Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 22:43, курс лекций
1. Характеристика профессиональных сфер деятельности психолога ,психотерапевта психиатра:сравнительный анализ.
Психолог – это специалист, который занимается исследованиями психики человека или оказанием психологической помощи психически здоровым людям. Если даже психолог и работает с людьми, страдающими психическими заболеваниями, он сотрудничает в этом вопросе с другими специалистами – психиатрами, врачами-психотерапевтами и т.д.
Психолог – это специалист, имеющий завершенное высшее психологическое образование или прошедший переподготовку на базе высшего образования по специальности «Психология». В России право на оказание психологических услуг имеют специалисты с данным образованием, подтвержденным дипломом государственного образца.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
В И. п. в качестве основного
инструмента лечебного
И. п. проводится одним психотерапевтом,
редко двумя (биполярная терапия) или несколькими
котерапевтами. Часто является элементом
комплексной терапии в сочетании с другими
формами психотерапии, фармако-, физио-
или социотерапией. Выделяют также комбинированную
терапию, совмещающую индивидуальную
и групповую (или семейную) психотерапию,
проводимую одним психотерапевтом, и сочетанную
терапию, при которой пациент проходит
И. п. у одного психотерапевта и одновременно
участвует в семейной или групповой психотерапии
у других психотерапевтов.
И. п. представляет собой
сложный процесс, в котором взаимодействуют
различные социокультурные
По срокам проведения И. п. может условно делиться на краткосрочную и долговременную. Граница обычно определяется числом психотерапевтических занятий. По мнению большинства исследователей, психотерапия длительностью до 20 (реже до 40) занятий относится к краткосрочной. Современной тенденцией почти всех концептуальных и методических направлений является стремление к краткосрочности, базирующееся на повышении интенсивности, интегративности психотерапии, конкуренции в снижении материальных затрат без снижения эффективности. Иногда краткосрочность служит одним из принципов, страхующих пациентов от развития «психотерапевтического дефекта», «бегства в психотерапию» и перекладывания ответственности за свою жизнь на психотерапевта.
Долговременные формы
И. п. наиболее характерны для психодинамической
(психоаналитической) психотерапии, которая
может продолжаться до 7-10 и более
лет при средней частоте
1) чувствует ослабление симптомов, которые
воспринимаются как чуждые;
2) осознает свои характерные защитные
механизмы;
3) способен принять и признать типичные
для себя реакции переноса;
4) продолжает самоанализ в качестве метода
разрешения своих внутренних конфликтов.
Вопрос о завершении лечения поднимает
пациент, но его может поставить и психотерапевт
в результате анализа рассуждений и переживаний
пациента по этому поводу. Дата завершения
лечения устанавливается заранее по взаимному
согласию психотерапевта и пациента.
Долговременная И. п. используется в рамках
и других направлений, помимо психодинамического.
Так, при наличии сложной, множественной
симптоматики или выраженных личностных
нарушений наиболее склонная к краткосрочности
поведенческая психотерапия может продолжаться
до 80-120 занятий в попытках достижения
желаемого эффекта. Не редкостью является
длительность лечения при психотерапии
экзистенциально-
При проведении длительной психотерапии
необходимо иметь в виду зависимость скорости
улучшения состояния пациентов от числа
психотерапевтических занятий. Как показали
современные, выполненные на большом материале
исследования Ховарда (Howard K. I., 1997), в общем,
скорость такого улучшения быстро нарастает
лишь до 24-го занятия, а затем резко замедляется.
Психотерапевт должен быть готов к такой
динамике и при необходимости последовательно
продолжать выполнение намеченных и обоснованных
психотерапевтических планов.
Выбор конкретных форм и методов психотерапии
для индивидуальной помощи пациенту является
непростой задачей. Не прекращаются споры
о преимуществах и возможностях того или
иного психотерапевтического направления
или «школы». Современные научные достижения
позволяют рассматривать психотерапию
не просто как собрание методов, основанных
на личных свидетельствах или системе
убеждений, созданной той или иной «школой»,
что больше характерно для религиозных
культов, чем научного подхода. Создаются
критерии научности психотерапии, а научный
анализ (например, метаанализ) позволяет
реально предсказывать эффективность
конкретного метода психотерапии при
той или иной патологии, требующей психотерапевтического
вмешательства (Perrez M., 1989), показателями
научной обоснованности того или иного
метода психотерапии являются прежде
всего:
1) доказательства эффективности;
2) обоснование предположениями,
которые не противоречат современным
научным данным.
При выборе методов психотерапии целесообразно
учитывать данные Граве и соавт. Применительно
к индивидуальной психотерапии метаанализ
эффективности различных видов психотерапии
показал, что многие методы не исследовались
научно приемлемым образом, а эффективность
других существенно различается. Достаточно
убедительными были результаты интерперсональной
психотерапии Клермана и Вейссман (Klerman
G. L., Weissman M. M.) у пациентов с депрессией
и нервной булимией. Клиент-центрированная
психотерапия Роджерса эффективна при
невротических расстройствах, а также
показана для лечения алкоголизма и даже
шизофрении, при этом часто в комбинации
с методами поведенческой психотерапии.
Высокую эффективность, но при ограниченном
спектре патологии, показали методы когнитивно-поведенческого
направления. Специфические фобии хорошо
поддаются лечению систематической десенсибилизацией.
При полиморфных фобиях, включавших и
панические атаки, наиболее эффективными
оказались методики конфронтации с ситуациями,
которых боялись пациенты. Когнитивная
психотерапия (Бек (Beck А. Т.)) была успешной
при лечении депрессий, а также страхов
и личностных расстройств.
Понятие групповой психотерапии
Групповая и индивидуальная
психотерапия представляют собой две
основные формы психотерапии. Специфика
групповой психотерапии как лечебного
метода заключается в целенаправленном
использовании в
Групповая психотерапия не
является использованием любого психотерапевтического
метода в группе больных. Она отличается
от групповой терапии, коллективной
терапии и психотерапии в группе.
Термины «групповая терапия», «коллективная
психотерапия» и «психотерапия
в группе» означают лишь использование
какого-либо психотерапевтического
метода в группе больных. О собственно
групповой психотерапии можно говорить
только тогда, когда психотерапевтом
используется терапевтический потенциал
группы как таковой. В любой группе
людей, которые общаются непосредственно
и достаточно продолжительное время,
возникают определенные групповые
феномены, такие как нормы, распределение
ролей, выделение лидеров и другие.
Именно эти групповые процессы могут
использоваться для достижения психотерапевтических
целей. Помогая пациенту понять, какую
роль в группе он стремится играть
или играет на самом деле, мы можем
помочь ему осознать, к какому положению
он стремится, какие потребности
хочет удовлетворить, насколько
успешным является его поведение, приносит
ли это ему удовлетворение и пр.
Таким образом, анализируя поведение
пациента в рамках группового взаимодействия,
мы расширяем сферу его
Групповая психотерапия не является самостоятельным теоретическим направлением в психотерапии, а представляет собой специфическую форму или метод, где основным инструментом психотерапевтического воздействия выступает группа пациентов, в отличие от индивидуальной, где таким инструментом является психотерапевт.
В качестве самостоятельного
направления в психотерапии групповая
психотерапия выступает лишь в том
смысле, что более прицельно
Ошибочна позиция
Групповая психотерапия имеет прежде всего лечебные цели и в рамках конкретного психотерапевтического направления решает те же задачи, что и индивидуальная, но с помощью своих средств. Если психотерапия направлена на раскрытие и переработку внутреннего психологического конфликта и коррекцию неадекватных, нарушенных отношений личности, обусловливающих его возникновение и субъективную неразрешимость, то эта цель является общей и для индивидуальной, и для групповой психотерапии. Таким образом, индивидуальная и групповая формы психотерапии решают общие психотерапевтические задачи (раскрытие и переработку внутреннего психологического конфликта и коррекцию нарушенных отношений личности, обусловивших возникновение и субъективную неразрешимость конфликта, а также фиксирующих его), используя свою специфику.
Отличие индивидуальной психотерапии
и групповой, при наличии общих
задач, заключается в том, что
индивидуальная психотерапия в большей
степени ориентирована и
12. Методы и методики групповой психотерапии.
Методы групповой психотерапии
Психическое лечение. Методы групповой психотерапии. Групповая терапия – лечебный метод, который пользуется всевозрастающим спросом и применяется в самых разных психосоциальных учреждениях. Психотерапевт руководит групповыми занятиями и использует интерактивное общение членов группы для смягчения симптомов, улучшения взаимоотношений и коррекции личностных расстройств (ниже будет представлена информация о работе групп самопомощи, часто без руководителя). Большинство видов групповой терапии ставят своей целью помощь членам группы в решении их индивидуальных проблем. При терапии пар и семейной терапии цель состоит также или исключительно в том, чтобы улучшить функциональные возможности всей группы в целом.