Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 03:36, курс лекций
Согласно распространенным определением, социально-психологическая социализация (от лат. Socialis - общественный) - характеристика это процесс вхождения индивида в общество, социализации личности активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе.
В процессе социализации у человека формируются социальные качества, знания, умения, соответствующие навыки, что позволяет ей стать дееспособным участником социальных отношений.
Здесь возникает и еще одно важное обстоятельство. В социальной психологии специфически решается проблема "внедрения". Не всегда социальный психолог в состоянии сам внедрить свою рекомендацию. Он может дать серьезный анализ, например, деятельности руководителей на каком-то предприятии, доказать, что в отдельных бригадах отношения неблагоприятны из-за того, что руководитель не обеспечивает оптимальной рабочей атмосферы. Рекомендация будет сформулирована так, что тот или иной мастер, бригадир, начальник цеха не соответствует своей должности и должен быть заменен. Но заменяет его не социальный психолог: принятие решения по этому вопросу есть компетенция администрации, профсоюза, но не социального психолога. Таким образом, в ряде случаев, как отмечал американский социолог П.Лазарсфельд, возникает дистанция между "знанием" проблем и "решением" их: субъектами знания и решения являются разные звенья организации социального процесса. Если же согласиться с тем, что роль социальной психологии при проведении прикладных исследований чисто консультативная, то это вновь заставляет задуматься над вопросом об измерении эффективности таких исследований. Для решения его, безусловно, прежде всего необходимо накопление некоторого опыта.
Вторая сторона проблемы
эффективности социально-
Одно из решений этого вопроса состоит в признании за этой дисциплиной права на манипуляцию человеческой личностью. Наиболее полное выражение эта идея получила в книге Б.Скиннера "По ту сторону свободы и достоинства", где была разработана так называемая рациональная поведенческая технология. Ее сущность заключается в том, что в обществе выделяется особая группа операторов, которая обеспечивает на основе представления о рациональном поведении манипуляцию всеми остальными людьми. Высказывается утверждение, что для последних подобная перспектива является благом, поскольку с них снимается тяжесть принятия решений, осуществления бесконечных выборов и т.д. Операторы манипулируют людьми, в каждом случае продуцируя оптимальное поведение. Поэтому выигрывает общество, выигрывают сами люди, "освобожденные" от свободы, достоинства и т.д.
Предложения, сформулированные в этой работе, настолько очевидно противоречат идеям гуманизма, свободы человеческой личности, что они встретили в свое время самый резкий отрицательный отклик в американской литературе. Многие критики книги Б.Скиннера открыто заявили, что нарисованная перспектива отдает фашизмом. Идея манипуляции человеческой личностью, доведенная до логического конца, приводит к неприемлемой для человечества перспективе вмешательства психологии в святая святых человеческой личности. Предложенное решение вопроса о возможностях психологической науки не может быть принято, исходя из элементарных требований гуманизма. В настоящее время, когда в психологии большое значение приобретает гуманистичесхая ориентация, ее требования особенно важно учитывать при обсуждении проблемы эффективности социально-психологических исследований. Гуманистическая ориентация в психологии (А.Маслоу, К.Роджерс и др.) ставит во главу угла самоактуализацию и самореализацию человеческой личности, раскрытие всех ее потенциальных возможностей. Набор приемов и средств разрабатывается для этой цели, включая прежде всего организацию групп социально-психологического тренинга. "Рост личности" – главное условие самоактуализации человека. Понятно, что система мер, обеспечивающих этот рост и задаваемых в группах тренинга, не существует в вакууме, она не может быть изолирована от социальных процессов, происходящих в обществе. Изменения в них, их характер обусловлены естественным ходом исторического развития, социальной политикой, от которых зависит и положение личности в системе этих процессов.
Особое место в решении этой общей задачи должна найти и социальная психология. Ей предстоит выделить те социальные процессы, где именно она, своими средствами и методами, может служить делу их оптимизации. Таким образом, в общей форме решение вопроса о ее возможностях и границах заключается в следующем: социальная психология не может и не должна претендовать на манипулирование каждой отдельной человеческой личностью. Она должна способствовать оптимизации отношений между людьми, условий для развертывания "сущностных сил" человека. Социальная психология направляет свои рекомендации не в сторону предписаний, что и как делать каждому человеку, но в сторону такого развития отношений между людьми, при котором каждый сможет свободно осуществить свой выбор, и выбор этот будет оптимальным с точки зрения как потребностей общества (группы), так и с точки зрения отдельной личности.
Теперь можно перейти от этой общей постановки вопроса к более конкретному описанию роли социального психолога, работающего в практике.
Если социальный психолог проводит свои исследования на промышленном предприятии, то его позицию можно условно обозначить как позицию человека, находящегося в центре разнообразных отношений между администрацией и профсоюзом, между администрацией и рабочими, между профсоюзом и рабочими и т.д. Социального психолога интересуют все аспекты этих отношений, свои рекомендации он делает относительно всех направлений этих отношений. Он не "воздействует" ни на профсоюз, ни на представителей администрации, ни на рабочих, он "воздействует" на отношения между ними, оптимизируя их.
При этом следует иметь в виду еще одно обстоятельство. Было бы наивно думать, что в результате рекомендаций, полученных в прикладных исследованиях, могут быть немедленно решены все проблемы, возникающие в различных сферах жизни общества. Переоценка возможностей прикладного исследования так же опасна, как и игнорирование его результатов. По-видимому, здесь нужно иметь в виду два рода ограничений.
Прежде всего социальная психология имеет дело лишь с определенной, а именно, психологической стороной общественных явлений. Развитие общественных отношений осуществляется по своим собственным законам, и всякое преувеличение роли психологической стороны недопустимо. Любое исследование межличностных отношений в группе, как бы квалифицированно оно ни было осуществлено, не исчерпывает всех факторов, детерминирующих поведение членов изучаемой группы. Корректная объяснительная модель функционирования группы может быть лишь результатом комплексных исследований, предпринимаемых всей совокупностью общественных наук.
Во-вторых, хотя прикладное
социально-психологическое
Для более конкретного разрешения этой проблемы надо специально выделить еще одну составляющую социально-психологического знания, а именно "практическую социальную психологию".
На современном этапе метод социометрии представляет собой вызванные исследователем акт выбора испытуемыми других членов группы для совместной деятельности на основе личных предпочтений.
Волков В.П, Т.Е. Конникова, Л.И. Уманский, Коломинский.
В основе использования социометрических методов на современном этапе лежат идеи Я.Л. Коломинского опирающееся на разработанную им концепцию межличностного взаимодействия. С позиций Коломинского взаимодействие включает в себя 2 основных компонента:
Социометрический метод направлен на изучение взаимоотношений членов группы на основе межличностных предпочтений.
В отечественной психологии решающий вклад в развитие социометрического направления внес Я. Л. Коломинский, его разработки не имеют аналогов в Западной социальной психологии.
Достижения Я.Л. Коломинского:
Социометрия – метод направленный на изучение межличностных отношений в малой группе. Основная идея социометрического метода заключается в том, что испытуемые высказывают в той или иной форме свои предпочтения другим членам группы, в результате специального анализа полученных данных выявляются уровни популярности всех членов группы и оценивается общее состояние взаимоотношений. Вопросы о желании человека участвовать с кем либо в совместной деятельности называются критериями или основаниями выбора.
Различаются сильные (общие), слабые (специфические) критерии выбора. Сильный критерий всегда опирается на ведущий вид деятельности характерный для данного возраста. Слабый не подразумевает опору на ведущую деятельность. Ведущая деятельность значима и предлагает более длительный и тесный контакт. Различают положительные и отрицательные критерии выбора. Различным является количество выбора который может сделать испытуемый. Если количество допустимых выборов ограничено это есть параметрический вариант социометрии, если количество выбора не ограничено – не параметрический вариант.
Общение является чрезвычайно сложным и емким понятием. Часто оно трактуется как взаимодействие двух и более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности. С позиции отечественного деятельностного подхода, общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.Общение - взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает его в своих партнерах.
Человеческое общение может рассматриваться не только как акт осознанного, рационально оформленного речевого обмена информацией, но и в качестве непосредственного эмоционального контакта между людьми. Оно многообразно как по содержанию, так и по форме проявления. Общение может варьировать от высоких уровней духовного взаимопроникновения партнеров до самых свернутых и фрагментарных контактов.
Общение является достаточно многогранным явлением. Оно представляет собой и отношение людей к друг к другу, и их взаимодействие, и обмен информацией между ними, их духовное взаимопроникновение. Аспект личностного отношения - лишь один из компонентов, одна из граней этого явления.
"Функции"
Авторы определяют следующие функции общения: социальная функция, инструментальная функция, общепсихологическая функция. Более детально определены: инструментальная функция общения, необходимая для обмена информацией в процессе управления и совместного труда; синдикативная функция, которая находит свое выражение в сплочении малых и больших групп; трансляционная, необходимая для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев; функция самовыражения, ориентированная на поиск и достижение взаимного понимания.
"Стили"
это способы взаимодействия с другими людьми в процессе общения Обычно выделяют 10 таких стилей:
1) доминантный (стратегия,
2) драматический (преувеличение
и эмоциональная окраска
3) спорный (агрессивный или
4) успокаивающий (расслабляющая
манера общения, имеющая целью
снижение тревожности
5) впечатляющий (стратегия, ориентированная на то, чтобы произвести впечатление);
6) точный (нацеленный на точность и аккуратность сообщения);
7) внимательный (выказывание интереса к тому, что говорят другие);
8) воодушевленный (частое использование
невербального поведения —
9) дружеский (тенденция
10) открытый (представляющий стремление
безбоязненно выражать свое
"Фасилитация"
Фасилитация (англ. facilitate – облегчать, помогать) – облегчение взаимодействия внутри группы,процесс оказания помощи группе в выполнении задачи, решении проблемы или достижения соглашения к взаимному удовлетворению участников.
Фасилитация – одновременно процесс и группа навыков, позволяющих эффективно организовать обсуждение сложной проблемы или спорной ситуации и без потерь времени выполнить всепункты повестки собрания или совещания. Успешная фасилитация включает предварительную подготовку, планирование и конструктивный подход. Фасилитация – метод осуществления тренерской работы, проведения обсуждения или формакорпоративного обучения, при которой тренер-фасилитатор занимает равную позицию с членами команды и помогает им самостоятельно находить ответы на вопросы и/или осваивать какие-либо навыки. Естественно, возникает вопрос о роли и пользе участия тренера в процессе фасилитации. Смысл проведения фасилитации состоит в том, что задачи, стоящие перед командой, без помощи фасилитатора не были бы решены или были бы решены не все, не полностью или не оптимальным образом.