Межличностное общение детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 08:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить закономерности межличностных отношений младших дошкольников.
Задачи исследования:
Определить роль общения со сверстниками в психическом развитии ребенка;
Выявить особенности общения дошкольников со сверстниками,
проследить формы его развития, а также выделить проблемные формы этого общения;
Определить условия использования диагностических методик при работе с дошкольниками;
Определить специфику методов и особенности их применения
для исследования межличностных отношений дошкольников.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 89.24 Кб (Скачать файл)

 

Протокол  №15

Тема: наблюдение.

Цель: описать взаимодействия детей  в естественных условиях.

Объект наблюдения: межличностные  взаимоотношения детей младшего дошкольного возраста.

Наблюдатель: Абрамова Ю. Г.

Ситуация наблюдения: свободная  игра.

Дата: 13.03.2012

Ход наблюдения

Время

Особенности поведения и деятельности

Истолкование факта с точки  зрения цели наблюдения

8.25

Милана толкнула Нику

негативный эмоциональный фон

9.40

Вероника играет в «Больницу», зовёт пациентов, пришли Лёша, Лиза, Мирик, Варя, Лиза и Соня отказываются, Ника берёт их за руку и усаживает на скамейку «в очередь»

высокая инициативность

16.40

Мирик просит достать деревянную машину, зовёт покататься ребят, многие соглашаются

высокая инициативность


 

Протокол  №16

Тема: наблюдение.

Цель: описать взаимодействия детей  в естественных условиях.

Объект наблюдения: межличностные  взаимоотношения детей младшего дошкольного возраста.

Наблюдатель: Абрамова Ю. Г.

Ситуация наблюдения: свободная  игра.

Дата: 15.03.2012

Ход наблюдения

Время

Особенности поведения и деятельности

Истолкование факта с точки  зрения цели наблюдения

8.25

Соня ищет напарника поиграть в  «Парикмахерскую», никто не соглашается, берёт куклу и играет с ней

средняя инициативность

9.40

Настя  стукнула Варю, Варя даёт сдачу

негативный эмоциональный фон


Протокол  №17

Тема: проблемная ситуация «Строитель».

Цель: выявить межличностные  взаимоотношения во время совместной деятельности.

Инструментарий: набор мелкого  строителя.

Экспериментатор: Абрамова Ю. Г.

Испытуемые: Мирик и Варя

Условия проведения: организованная игра

Дата: 23.04.2012               Время: с 9.00 по 9.30

Ход работы

Инструкция: Перед началом строительства взрослый предлагает детям рассмотреть конструктор и рассказать, что можно из него построить. По правилам игры один из детей должен быть строителем (т. е. осуществлять активные действия), а другой — контролером (пассивно наблюдающим за действиями строителя). Дошкольникам предлагается самостоятельно решить: кто будет строить первым и, соответственно, будет исполнять роль строителя, а кто будет контролером — следить за ходом строительства. В ходе строительства взрослый 2—3 раза поощряет или порицает ребенка-строителя. Например: «Очень хорошо, отличный дом, ты замечательно строишь» или «Что-то у тебя странный дом получается, таких не бывает».

Результаты: Мирик предложил  первой строить Варе: «Она же девочка». Контролировал беглыми взглядами, Варя же следила пристально, подсказывала какую выбрать деталь. Мирик посмеялся  над постройкой, Варя стала говорить, что у неё получилось лучше. На мои критические замечания оба стали защищать сверстника.

Вывод: у детей вполне приятельские отношения, Мирослав с уважением  относится к девочкам.

 

Протокол  №18

Тема: проблемная ситуация «Строитель».

Цель: выявить межличностные  взаимоотношения во время совместной деятельности.

Инструментарий: набор мелкого  строителя.

Экспериментатор: Абрамова Ю. Г.

Испытуемые: Лёша и Витя

Условия проведения: организованная игра

Дата: 27.04.2012               Время: с 9.00 по 9.30

Ход работы

Инструкция: Перед началом строительства взрослый предлагает детям рассмотреть конструктор и рассказать, что можно из него построить. По правилам игры один из детей должен быть строителем (т. е. осуществлять активные действия), а другой — контролером (пассивно наблюдающим за действиями строителя). Дошкольникам предлагается самостоятельно решить: кто будет строить первым и, соответственно, будет исполнять роль строителя, а кто будет контролером — следить за ходом строительства. В ходе строительства взрослый 2—3 раза поощряет или порицает ребенка-строителя. Например: «Очень хорошо, отличный дом, ты замечательно строишь» или «Что-то у тебя странный дом получается, таких не бывает».

Результаты: Витя сказал, что он будет первый, Алёша не спорил. Оба мальчика наблюдали  за действиями друг друга беглыми  взглядами. У обоих были только позитивные оценки, подсказывали друг другу. На мои поощрения и порицания была адекватная реакция.

Вывод: у мальчиков дружеские отношения, Витя показал себя лидером.

Протокол  №19

Тема: проблемная ситуация «Строитель».

Цель: выявить межличностные  взаимоотношения во время совместной деятельности.

Инструментарий: набор мелкого  строителя.

Экспериментатор: Абрамова Ю. Г.

Испытуемые: Лиза и Семён

Условия проведения: организованная игра

Дата: 29.04.2012               Время: с 9.00 по 9.30

Ход работы

Инструкция: Перед началом строительства взрослый предлагает детям рассмотреть конструктор и рассказать, что можно из него построить. По правилам игры один из детей должен быть строителем (т. е. осуществлять активные действия), а другой — контролером (пассивно наблюдающим за действиями строителя). Дошкольникам предлагается самостоятельно решить: кто будет строить первым и, соответственно, будет исполнять роль строителя, а кто будет контролером — следить за ходом строительства. В ходе строительства взрослый 2—3 раза поощряет или порицает ребенка-строителя. Например: «Очень хорошо, отличный дом, ты замечательно строишь» или «Что-то у тебя странный дом получается, таких не бывает».

Результаты: Семён строил первый, Лиза не возражала. Лиза не обращала внимания на действия Семёна, он следил лишь беглыми взглядами. Семён сравнивал со своей постройкой, хвастал, Лиза никак не комментировала. Оба ребёнка поддерживали мои комментарии.

Вывод: дети нейтральны друг к другу, дружеских  отношений, как и негативных не наблюдалось.

Протокол  №20

Тема: проблемная ситуация «Строитель».

Цель: выявить межличностные  взаимоотношения во время совместной деятельности.

Инструментарий: набор мелкого  строителя.

Экспериментатор: Абрамова Ю. Г.

Испытуемые: Милана и Ника

Условия проведения: организованная игра

Дата: 4.05.2012               Время: с 9.00 по 9.30

Ход работы

Инструкция: Перед началом строительства взрослый предлагает детям рассмотреть конструктор и рассказать, что можно из него построить. По правилам игры один из детей должен быть строителем (т. е. осуществлять активные действия), а другой — контролером (пассивно наблюдающим за действиями строителя). Дошкольникам предлагается самостоятельно решить: кто будет строить первым и, соответственно, будет исполнять роль строителя, а кто будет контролером — следить за ходом строительства. В ходе строительства взрослый 2—3 раза поощряет или порицает ребенка-строителя. Например: «Очень хорошо, отличный дом, ты замечательно строишь» или «Что-то у тебя странный дом получается, таких не бывает».

Результаты: стали спорить, кто будет строить  первым, в итоге Ника уступила: «Мы  сеструльки-кастрюльки». Милана периодически пристально наблюдала, отвлекаясь на других детей, на поход в туалет. Вероника смотрела пристально, подсказывала.  Милана давала только позитивные оценки, Вероника говорила о себе: « Я другой дом построю». Обе девочки были не согласны с моей негативной оценкой, Милана сказала: «Бывает, это же игра».

Вывод: девочки находятся в дружеских  отношениях, находят компромиссы.

Протокол  №21

Тема: проблемная ситуация «Строитель».

Цель: выявить межличностные  взаимоотношения во время совместной деятельности.

Инструментарий: набор мелкого  строителя.

Экспериментатор: Абрамова Ю. Г.

Испытуемые: Соня и Настя

Условия проведения: организованная игра

Дата: 10.05.2012               Время: с 9.00 по 9.30

Ход работы

Инструкция: Перед началом строительства взрослый предлагает детям рассмотреть конструктор и рассказать, что можно из него построить. По правилам игры один из детей должен быть строителем (т. е. осуществлять активные действия), а другой — контролером (пассивно наблюдающим за действиями строителя). Дошкольникам предлагается самостоятельно решить: кто будет строить первым и, соответственно, будет исполнять роль строителя, а кто будет контролером — следить за ходом строительства. В ходе строительства взрослый 2—3 раза поощряет или порицает ребенка-строителя. Например: «Очень хорошо, отличный дом, ты замечательно строишь» или «Что-то у тебя странный дом получается, таких не бывает».

Результаты: девочки долго спорили, кто будет  первым строить, а кто наблюдать. Вмешавшись, предложила жребий. Соня наблюдала  беглыми взглядами, отвлекалась. Настя  не смотрела на действия Сони. Обе девочки  не комментировали действия, только повторяли  за мной поощрения и порицания.

Вывод: дружба у девочек не сформирована, негативного отношения друг к  другу нет.

 


Информация о работе Межличностное общение детей младшего дошкольного возраста