Лекции по "Основам психотерапии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 22:43, курс лекций

Краткое описание

1. Характеристика профессиональных сфер деятельности психолога ,психотерапевта психиатра:сравнительный анализ.
Психолог – это специалист, который занимается исследованиями психики человека или оказанием психологической помощи психически здоровым людям. Если даже психолог и работает с людьми, страдающими психическими заболеваниями, он сотрудничает в этом вопросе с другими специалистами – психиатрами, врачами-психотерапевтами и т.д.
Психолог – это специалист, имеющий завершенное высшее психологическое образование или прошедший переподготовку на базе высшего образования по специальности «Психология». В России право на оказание психологических услуг имеют специалисты с данным образованием, подтвержденным дипломом государственного образца.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по учебной дисциплине.docx

— 318.64 Кб (Скачать файл)

Групповая терапия имеет  много преимуществ. Лечение может  проводиться одновременно нескольким пациентам, и поэтому оно стоит  дешевле, чем индивидуальная терапия. Группы самопомощи в большинстве  случаев вообще бесплатны. В терапевтической  группе участники волей-неволей  раскрывают свои трудности в общении  с другими, а не только описывают  их своему врачу, в связи с чем появляются большие возможности для переработки этих проблем. И наконец, терапевтическая группа дает участникам чувство коллективизма, она наглядно демонстрирует, что и другим членам группы приходится бороться с теми же трудностями, а также показывает примеры успешного их преодоления.

Кроме вышеназванных видов  групповой терапии, опирающихся  на психодинамические, поведенческие  или когнитивные методы, существуют другие многочисленные варианты. Ниже приводятся некоторые из этих методик:

• Конфронтирующие группы. При этом методе воздействие группы употребляется для того, чтобы помочь участникам изменить те формы поведения, с которыми они отнюдь не хотели бы расставаться, как, например, употребление наркотиков или азартные игры. В связи с тем что участникам предлагается противоборство с особенностями характера, глубоко въевшимися в плоть и кровь, то обсуждение в группе может быть достаточно эмоциональным.

• Ободряющие и конструктивные группы. Такие группы ставят своей  задачей поднять моральный уровень  участников и создать положительный  микроклимат, стимулирующий изменения  в нужном направлении. Примерами  являются группы анонимных алкоголиков, обжор, а также религиозные группы поддержки. Свидетельства родственников, дискуссии, подобранная по тематике литература, а также медитация и упражнения по расслаблению поддерживают и ободряют участников и создают образ «сильной группы», которая и является самым действенным терапевтическим инструментом этого метода.

• Марафонские группы. Это  группы интенсивного накопления опыта, которые работают непрерывно много  часов, а иногда и несколько дней подряд. Их цель – сломить болезненные  защитные механизмы и облегчить  взаимоотношения между участниками. В этих группах, использующих методику, которая стала известной под  названием «марафонской», большое  значение придается откровенности  и психической интимности. То, как  члены группы общаются в настоящее время, считается значительно более важным, чем тот опыт, на который они опирались раньше.

•Психодрама. Методика психодрамы, разработанная Ж.Л.Морено, применяет ролевые игры для развития самосознания и индивидуального совершенствования. В психодраме имеются протагонист (пациент), ведущий (психотерапевт), помощники терапевта (так называемые помощники Я) и публика. Участники разыгрывают различные конфликты и поведенческие проблемы из жизни членов группы.

• Группы трансактивного аналитического действия. Трансактивный анализ (ТА) разработан психиатром Эриком Берном. Метод сосредоточен на состоянии пациентов Здесь и Сейчас. Взаимодействие в группе помогает раскрыть внутренние конфликты участников, часто связанные с комплексами, который каждый индивидуум носит в себе и которые Берн обозначил как «родитель», «ребенок» и «взрослый». По представлению Берна, знание роли, которую играет определенная персона для пациента в данную минуту, объясняет, почему он чувствует или ведет себя так или иначе. Таким же образом может быть понятной «игра» (т.е. способ отношения к чему-либо), в которую «играет» пациент.

• Гештальтт-группы. В гештальттерапии, разработанной психологом Фредериком Перлзом, речь идет об эмоциональном сознании и способности чувственного восприятия в настоящий момент. Группы занимаются специальными упражнениями и ролевыми играми для того, чтобы помочь участникам понять свои чувства, не заставляя их сосредоточиваться на своих мыслях. Это способствует индивидуальному росту и раскрытию личных качеств.

• Структурированное групповое  приобретение опыта. Сюда относятся  различные виды групповой терапии, которые, преимущественно носят  поддерживающий, педагогический и не обременяющий характер. Это группы медитации, дискуссионные, образовательные  или эмоционально направленные группы (лечение музыкой и поэзией) и  группы, развивающие движение, как, например, танцклассы. Собрания терапевтических  групп по месту жительства (в том  числе в группах наркоманов или  в психиатрических больницах) также  подпадают под эту категорию.

• Специальные группы. Все  участники этих групп подбираются  по признаку одного диагноза или симптома, нуждающегося в психотерапии, например больные раком или фобиями, или  лица с нарушениями сексуальной  идентификации. Они используют разнообразные  методы поддержки от ролевых игр  до откровенных бесед и рассказов  о своих проблемах.

13. Психодрама как метод групповой психотерапии: история возникновения, характеристика, основные элементы

Психодрама — метод психотерапии и психологического консультирования, созданный Якобом Морено. Классическая психодрама — это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Это делается для развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми. Современная психодрама — это не только метод групповой психотерапии. Психодрама используется в индивидуальной работе с клиентами (монодрама), а элементы психодрамы широко распространены во многих областях индивидуальной и групповой работы с людьми.

Психодрама ведет свою историю с начала 1920-хх годов. 1 апреля 1921 года в венском театре[2] врач Якоб Леви Морено представил публике экспериментальную постановку «на злобу дня». В процессе игры актеры импровизировали и вовлекали в действие зрителей. Постановка с треском провалилась, тем не менее этот день, день смеха, считается днем рождения психодрамы.

После переезда в США Морено основал в г. Биконе Морено-институт, ставший центром развития психодрамы. Открытие центра в Биконе связано с историей, характеризующей Морено не только как философа, врача, психолога и социолога, но и какинженера. Морено вместе со своим другом разработал аппарат, являющийся прототипом магнитофона, и записывал на него свои группы. После переезда в США, Морено получил патент на свое изобретение, и на эти деньги открыл центр в Биконе. Его жизнь, а также много связанных с ней мифов и легенд (неизвестно даже точное место и время рождения Морено), описаны в книге Рене Марино «История Доктора».

В издаваемом Морено журнале  «Имаго», посвященном психодраме, социометрии и групповой психотерапии, публиковались такие известные психотерапевты как Ф.Перлз, Э.Берн, и другие.

Психодрама — это первый в мире метод групповой психотерапии (собственно, сам термин «групповая психотерапия» введен в психологию Морено). Морено исходил из того, что, поскольку любой человек — существо социальное, то группа может более эффективно решать его проблемы, чем один человек. Напомню, что в 20-х годах прошлого века самым популярным методом психотерапии был психоанализ, где пациент, лежа на кушетке и не видя психотерапевта, рассказывал ему о своих сновидениях и вызванных ими ассоциациях их жизни. Морено развивал свои идеи в полемике с Фрейдом, ему не нравилась пассивная роль пациента и то, что психотерапевтический процесс происходил «один на один». Существует легенда (никто не знает, было ли это в действительности) о встрече Морено с Фрейдом. Молодой Джей-Эл (так во всем мире называют Морено по первым буквам его имени) заявил Фрейду: «Я пойду дальше того места, где вы остановились. Вы разрешили пациенту говорить, я разрешу ему действовать. Вы проводите свои сеансы в условиях вашего кабинета, я приведу его туда, где он живет — в его семью и коллектив».

Основные  элементы психодрамы

Протагонист — участник, находящийся в центре психодраматического действия, который в течение сессии исследует некоторые аспекты своей личности.

Директор — тот, кто вместе с протагонистом определяет направление процесса и создает условия для постановки любой индивидуальной драмы. Директор выступает в роли «терапевта».

Вспомогательные (или дополнительные) «я» — участники группы (или ко-терапевты), которые играют роли значимых в жизни протагониста людей, тем самым способствуя развитию драматического процесса.

Зрители — часть группы, не принимающая непосредственного участия в драме. Даже те члены группы, которые прямо не участвуют в драме, тем не менее остаются активно и позитивно вовлеченными в процесс и потому получают от психодрамы и удовольствие, и пользу.

Сцена — в большинстве случаев пространство в помещении достаточно просторном, чтобы там могли происходить некоторые физические перемещения, хотя в Биконе Морено построил более сложную сценическую площадку, которая была специально рассчитана на разыгрывание драмы на нескольких разных уровнях.

14. Специфика использования групповой  динамики в ходе психотерапевтического  процесса.

Групповая динамика — чрезвычайно  важное понятие. Именно использование  групповой динамики в лечебных целях  определяет специфику групповой  психотерапии как психотерапевтического  метода. Групповая динамика — это  совокупность внутригрупповых социально-психологических  процессов и явлений, характеризующих  весь цикл жизнедеятельности малой  группы и его этапы — образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад. Иначе, это учение о  силах, структуре и процессах, которые  действуют в группе. Группа при  этом рассматривается как общность людей, характеризующаяся ограниченным числом членов (до 20 человек), непосредственными  контактами, распределением ролей и  позиций, взаимозависимостью участников, общими целями, ценностями и нормами, а также постоянным составом.

Термин «групповая динамика»  используется для: а) обозначения направления  в изучении малых групп, основанного  на принципах гештальт-психологии; б) характеристики процессов, происходящих в группе по мере ее развития и изменения; в) описания причинно-следственных связей, объясняющих эти явления; г) обозначения совокупности методических приемов, используемых при изучении социальных установок и межличностных отношений в группе.

Термин «групповая динамика»  имеет отношение по крайней мере к трем психологическим дисциплинам: социальной, педагогической и клинической психологии. В социальной психологии групповая динамика представляет собой область исследований. Ее предметом является индивид (влияние группы на его чувства, поведение, когнитивные процессы), сама группа (ее влияние как надиндивидуального единства на индивида и другие группы), а также интеракции и взаимоотношения между членами группы, группой и другими группами и организациями. Групповая динамика включается также в педагогическую психологию и обозначает здесь совокупность методических приемов, используемых одновременно для обучения и социально-психологических исследований. В данном случае обучающиеся являются одновременно и участниками, и наблюдателями-исследователями группового процесса. Процесс обучения происходит не только в когнитивной плоскости, но и в форме интенсивного собственного опыта. Предметом групповой динамики как области клинической психологии является теория и технические приемы, направленные на изменение межличностных отношений в группе. Педагогические и клинические аспекты групповой динамики объединяются в настоящее время термином прикладная групповая динамика. Первые исследования групповой динамики были начаты Левином.

В психотерапии групповая  динамика представляет собой научную  основу для психотерапевтического  процесса в группе, поскольку в  терапевтических группах находят  свое выражение все групповые  феномены. Применительно к групповой  психотерапии групповая динамика рассматривается  как совокупность взаимоотношений  и взаимодействий, возникающих между  участниками группы, включая и  группового психотерапевта. Кратохвил определяет групповую динамику как совокупность групповых действий, интеракций, характеризующих развитие или движение группы во времени, которая является результатом взаимоотношений и взаимодействий членов группы, их деятельности и воздействий внешнего мира. К характеристикам групповой динамики относятся: цели и задачи группы, групповые роли и проблемы лидерства, групповая сплоченность, напряжение в группе, актуализация прежнего эмоционального опыта, формирование подгрупп, фазы развития психотерапевтической группы.

Цели и задачи группы. Как правило, групповой психотерапевт  прямо не информирует участников группы о групповых целях. Формирование и принятие их членами группы создает  основу для терапевтической активности. Определенная направленность действий позволяет участникам группы понять смысл и осознать значение групповых  действий, происходящих в группе событий, удовлетворяет индивидуальные потребности  участников, особенно при совпадении индивидуальных и групповых целей. Существенной проблемой в начале работы психотерапевтической группы является формирование собственно психотерапевтических целей и преодоление существенного  расхождения между общегрупповыми целями и довольно часто обнаруживающимися неконструктивными, антипсихотерапевтическими целями отдельных участников группы. Кратохвил следующим образом формулирует цели психотерапевтической группы: разобраться в проблемах каждого участника; помочь ему понять и изменить собственное состояние; постепенно изменить слабую приспособляемость, достигая адекватной социальной адаптации; предоставлять информацию о закономерностях интерперсональных и групповых процессов как основы для более эффективного и гармоничного общения с людьми; поддерживать процесс развития личности в смысле роста своего собственного личностного и духовного потенциала; устранять болезненные признаки и симптомы.

Нормы группы — это совокупность правил и требований, «стандартов» поведения, регулирующих взаимоотношения  и взаимодействия между участниками  группы. Групповые нормы определяют, что допустимо и недопустимо, что желательно и что нежелательно, что правильно и что неправильно. Нормы в ходе развития группы могут  претерпевать существенные изменения, особенно при возникновении новых  сложных групповых ситуаций, но без  их согласования не может быть организованной активности группы. Мерой интернализации (усвоения и принятия) участниками групповых норм могут быть усилия, прилагаемые группой для их сохранения и защиты. К психотерапевтическим нормам обычно относят: искреннее проявление эмоций (в том числе, по отношению к психотерапевту); открытое изложение своих взглядов и позиций, рассказ о своих проблемах; принятие других и терпимость по отношению к их позициям и взглядам; активность, стремление избегать оценочных суждений и пр. Важная проблема в психотерапевтической группе — формирование собственно психотерапевтических норм и преодоление, изживание «антипсихотерапевтических».

Информация о работе Лекции по "Основам психотерапии"