Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 15:02, дипломная работа
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить эффективность сюжетно-ролевой игры как средства нравственного развития детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс организации нравственного развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство нравственного развития детей дошкольного возраста.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы нравственного развития детей
дошкольного возраста 8
Нравственное воспитание дошкольников: цели, задачи,
механизмы 8
Формирование моральных представлений и норм у детей
дошкольного возраста 19
Влияние семейных отношений на нравственное развитие
ребенка 28
Сюжетно – ролевая игра как средство нравственного развития детей
старшего дошкольного возраста 34
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа 42
2.1. Выявление уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста 42
2.2. Нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры 47
2.3. Выявление уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста после проведения формирующего этапа эксперимента
Заключение 58
Список литературы 60
Приложение 64
Существенным
фактором становления игр и
развития необходимых качеств
были рассказы самих
Проведение каждой игры заканчивалось совместным анализом, в котором мы обращали внимание на самые интересные моменты, оценивали поведение детей. Такие беседы помогали приучать детей справедливо относиться к товарищам, проявлять уважение, честность. Для стимулирования проявления положительных нравственных качеств в каждой сюжетно-ролевой игре в качестве элемента использовали произведения художественной литературы. Для этого мы подбирали произведения в которых рассказывалось о честности людей, о уважении, мужестве. Данные произведения оказывали влияние на чувства детей, вызывали желание поступать так же. Чтение проводилось по заранее разработанному плану и в строгой последовательности. Например, были организованы игры в «Дочки-матери» мы прочитали книгу Е. Благининой «Аленушка», стихотворение А. Барто «Машенька» и нацеливали детей на воспроизведение этих сюжетов в играх. Наблюдения за играми детей показали, что от изображения действий с предметами дети переходили к показу роли членов семьи, гуманно относящихся к «младенцу». У детей появлялось стремление защищать слабых, проявлять заботу, оказывать уважение к старшим. На этапе формирующего эксперимента нами был разработан перечень использования произведений литературы, среди которых особое место занимали произведения фольклора.
Заюшкина избушка – честный – лживый
Козел – стеклянные глаза – смелый – трусливый
Два жадных медвежонка –
Как собака друга искала – смелый – трусливый
Заяц и еж – уважение к людям – высокомерие
Три поросенка – трудолюбивый – ленивый
Чьи руки краше – трудолюбивый – ленивый
Почему кот и собака не дружат – честный – лживый
Упрямый козел – заботливый – эгоист
Король Дроздоборот уважение к людям – высокомерие
Мороз Иванович – аккуратный – неряшливый
Е. Благининой «Аленушка» - заботливый – эгоист
А. Барто «Машенька» - заботливый – эгоист
Для развития таких качеств как трудолюбие в работе с детьми активно стимулировалось проявление игр на трудовые темы, для этого нами были подобраны игрушки – наборы для игр в больницу, парикмахерскую, магазин. Включение в игру, отражающую трудовые процессы, давало возможность детям иногда трудиться по настоящему. Некоторые атрибуты дети готовили своими руками, деньги, для игры в магазин, градусники для игры в больницу, в процессе игры они выполняли несложные работы по уборке помещения, расстановка игровых атрибутов. Эффективным приемом было разъяснение, направляющее внимание детей на то, как относится к своей работе человек, которого ребенок изображает. Направляя игру, мы старались внушить детям, что каждый ребенок, выполняя порученное дело, отвечает перед своими товарищами за то, как он работает. Постепенно под влиянием их у детей появлялась большая ответственность за воображаемую работу.
Поскольку
эффективность проводимой
Содержание консультации в приложении 4.
По окончании консультации мы порекомендовали педагогам и родителям активизировать свою деятельность в плане организации сюжетно – ролевых игр.
2.3. Выявление уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста после проведения формирующего этапа эксперимента
Для изучения результатов
Программа констатирующего эксперимента изучения детей включала:
В оценивании нравственного развития мы опирались на разработанные нами уровни.
Высокий уровень – присутствуют глубокие и разносторонние представления о нравственных качествах, при анализе ребенок ссылается на обобщение представления о качестве, называет нравственную норму, правильно оценивает поведение и мотивирует свою оценку, стремится соблюдать нормы поведения.
Средний уровень –
Низкий уровень – присутствуют не глубокие, отрывочные знания о нравственных качествах, при анализе доминирует недифференцированное представление, ребенок не может оценить поступки, нарушает нормы поведения.
По итогам проведенных нами методик мы получили следующие результаты.
По методике «Изучение представления детей о нравственно – волевых качествах» мы получили данные, свидетельствующие о том, что из общей массы детей расширился перечень качеств, о которых у детей сложилось представленье. К качествам, которые были выявлены на констатирующем этапе как доброта, дружба, трудолюбивость, смелость, добавились честность и аккуратность. У 4 детей (Семен Г., Наташа К., Настя Ц., Марина Б.) 25 % сохранилось недостаточное представление о таких качествах как аккуратность, заботливость, щедрость. Основой для представлений для 38 % по-прежнему являются повседневные ситуации, литературные произведения, совокупность жизненных ситуаций. 31 % при характеристике качеств опираются на оценку качества и конкретных людей (родители, члены семьи, педагоги). У 31 % в анализе стало доминировать обобщенное представление. В оценивании таких качеств как заботливость и щедрость 25 % допустили ошибки следующего характера: название действий, не связанны с данным качеством.
В основе изучения осознания де
При изучении морального
(Полина К., Лена Н., Юра К., Саша Д., Кирилл А., Слава Г., Алена Р., Катарина М., Кирилл С., Даниил Ф., Юля К.) наблюдались оба варианта распределения – и поровну и не поровну (неустойчивые). Остальные 10 % (Женя С., Юля К.) предпочитают те варианты, когда им доставалось больше игрушек, чем партнерам (нарушающие норму).
По результатам проведенного
наблюдения с целью изучения
проявления негативных
Таким образом, проведя
88 % (Полина К., Лена Н., Настя Ц., Татьяна Д., Юра К., Семен Г., Саша Д., Кирилл А., Слава Г., Алена Р., Кирилл С., Даниил Ф., Наташа К., Марина Б.) достигли среднего уровня, значительные проблемы сохранились у 10 % (Женя С., Юля К.) детей, а у 2% детей достигли высокого уровня развития нравственных качеств (Настя И.). Эти данные подтверждают выдвинутую нами гипотезу.
Данные по низкому уровню
Представление детей о нравственно волевых качествах на контрольном этапе исследования.
Уровни |
Ф.И. ребенка |
Процентное соотношение |
Низкий |
Женя С., Юля К. |
10% |
Средний |
Полина К., Лена Н., Настя Ц., Татьяна Д., Юра К., Семен Г., Саша Д., Кирилл А., Слава Г., Алена Р., Кирилл С., Даниил Ф., Наташа К., Марина Б |
88% |
Высокий |
Настя И. |
2% |
Заключение.
Нравственное развитие – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложили в душу ребенка сейчас, проявиться позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности будущего гражданина.
В процессе теоретических
Опираясь на проведенный анализ, нами была проведена экспериментальная работа. На констатирующем этапе исследования мы определили содержание работы педагогов в данном направлении и уровень нравственного развития дошкольников. По итогам исследования было установлено, что около 25 % детей в данной группе обладают низким уровнем нравственного развития.
Программа формирующего этапа эксперимента была направлена на нравственное развитие дошкольников и предполагала проведение работы с педагогами в виде консультаций и организации и проведения сюжетно-ролевых игр, в процессе которых повторное изучение детей и содержания работы педагогов позволило выявить положительную динамику. Педагоги стали не только планировать проведение сюжетно-ролевых игр, но и планировать цели и задачи нравственного развития. Это нашло отражение и в развитии детей. По итогам повторного исследования детей с высоким уровнем было выявлено 2%, с низким уровнем было выявлено10 %.
Таким образом, проведенная