Лекции по "Основам психотерапии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 22:43, курс лекций

Краткое описание

1. Характеристика профессиональных сфер деятельности психолога ,психотерапевта психиатра:сравнительный анализ.
Психолог – это специалист, который занимается исследованиями психики человека или оказанием психологической помощи психически здоровым людям. Если даже психолог и работает с людьми, страдающими психическими заболеваниями, он сотрудничает в этом вопросе с другими специалистами – психиатрами, врачами-психотерапевтами и т.д.
Психолог – это специалист, имеющий завершенное высшее психологическое образование или прошедший переподготовку на базе высшего образования по специальности «Психология». В России право на оказание психологических услуг имеют специалисты с данным образованием, подтвержденным дипломом государственного образца.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по учебной дисциплине.docx

— 318.64 Кб (Скачать файл)

Глубинно-личностная терапия  может проводиться в рамках различных  школ психотерапии. В настоящее время  можно выделить несколько ведущих  школ, имеющих популярность и пользующихся доверием клиентов. Это психоанализ  или психоаналитическая психотерапия, гештальттерапия, клиент-центрированная и экзистенциальная психотерапия. 

Сходство этих школ психотерапии заключается в следующем. Представители этих школ психотерапии считают, что любое психологическое и психическое нездоровье человека проистекает из нарушенных отношений человека со значимыми Другими в его жизни, в результате чего человек не способен удовлетворить свои витальные потребности. Эти нарушенные отношения со значимыми Другими, изначально развернутые в повседневном взаимодействии, в процессе развития человека как бы «сворачиваются» во внутреннем мире, создавая внутриличностный конфликт. Внутриличностный конфликт – это конфликт между различными силами и побуждениями человека, которые подавляются психикой, но аккумулируют в себе энергию. Эта энергия, будучи освобожденной в процессе работы с психологом, может быть направлена клиентом на изменение своей жизни и на повышение качества ее проживания.

Кроме того, психотерапевты этих школ предполагают, что человек, который эффективен в жизни и  удовлетворен своей жизнью – это  ответственный, зрелый человек, который  может опираться на себя, т.е. достаточно автономен, чтобы не манипулировать своим окружением для достижения своих целей, и способен справляться с задачами и проблемами, встающими перед ним. Это человек, который может строить длительные отношения с людьми, удовлетворяя при этом свои потребности и уважая потребности Другого. Это человек, обладающий свободой выбора. Это человек, осознающий свои ограничения как ограничения находящиеся во внутреннем мире, не приписывающий их обстоятельствам.

9. Бихевиориальное направление психотерапевтической помощи клиенту.

Бихевиоральное направление в практической психологии реализует принципы бихевиоризма. Это направление работает в первую очередь с внешне видимым, наблюдаемым поведением человека и рассматривает человека только как объект воздействий в полной аналогии с естественно-научным подходом."Психология с бихевиористской  точки зрения есть чисто объективная, экспериментальная область естественной науки, которая нуждается в интроспекции так же мало, как такие науки, как химия и физика". Дж. Утсон. Психология с точки зрения бихевиориста."При объективном изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, постольку он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии. Он приходит к заключению, что все эти термины могут быть исключены из описания деятельности человека...Дж.Уотсон. Бихевиоризм.Бихевиоральное направление находится полностью в поведенческой парадигме и ставит в первую очередь задачи изменения поведения.

Методы изменения поведения . Бихевиориальное направление основывается на теориях И. П. Павлова и Б. Скиннера и состоит в модификации поведенческих стереотипов через использование принципов теории научения .Поведенческие и эмоциональные проблемы понимаются как закрепленные в результате поощрения и подкрепления дизадаптивных ответов на средовые раздражители. Задача состоит в их ликвидации или модификации.

Терапия в бихевиоральном подходе

Изначально в бихевиоральной терапии использовалось исключительно  обусловливание: классическое (по Павлову) и оперантное. В настоящее время терапия в бихевиоральном подходе та же, что и в когнитивно-бихевиоральном.

Бихевиоральный и поведенческий подход

Нередко понятия "бихевиоральное направление" и "поведенческий подход" используются как синонимы, однако в сложившейся практике между этими подходами есть существенная разница

Бихевиоральный и поведенческий подход

Поведенческий подход - подход, где в центре внимания психолога  находится человеческое поведение, а конкретнее "что в поведении  есть", "что мы в поведении  изменить хотим" и "что для этого  конкретно следует сделать". Бихевиоральный подход - поведенческий подход, где человек рассматривается не как самостоятельная личность со своими целями, а только как организм, управляемый внешними обстоятельствами.

Соответственно, бихевиоризм (бихевиоральный подход) - разновидность, одно из направлений поведенческого подхода. О всем разнообразии направлений внутри поведенческого подхода 

Направления внутри поведенческой  парадигмы

Поведенческий подход - это  не бихевиоризм, бихевиоризм - только одно из направлений поведенческой парадигмы. Основные направления внутри поведенческой  парадигмы это бихевиоральное направление, когнитивно-бихевиоральное направление, традиционная педагогика, деятельный и личностно-деятельный подход.

Бихевиоральное направление

Рассматривает человека только как организм и объект воздействий, работает в первую очередь с внешне видимым, наблюдаемым поведением человека и его реакциями.

Когнитивно-бихевиоральное направление

Согласно когнитивно-бихевиоральному подходу, внешнее поведение человека определяют не только и не столько внешние стимулы, но его внутренние переменные (импульсы, состояния и ментальные карты). При этом сами эти внутренние переменные определяются внешними обстоятельствами и могут быть ими изменены. В итоге, когнитивно-бихевиоральное направление все равно имеет дело с внешним поведением, разбираясь с тем, как при этом мыслит человек и как это на его поведение влияет.

Традиционная педагогика

Традиционная педагогика - вполне поведенческий подход. Для  традиционной педагогики чувства школьника  могут быть любыми и разными, естественно  отражая обстоятельства жизни и  то, что с ним происходит, но за свое поведение (соответственно возрасту) человек отвечает сам, лично.

Деятельный подход

Согласно деятельному  подходу внутренний мир, мысли и  переживания человека - не простое  отражение внешних обстоятельств  жизни, а преломление через его  систему мотивов и личностных конструктов. При этом основный акцент деятельного подхода - на том, что  человек делает реально, в жизни, на его действиях и поступках. Сторонники деятельного подхода  убеждены, что душа - душой, а за свое поведение человек отвечает сам.

Личностно-деятельное направление (подход)

Согласно личностно-деятельному  подходу, взрослый и разумный человек  свою жизнь строит сам, ставя цели и находя средства для их решения. Любая мысль и любая эмоция должны быть адресны и целесообразны. И за то, что у меня в душе, и за свое внешнее поведение - отвечаю я сам лично, как Автор своей жизни. В центре внимания - все равно поведение, хотя поведение не только внешнее, но и внутреннее. 

10. Гуманистическое направление  психотерапевтической помощи клиенту. 

Гуманистическая психология – направление в психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в том числе развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживания мира, психическое здоровье, «глубинное межличностное общение» и т. д.

Гуманистическая психология сформировалась , как психологическое течение в начале 1960-х гг., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с другой стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми влечениями и комплексами. Представители гуманистического направления стремятся построить совершенно новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.

Основные методологические принципы и положения гуманистического направления сводятся к следующему:

– человек целостен и должен изучаться в его целостности;– каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

– человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире – главная психологическая реальность;

– человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

– человек обладает потенциалом к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

– человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

– человек есть активное, интенциональное, творческое существо.

Основными представителями  данного направления являются А. Маслоу, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, Ф. Бэррон и др.

A. Маслоу известен как один из основателей гуманистического направления в психологии. Наибольшую известность ему принесла его иерархическая модель мотивации. Согласно данной концепции у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей:

– физиологические (органические) потребности, такие как голод, жажда, половое влечение и т. д.;

– потребности в безопасности – потребность чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности;

– потребности в принадлежности и любви – потребность принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими;

– потребности уважения (почитания) – потребность в достижении успеха, одобрение, признание, авторитет;

– познавательные потребности – потребность знать, уметь, понимать, исследовать;

– эстетические потребности – потребность в гармонии, симметрии, порядке, красоте;

– потребности самоактуализации – потребность в реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности.

B. Франкл считал, что основная движущая сила развития личности – это стремление к смыслу, отсутствие которого порождает «экзистенциальный вакуум» и может привести к самым печальным последствиям, вплоть до самоубийства.

11. Области применения индивидуальной  и групповой психотерапии: сравнительный  анализ.

Отличие индивидуальной и  групповой психотерапии,при наличии общих задач, заключается в том, что индивидуальная психотерапия в большей степени ориентирована и акцентирует внимание на историческом (генетическом) аспекте личности клиента, но учитывает при этом и реальную ситуацию взаимодействия, а групповая — в большей степени на межличностных аспектах, но обращается и к историческому плану личности участника. Таким образом, индивидуальная и групповая формы психотерапии решают общие психотерапевтические задачи (раскрытие и переработку внутреннего психологического конфликта и коррекцию нарушенных отношений личности, обусловивших возникновение и субъективную неразрешимость конфликта, а также фиксирующих его), используя свою специфику R.W.Toseland и M.Siporin (1986) обобщили 32 исследования, в которых сравнивалась эффективность индивидуальной и групповой психотерапии при решении проблем межличностных отношений. В 24 работах значительных различий не было выявлено, однако оставшиеся 8 работ свидетельствуют о значительно большей эффективности групповой психотерапии по сравнению с индивидуальной. Конечно, исследования такого рода в какой-то мере двусмысленны, так как их результаты в значительной степени зависят от симпатий исследователей к одному или другому способу психотерапии, от того, какая индивидуальная и какая групповая психотерапия сравниваются, от квалификации психотерапевтов, наконец от того, как психотерапевты и консультанты понимают эффективность своей работы.

Групповая психотерапия более  экономична и для клиентов, так  как стоит на треть или половину дешевле для отдельного участника. Это является одной из важнейших причин распространения разнообразных форм групповой психотерапии в последние время.

В самой группе заложены уникальные психотерапевтические возможности, которые отсутствуют или занимают очень незначительное место в  индивидуальной психотерапии. Это прежде всего межличностное (социальное) обучение, позволяющее более глубоко познакомиться со стилем своего общения с другими людьми, а также приобрести более эффективные социальные навыки. Группа дает возможность глазами других посмотреть на себя и свои проблемы, моделировать свое поведение “здесь и теперь”. В группе можно получить различные реакции других ее участников на свое поведение, увидеть с их помощью последствия своего поведения не только в группе, но и вне ее. Группа не только позволяет участникам всесторонне увидеть себя, но и оказывает поддержку при испробовании новых способов поведения.

Группа значительно лучше  соответствует повседневной жизни  человека, чем контакт психотерапевта – клиента. В группе без усилий “воссоздается” повседневная жизнь  каждого участника – здесь  они бывают такими, какими обычно бывают в отношениях с другими людьми. Это позволяет более “пространственно”  увидеть их жизнь и в особенности  проблемы и трудности отношений. Взаимосвязь межличностных процессов  в группе и межличностных отношений  вне группы увеличивает вероятность  того, что усвоенные в группе новые  способы поведения, изменившееся понимание  себя и своих отношений с другими  будут перенесены в ситуации реальной жизни.

Группа предоставляет  участникам возможность обмениваться жизненным опытом, способами “создания” и решения проблем, учиться на опыте других участников. Это дополнительная возможность самосовершенствования.

Однако групповая психотерапия не является панацеей от всех проблем  человека. Ее применение имеет определенные границы. Несмотря на то, что групповая  психотерапия все шире применяется  в практике, очевидна и ее ограниченность.

Предполагается, что некоторые  люди из-за своих личностных свойств  не могут эффективно решать свои проблемы в группе, а попав в нее, мешают делать это другим участникам (так  называемое “проблематичного поведения” в группах).

Наконец, некоторые групповые  нормы (эмпатия, уважение, стремление к взаимопониманию, позитивная конфронтация, искренность, открытость и т.п.), необходимые для эффективной работы группы, могут порождать иллюзии, так как в жизни они скорее желаемы, чем реальны. Поэтому группа для некоторых участников может стать безопасной “экологической нишей”. Тогда человек начинает “жить” в группе, ничего не меняя в своей реальной жизни. Для таких участников окончание работы группы обычно становится тяжелым испытанием, и они либо стремятся продлить существование группы без терапевта, либо ищут другие подобные группы.

Информация о работе Лекции по "Основам психотерапии"