Лекции по "Психодиагностике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 04:16, курс лекций

Краткое описание

Место и роль практической психологии в контексте проблем отношений науки и практики. Особенности развития практической психологии. Практическая психология в России.
Определение психодиагностики. История термина «психодиагностика». Психодиагностика как раздел психологии и вид работы практического психолога.

Вложенные файлы: 1 файл

Психодиагностика Конспекты лекций.doc

— 1.93 Мб (Скачать файл)

                           

 

Литература

 

1.     Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази. Ч. 1-2. М.: Педагогика, 1982.

2.     Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение / Андрей Владимирович Брушлинский. − М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 392 с. 

3.       Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. − СПб.: Питер Ком., 1999. 528 с.

4.     Дружинин В.Н. Психология общих способностей / Владимир Николаевич Дружинин. − СПб.: Питер, 2000. 368 с.

5.     Забродин Ю.М. Психодиагностика / Забродин Ю.М., Пахальян В.Э.; под общ. ред. Ю.М. Забродина. – М.: Эксмо, 2010. – 448 с. – (Новейший справочник психолога).

6.     Общая психодиагностика // Под ред. А.А. Бодалёва и В.В. Столина. − СПб.: Речь, 2003. 440 с.

7.     Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. − М.: Просвещение,1990. 142 с.

8.     Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Даниил Яковлевич Райгородский. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. 640 с.

9.     Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров / Даниил Яковлевич Райгородский. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. 672 с.

10. Трофимова Н.М., Поленякина Е.В., Трофимова Н.Б. Общая психология: Практикум. – СПб.: Питер, 2005. – 320 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 8. ПСИХОДИАГНОСТИКА  МОТИВАЦИИ

 

ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

 

              Объект и методы психодиагностики мотивации. Понятие «мотивация» и «мотив» в отечественной психологии (А.Г. Ковалёв, А.Н. Леонтьев, П.В. Симонов). Понятие «мотивация» и «мотив» в зарубежной психологической науке (Б. Вайнер, М. Мадсен, Г. Мюррей, Л. Кронбах, Дж. Аткинсон и др.).

              Обобщённость – специфичность предметного содержания мотива. Мотив и мотивация: особенности диагностики. Мотивы и потребности. Индикаторы мотивации. Прямые методы психодиагностики мотивационной сферы личности. «Список личностных предпочтений» А. Эдвардса. «Форма по изучению личности» Д. Джексона. «Опросник для измерения аффилятивной тенденции и чувствительности к отвержению» А. Мехрабиана. Опросник для измерения результирующей тенденции мотивации достижения А. Мехрабиана. Опросник Р. Нигарда и Т. Гьесме для измерения мотивов. Проективные методы (ТАТ Г. Мюррея, тест фрустраций Розенцвейга, тесты неоконченных предложений, незаконченных рассказов и др.). Методика мотивационной индукции Ж. Ньютена. Диагностика мотивации через искажение объекта перцепции. Диагностика мотивов через личностный смысл. Диагностика мотивов посредством когнитивных оценок. Метод диагностики мотивов через характеристику преград.

              Измерение мотивации достижения.

              Опросник для измерения потребности в достижении.

              Тест юмористических фраз.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

 

8.1. Мотивация: определение и характеристика

 

                            Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения, деятельности. Процесс теоретического осмысления явлений мотивации далёк от своего завершения. Это отражается как в непрекращающемся росте публикаций на эту тему, так и в многозначности трактовок основных понятий этой области, таких, как мотив и потребность. Так, в отечественных работах мотив понимается и как осознанная потребность (Ковалёв А.Г., 1965), и как предмет потребности (Леонтьев А.Н., 1975) и отождествляется с потребностью (Симонов П.В., 1981).

             

              В контексте различных теоретических подходов различаются и схемы анализа мотивации. В зарубежной психологии одной из наиболее влиятельных остаётся реактивная схема S – O – R (стимул – организм – реакция). Развитие когнитивной психологии привело к попыткам заменить мотивационные процессы информационными. Так, в атрибутивном подходе Б. Вайнера, основанном на схеме S – когниция – R, мотивация сводится к промежуточному информационному процессу, а мотивы – к перцеции; тем самым теряется качественная специфика мотивационных образований.

 

Потребности и мотивы как основа формулировки цели деятельности.

Потребности как исходная форма активности живых организмов. Определение потребности.

Помимо чисто биологических потребностей человека выделение потребностей:

1)      в контактах с себе подобными;

2)      познавательные.

 

Мотив – предмет потребности; опредмеченная потребность (А.Г. Ковалёв).

Мотивы – предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания, словом, всё то, в чём нашла воплощение потребность (Л.И. Божович).

Мотивация выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности (И.А. Джидарьян).

 

Структура мотивации:  удовольствия от самой деятельности, значимости непосредственного её результата, «мотивирующей» силы вознаграждения за деятельность, принуждающего  давления на личность (Б.И. Додонов).

Структуры потребностей М. Аргайла, А. Маслоу, Л.И.Божович и др.

 

Главный мотив – ведущий, второстепенные мотивы – мотивы-стимулы.

 

Виды мотивов:

       осознаваемые (мотивы-цели);

       неосознавамые.

 

Формы неосознаваемых мотивов:

       эмоции;

       личностные смыслы.

 

Интерес в мотивационной сфере. Интерес в общепсихологическом смысле – это эмоциональное переживание познавательной потребности как один из компонентов учебной мотивации (И.А. Зимняя). Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности – возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность (игровая деятельность, проблемные ситуации и т.д.).

 

Мотивационные ориентации и успешность деятельности. Различные виды интереса, например результативный, познавательный, процессуальный, учебно-познавательный и др., могут быть соотнесены с мотивационными ориентациями (Е.И. Савонько, Н.М. Симонова).

 

Целеполагание и мотивация. Установлено также чрезвычайно важное для организации учебной деятельности положение о возможности и продуктивности формирования мотивации через целеполагание учебной деятельности.

Устойчивость мотивации. Психологическая устойчивость определяется исследованиями как способность поддерживать требуемый уровень психической активности при широком варьировании факторов, действующих на человека. Процессуальная мотивация является как бы содержательным и «энергетическим» ядром структуры, от которого зависит устойчивость и особенности её изменчивости.

 

Эмоции в теории деятельности – отражение отношения результата деятельности к ее мотиву.

Личностный смысл как переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшиеся в поле действия ведущего мотива (Ю.Б. Гиппенрейтер).

Иерархия мотивов личности. Ситуация конфликта мотивов. Развитие мотивов. Механизм сдвига мотива на цель (А.Н. Леонтьев).

 

              8.2. Психодиагностика мотивов: объект и методы

 

              Подробный анализ теоретических проблем психологии мотивации не входит в задачу курса. Здесь необходимо остановиться на некоторых теоретических различениях, необходимых для понимания мотивационные явлений как объекта психодиагностики. В данном освещении материала опора происходит на подход к пониманию мотивации как психического образования, которое заложено в определении мотива как реального или воображаемого предмета потребности, побуждающего и направляющего на себя деятельность человека (Леонтьев А.Н., 1975).

             

              Обобщённость – специфичность предметного содержания мотива. В содержании мотива можно выделить нечто специфическое, индивидуально-неповторимое, определённое конкретной уникальной ситуацией, и нечто устойчивое, для которого данный конкретный предмет или явление – не более чем одна из возможных форм воплощения. Такое устойчивое предметное содержание характеризует уже не столько сам предмет потребности, сколько личность, эту потребность испытывающую. «Свойство характера – это, в конечном счёте, и есть тенденция, побуждение, мотив, закономерно появляющийся у данного человека при однородных условиях» (Рубинштейн С.Л., 1973). В данном случае С.Л. Рубинштейн имел в виду именно обобщённое предметное содержание мотива. Это же содержание имеется в виду, когда говорится, например, о таких мотивах, как мотив аффиляции, достижения, игры и т.п.

             

              В.Н. Мясищев, использовавший для описания мотивационных явлений категорию отношений, подчёркивал, что последние «могут приобрести устойчивость, выраженную, большую значимость и, продолжая оставаться отношениями, становятся характерными для личности» (Мясищев В.Н., 1958, с. 142).

             

              Предпосылки для такого подразделения мотивов имеются и в зарубежной психологии. М. Мадсен, анализируя различные теории мотивации, подчёркивал, что одни психологи чётко различают диспозиционные и функциональные переменные в мотивации, а другие используют для них одни и те же понятия (Madsen M., 1968).

              Так, для Г. Мюррея потребности (или мотивы), с одной стороны, выступают как устойчивые мотивационные образования, а с другой стороны, это же понятие используется, когда говорится о функциональных переменах (Murray H., 1938). Мадсен считает, что диспозиционные и функциональные переменные необходимо чётко различать.

              Более широко эту проблему рассмотрел Л. Кронбах, который выделил две дисциплины в научной психологии: одна направлена на оценку индивидуальных различий, другая – на исследование характеристик и особенностей поведения. Дж. Аткинсон указывает, что данный разрыв между двумя подходами преодолевается, если рассматривать мотивацию как единство личностных детерминант, т.е. устойчивых мотивов личности, и характеристик непосредственной ситуации (т.е. ситуационных детерминант) (Atkinson J., 1958).

 

              Мотив и мотивация. Мотивы с обобщением, относительно устойчивым предметным содержанием, мы называем «обобщёнными мотивами» в отличие от «конкретных мотивов», предметное содержание которых узкоспецифично. «Обобщённые мотивы» выступают в роли устойчивых атрибутов личности, однако они являются динамическими образованиями, которые при взаимодействии с ситуационными детерминантами актуализируются, т.е. переходят из латентного состояния в актуальное, реально действующее. Актуализация мотива создаёт определённую тенденцию действия – разворачивается мотивационный процесс, направленный на реализацию определённого мотивационного отношения с окружающей действительностью. В процессе реализации этого мотивационного отношения человек преобразует актуальную ситуацию в желательную.

              Диагностика определённого мотива однозначно не определяет диагностику соответствующего ему вида мотивации. Необходимо учитывать вклад детерминант конкретной ситуации. Так, например, степень выраженности латентного мотива достижения у ученика может быть высокой (высокий индекс мотива), но актуальная мотивация достижения при этом может быть слабой. Это происходит из-за того, что школьная ситуация не имеет для него личностного смысла, а это приводит к низкой эффективности учебной деятельности.

              Отличие мотива от мотивации со стороны динамически энергетических характеристик и заключается как раз в том, что интенсивность актуальной мотивации складывается из интенсивности латентного мотива и интенсивности ситуационных детерминант мотивации. Необходима диагностика индивидуально-психологических различий в силе «обобщённых мотивов», которые актуализируются в данной ситуации до использования инструкций. Это даёт возможность более адекватно оценить уровень актуальной мотивации.

 

              Мотивы и потребности. Потребности конкретизируются в мотивах и реализуются через них. Однако из этого не следует, что существует взаимно однозначное соответствие между системой потребностей и системой мотивов. Как потребности, так и мотивы имеют свою качественную специфику, и их нельзя отождествлять. Во-первых, одна и та же потребность может реализовываться через разные мотивы, а один и тот же мотив может реализовывать разные потребности. Таким образом, потребности соответствует целый класс мотивов, а мотив может входить в разные потребностные классы. Сам мотив не является одномерным образованием, а имеет сложную внутреннюю структуру. Так, «обобщённые мотивы» дифференцируются в ряде конкретных мотивов. Когда отношение между потребностью и мотивом рассматривается не столько в генетическом, сколько в функциональном плане, то движение от потребности к мотиву есть движение от возможности к действительности, от общего к конкретному, от потенциального к актуальному, от генотипического к фенотипическому.

              Диагностика мотивов и потребностей не тождественна, хотя тесно взаимосвязана. Психодиагностика мотивов необходима для диагностики потребностей, но она недостаточна.

              Каждому мотиву соответствует свой «мотивационный вес», характеризующий степень вклада, который данный мотив вносит в реализацию той или иной потребности. С другой стороны, мотивы, связанные с определённой потребностью, - это не просто сумма мотивов, а иерархическая система, в которой имеются определённые уровни доминирования мотивов. Определение «мотивационных весов» мотивов даёт возможность обнаружить общие характеристики предмета потребности. Выявление же уровня доминирования мотивов даёт возможность уточнить конкретную специфику предметного содержания потребностей.

Информация о работе Лекции по "Психодиагностике"