Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 19:16, курсовая работа
Актуальность: Сегодня имеется огромное количество разнообразной научной литературы в области массового сознание, которая, излагая тот или иной взгляд различных авторов, сплетает целую «паутину» из разных видов и формах данного определения. В результате чего возникает необходимость структуризации данного массива информации, которая позволила бы наиболее полно раскрыть основу сознания массы.
Массовое сознание - тип общественного сознания: - связанный с деятельностью массовых общностей; и - отражающий различные стороны жизни общества, вызывающие особый интерес массовых общностей.
Массовое сознание характеризуется разорванностью, подвижностью, противоречивостью, быстрыми неожиданными изменениями в одних случаях и определенными стереотипами в других случаях.
Интерес к изучению массового сознания
ГЛАВА II. ВИДЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ
2.1 Теоретические методы исследования
Принято выделять два основных
уровня научного познания: эмпирический
и теоретический . Это
Эмпирический уровень - это этап
сбора данных (фактов) о социальных и природных
объектах. На эмпирическом уровне изучаемый
объект отражается преимущественно со
стороны внешних связей и проявлений.
Главным для этого уровня является
фактифицирующая деятельность. Эти задачи
решаются с помощью соответствующих методов.
Теоретический уровень познания
связан с преобладанием мыслительной
деятельности, с осмыслением эмпирического
материала, его переработкой. На теоретическом уровне
раскрывается:
- внутренняя структура и закономерности
развития систем и явлений
- их взаимодействие и обусловленность.16
Для получения теоретических
К таким методам принято относить:
Абстрагирование - это отвлечение от некоторых свойств изучаемых объектов и выделение тех свойств, которые изучаются в данном исследовании. Имеет универсальный характер, ибо каждый шаг мысли связан с этим процессом или с использованием его результата. Сущность этого метода состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.
Различают процесс абстрагирования
и абстракцию. Процесс абстрагирования
- это совокупность операций, ведущих к
получению результата, т. е. к абстракции.
Примерами абстракции могут служить бесчисленные
понятия, которыми оперирует человек не
только в науке, но и в обыденной жизни:
дерево, дом, дорога, жидкость и т. п. Процесс
абстрагирования в системе логического
мышления тесно связан с другими методами
Аксиоматический метод. Впервые был применен Евклидом. Суть метода состоит в том, что вначале рассуждения задается набор исходных положений, не требующих доказательств, поскольку они являются совершенно очевидными. Это положения называют аксиомами или постулатами. Из аксиом по определенным правилам строится система выводных суждений. Совокупность исходных аксиом и выведенных на их основе предложений (суждений) образует аксиоматически построенную теорию.
Анализ и синтез. Анализ - это метод, в основе которого лежит процесс разложения предмета на составные части. Когда ученый пользуется методом анализа, он мысленно разделяет изучаемый объект, то есть, выясняет, из каких частей он состоит, каковы его свойства и признаки.
Синтез представляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто целое. В результате применения синтеза происходит соединение знаний, полученных в результате использования анализа в единую систему.
Методы анализа и синтеза в научном творчестве органически связаны между собой и могут принимать различные формы в зависимости от свойств изучаемого объекта и цели исследования .
Прямые (эмпирические) анализ и синтез применяются на стадии поверхностного ознакомления с объектом. При этом осуществляется выделение отдельных частей объекта, обнаружение его свойств, простейшие измерения, фиксация непосредственно данного, лежащего на поверхности общего.
Наиболее глубоко проникнуть
в сущность объекта позволяют структурно-генетические
анализ и синтез. Этот тип анализа и синтеза
требует вычленения в сложном явлении
таких элементов, которые представляют
самое главное в них, их «клеточку», оказывающую
решающее влияние на все остальные стороны
сущности объекта.
Для исследования сложных развивающихся
объектов применяется исторический метод .
Он используется только там, где так или
иначе предметом исследования становится
история объекта.
Идеализация - это мысленное создание понятий об объектах, не существующих в природе, но для которых имеются прообразы в реальном мире. Примерами понятий, которые возникли в процессе использования метода идеализации, являются "Идеальный газ", "Идеальный раствор", "Точка". Метод идеализации широко применяется не только в естественных науках, но и в общественных дисциплинах.
Индукция и дедукция. Индукция - вывод, рассуждение от "частного" к "общему". Умозаключение от фактов к некоторой общей гипотезе.
Дедуктивный метод основан на получении вывода при рассуждении от общего к частному. То есть, новое знание о предмете получают путем изучения свойств данного класса.
Восхождения от абстрактного к конкретному. Восхождение от абстрактного к конкретному представляет собой всеобщую форму движения научного познания, закон отображения действительности в мышлении. Согласно этому методу процесс познания как бы разбивается на два относительно самостоятельных этапа.
На первом этапе происходит переход от чувственного конкретного к его абстрактным определениям. Единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений. Он как бы «испаряется», превращаясь в совокупность зафиксированных мышлением абстракций, односторонних определений.
Второй этап процесса познания и есть восхождение от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в движении мысли от абстрактных определений объекта к конкретному в познании. На этом этапе как бы восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей своей многогранности — но уже в мышлении.
Оба этапа познания теснейшим образом взаимосвязаны. Восхождение от абстрактного к конкретному невозможно без предварительного «анатомирования» объекта мыслью, без восхождения от конкретного в действительности к абстрактным его определениям. Таким образом, можно сказать, что рассматриваемый метод представляет собой процесс познания, согласно которому мышление восходит от конкретного в действительности к абстрактному в мышлении и от него — к конкретному в мышлении.17
Oдной из традиционных социологических проблем является анализ массового сознания , но традиционную проблему можно изучать нетрадиционными методами. Один из таких подходов продемонстрировал знаменитый философ М. К. Мамардашвили: «Возможно, каким-то первичным образом сознание находится вне индивида как некое пространственно-подобное или полевое образование. И поэтому метафоры и символы древности (в том числе мифологические, религиозные) содержат в себе, если их расшифровать, больше информации о свойствах сознания, чем любая привязка наблюдаемого поведения к изменениям характеристик мозга».
Массовому сознанию
Массовое сознание
В силу своей автономности (архетипы проявляют себя через человека, его психику и сознание) и динамической направленности архетипы многозначны, характеризуются богатством своих отношений и потому не могут быть охвачены однозначными формулировками. Они исчерпывающим образом не классифицируемы, они в полной мере рационально не инкорпорируются в структуры сознания. Существует множество явлений психической жизни, которые указывают на существование архетипов. Кроме сна к ним следует отнести беспричинные настроения, которые часто охватывают людей, универсальные жесты, религиозные догмы, универсальные мифологические и сказочные сюжеты, стереотипы поведения, установки деятельности, саму способность человека к рефлексии, иллюзии, видениям и др. При изучении архетипов доступно только их описание, интерпретация и незначительная типизация.
Современная социальная психология
выделяет в массовом сознании два уровня:
первичный (эмоционально-действенный)
и вторичный (рациональный). Массовое
На основе базисного эмоционально-действенного
уровня образуется более рациональный
уровень, включающий различные когнитивные
компоненты: общедоступные знания, массово
обсуждаемую и разделяемую информацию.
Рациональный уровень массового сознания
2.2 Формы, виды
и особенности в исследовании массового
В современном социогуманитарном знании тема масс и массового сознания осознается как особо важный системообразующий обьект комплексных исследований, требующих интеграции методологического и методического арсенала всех наук, так или иначе изучающих общество и человека. Формирование научных представлений о механизмах функционирования масс в социальном значимых процессах, особенностях массового сознания, массовых настроений и массового поведения как основополагающих факторов эффективного и стабильного функционирования всей социальной макросистемы является одной из наиболее востребованных жизнью задач. Ведь именно массами в решающей степени определяется практическая судьба всевозможных преобразований в истории. Любой «исторический выбор пути» становится действительно историческим, когда он признается массами, получает поддержку в массовом сознании. Исследователи продолжают испытывать серьезные теоретические и практические трудности, обусловленные концептуальной сложностью и неоднозначностью интерпретации самого термина «масса» как в различных научных дисциплинах, так и в различных контекстах внутри дисциплин. 20