.
Постепенно монолог психотерапевта переходит
в живую дискуссию с аудиторией, звучат
вопросы и ответы, демонстрируются возможности
суггестии, саморегуляции и самовнушения
за счет мобилизации резервов психики
самих пациентов, что «материализует»
слова врача, придает каждому значимость
и делает каждого преимущественным объектом
всеобщего внимания. Беседа и демонстрация
возможностей саморегуляции длятся не
менее 2 часов.
Третий этап — проповедь священника, завершающаяся
антиалкогольным молебном и клятвой самих
пациентов перед Богом не принимать никаких
спиртных напитков (по источникам Санкт-Петербургского
Александра Невского общества трезвости).
Продолжительность этого этапа около
1 часа. Все врачи-психотерапевты, принимающие
участие в сеансе, становятся на сцене
позади священника.
Четвертый этап — выход ведущего сеанс
психотерапевта и проведение специально
направленной суггестии (сокращенная
формула внушения А. Р. Довженко в смягченном
— безымперативном варианте). Этот этап
в данной модификации длится около часа.
Присутствие родственников и посторонних
лиц исключается. Больной остается в среде
одержимых пьянством людей, сливающихся
воедино в порыве исцеления, стремящихся
к взаимодействию с психотерапевтом, ритуальные
слова которого как бы избирательно предназначены
лично для каждого и для всех вместе. Это
этап довольно жесткого, императивного,
эмоционально-стрессового воздействия,
порой переходящего в суггестию.
Пятый, последний этап, проводимый врачами-ассистентами,
аналогичен инициации, или посвящению.
Это ритуал-процедура индивидуального,
специально построенного психотерапевтического
воздействия в виде закрепления «зарока»,
свободного волеизъявления пациента на
трезвенническую жизнь; на прием каждого
пациента уходит от 2 до 5 минут. Здесь массовое
воздействие окончательно трансформируется
в сугубо интимное, индивидуальное, общая
суггестия закрепляется комплексом вербально-сенсорных
воздействий. До начала этого этапа пациенты
еще могут уйти с сеанса, они не вносили
плату за лечение. Только после индивидуального
закрепления «зарок» вступает в силу.
Каждый пациент сам определяет срок, на
который он решился воздержаться от алкоголя,
этим еще раз подчеркивается добровольность
и свобода выбора, причем за больным остается
право снятия запрета на употребление
алкоголя по первому желанию.
Процедура индивидуального воздействия
на пациента включает в себя комплексное
резкое одновременное раздражение чувствительных
черепно-мозговых нервов, имеющих, как
известно, ядра в стволе головного мозга.
В момент афферентной атаки на ствол мозга
клинически наблюдается резкое изменение
эмоционального состояния вплоть до сужения
сознания с последующей кратковременной
амнезией. В состоянии измененного сознания
формируется «доминанта трезвости». Воздействие
производится частично через зрительный
нерв — первоначальная фиксация взора
пациента на переносице врача; через первую
ветвь тройничного нерва, путем энергичного
механического раздражения ее в области
супраорбитального отверстия; через систему
тройничного нерва и через его ветвь —
нерв Арнольди приводит к иррадиации возбуждения
на области иннервации блуждающего нерва
вследствие надавливания на глазные яблоки;
через восьмую пару черепно-мозговых нервов
— слуховое отверстие с помощью как эмоционально
насыщенных звуков, так и формулы запрета,
произносимой в предельно быстром темпе.
Применение хлорэтила, используемого
в методе А. Р. Довженко, исключается.
Лечебное действие метода М. э.-э. п. а. Г.
определяется интегративным психотерапевтическим
эффектом различных факторов, в том числе
используемых в современных психотерапевтических
направлениях. Это приемы суггестии —
прямой и косвенной (опосредованной), групповой
гипносуггестии; рациональной психотерапии,
игровой психотерапии; имаготерапии; музыкотерапии;
психодрамы; эмоционально-стрессовой
психотерапии; поведенческой психотерапии;
катарсической психотерапии; ритуальной
театрализации, эстетики, паузы, жеста
и мелодии на ритуально-суггестивном этапе
психотерапии. Ритуальные составляющие
метода создают особый, экстатический
эмоционально-психологический настрой,
делают более тесным контакт врача с аудиторией.
Имеет значение также собственная вера
в духовное возрождение, потенцирующая
психотерапевтическое воздействие.
Подобно другим методам лечения алкоголизма
данный метод менее эффективен при злокачественном
течении алкогольной болезни как у некоторых
групп пациентов (у молодых людей, у женщин),
так и в случаях тяжелого повреждающего
воздействия заболевания на личность
(психопатизация, сопровождающаяся антиобщественными
действиями; выраженность алкогольной
анозогнозии, изменение личности в виде
пассивности), что препятствует формированию
механизмов психологической саморегуляции.
Следует осторожно относиться к перенесенным
алкогольным психозам. Если типично протекающий
алкогольный делирий (белая горячка) не
грозит осложнениями в период после проведения
лечения, то алкогольные галлюцинозы и
параноиды предупреждают о возможности
развития бреда по отношению к личности
психотерапевта и к самому методу. Признаки
синдрома психического автоматизма, онейроидный
тип галлюцинаторных переживаний, наличие
двойной ориентировки, пассивно-созерцательный
тип их восприятия прогностически неблагоприятны.