Лекции по "Психологии массовых коммуникаций"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 18:15, курс лекций

Краткое описание

Середина 18 века Христиан Вольф: подготовил курс, который освещал основные закономерности деятельности человека. Этот курс существовал в рамках философии и получил название «психология». 1979 год – психология выделяется из философии и становится самостоятельной наукой. Вильгельм Вунд в Лейпциге открывает первую экспериментальную лабораторию по изучению сознания. Основным научным методом был метод интроспекции (самонаблюдения).

Вложенные файлы: 1 файл

Психология массовых коммуникаций.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

две формы обмена:

- скрытый обмен (используются невербальные средства, отсутствие аргументации, иносказательные выражения)

- открытий обмен (полная аргументация, использование механизма убеждения партнера, формулирование четких выводов и оценок). Можно управлять через лидеров, авторитетных личностей

  1. оформление и закрепление ОМ (от индивидуального мнения к общественному, психологическое принуждение)

Виды ОМ:

- официальное ОМ – формируется  в процессе проведения официальных  мероприятий, ОМ получает официальный  статус, закрепляется нормативами

- неофициальное ОМ – формируется  в процессе неформального общения

 

II. Общественное настроение (ОН) – преобладающее состояние чувств определенной социальной группы в конкретный период времени. В основе ОН находится вся система экономических, политических и социальных отношений.

ОН динамично, менее статично, чем ОМ.

Стадии изменения ОН (динамичность ОН):

- брожения

- поворот

- подъем

- затишье

- спад

Формы изменения ОН:

  • постепенное изменение (проходит все стадии последовательно)
  • резкое изменение (нет стадии брожения – например, мода)
  • взрыв (быстрота движения, все стадии, но поворот  и подъем слиты воедино)
      1. взрыв массового брожения и недовольства (стихийность, бессознательность, на экономической и политической почве)
      1. взрыв поворот (большая сила, коренные изменения ОН, сознательность)
      2. взрыв подъем (наибольшая мощность => революция)

 

III. Традиции – социальные механизмы закрепления, воспроизведения, обогащения и передачи последующим поколениям исторически сложившихся устойчивых повторяющихся способов и приемов деятельности социальных групп и общества в целом.

Функции:

- регуляция

- воспитание

- трансляция (передача культуры  от поколения к поколению)

Характеристики традиции:

  • проявляется во всех сферах жизни
  • для формирования традиции необходим определенный исторический период времени
  • складываются на основе тех форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою общественную значимость

 

IV. Обычаи – исторически сложившиеся стереотипные формы массового поведения.

Характеристики:

- унаследованный нормативный способ поведения

- общепринятость и массовость

- медленно изменяются и с  трудом корректируются

- выполняются на бессознательном  уровне

- формируются в результате повседневного  взаимодействия (в бытовой сфере)

- неуклонное следование воспринятому из прошлого опыту

Функции:

  • трансляция культуры

Пути трансляции:

- от поколения к поколению  в рамках конкретного общества

- от общества к обществу

- от общества к индивиду (осуществляется  процесс социализации в обществе)

  • социальный контроль
  • социальная интеграция (происходит групповое сплочение)

 

Слухи и сплетни

Слухи – форма самовыражения общественного настроения и общественного мнения. В основе лежит недостоверная или искаженная информация, которая распространяется в устном виде при непосредственном общении. Возникает при отсутствии полной или достоверной информации.

Виды слухов (классификация):

  1. по степени недостоверности:

- абсолютно недостоверные

- просто недостоверные

- относительно недостоверные

- близкие к достоверности

2) по эмоциональным характеристикам

- слух-желание (сильное эмоциональное  желание, которое отражает потребности  и ожидания аудитории)

- слух-пугало (в основе – негативные  настроения и эмоциональные состояния)

- агрессивный слух (стимулирует  агрессивное поведение общества)

- нелепые слухи (в основе – очевидная нелепость)

 

Сплетни – разновидность слухов, в основе – неточные, заведомо неверные сведения, ориентированные на популярных индивидуумов в обществе. Удовлетворяют потребность в дополнительной информации о жизни популярных людей.

Функции сплетен:

  1. информационно-познавательная
  2. аффилитативно(сближение)-интеграционная
  3. развлекательно-игровая
  4. протекционно-компенсаторная (проецирует вытесненные свойства и склонности сплетников и приписываются близкие им самим характеристики)
  5. социальный контроль (социальный «тормоз»)
  6. тактическая функция (сплетни как оружие в борьбе).

Информация о работе Лекции по "Психологии массовых коммуникаций"