Нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста в ситуации сюжетно-ролевой игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 15:02, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить эффективность сюжетно-ролевой игры как средства нравственного развития детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс организации нравственного развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство нравственного развития детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы нравственного развития детей
дошкольного возраста 8
Нравственное воспитание дошкольников: цели, задачи,
механизмы 8
Формирование моральных представлений и норм у детей
дошкольного возраста 19
Влияние семейных отношений на нравственное развитие
ребенка 28
Сюжетно – ролевая игра как средство нравственного развития детей
старшего дошкольного возраста 34
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа 42
2.1. Выявление уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста 42
2.2. Нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры 47
2.3. Выявление уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста после проведения формирующего этапа эксперимента

Заключение 58
Список литературы 60
Приложение 64

Вложенные файлы: 1 файл

Нравственное развитие детей дошкольного возраста в ситуации .doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

 

 Оглавление

 

Введение                                                                                                           3                                                                                                                       

Глава 1. Теоретические основы нравственного развития детей

               дошкольного возраста                                                                       8                    

    1. Нравственное воспитание дошкольников: цели, задачи,

механизмы                                                                                            8                  

    1. Формирование моральных представлений и норм у детей

дошкольного возраста                                                                         19                 

    1. Влияние семейных отношений на нравственное развитие

       ребенка                                                                                                28

    1. Сюжетно – ролевая игра как средство нравственного развития детей

     старшего дошкольного возраста                                                       34

                                                                                                                               

 

Глава 2. Опытно – экспериментальная  работа                                            42                    

      2.1. Выявление уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста                                                                                     42                                                                                                 

        2.2. Нравственное развитие детей старшего дошкольного  возраста в процессе сюжетно-ролевой игры                                                                 47                                                     

        2.3. Выявление уровня нравственного развития детей старшего дошкольного  возраста после проведения формирующего этапа эксперимента 

                                                                                                                            53

                

 

Заключение                                                                                                       58            

Список литературы                                                                                          60               

Приложение                                                                                                      64   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

         Актуальность исследования. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В связи с этим, перед современной системой дошкольного образования ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности ребенка.

        В настоящее время еще точно не обозначены нравственные ориентиры, подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности,  безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания дошкольников связана со следующими положениями:

         - наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;

         - в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности;

         - само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

Отечественные психологи и педагоги, работающие по проблеме нравственного воспитания:

         - в общем по нравственному воспитанию: Алешина О.О., Гладких Л., Калинина Р., Потаповская О., Подласый И.П., Ушинский К.Д.;

         - нравственное воспитание дошкольников: Гришин Д., Терентьев А., Козлова С.А., Лихачев Б.Г., Мельникова Н., Мулько И.Ф., Петерина С.В., Тришина Е.С.;

         - сюжетно-ролевая игра в нравственном воспитании дошкольников: Бондаренко А.Н., Менджерицкая Д.В., Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.  

К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» [32, 126]:

         - вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют дошкольника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

        В связи с этим, основной функцией  дошкольных образовательных учреждений  является формирование интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной готовности детей к активно-деятельному взаимодействию с окружающим миром (с природой, другими людьми, самим собой и др.).

       В современных условиях, когда динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится все более также непредсказуемым, проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственного воспитания выдвигается на одно из первых мест, как основа прежде всего гуманистического воспитания молодежи в обстановке рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие, нравственные ценности, чтобы и рыночная экономика была сформирована с человеческим лицом для блага человека.

       И  совершенно очевидно, что движение  вперед возможно лишь при соответствующем  уровне нравственного развития  общества, и главное, нравственное  воспитание подрастающего поколения.

        Для достижения положительных  результатов в психическом и  личном развитии дошкольников, прежде  всего, необходимо кардинально  изменить приоритеты целей дошкольного  образования: на передний план  поставить цели, которые заключаются не в вооружении детей определенной суммой предметных знаний, умений, как это было до сих пор, а в воспитании его личности. Соответственно задачей педагогов является воспитание в детях самостоятельности принятых решений, целенаправленности в действиях и поступках, развития в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений, формирование у дошкольника чувства патриотизма, товарищества, коллективизма, активное отношение к действительности, уважение к старшим.

       Исходя из актуальности нравственного воспитания детей дошкольного возраста и выделенного противоречия,  была определена тема исследования: «Нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста в ситуации сюжетно-ролевой игры».

Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить эффективность сюжетно-ролевой игры как средства нравственного развития детей дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс организации нравственного развития детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство нравственного развития детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: процесс нравственного развития детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры будет более эффективным при условиях:

- изучения уровня нравственного  развития детей дошкольного возраста;

- активного использования  методов и приемов руководства  разнообразными сюжетно-ролевыми  играми с опорой на индивидуальные  и возрастные особенности детей;

- организации совместной  деятельности семьи и ДОУ.

Исходя из цели, гипотезы и учитывая специфику предмета исследования, определены следующие задачи:

    1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу и практический опыт по проблеме;
    2. Определить особенности формирования моральных норм и представлений в нравственном воспитании дошкольников;
    3. Выявить уровень нравственного развития детей дошкольного возраста;
    4. Разработать и проверить на практике эффективность сюжетно – ролевой игры как средства нравственного развития дошкольников.

    Теоретико-методологическая основа исследования: 1.Положения концепций отечественных психологов и педагогов по проблеме нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.Ф. Харламова и др.

2.Концепции по проблемам развития игровой деятельности дошкольника А.Н. Леонтьева, Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина и  др.

     Методы исследования.

  1. Теоретические (анализ, обобщение, систематизация психолого – педагогической и методической литературы; интерпретация литературных источников).

2. Эмпирические  (наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности,

 педагогический эксперимент).

Экспериментальная база исследования. Предложенная нами работа была апробирована в Кемеровской область, Тисульский район,  пос. Комсомольск, ул. Ленина 44 а, в старшей группе МДОУ «Ромашка».

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

1. В исследовании проанализирован и обобщен теоретический материал по вопросам нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста.

2. Выявлены условия нравственного развития дошкольников в процессе сюжетно – ролевой игры.

Практическая значимость исследования.

  1. Разработана методика нравственного развития детей дошкольного возраста в ситуации сюжетно – ролевой игры.
  2. Результаты исследования могут использоваться в работе других ДОУ и представлять интерес для родителей, студентов.

На защиту выносятся:

  1. Условия, показатели нравственного развития детей дошкольного возраста.
  2. Методика работы по нравственному развитию дошкольников в ситуации сюжетно – ролевой игры.
  3. Результаты педагогического эксперимента, подтверждающие эффективность проделанной работы.

Структура квалификационного  исследования: введение, две главы и заключение, список литературы, приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы нравственного развития детей

                                   дошкольного возраста

 

  • 1.1. Нравственное воспитание дошкольников: цели, задачи,
  •                                           механизмы

     

              Нравственное развитие дошкольника осуществляется в ходе нравственного воспитания. Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества [14, 103].

             С течением времени ребенок  постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдаете у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

             Конечно, процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но его такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе. И поэтому обучение этим азам и необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку «путеводную нить» в среде себе подобных. Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя ля этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражания взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.

    Информация о работе Нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста в ситуации сюжетно-ролевой игры