Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 04:16, курс лекций
Место и роль практической психологии в контексте проблем отношений науки и практики. Особенности развития практической психологии. Практическая психология в России.
Определение психодиагностики. История термина «психодиагностика». Психодиагностика как раздел психологии и вид работы практического психолога.
Цвет оранжевый - комбинация чувствительности и враждебности.
Цвет пурпурный - сильная потребность власти.
Цвет красный - наибольшая чувствительность. Потребность теплоты из окружения.
Цвет, штриховка 3/4 листа - нехватка контроля над выражением эмоций.
Штриховка, выходящая за пределы рисунка, - тенденция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию.
Цвет желтый - сильные признаки враждебности.
Общий вид
Помещение рисунка на краю листа − генерализованное чувство неуверенности, опасности. Часто сопряжено с определенным временным значением:
а) правая сторона − будущее, левая − прошлое,
б) связанная с предназначением комнаты или с постоянным ее жильцом,
в) указывающая на специфику переживаний: левая сторона − эмоциональные, правая − интеллектуальные.
Перспектива
Перспектива "над субъектом" (взгляд снизу вверх) − чувство, что субъект отвергнут, отстранен, не признан дома. Или субъект испытывает потребность в домашнем очаге, который считает недоступным, недостижимым.
Перспектива, рисунок изображен вдали − желание отойти от конвенционального общества. Чувство изоляции, отверженности. Явная тенденция отграничиться от окружения. Желание отвергнуть, не признать этот рисунок или то, что он символизирует. Перспектива, признаки "потери перспективы" (индивид правильно рисует один конец дома, но в другом рисует вертикальную линию крыши и стены - не умеет изображать глубину) − сигнализирует о начинающихся сложностях интегрирования, страх перед будущим (если вертикальная боковая линия находится справа) или желание забыть прошлое (линия слева).
Перспектива тройная (трехмерная, субъект рисует, по меньшей мере, четыре отдельные стены, на которых даже двух нет в том же плане) − чрезмерная озабоченность мнением окружающих о себе. Стремление иметь в виду (узнать) все связи, даже незначительные, все черты.
Размещение рисунка
Размещение рисунка над центром листа - чем больше рисунок над центром, тем больше вероятность, что:
1) субъект чувствует тяжесть борьбы и относительную недостижимость цели;
2) субъект предпочитает искать удовлетворение в фантазиях (внутренняя напряженность);
3) субъект склонен держаться в стороне.
Размещение рисунка точно в центре листа − незащищенность и ригидность (прямолинейность). Потребность заботливого контроля ради сохранения психического равновесия.
Размещение рисунка ниже центра листа − чем ниже рисунок по отношению к центру листа, тем больше похоже на то, что:
1) субъект чувствует себя небезопасно и неудобно, и это создает у него депрессивное настроение;
2) субъект чувствует себя ограниченным, скованным реальностью.
Размещение рисунка в левой стороне листа − акцентирование прошлого, импульсивность.
Размещение рисунка в левом верхнем углу листа − склонность избегать новых переживаний. Желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии.
Размещение рисунка на правой половине листа − субъект склонен искать наслаждения в интеллектуальных сферах. Контролируемое поведение. Акцентирование будущего.
Рисунок выходит за левый край листа - фиксация на прошлом и страх перед будущим. Чрезмерная озабоченность свободными откровенными эмоциональными переживаниями.
Выход за правый край листа − желание "убежать" в будущее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед открытыми свободными переживаниями. Стремление сохранить жесткий контроль над ситуацией.
Выход за верхний край листа − фиксирование на мышлении и фантазии как источниках наслаждений, которых субъект не испытывает в реальной жизни.
Контуры очень прямые - ригидность.
Контур эскизный, применяемый постоянно − в лучшем случае мелочность, стремление к точности, в худшем - указание на неспособность к четкой позиции.
ЧЕЛОВЕК
Голова
Сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения. Голова большая − неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека.
Голова маленькая − переживание интеллектуальной неадекватности.
Нечеткая голова − застенчивость, робость. Голова изображается в самом конце − межперсональный конфликт.
Большая голова у фигуры противоположного пола − мнимое превосходство противоположного пола и более высокий его социальный авторитет.
Шея
Орган, символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом). Таким образом, это их координационный признак.
Подчеркнута шея − потребность в защитном интеллектуальном контроле.
Чрезмерно крупная шея − осознание телесных импульсов, старание их контролировать.
Длинная тонкая шея - торможение, регрессия.
Толстая короткая шея − уступки своим слабостям и желаниям, выражение неподавленного импульса.
Плечи, их размеры
Признак физической силы или потребности во власти. Плечи чрезмерно крупные - ощущение большой силы или чрезмерной озабоченности силой и властью.
Плечи мелкие - ощущение малоценности, ничтожности. Плечи слишком угловатые - признак чрезмерной осторожности, защиты.
Плечи покатые - уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности.
Плечи широкие - сильные телесные импульсы.
Туловище
Символизирует мужественность.
Туловище угловатое или квадратное - мужественность.
Туловище слишком крупное - наличие неудовлетворенных, остроосознаваемых субъектом потребностей.
Туловище ненормально маленькое - чувство унижения, малоценности.
Лицо
Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это сенсорный контакт с действительностью.
Лицо подчеркнуто - сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.
Подбородок слишком подчеркнут - потребность доминировать.
Подбородок слишком крупный - компенсация ощущаемой слабости и нерешительности.
Уши слишком подчеркнуты - возможны слуховые галлюцинации. Встречаются у особо чувствительных к критике.
Уши маленькие - стремление не принимать никакой критики, заглушить ее.
Глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы - сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий.
Глаза изображены как пустые глазницы - значимое стремление избегать визуальных стимулов. Враждебность.
Глаза выпучены - грубость, черствость.
Глаза маленькие - погруженность в себя.
Подведенные глаза - грубость, черствость.
Длинные ресницы - кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.
Полные губы на лице мужчины - женственность.
Рот клоуна - вынужденная приветливость, неадекватные чувства.
Рот впалый - пассивная значимость.
Нос широкий, выдающийся, с горбинкой - презрительные установки, тенденция мыслить ироническими социальными стереотипами.
Ноздри - примитивная агрессия.
Зубы четко нарисованы - агрессивность.
Лицо неясное, тусклое - боязливость, застенчивость.
Выражение лица подобострастное - незащищенность.
Лицо, похожее на маску - осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденности.
Брови редкие, короткие - презрение, изощренность.
Волосы
Признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремление к ней).
Волосы сильно заштрихованы - тревога, связанная с мышлением или воображением.
Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову - субъектом управляют враждебные чувства.
Конечности
Руки - орудия более совершенного и чуткого приспособления к окружению, главным образом в межперсональных отношениях.
Широкие руки (размах рук) - интенсивное стремление к действию.
Руки шире у ладони или у плеча - недостаточный контроль действий и импульсивность.
Руки, изображенные не слитно с туловищем, а отдельно, вытянутые в стороны - субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля.
Руки скрещены на груди - враждебно-мнительная установка.
Руки за спиной - нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление агрессивных, враждебных влечений.
Руки длинные и мускулистые - субъект нуждается в физической силе, ловкости, храбрости как в компенсации.
Руки слишком длинные - чрезмерно амбициозные стремления.
Руки расслабленные и гибкие - хорошая приспособляемость в межперсональных отношениях.
Руки напряженные и прижатые к телу - неповоротливость, ригидность.
Руки очень короткие - отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности.
Руки слишком крупные - сильная потребность в лучшей приспособляемости в социальных отношениях с чувством неадекватности и склонностью к импульсивному поведению.
Отсутствие рук - чувство неадекватности при высоком интеллекте.
Деформация или акцентирование руки или ноги на левой стороне - социально-ролевой конфликт.
Руки изображены близко к телу - напряжение. Большие руки и ноги у мужчины - грубость, черствость. Сужающиеся руки и ноги - женственность. Руки длинные - желание чего-то достигнуть, завладеть чем-либо.
Руки длинные и слабые - зависимость, нерешительность, потребность в опеке.
Руки, повернутые в стороны, достающие что-то - зависимость, желание любви, привязанности.
Руки вытянуты по бокам - трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами.
Руки сильные - агрессивность, энергичность. Руки тонкие, слабые - ощущение недостаточности достигнутого.
Рука как боксерская перчатка - вытесненная агрессия. Руки за спиной или в карманах - чувство вины, неуверенность в себе.
Руки неясно очерчены - нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях.
Руки большие - компенсация ощущаемой слабости и вины. Руки отсутствуют в женской фигуре - материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая.
Пальцы отделены (обрублены) - вытесненная агрессия, замкнутость.
Большие пальцы - грубость, черствость, агрессия. Пальцев больше пяти - агрессивность, амбиции.
Пальцы без ладоней - грубость, черствость, агрессия. Пальцев меньше пяти - зависимость, бессилие. Пальцы длинные - скрытая агрессия. Пальцы сжаты в кулаки - бунтарство, протест. Кулаки прижаты к телу - вытесненный протест. Кулаки далеко от тела - открытый протест. Пальцы крупные, как гвозди (шипы) - враждебность. Пальцы одномерные, обведены петлей - сознательные усилия против агрессивного чувства.
Ноги непропорционально длинные - сильная потребность независимости и стремление к ней.
Ноги слишком короткие - чувство физической или психологической неловкости.
Рисунок начат со ступней и ног - боязливость. Ступни не изображены - замкнутость, робость. Ноги широко расставлены - откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность).
Ноги неодинаковых размеров - амбивалентность в стремлении к независимости.
Ноги отсутствуют - робость, замкнутость. Ноги акцентированы - грубость, черствость. Ступни - признак подвижности (физиологической или психологической) в межперсональных отношениях.
Ступни непропорционально длинные - потребность безопасности. Потребность демонстрировать мужественность.
Ступни непропорционально мелкие - скованность, зависимость.
Поза
Лицо изображено так, что виден затылок - тенденция к замкнутости.
Голова в профиль, тело анфас - тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении.
Человек, сидящий на краешке стула - сильное желание найти выход из ситуации, страх, одиночество, подозрение.
Человек, изображенный бегущим - желание убежать, скрыться от кого-либо.
Человек с видимыми нарушениями пропорций по отношению к правой и левой стороне - отсутствие личного равновесия.
Человек без определенных частей тела указывает на отвержение, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей (актуально или символично изображенных).
Человек в слепом бегстве - возможны панические страхи.
Человек в плавном легком шаге - хорошая приспособляемость.
Человек - абсолютный профиль - серьезная отрешенность, замкнутость и оппозиционные тенденции.