Лекции по "Психодиагностике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 04:16, курс лекций

Краткое описание

Место и роль практической психологии в контексте проблем отношений науки и практики. Особенности развития практической психологии. Практическая психология в России.
Определение психодиагностики. История термина «психодиагностика». Психодиагностика как раздел психологии и вид работы практического психолога.

Вложенные файлы: 1 файл

Психодиагностика Конспекты лекций.doc

— 1.93 Мб (Скачать файл)

Профиль амбивалентный - определенные части тела изображены с другой стороны по отношению к остальным, смотрят в разные стороны - особо сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации.

Неуравновешенная стоячая фигура - напряжение.

Куклы - уступчивость, переживание доминирования окружения.

Робот вместо мужской фигуры - деперсонализация, ощущение внешних контролирующих сил.

Фигура из палочек - может означать увиливание и негативизм.

Фигура Бабы-Яги - открытая враждебность к женщинам.

Клоун, карикатура - свойственное подросткам ощущение неполноценности. Враждебность, само презрение.

Фон. Окружение

Тучи - боязливая тревога, опасения, депрессия. Забор для опоры, контур земли - незащищенность. Фигура человека на ветру - потребность в любви, привязанности, заботливой теплоте.

Линия основы (земли) - незащищенность. Представляет собой необходимую точку отсчета (опоры) для конструирования целостности рисунка, придает стабильность. Значение этой линии иногда зависит от придаваемого ей субъектом качества, например, "мальчик катается на тонком льду". Основу чаще рисуют под домом или деревом, реже - под человеком.

Оружие - агрессивность.

 

Многоплановые критерии

Разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентирование, штриховка - сфера конфликта.

Пуговицы, бляшка ремня, подчеркнута вертикальная ось фигуры, карманы - зависимость.

Контур. Нажим. Штриховка. Расположение Мало гнутых линий, много острых углов - агрессивность, плохая адаптация.

Закругленные (округленные) линии - женственность. Комбинация уверенных, ярких и легких контуров - грубость, черствость.

Контур неяркий, неясный - боязливость, робость. Энергичные, уверенные штрихи - настойчивость, безопасность.

Линии неодинаковой яркости - напряжение. Тонкие продленные линии - напряжение. Необрывающийся, подчеркнутый контур, обрамляющий фигуру, - изоляция.

Эскизный контур - тревога, робость. Разрыв контура - сфера конфликтов. Подчеркнута линия - тревога, незащищенность. Сфера конфликтов. Регрессия (особенно по отношению к подчеркнутой детали).

Зубчатые, неровные линии - дерзость, враждебность. Уверенные твердые линии - амбиции, рвение.

Яркая линия - грубость.

Сильный нажим - энергичность, настойчивость. Большая напряженность.

Легкие линии - недостаток энергии. Легкий нажим - низкие энергетические ресурсы, скованность.

Линии с нажимом - агрессивность, настойчивость.

Неровный, неодинаковый нажим - импульсивность, нестабильность, тревога, незащищенность.

Изменчивый нажим - эмоциональная нестабильность, лабильные настроения.

 

 

Длина штрихов

Если обследуемый возбудимый, штрихи укорачиваются, если нет - удлиняются.

Прямые штрихи - упрямство, настойчивость, упорство. Короткие штрихи - импульсивное поведение. Ритмичная штриховка - чувствительность, сочувствие, раскованность.

Короткие, эскизные штрихи - тревога, неуверенность. Штрихи угловатые, скованные - напряженность, замкнутость.

Горизонтальные штрихи - подчеркивание воображения, женственность, слабость.

Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи - незащищенность, недостаток упорства, настойчивости.

Вертикальные штрихи - упрямство, настойчивость, решительность, гиперактивность.

Штриховка справа налево - интроверсия, изоляция. Штриховка слева направо - наличие мотивации. Штриховка от себя - агрессия, экстраверсия. Стирания - тревожность, опасливость. Частые стирания - нерешительность, недовольство собой. Стирание при перерисовке (если перерисовка более совершенна) - это хороший знак.

Стирание с последующей порчей (ухудшением) рисунка -

наличие сильной эмоциональной реакции на рисуемый объект или на то, что он символизирует для субъекта.

Стирание без попытки перерисовать (т.е. поправить) - внутренний конфликт или конфликт собственно этой деталью (или с тем, что она символизирует).

Большой рисунок - экспансивность, склонность к тщеславию, высокомерию.

Маленькие фигуры - тревога, эмоциональная зависимость, чувства дискомфорта и скованности.

Очень маленькая фигура с тонким контуром - скованность, чувство собственной малоценности и незначительности.

Недостаток симметрии - незащищенность.

Рисунок у самого края листа - зависимость, неуверенность в себе.

Рисунок на весь лист - компенсаторное превознесение себя в воображении.

 

Детали

Здесь важно их знание, способность оперировать ими и приспособиться к конкретным практическим условиям жизни. Исследователь должен заметить степень заинтересованности субъекта такими вещами, степень реализма, с которым он их воспринимает; относительную значимость, которую он им придает; способ соединения этих деталей в совокупность.

Детали существенные - отсутствие существенных деталей в рисунке субъекта, который, как известно, сейчас или в недалеком прошлом характеризовался средним или более высоким интеллектом, чаще показывает интеллектуальную деградацию или серьезное эмоциональное нарушение.

Избыток деталей - "неизбежность телесности" (неумение ограничить себя) указывает на вынужденную потребность наладить всю ситуацию, на чрезмерную заботу об окружении. Характер деталей (существенные, несущественные или странные) может послужить для более точного определения специфичности чувствительности.

Лишнее дублирование деталей - субъект, скорее всего, не умеет входить в тактичные и пластичные контакты с людьми.

Недостаточная детализация - тенденции к замкнутости.

Особо щепетильная детализация - скованность, педантичность.

 

Ориентация в задании

Способность к критической оценке рисунка при просьбе раскритиковать его - критерии неутерянного контакта с реальностью.

Принятие задания с минимальным протестом - хорошее начало, за которым следует усталость и прерывание рисования.

Извинения из-за рисунка - недостаточная уверенность.

По ходу рисования уменьшаются темп и продуктивность - быстрое истощение.

Название рисунка - экстраверсия, потребность и поддержка. Мелочность.

Подчеркнута левая половина рисунка - идентификация с женским полом.

Упорно рисует, несмотря на трудности - хороший прогноз, энергичность.

Сопротивление, отказ от рисования - скрывание проблем, нежелание раскрыть себя.

 

ДЕРЕВО

Интерпретация по К. Коху исходит из положений К. Юнга (дерево - символ стоящего человека).

Корни - коллективное бессознательное.

Ствол - импульсы, инстинкты, примитивные стадии.

Ветви - пассивность или противостояние жизни.

Интерпретация рисунка дерева всегда содержит постоянное ядро (корни, ствол, ветви) и элементы украшений (листва, плоды, пейзаж). Как уже отмечалось, интерпретация К. Коха была направлена в основном на выявление патологических признаков и особенностей психического развития. На наш взгляд, в интерпретации имеется ряд противоречий, а также наблюдается использование понятий, которые трудно конкретизировать. Например, в интерпретации признака "округленная крона", "недостаток энергии", "дремота", "клевание носом" и тут же "дар наблюдательности", "сильное воображение", "частый выдумщик" или: "недостаточная концентрация" - чего? Какая реальность стоит за этим понятием? Остается неизвестным. К тому же толкование признаков содержит чрезмерное употребление обыденных определений. Например: "пустота", "напыщенность", "высокопарность", "плоский", "пошлый", "мелкий", "недалекий", "жеманство", "притворство", "чопорность", "вычурность", "фальшивость" и тут же - "дар конструктивности", "способности к систематике", "техническая одаренность"; или сочетание "самодисциплина", "самообладание", "воспитанность"-"напыщенность", "чванство", "безучастность", "равнодушие".

При общении с нормальными людьми в процессе психологического консультирования вряд ли допустимо произносить подобные эпитеты в их адрес.

Земля приподнимается к правому краю рисунка - задор, энтузиазм.

Земля опускается к правому краю листа - упадок сил, недостаточность стремлений.

 

Корни

Корни меньше ствола - тяга к спрятанному, закрытому. Корни равны стволу - более сильное любопытство, уже представляющее проблему.

Корни больше ствола - интенсивное любопытство, может вызвать тревогу.

Корни обозначены чертой - детское поведение в отношении того, что держится в секрете.

Корни в виде двух линий - способность к различению и рассудительность в оценке реального; различная форма этих корней может быть связана с желанием жить, подавлять или выражать некоторые тенденции в незнакомом кругу или близком окружении.

Симметрия - стремление казаться в согласии с внешним миром. Выраженная тенденция сдержать агрессивность. Колебания в выборе позиции по отношению к чувствам, амбивалентность, моральные проблемы.

Расположение на листе двойственное - отношение к прошлому, к тому, что изображает рисунок, т.е. к своему поступку. Двойное желание: независимости и защиты в рамках окружения. Центральная позиция - желание найти согласие, равновесие с окружающими. Свидетельствует о потребности в жесткой и неукоснительной систематизации с опорой на привычки.

Расположение слева направо - увеличивается направленность на внешний мир, на будущее. Потребность в опоре на авторитет; поиски согласия с внешним миром; честолюбие, стремление навязывать себя другим, ощущение покинутости; возможны колебания в поведении.

 

Форма листвы

Круглая крона - экзальтированность, эмоциональность. Круги в листве - поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, чувства покинутости и разочарования.

Ветви опущены - потеря мужества, отказ от усилий. Ветви вверх - энтузиазм, порыв, стремление к власти. Ветви в разные стороны - поиск самоутверждения, контактов, самораспыление. Суетливость, чувствительность к окружающему, отсутствие противостояния ему.

Листва-сетка, более или менее густая - большая или меньшая ловкость во избежании проблемных ситуаций.

Листва из кривых линий - восприимчивость, открытое принятие окружающего.

Открытая и закрытая листва на одном рисунке - поиски объективности.

Закрытая листва - охрана своего внутреннего мира детским способом.

Закрытая густая листва - скрытая агрессивность. Детали листвы, не связанные с целым - малозначительные детали принимаются за характеристику явления в целом.

Ветви выходят из одного участка на стволе - детские поиски защиты, норма для ребенка семи лет.

Ветви нарисованы одной линией - бегство от неприятностей реальности, ее трансформация и приукрашивание.

Толстые ветви - хорошее различение действительности. Листья-петельки - предпочитает использовать обаяние. Пальма - стремление к перемене мест. Листва-сетка - уход от неприятных ощущений. Листва как узор - женственность, приветливость, обаяние. Плакучая ива - недостаток энергии, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов; возвращение к прошлому и опыту детства; трудности в принятии решений.

Зачернение, штриховка - напряжение, тревожность.

 

Ствол

Заштрихованный ствол - внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым; скрытая агрессивность.

Ствол в форме разломанного купола - желание походить на мать, делать все, как она, или желание походить на отца, помериться с ним силой, рефлексия неудач.

Ствол из одной линии - отказ реально смотреть на вещи.

Ствол нарисован тонкими линиями, крона толстыми - может самоутверждаться и действовать свободно.

Листва тонкими линиями - тонкая чувствительность, внушаемость.

Ствол линиями с нажимом - решительность, активность, продуктивность.

Линии ствола прямые - ловкость, находчивость, не задерживается на тревожащих фактах.

Линии ствола кривые - активность заторможена тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий.

"Вермишель" - тенденция к скрытности ради злоупотреблений, непредвиденные атаки, скрытая ярость.

Ветви не связаны со стволом - уход от реальности, несоответствующей желаниям, попытка "убежать" в мечты и игры.

Ствол открыт и связан с листвой - высокий интеллект, нормальное развитие, стремление сохранить внутренний мир.

Ствол оторван от земли - недостаток контакта с внешним миром; жизнь повседневная и духовная мало связаны.

Ствол ограничен снизу-ощущение несчастья, поиск поддержки.

Ствол расширяется книзу - поиск надежного положения в своем кругу.

Ствол сужается книзу - ощущение безопасности в кругу, который не дает желаемой опоры; изоляция и стремление укрепить свое "Я" против беспокойного мира.

Общая высота - нижняя четверть листа - зависимость, недостаток веры в себя, компенсаторные мечты о власти.

Нижняя половина листа - менее выраженная зависимость и робость.

Три четверти листа - хорошее приспособление к среде. Лист использован целиком - хочет быть замеченным, рассчитывать на других, самоутверждаться.

Информация о работе Лекции по "Психодиагностике"