Нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста в ситуации сюжетно-ролевой игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 15:02, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить эффективность сюжетно-ролевой игры как средства нравственного развития детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс организации нравственного развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство нравственного развития детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы нравственного развития детей
дошкольного возраста 8
Нравственное воспитание дошкольников: цели, задачи,
механизмы 8
Формирование моральных представлений и норм у детей
дошкольного возраста 19
Влияние семейных отношений на нравственное развитие
ребенка 28
Сюжетно – ролевая игра как средство нравственного развития детей
старшего дошкольного возраста 34
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа 42
2.1. Выявление уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста 42
2.2. Нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры 47
2.3. Выявление уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста после проведения формирующего этапа эксперимента

Заключение 58
Список литературы 60
Приложение 64

Вложенные файлы: 1 файл

Нравственное развитие детей дошкольного возраста в ситуации .doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Алешина О.О. О вежливости, такте, деликатности. Л., М.: Педагогика, 1975.
  2. Богомолова М.И. Интернациональное воспитание дошкольников.- М.: Педагогика, 1988.
  3. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатели и дети. – М.: Педагогика, 1985.
  4. Воспитание детей в игре / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М.: Педагогика, 1993.
  5. Воспитание в труде / Под ред. Р.С. Буре. - М.: Педагогика, 1987.
  6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 2000.
  7. Габай Т.В. Педагогическая психология. - М., 2005.
  8. Гришин Д., Терентьев А. Уроки нравственности. - Тула, 1973.
  9. Гладких Л. Отечественная педагогическая культура как фактор укрепления духовно-нравственного здоровья семьи и детей // Дошкольная педагогика. – 2006. - №1. – С.9-14.
  10. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка. – М.: Академия, 1995.
  11. Естратова Л. Опыт формирования духовной культуры детей в контексте региональной социокультурной традиции // Дошкольная педагогика. – 2006.- №1. – С.14-17.
  12. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т.- Т. I. Психическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1986.- 320 с.
  13. Зиман Л. Буйство фантазии и нравственный подтекст // Дошкольное воспитание. – 2006.- №4.- С.82-91.
  14. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург: Деловая книга, 1996.- 346 с.
  15. Зимняя И.А. Педагогическая психология.- Ростов н/Д., 2005. 480 с.
  16. Иванова М.Н. Воспитание в первом классе // Начальная школа +и- .-2004. - №2. – С.41-47.
  17. Ильясов И.И. Структура процесса обучения. – М., 2006.
  18. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М., Просвещение, 1988.
  19. Кликова Т.А. Воспитание дисциплинированности у детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1989.
  20. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000.
  21. Как помочь ребенку войти в современный мир / Антонова Т.В. и др. -М.: Академия, 1995.
  22. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- М.: Академия, 1996.
  23. Кларин М.В. Педагогическая технология. – М., 2000.
  24. Калинина Р. Знакомство с моральными качествами // Школьный психолог. – 2001. - №11. – С.4-7.
  25. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьника. М., 2003.
  26. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя. М., 2000.
  27. Лихачев Б.Г. Педагогика. – М.: «Академия», 2000.
  28. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997.
  29. Мельникова Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм // Дошкольное воспитание. – 2006.- №10.- С.82-86.
  30. Мулько И.Ф. Социально – нравственное воспитание детей 5-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  31. Маркова В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике// Дошкольное воспитание.- 2006.- №12.- С.104-111.
  32. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре/ Под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982.
  33. Нравственное воспитание дошкольников. – М., «Просвещение», 1972.
  34. Нравственное и трудовое воспитание в детском саду/ Под ред. Р.С. Буре. – М., «Просвещение», 1987.
  35. Общение детей в детском саду и семье/ Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стрелковой. М., Просвещение, 1990.
  36. Овчарова Р.В. Практическая психология для учителей начальных классов.- М.: ТЦ Сфера, 2001.
  37. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319с.
  38. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/ С.А. Смирнов, И.Б Котова; Под ред. С.А. Смирнова. – М.: «Академия», 2003.
  39. Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей // Дошкольная педагогика. 2006.- №1. – С.14-17.
  40. Подласый И.П. Педагогика. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  41. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
  42. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1986.
  43. Репина Т.А. О путях изучения взаимоотношений дошкольников, задачи и методы исследования // Отношения между сверстниками в группе детского сада. М.: Просвещение, 1978.
  44. Салтанов Е.Н. Трудовое и нравственное воспитание в педагогике К.Д. Ушинского // Педагогика.- 2004.- №4.- С.56-63.
  45. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. – М.: Просвещение, 1987.
  46. Селевко Г.К. Современные педагогические технологии.- М., 2007.
  47. Тришина Е.С. Сказка как средство нравственного воспитания детей // Начальная школа + и - . – 2004. - №2. – 47-51.
  48. Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М.: Академия, 1998.
  49. Учимся общаться с ребенком / В.А. Петровский и др., - М.: Академия, 1993.
  50. Харламов И.Ф. Педагогика. – Минск: Высшая школа, 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

Изучение представлений  детей 

о нравственно-волевых  качествах

 

 

Подготовка  исследования.

Подготовить вопросы  для беседы. Например:

Кого можно назвать  хорошим (плохим)? Почему?

Кого можно назвать  честным (лживым)? Почему?

Кого можно назвать  добрым (злым)? Почему?

Кого можно назвать  справедливым ( несправедливым )? Почему?

Кого можно назвать  щедрым ( жадным )? Почему?

Кого можно назвать смелым ( трусливым )? Почему?

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально.

Ребенку 3-7 лет задают вопросы.

Обработка данных. Подсчитывают, какие качества могут объяснить  дети разного возраста. Анализируя эти объяснения, определяют, на что при этом ссылается ребенок:

         - на обобщенное представление  о качестве   ( «Жадный… которые                жалеют: все для себя берут и ничего не отдают бедным» );                         

         - на конкретных людей как носителей  определенного качества в конкретной ситуации  (Смелый Женя. Потому что он очень хороший мальчик, никого не бьет, быстро бегает…Но я, конечно, быстрее… Никто его не догонит, даже Славик»);

         - на литературных и сказочных  персонажей ( « Добрый Дед Мороз. Он всегда приходит, приносит подарки», « Доктор Айболит добрый. Он всех зверей вылечил»);

         - на самого себя (« Меня можно назвать добрым. Я никого не обижаю»);

         - на совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта («                Жадный тот, кто конфет не дает. Сам все ест», « Жадный тот, кто жадничает. Например, говорит: « Я тебе не дам шоколадки кусочек, жвачки»);

         - на конкретное действие (« Жадный тот, кто не дает попить»);

         - на оценку качества    (« Скромным можно назвать хорошего человека», « Жадный… он плохой…»);

         - на недифференцированное представление  о качестве («     Справедливый, который делает все только  справедливое»).

Анализируют ошибки в  представлениях детей о качествах, например:

         - объяснение одного качества через другое (« Справедливым можно назвать смелого. Бывают мальчики смелые. Они защищают девочек»);

         - название действий, не связанных  с данным качеством  ( « Илюша  смелый. Всегда делает, что надо. У него дома « Лего», поэтому он всегда делает, что хочет. Потому он и смелый », « Добрый тот, кто рисует хорошо, зайцев хорошо рисует», « Скромный, он все разбивает, все из рук летит»);

         - неправильная нравственная оценка  качества ( « Скромный – это  плохой»).

Делают выводы о том, как меняются эти представления с возрастом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

Изучение осознания  детьми нравственных норм

 

Подготовка  исследования.

Продумать 3-5 незаконченных  ситуаций, описывающих выполнение и  нарушение нравственных норм с учетом возраста ребенка; подготовить 10-12 картинок, на которых изображены положительные и отрицательные поступки детей; стихотворение Е. Благининой « Подарок»; новую яркую игрушку. Составить и выучить наизусть вопросы для беседы.

Проведение  исследования.

Проводятся все серии индивидуально с интервалом в 2-3 дня или по выбору; участвуют одни и те же дети.

Первая серия. Ребенку говорят: « Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи». Примеры ситуаций.

  1. Дети строили город. Оля не хотела играть. Она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: « Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила… Что ответила Оля? Почему?
  2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут к ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: « Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила… Что ответила Катя? Почему?
  3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. « Саша, - сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ей ответил… Что ответил Саша? Почему?

Помните, что в каждом случае нужно добиваться от ребенка  мотивировки ответа.

Вторая серия. Ребенку дают картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников и говорят: « Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему».

Третья серия включает 2 подсерии.

         Подсетия 1 – ребенку читают стихотворение Е. Благиненой « Подарок», а потом задают вопросы: « Какая игрушка была любимой у девочки? Жалко или нет ей было отдавать игрушку подруге? Почему же она отдала игрушку? Правильно или неправильно она сделала? Как бы ты поступил, если бы твоя любимая игрушка понравилась твоему другу? Почему?»

         Подсерия 2 – участвуют те же  дети. Экспериментатор создает ситуации, в которых дети должны поделиться  игрушками. В комнату, где проходит исследование, приглашают сначала одного ребенка, показывают ему новую яркую игрушку и предлагает поиграть с ней. В момент, когда ребенок наиболее увлечен игрой, приглашает второго. В протоколе фиксируют поведение, речь и эмоциональные реакции детей.

Обработка данных. Анализируют, насколько осознаны детьми нравственные нормы и как это зависит от возраста дошкольников. Соответственно распределяют испытуемых по 4 уровням осознания нравственных норм:

  1. Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.
  2. Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
  3. Ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное ( правильно или неправильно, хорошо или плохо), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.
  4. Ребенок не может оценивать поступки детей. В третьей серии сопоставляют реальное и предполагаемое поведение детей и делают вывод о том, насколько они соответствуют друг другу, как это соответствие зависит от возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Изучение негативных личностных проявлений

 

 

Проведение  исследования.

В течение 3 дней  производят « фотографическую» запись всех негативных проявлений в поведении, речи, эмоциональной  сфере у детей 3-7 лет.

Обработка данных.

Анализ протоколов проводят по схеме:

  1. Форма негативного проявления: каприз, упрямство, зависть, ложь, проступок и т.д.
  2. Содержание негативного проявления: какие речевые, эмоциональные, поведенческие реакции наблюдались.
  3. Динамика: как протекает. Насколько длительно, устойчиво.
  4. Причина, вызвавшая негативную реакцию: не умение ребенка сдерживать свои непосредственные побуждения, страх перед взрослым, боязнь наказания, неправильная организация жизни детей, недоверие, насмешки, окрики взрослого, соматическое заболевание, переутомление, негативное поведение сверстника и т.д.
  5. Реакции сверстников на негативное поведение товарища: равнодушное отношение, любопытство, активное вмешательство, обращение к взрослому за помощью, с жалобой и т.д.
  6. Реакции воспитателя на негативное поведение ребенка: равнодушное отношение, силовое вмешательство, окрик, наказание, использование игрового приема и т.д.

         Делают вывод о причинах и особенностях негативных личностных проявлений ребенка.  

 

 

 

Приложение 3.

 

 

Изучение самооценки и морального поведения

 

 

Подготовка  исследования.

Подобрать для мальчиков 21 мелкую игрушку ( лодки, самолеты, грузовики  и т.п.), для девочек – предметы кукольного гардероба ( платье, блузки, юбки и т.п.) в том же количестве. Нарисовать лесенку из 11 ступенек, 2 куклы.

Проведение  исследования.

Эксперимент проводится в 3 этапа индивидуально с детьми 6-7 лет.

         Определяют уровень соблюдения нормы справедливости на основании 3 диагностических серий.

         Первая серия. Ребенку предлагают распределить между собой и еще двумя детьми, отгороженными от него ширмами, 4 набора игрушек ( всего 21 шт.).

         Вторая серия. Ребенок должен выбрать для рассылки двум воображаемым партнерам 1 из 2 уложенных в коробки наборов, в одном из них игрушки заранее поделены на 3 равные части, а в другом предназначенная испытуемому часть значительно больше, чем 2 другие ( 15,3 и 3 игрушки).

         Третья серия. Ребенку нужно выбрать 1 из 3 наборов игрушек, в одном из них игрушки заранее поделены поровну, в другом одна часть несколько большая, чем две другие ( 9,6 и 6 игрушек), в третьем – значительно больше других ( 15,3 и 3 игрушки).

Второй этап. После  рассылки игрушек партнерам ребенка  просят оценить себя. Для определения  самооценки ему предлагают поставить себя на 1 из ступенек нарисованной на листе бумаги лесенки. На 5 нижних ступеньках располагаются « плохие» дети ( чем ниже, тем хуже); на 6 ступеньке – « средние» дети ( не плохие, не хорошие); на 5 верхних ступеньках – « хорошие» дети ( чем выше, тем лучше). Чтобы выявить, способен ли ребенок представить себе, что его самооценка может снизиться, спрашивают, может ли он оказаться на более низкой ступеньке и в каком случае.

Он использовал на 1 этапе эксперимента: например, если в первой серии 1 этапа он поделил игрушки поровну, то в первой серии 3 этапа ему предлагают взять себе больше игрушек. И так в каждой серии испытуемого просят вообразить, что он действует в соответствии с этими противоположными вариантами, и оценить свое « новое» поведение.

Четвертый этап. Ребенка просят оценить двух сверстников, один из которых делил эти же игрушки поровну, а другой оставлял большую часть себе. Поделенные игрушки лежат на столе, сверстников изображают куклы.

 Обработка данных. 

Подсчитывают количество детей:

Информация о работе Нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста в ситуации сюжетно-ролевой игры