Лекции по "Психодиагностике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 04:16, курс лекций

Краткое описание

Место и роль практической психологии в контексте проблем отношений науки и практики. Особенности развития практической психологии. Практическая психология в России.
Определение психодиагностики. История термина «психодиагностика». Психодиагностика как раздел психологии и вид работы практического психолога.

Вложенные файлы: 1 файл

Психодиагностика Конспекты лекций.doc

— 1.93 Мб (Скачать файл)

11. Забродин Ю.М., Пахальян В.Э. Основные проблемы практической психологии в современной России // Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. 19 – 21 сентября. Т. 2. – Ростов н/Д, 2007. С. 18 – 19.

12. Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии / Николай Иванович Конюхов. − М., 1996. 160 с.

13. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.И. Непомнящая. – М.: ВЛАДОС, 2001.

14. Никишина В.Б. Психодиагностика в системе социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.Б. Никишина, Т.Д. Василенко. – М., 2004.

15. Общая психодиагностика // Под ред. А.А. Бодалёва и В.В. Столина. − СПб.: Речь, 2003. 440 с.

Тема 3. ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ

 

ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

 

              Личность как объект психологической диагностики. Особенности и трудности изучения личности в психодиагностике. Определение и структура личности. Направленность личности. Выдвижение личности в качестве объекта психологической диагностики.

              Иерархическое многомерное определение черты личности. Различные трактовки черт личности в психологической литературе (Г.И. Россолимо, В.С. Мерлин, Б.М. Теплов, Н.Д. Левитов, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, В.В. Столин).

              Три компонента черт: конституциональные; индивидные; личностные. Континуально-иерархическая модель черт личности.

              Прогностическая эквивалентность многомерных систем. Прогностическая эффективность и теоретическая (или онтологическая) релевантность систем тестовых шкал. Конкретность прогноза, структура выборки и класс ситуаций.

              Психодиагностика конституциональных диспозиций (темперамент). Тест-опросник Я. Стреляу. Тест-опросник Г. Айзенка.

              Измерение социально обусловленных диспозиций (характер). Тест-опросник 16 PF. Патохарактерологическая диагностика.

              Диагностика ситуационно-рефлексивных черт личности.

             

             

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

 

3.1. Личность как объект психологической диагностики

 

Личность – субъект и объект общественных отношений.

А.Г. Ковалёв

 

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы – как история планет.

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.

Е. Евтушенко

 

              3.1.1. Сущностная характеристика личности

 

              Личность - это конкретный человек, являющийся представителем определённого общества, определённой социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий своё отношение к окружающему и наделённый определёнными индивидуально-психологическими особенностями (В.Г. Крысько).

             

В личности выделяется прежде всего её общественная сущность. Создаёт человека природа, а формирует его общество.

 

              Сущностная характеристика личности и её основные особенности определяются:

1. Содержанием мировоззрения человека, его психологической сущностью.

Психологическая сущность мировоззрения личности проявляется в специфическом влиянии её индивидуально- и социально-психологических качеств на поведение, действия и поступки.

2. Степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоёв общества.

3. Степенью осознанности человеком своего места в обществе.

4. Содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью и лёгкостью их переключаемости, узостью или многогранностью.

5. Спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств.

 

              3.1.2. Развитие личности

             

Индивидом рождаются,

личностью становятся,

индивидуальность отстаивают.

А.Г. Асмолов

 

Желающего идти судьба ведёт,

не желающего – влачит.

Сенека, древнеримский философ,

писатель, политический деятель

 

Обусловленность особенностей развития личности

              Внешне обусловленные характеристики личности: социальная природа личности, целостность личности, стадиальность развития личности.

              Внутренне обусловленные характеристики: неравномерность развития личности, интеграция в развитии личности, компенсация в развитии личности.

             

Движущие силы психического развития личности: факторы психического развития (внешние, внутренние), предпосылки психического развития (внешние, внутренние); уровни психического развития личности (уровень актуального развития личности, уровень ближайшего развития личности).

             

Основные направления и тенденции психического развития личности: развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер личности, развитие направленности, характера и способностей личности, развитие психической структуры деятельности личности.

             

Основные тенденции психического развития (В.Г. Крысько):

1)      движение от непроизвольности, непосредственности восприятия и оценки воздействий окружающей среды и общества к произвольному, сознательному взаимодействию с ними;

2)      становление и стабилизация аналитико-синтетической деятельности мозга человека, усложнение его эмоционально-волевой сферы;

3)      постепенный переход от наглядно-действенной, наглядно-образной формы отражения действительности к отвлечённой, абстрактно-логическому её осмыслению;

4)      постепенная интеллектуализация и усложнение всех сторон жизни и деятельности личности, что приводит к формированию устойчивых черт направленности, характера и способностей, осмыслению положительных и отрицательных сторон темперамента, их продуктивному использованию в интересах совершенствования личности;

5)      характер завершения процесса формирования личности, возможные направления её адаптации к социальному и профессиональному окружению.

 

              3.1.3. Классификация базовых понятий в психологии личности

             

Что человек делает, таков он есть.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

 

Индивид.

В понятии человека как индивида выражаются два основных признака:

1.       Человек – это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт.

2.       Человек – это отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.

 

Наиболее общие характеристики индивида:

1)      целостность и своеобразие психофизиологической организации;

2)      устойчивость во взаимодействии с окружающей средой;

3)      активность.

В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного человека со всеми присущими ему особенностями.

 

Личность – это индивид, занимающий определённое положение в обществе, выполняющий определённую общественно полезную деятельность и отличающийся своими, присущими только ему индивидуально- и социально-психологическими особенностями (В.Г. Крысько).

 

Субъект. Человек всегда является субъектом (участником, исполнителем) исторического и общественного процесса в целом, субъектом конкретной деятельности, в частности источником познания и преобразования объективной действительности. Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и самого себя (В.Г. Крысько).

 

Индивидуальность – не есть что-то над- или сверхличностное. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности.  Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую её похожей на окружающих. Индивидуален человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других – малозаметно.

 

              Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферах и одновременно во всех сферах психической деятельности. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее. Она является постоянным объектом исследования при изучении каждой конкретной личности.

Соотношение данных базовых понятий в психологии личности.

             

                            3.1.4. Психологическая структура личности

 

Человек не из одного какого-нибудь побуждения

состоит, человек – целый мир, было бы только

основное побуждение в нём благородно.

Ф.М. Достоевский

 

              Психологическая сторона личности: психические процессы, психические свойства, психические состояния, психические образования.

              Психические процессы – психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.

              Психические свойства – наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определённый уровень поведения и деятельности, типичный для неё. Различают следующие свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности.

              Психические состояния – уровень работоспособности и качества функционирования психики личности в каждый данный момент времени.

              Психические образования – психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний. Навыков и умений.

 

              Мировоззренческая сторона личности: мировоззрение личности, моральный облик личности, нравственный облик личности.

              Мировоззрение личности – это сложившаяся у неё система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали её внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определённых жизненных целей и интересов, отношений, позиций.

              Моральный облик личности – система её представлений о морали, отражающая наличие у неё твёрдых устоев и определяющая её действия и поведение в обществе.

              Нравственный облик личности – устойчивая система её взглядов на нормы отношений людей в обществе и их достойное взаимодействие.

 

              Социально-психологическая сторона личности:  отношение к другим людям, социальные роли личности, социальные позиции личности, социальные установки личности.

              Отношение к другим людям – совокупность проявлений индивидуально- и социально-психологических качеств личности, отражающих типичное её поведение в общении и взаимодействии в другими людьми.

              Социальные роли личности – типичные способы поведения личности, обусловливаемые её индивидуально- и социально-психологическими особенностями, позволяющими завоёвывать определённый авторитет и доверие со стороны других людей.

              Социальные позиции личности – взгляды, убеждения и представления, реализуемые и отстаиваемые личностью в отношениях с другими людьми.

              Социальные установки личности – её настроенность на определённое отношение к обществу и другим людям.

 

              3.1.5. Направленность личности

 

Кто не может достичь того, чего хочет,

пусть хочет того, на что способен.

Леонардо да Винчи

 

              Направленность личности – это такое её психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели жизни и деятельности (В.Г. Крысько).

              Структура направленности личности: потребности личности, мотивы личности, мировоззрение личности, установки личности, цели личности.

              Потребности как испытываемая личностью нужда в чём-либо (В.Г. Крысько).

Структура потребностей личности: материальные потребности, социальные потребности, духовные потребности. Пирамида потребностей А. Маслоу.

Особенности потребностей.

 

Мотивы как внутренние силы личности, связанные с потребностями личности и побуждающие её к определённой деятельности (В.Г. Крысько).

Информация о работе Лекции по "Психодиагностике"