Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 22:43, курс лекций
1. Характеристика профессиональных сфер деятельности психолога ,психотерапевта психиатра:сравнительный анализ.
Психолог – это специалист, который занимается исследованиями психики человека или оказанием психологической помощи психически здоровым людям. Если даже психолог и работает с людьми, страдающими психическими заболеваниями, он сотрудничает в этом вопросе с другими специалистами – психиатрами, врачами-психотерапевтами и т.д.
Психолог – это специалист, имеющий завершенное высшее психологическое образование или прошедший переподготовку на базе высшего образования по специальности «Психология». В России право на оказание психологических услуг имеют специалисты с данным образованием, подтвержденным дипломом государственного образца.
Групповая терапия имеет много преимуществ. Лечение может проводиться одновременно нескольким пациентам, и поэтому оно стоит дешевле, чем индивидуальная терапия. Группы самопомощи в большинстве случаев вообще бесплатны. В терапевтической группе участники волей-неволей раскрывают свои трудности в общении с другими, а не только описывают их своему врачу, в связи с чем появляются большие возможности для переработки этих проблем. И наконец, терапевтическая группа дает участникам чувство коллективизма, она наглядно демонстрирует, что и другим членам группы приходится бороться с теми же трудностями, а также показывает примеры успешного их преодоления.
Кроме вышеназванных видов групповой терапии, опирающихся на психодинамические, поведенческие или когнитивные методы, существуют другие многочисленные варианты. Ниже приводятся некоторые из этих методик:
• Конфронтирующие группы. При этом методе воздействие группы употребляется для того, чтобы помочь участникам изменить те формы поведения, с которыми они отнюдь не хотели бы расставаться, как, например, употребление наркотиков или азартные игры. В связи с тем что участникам предлагается противоборство с особенностями характера, глубоко въевшимися в плоть и кровь, то обсуждение в группе может быть достаточно эмоциональным.
• Ободряющие и конструктивные
группы. Такие группы ставят своей
задачей поднять моральный
• Марафонские группы. Это
группы интенсивного накопления опыта,
которые работают непрерывно много
часов, а иногда и несколько дней
подряд. Их цель – сломить болезненные
защитные механизмы и облегчить
взаимоотношения между
•Психодрама. Методика психодрамы, разработанная Ж.Л.Морено, применяет ролевые игры для развития самосознания и индивидуального совершенствования. В психодраме имеются протагонист (пациент), ведущий (психотерапевт), помощники терапевта (так называемые помощники Я) и публика. Участники разыгрывают различные конфликты и поведенческие проблемы из жизни членов группы.
• Группы трансактивного аналитического действия. Трансактивный анализ (ТА) разработан психиатром Эриком Берном. Метод сосредоточен на состоянии пациентов Здесь и Сейчас. Взаимодействие в группе помогает раскрыть внутренние конфликты участников, часто связанные с комплексами, который каждый индивидуум носит в себе и которые Берн обозначил как «родитель», «ребенок» и «взрослый». По представлению Берна, знание роли, которую играет определенная персона для пациента в данную минуту, объясняет, почему он чувствует или ведет себя так или иначе. Таким же образом может быть понятной «игра» (т.е. способ отношения к чему-либо), в которую «играет» пациент.
• Гештальтт-группы. В гештальттерапии, разработанной психологом Фредериком Перлзом, речь идет об эмоциональном сознании и способности чувственного восприятия в настоящий момент. Группы занимаются специальными упражнениями и ролевыми играми для того, чтобы помочь участникам понять свои чувства, не заставляя их сосредоточиваться на своих мыслях. Это способствует индивидуальному росту и раскрытию личных качеств.
• Структурированное групповое приобретение опыта. Сюда относятся различные виды групповой терапии, которые, преимущественно носят поддерживающий, педагогический и не обременяющий характер. Это группы медитации, дискуссионные, образовательные или эмоционально направленные группы (лечение музыкой и поэзией) и группы, развивающие движение, как, например, танцклассы. Собрания терапевтических групп по месту жительства (в том числе в группах наркоманов или в психиатрических больницах) также подпадают под эту категорию.
• Специальные группы. Все участники этих групп подбираются по признаку одного диагноза или симптома, нуждающегося в психотерапии, например больные раком или фобиями, или лица с нарушениями сексуальной идентификации. Они используют разнообразные методы поддержки от ролевых игр до откровенных бесед и рассказов о своих проблемах.
13. Психодрама как метод групповой психотерапии: история возникновения, характеристика, основные элементы
Психодрама — метод психотерапии и психологи
Психодрама ведет свою историю с начала 1920-хх годов. 1 апреля 1921 года в венском театре[2] врач Якоб Леви Морено представил публике экспериментальную постановку «на злобу дня». В процессе игры актеры импровизировали и вовлекали в действие зрителей. Постановка с треском провалилась, тем не менее этот день, день смеха, считается днем рождения психодрамы.
После переезда в США Морено основал в г. Биконе Морено-институт,
ставший центром развития психодрамы.
Открытие центра в Биконе связано с историей,
характеризующей Морено не только как философа, врача, психолога
В издаваемом Морено журнале
«Имаго», посвященном психодраме, социом
Психодрама — это первый в мире метод групповой психотерапии (собственно, сам термин «групповая психотерапия» введен в психологию Морено). Морено исходил из того, что, поскольку любой человек — существо социальное, то группа может более эффективно решать его проблемы, чем один человек. Напомню, что в 20-х годах прошлого века самым популярным методом психотерапии был психоанализ, где пациент, лежа на кушетке и не видя психотерапевта, рассказывал ему о своих сновидениях и вызванных ими ассоциациях их жизни. Морено развивал свои идеи в полемике с Фрейдом, ему не нравилась пассивная роль пациента и то, что психотерапевтический процесс происходил «один на один». Существует легенда (никто не знает, было ли это в действительности) о встрече Морено с Фрейдом. Молодой Джей-Эл (так во всем мире называют Морено по первым буквам его имени) заявил Фрейду: «Я пойду дальше того места, где вы остановились. Вы разрешили пациенту говорить, я разрешу ему действовать. Вы проводите свои сеансы в условиях вашего кабинета, я приведу его туда, где он живет — в его семью и коллектив».
Основные элементы психодрамы
Протагонист — участник, находящийся в центре психодраматического действия, который в течение сессии исследует некоторые аспекты своей личности.
Директор — тот, кто вместе с протагонистом определяет направление процесса и создает условия для постановки любой индивидуальной драмы. Директор выступает в роли «терапевта».
Вспомогательные (или дополнительные) «я» — участники группы (или ко-терапевты), которые играют роли значимых в жизни протагониста людей, тем самым способствуя развитию драматического процесса.
Зрители — часть группы, не принимающая непосредственного участия в драме. Даже те члены группы, которые прямо не участвуют в драме, тем не менее остаются активно и позитивно вовлеченными в процесс и потому получают от психодрамы и удовольствие, и пользу.
Сцена — в большинстве случаев пространство в помещении достаточно просторном, чтобы там могли происходить некоторые физические перемещения, хотя в Биконе Морено построил более сложную сценическую площадку, которая была специально рассчитана на разыгрывание драмы на нескольких разных уровнях.
14. Специфика использования
Групповая динамика — чрезвычайно
важное понятие. Именно использование
групповой динамики в лечебных целях
определяет специфику групповой
психотерапии как психотерапевтического
метода. Групповая динамика — это
совокупность внутригрупповых социально-
Термин «групповая динамика» используется для: а) обозначения направления в изучении малых групп, основанного на принципах гештальт-психологии; б) характеристики процессов, происходящих в группе по мере ее развития и изменения; в) описания причинно-следственных связей, объясняющих эти явления; г) обозначения совокупности методических приемов, используемых при изучении социальных установок и межличностных отношений в группе.
Термин «групповая динамика» имеет отношение по крайней мере к трем психологическим дисциплинам: социальной, педагогической и клинической психологии. В социальной психологии групповая динамика представляет собой область исследований. Ее предметом является индивид (влияние группы на его чувства, поведение, когнитивные процессы), сама группа (ее влияние как надиндивидуального единства на индивида и другие группы), а также интеракции и взаимоотношения между членами группы, группой и другими группами и организациями. Групповая динамика включается также в педагогическую психологию и обозначает здесь совокупность методических приемов, используемых одновременно для обучения и социально-психологических исследований. В данном случае обучающиеся являются одновременно и участниками, и наблюдателями-исследователями группового процесса. Процесс обучения происходит не только в когнитивной плоскости, но и в форме интенсивного собственного опыта. Предметом групповой динамики как области клинической психологии является теория и технические приемы, направленные на изменение межличностных отношений в группе. Педагогические и клинические аспекты групповой динамики объединяются в настоящее время термином прикладная групповая динамика. Первые исследования групповой динамики были начаты Левином.
В психотерапии групповая
динамика представляет собой научную
основу для психотерапевтического
процесса в группе, поскольку в
терапевтических группах
Цели и задачи группы.
Как правило, групповой психотерапевт
прямо не информирует участников
группы о групповых целях. Формирование
и принятие их членами группы создает
основу для терапевтической
Нормы группы — это совокупность
правил и требований, «стандартов»
поведения, регулирующих взаимоотношения
и взаимодействия между участниками
группы. Групповые нормы определяют,
что допустимо и недопустимо,
что желательно и что нежелательно,
что правильно и что