Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 04:16, курс лекций
Место и роль практической психологии в контексте проблем отношений науки и практики. Особенности развития практической психологии. Практическая психология в России.
Определение психодиагностики. История термина «психодиагностика». Психодиагностика как раздел психологии и вид работы практического психолога.
11. Забродин Ю.М., Пахальян В.Э. Основные проблемы практической психологии в современной России // Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. 19 – 21 сентября. Т. 2. – Ростов н/Д, 2007. С. 18 – 19.
12. Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии / Николай Иванович Конюхов. − М., 1996. 160 с.
13. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.И. Непомнящая. – М.: ВЛАДОС, 2001.
14. Никишина В.Б. Психодиагностика в системе социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.Б. Никишина, Т.Д. Василенко. – М., 2004.
15. Общая психодиагностика // Под ред. А.А. Бодалёва и В.В. Столина. − СПб.: Речь, 2003. 440 с.
Тема 3. ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ
ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ
Личность как объект психологической диагностики. Особенности и трудности изучения личности в психодиагностике. Определение и структура личности. Направленность личности. Выдвижение личности в качестве объекта психологической диагностики.
Иерархическое многомерное определение черты личности. Различные трактовки черт личности в психологической литературе (Г.И. Россолимо, В.С. Мерлин, Б.М. Теплов, Н.Д. Левитов, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, В.В. Столин).
Три компонента черт: конституциональные; индивидные; личностные. Континуально-иерархическая модель черт личности.
Прогностическая эквивалентность многомерных систем. Прогностическая эффективность и теоретическая (или онтологическая) релевантность систем тестовых шкал. Конкретность прогноза, структура выборки и класс ситуаций.
Психодиагностика конституциональных диспозиций (темперамент). Тест-опросник Я. Стреляу. Тест-опросник Г. Айзенка.
Измерение социально обусловленных диспозиций (характер). Тест-опросник 16 PF. Патохарактерологическая диагностика.
Диагностика ситуационно-рефлексивных черт личности.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ
3.1. Личность как объект психологической диагностики
Личность – субъект и объект общественных отношений.
А.Г. Ковалёв
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как история планет.
У каждой всё особое, своё,
И нет планет, похожих на неё.
Е. Евтушенко
3.1.1. Сущностная характеристика личности
Личность - это конкретный человек, являющийся представителем определённого общества, определённой социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий своё отношение к окружающему и наделённый определёнными индивидуально-психологическими особенностями (В.Г. Крысько).
В личности выделяется прежде всего её общественная сущность. Создаёт человека природа, а формирует его общество.
Сущностная характеристика личности и её основные особенности определяются:
1. Содержанием мировоззрения человека, его психологической сущностью.
Психологическая сущность мировоззрения личности проявляется в специфическом влиянии её индивидуально- и социально-психологических качеств на поведение, действия и поступки.
2. Степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоёв общества.
3. Степенью осознанности человеком своего места в обществе.
4. Содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью и лёгкостью их переключаемости, узостью или многогранностью.
5. Спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств.
3.1.2. Развитие личности
Индивидом рождаются,
личностью становятся,
индивидуальность отстаивают.
А.Г. Асмолов
Желающего идти судьба ведёт,
не желающего – влачит.
Сенека, древнеримский философ,
писатель, политический деятель
Обусловленность особенностей развития личности
Внешне обусловленные характеристики личности: социальная природа личности, целостность личности, стадиальность развития личности.
Внутренне обусловленные характеристики: неравномерность развития личности, интеграция в развитии личности, компенсация в развитии личности.
Движущие силы психического развития личности: факторы психического развития (внешние, внутренние), предпосылки психического развития (внешние, внутренние); уровни психического развития личности (уровень актуального развития личности, уровень ближайшего развития личности).
Основные направления и тенденции психического развития личности: развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер личности, развитие направленности, характера и способностей личности, развитие психической структуры деятельности личности.
Основные тенденции психического развития (В.Г. Крысько):
1) движение от непроизвольности, непосредственности восприятия и оценки воздействий окружающей среды и общества к произвольному, сознательному взаимодействию с ними;
2) становление и стабилизация аналитико-синтетической деятельности мозга человека, усложнение его эмоционально-волевой сферы;
3) постепенный переход от наглядно-действенной, наглядно-образной формы отражения действительности к отвлечённой, абстрактно-логическому её осмыслению;
4) постепенная интеллектуализация и усложнение всех сторон жизни и деятельности личности, что приводит к формированию устойчивых черт направленности, характера и способностей, осмыслению положительных и отрицательных сторон темперамента, их продуктивному использованию в интересах совершенствования личности;
5) характер завершения процесса формирования личности, возможные направления её адаптации к социальному и профессиональному окружению.
3.1.3. Классификация базовых понятий в психологии личности
Что человек делает, таков он есть.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
Индивид.
В понятии человека как индивида выражаются два основных признака:
1. Человек – это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт.
2. Человек – это отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.
Наиболее общие характеристики индивида:
1) целостность и своеобразие психофизиологической организации;
2) устойчивость во взаимодействии с окружающей средой;
3) активность.
В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного человека со всеми присущими ему особенностями.
Личность – это индивид, занимающий определённое положение в обществе, выполняющий определённую общественно полезную деятельность и отличающийся своими, присущими только ему индивидуально- и социально-психологическими особенностями (В.Г. Крысько).
Субъект. Человек всегда является субъектом (участником, исполнителем) исторического и общественного процесса в целом, субъектом конкретной деятельности, в частности источником познания и преобразования объективной действительности. Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и самого себя (В.Г. Крысько).
Индивидуальность – не есть что-то над- или сверхличностное. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую её похожей на окружающих. Индивидуален человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других – малозаметно.
Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферах и одновременно во всех сферах психической деятельности. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее. Она является постоянным объектом исследования при изучении каждой конкретной личности.
Соотношение данных базовых понятий в психологии личности.
3.1.4. Психологическая структура личности
Человек не из одного какого-нибудь побуждения
состоит, человек – целый мир, было бы только
основное побуждение в нём благородно.
Ф.М. Достоевский
Психологическая сторона личности: психические процессы, психические свойства, психические состояния, психические образования.
Психические процессы – психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.
Психические свойства – наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определённый уровень поведения и деятельности, типичный для неё. Различают следующие свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности.
Психические состояния – уровень работоспособности и качества функционирования психики личности в каждый данный момент времени.
Психические образования – психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний. Навыков и умений.
Мировоззренческая сторона личности: мировоззрение личности, моральный облик личности, нравственный облик личности.
Мировоззрение личности – это сложившаяся у неё система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали её внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определённых жизненных целей и интересов, отношений, позиций.
Моральный облик личности – система её представлений о морали, отражающая наличие у неё твёрдых устоев и определяющая её действия и поведение в обществе.
Нравственный облик личности – устойчивая система её взглядов на нормы отношений людей в обществе и их достойное взаимодействие.
Социально-психологическая сторона личности: отношение к другим людям, социальные роли личности, социальные позиции личности, социальные установки личности.
Отношение к другим людям – совокупность проявлений индивидуально- и социально-психологических качеств личности, отражающих типичное её поведение в общении и взаимодействии в другими людьми.
Социальные роли личности – типичные способы поведения личности, обусловливаемые её индивидуально- и социально-психологическими особенностями, позволяющими завоёвывать определённый авторитет и доверие со стороны других людей.
Социальные позиции личности – взгляды, убеждения и представления, реализуемые и отстаиваемые личностью в отношениях с другими людьми.
Социальные установки личности – её настроенность на определённое отношение к обществу и другим людям.
3.1.5. Направленность личности
Кто не может достичь того, чего хочет,
пусть хочет того, на что способен.
Леонардо да Винчи
Направленность личности – это такое её психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели жизни и деятельности (В.Г. Крысько).
Структура направленности личности: потребности личности, мотивы личности, мировоззрение личности, установки личности, цели личности.
Потребности как испытываемая личностью нужда в чём-либо (В.Г. Крысько).
Структура потребностей личности: материальные потребности, социальные потребности, духовные потребности. Пирамида потребностей А. Маслоу.
Особенности потребностей.
Мотивы как внутренние силы личности, связанные с потребностями личности и побуждающие её к определённой деятельности (В.Г. Крысько).