Методы отбора персонала при приеме на работу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1.Провести анализ литературы по психодиагностике. Выбрать методики диагностики личностных качеств.
2. Провести эмпирическое исследование диагностики личностных качеств. Построить профессиограмму и психограмму требований к профессии.
3. Провести анализ и интерпретацию полученных результатов исследования.
4. Дать рекомендации по совершенствованию отбора претендентов.
Гипотеза - в исследовании мы предположили, что методики определения личностных качеств дают объемную картину психологического портрета кандидата.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовикMicrosoft Office Word (версия2).doc

— 396.00 Кб (Скачать файл)

В 1936 г. развитие отечественной психодиагностики было приостановлено. Началась огульная критика всей западной тсстологии. И только в 1982 г. вышел первый переводной учебник А. Анастази «Психология тестирования». Появились частично адаптированные варианты зарубежных тестов Ф. Б. Березина, J1. Н. Собчик, И. Н. Гиляшева, стати разрабатываться отечественные методики исследования умственной одаренности и интеллектуального развития (Д. Б. Богоявленская и др.), психической совместимости (Ф. Д. Горбов, Н. Н. Обозов), мотивации (Ю. М. Орлов), личностных акцентуаций (А. Е. Личко) и др. Однако селекция и сертификация психологических тестов должным образом не производились. Широко распространилось тестовое «самиздательство». Практическая психология не получила научной психометрической базы. И лишь в последнее время стали появляться исследования по научным основам психодиагностики(5).

 

1.2 Профессиограмма и психограмма профессии

 

Профессиограмма - это документ, содержащий описание, во-первых, содержания работы по определенной профессии (функции, обязанности, задачи, операции), во-вторых, требований к носителю определенной профессии (профессиональные, деловые, личные качества). Документальной формой профессиограммы могут быть словесное описание, знаковый алгоритм, видеофильм, компьютерная программа.

Появление первых профессиограмм и их использование для отбора кадров, очевидно, следует отнести к началу ХХ-го века. Именно тогда специалисты автомобильных заводов Форда после анализа содержания работ и определения соответствующих требований к рабочим пришли к выводу, что некоторые профессии вполне под силу инвалидам.

В теории и практике управления персоналом профессиограмма расценивается как документ, который наряду с тарифно-квалификационными справочниками способствует лучшему подбору рабочих особо важных профессий. Различия между взглядами авторов учебных пособий или монографий заключается в том, как лучше описать работу и какие требования к работнику следует включать в профессиограмму. Например, коллектив известного учебника по управлению персоналом рекомендует выделять в профессиограмме шесть разделов:

1) профессия (общие сведения о  профессии; изменения, которые произошли  с развитием НТП; перспективы  развития профессии);

2) процесс труда (характеристика  процесса труда, сфера деятельности  и вид труда, продукция, орудия труда, основные производственные операции и профессиональные обязанности, рабочее место, рабочая поза);

3) санитарно-гигиенические условия  труда (работа в помещении или  на воздухе; шум, вибрация, освещение, температура, режим труда и отдыха; монотонность и темп труда; возможности производственных травм, профзаболеваний: медицинские показания; льготы и компенсации);

4) психофизиологические требования  профессии к работнику (требования  к особенностям восприятия, мышления, внимания, памяти; требования к эмоционально-волевым качествам человека; требования к деловым качествам);

5) профессиональные знания и  навыки (перечень необходимых знаний, умений и навыков);

6) требования к подготовке и  повышению квалификации кадров (формы, методы и сроки профессионального обучения, перспектива профессионального роста) [8].

Автор учебного пособия по управлению карьерой - С.И.Сотникова считает, что профессиограмма должна иметь следующую структуру:

1) общие положения (профессия, распространенность  профессии, отрасль экономики, специальности);

2) подготовка кадров (типы учебных  заведений, формы подготовки, продолжительность  обучения, условия поступления, уровень  полученной квалификации, перспективы  профессионально-квалификационного  и должностного роста);

3) типовые производственные показатели работы (сфера деятельности и виды труда, типы основных орудий труда, важнейшие производственные операции, виды профессиональных трудностей, ошибок, преобладающие типы деятельности, формы организации труда и характер социальных связей);

4) санитарно-гигиенические условия  труда (микроклиматические условия, режим труда и отдыха, травматизм, профзаболевания, мероприятия по  охране труда);

5) медицинские противопоказания;

6) квалификационный профиль (общеобразовательная  подготовка, профессиональная подготовка, общий уровень интеллекта, владение словом, владение числом, пространственная ориентация, восприятие формы, моторная координация, склонность к научно-технической деятельности, специфические способности) [15].

Профессиограмма психолога

Система требований к личности специалиста, обусловленная условиями и характером его деятельности. К специфическим условиям деятельности относятся: высокий уровень нормативности, экстремальный характер, повышенная опасность, многопланность, необходимость оказывать помощь, как личному составу, так и различным категориям граждан.

Профессиограмма структурно включает два основных компонента: личностные качества (психограмму) и совокупность компонентов профессиональной подготовленности, которыми должен обладать психолог . Как показывает практика, успешными могут быть психологи с различным личностным профилем (если он в норме) при выработке адекватного стиля поведения. При прочих равных условиях более успешны специалисты, отвечающие следующим требованиям: Профессиональная направленность – развитые нравственные качества, потребность в аффиляции, успехе, стремление оказывать помощь другим людам, совестливость, чувство долга, готовность к соблюдению всех нормативных предписаний, уважительное отношение к людям, даже если они преступили закон, отсутствие корыстных потребностей, жадности к деньгам, социальный иммунитет к криминальной субкультуре; Эмоционально-волевая сфера – уверенность в себе, смелость, решительность, готовность к активному противодействию правонарушителям, эмоциональная устойчивость, толерантность, требовательность к себе, рефлексивность, самоконтроль, самообладание в экстремальных ситуациях; Коммуникативные способности – потребность в общении, готовность выдерживать обширные и длительные контакты с разными людьми (руководителями, коллегами, посетителями, сотрудниками и членами их семей, правонарушителями), эмпатия, дипломатичность, тактичность, умение вызывать к себе доверие, сглаживать «острые углы», не провоцировать конфликты, лаконично излагать свои мысли в служебных документах; публично выступать. Интеллект – не ниже среднего уровня, практичность и социальная направленность мышления, обладание психологическим мышлением, умение оценивать ситуацию по неполным данным (в условиях информационного дефицита), прогнозировать поведение людей, логически мыслить, обладать развитой психологической интуицией.

Требования к профессиональным умениям психолога  включают в себя: умение проводить профессионально-правовую оценку ; осуществлять профессионально-психологический отбор новых сотрудников;; проводить консультирование руководителей и работников кадровых аппаратов по вопросам расстановки вновь принятых сотрудников в соответствии с их способностями и потребностями практики; оказывать психологическую помощь молодым сотрудникам в адаптации к   новому коллективу; проводить психологическое обследования сотрудников по истечении испытательного срока и готовить заключение об их психологической готовности ; осуществлять профессионально-психологическую подготовку различных категорий сотрудников, в том числе к действиям в экстремальных ситуациях; изучать социально-психологический климат в коллективе выявлять факторы, вызывающие неудовлетворенность , низкую мотивацию труда; разрабатывать и проводить мероприятий по оптимизации психологической обстановки в коллективе; осуществлять психопрофилактическую работу Для совершенствования управленческой деятельности психолог должен уметь: осуществлять психологическое обеспечение работы с резервом кадров на выдвижение (выявлять лиц, склонных к управленческой деятельности, проводить занятия, направленные на развитие лидерских качеств и организаторских способностей), оказывать психологическую помощь молодым сотрудникам при вступлении в новую должность; осуществлять супервизорство деятельности руководителей, а при необходимости и других специалистов; консультировать руководителей по проблемам психологии инноваций, организационных изменений и другим управленческим проблемам; способствовать развитию современной прогрессивной организационной (корпоративной) культуры(11).

Система сопоставления и анализа компетентности персонала на основе профессионального стандарта представляет собой логически завершенную схему, включающую в себя анализ компетенций, согласно имеющимся документам, экзаменационную оценку навыков и знаний, необходимых в трудовой деятельности и рассмотрение личных качеств и психофизиологических особенностей человека с точки зрения его возможностей работать по данной профессии.

В зависимости от стратегий (целей) развития организации формируются требования предприятия к квалификации персонала и описываются профессионально значимые качества персонала. На основе этих требований и качеств образуются внутрифирменные профессиональные стандарты.

Рис. 1.2 Формирование внутрифирменного профессионального стандарта

 

Внутрифирменные профессиональнее стандарты включают в себя базовое образование, опыт работы, состояние здоровья, ключевые навыки, ключевые знания и психофизиологические особенности. На основе документального подтверждения работодатель знакомится с базовым образованием, опытом работы и состоянием здоровья работника. Ключевые навыки и ключевые знания выявляются по результатам тестирования по профессиональным тестам, а психологические особенности по результатам психологического тестирования. На основе полученных данных принимаются кадровые решения(14).

 

Таблица 1. Психограмма психолога        

Личностные особенности, профессиональные умения

1

Внимание, стремление понять позицию других

2

Дружелюбие, общительность

3

Способность стать лидером

4

Вежливость, обходительность

5

Руководство здравым смыслом, следование предписаниям

6

Жизнерадостность

7

Терпеливость, упорство

8

Большое чувство ответственности

9

Способность выполнять работу, полную разнообразия

10

Энтузиазм в трудовой деятельности

11

Тщательность действий

12

Схватывание новых идей, самостоятельность суждений

13

Аккуратность и последовательность в работе

14

Способность к планированию своего будущего

15

Способность к устным высказываниям

16

Хорошая память

17

Способность обучать других

18

Умение заботиться о больных

19

Умение заботиться о посторонних


 

Основные определения понятия личность

    На вопрос, что такое личность, социологи и психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Слово личность («реrsonaliti») в английском языке происходит от латинского «реrsonа». Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. По сути, этот термин изначально указывал на комическую или трагическую фигуру в театральном действии. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли -- некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Чтобы составить представление о многообразии значений понятия личность в социологии и психологии, обратимся к взглядам некоторых признанных теоретиков в этой области. Например, Карл Роджерс описывал личность в терминах самости: как организованную, долговременную, субъективно воспринимаемую сущность, составляющую самую сердцевину наших переживаний. Гордон Оллпорт определял личность как то, что индивидуум представляет собой на самом деле -- внутреннее «нечто», детерминирующее характер взаимодействия человека с миром. А в понимании Эрика Эриксона индивидуум в течение жизни проходит через ряд психосоциальных кризисов и его личность предстает как функция результатов кризиса. Джордж Келли рассматривал личность как присущий каждому индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта. Совсем другую концепцию предложил Рэймонд Кеттел, по мнению которого, ядро личностной структуры образуется шестнадцатью исходными чертами. Наконец, Альберт Бандура рассматривал личность в виде сложного паттерна непрерывного взаимовлияния индивидуума, поведения и ситуации. Столь явная несхожесть приведенных концепций недвусмысленно показывает, что содержание личности с позиции разных теоретических представлений гораздо многограннее, чем представленное в первоначальной концепции «внешнего социального образа»[1]. Еще одно определение личности: «Личность - характерные черты поведения отдельного человека». следовательно, в этом случае выводится из поведения, т.е. чья-то «личность» считается причиной его (ее) поведения. К этому можно добавить, что во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе.

Как объект исследования личность уникальна по своей сложности. Сложность эта заключена, прежде всего, в том, что в личности объединены различные плоскости бытия конкретного человека - от его телесного бытия до духовного - как живого тела, как сознательного и активного субъекта, как члена общества[4].

При попытках определить личность в литературе часто цитируются слова К.Маркса: «…человек есть совокупность всех общественных отношений».

Некоторые авторы видят в этих словах прямое определение личности. Другие не соглашаются с ними, замечая, что у Маркса речь идет, во-первых, не о личности, а о человеке, во-вторых, скорее всего об обобщенном человеке (человечестве в целом), так как ни один конкретный человек не может быть совокупностью всех общественных отношений.

Как отмечает Хьелл Л. и Зиглер Д. большинство теоретических определений личности содержат следующие общие положения:

  В большинстве определений подчеркивается значение индивидуальности, или индивидуальных различий. В личности представлены такие особые качества, благодаря которым данный человек отличается от всех остальных людей. Кроме того, понять, какие специфические качества или их комбинации дифференцируют одну личность от другой, можно только путем изучения индивидуальных различий.

 В большинстве определений  личность предстает в виде  некоей гипотетической структуры  или организации. Поведение индивидуума, доступное непосредственному наблюдению, по крайней мере частично, рассматривается как организованное или интегрированное личностью. Другими словами, личность - абстракция, основанная на выводах, полученных в результате наблюдения за поведением человека.

 В большинстве определений  подчеркивается важность рассмотрения  личности в соотношении с жизненной  историей индивидуума или перспективами  развития. Личность характеризуется  в эволюционном процессе в  качестве субъекта влияния внутренних  и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и меняющиеся обстоятельства окружающей среды.

 В большинстве определений  личность представлена теми характеристиками, которые «отвечают» за устойчивые  формы поведения. Личность как  таковая относительно неизменна и постоянна во времени и меняющихся ситуациях; она обеспечивает чувство непрерывности во времени и окружающей обстановке [1].

Несмотря на вышеперечисленные точки соприкосновения, определения личности у разных авторов существенно варьируют. Но из всего вышеизложенного можно отметить, что личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Информация о работе Методы отбора персонала при приеме на работу