Особенности Я-концепции у руководителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

Я-концепция – это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности или, как еще говорят психологи, Я-концепция – это "теория самого себя".
Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как результат психического развития, относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека – с самого детства до глубокой старости. Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..4
1. Теоретический анализ понятия «Я-концепция»……………………...……..………….……..7
1.1 Понятие Я-концепции…………………………………………………………………………..7
1.2 Компоненты Я-концепции, структура Я-концепции………………………………………..11
1.3 Понятие «руководитель» в системе социальных и производственных отношений………18
1.4 Руководство и лидерство как социальные феномены……………………………………….21
1.5 Подходы к изучению личностных качеств руководителя……...…………………………...24
2. Эмпирическое исследование особенностей Я-концепции руководителей………………….28
2.1 Организация исследования……..……………………………………………………………..28
2.2 Обработка и анализ результатов……….…..…………………………………………………30
Заключение………………………………………………………………………………………....37
Список использованных источников…………………………………………………………….39

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 142.21 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..4

1.   Теоретический анализ понятия  «Я-концепция»……………………...……..………….……..7

1.1 Понятие Я-концепции…………………………………………………………………………..7

1.2 Компоненты Я-концепции, структура  Я-концепции………………………………………..11

1.3 Понятие «руководитель» в системе  социальных и производственных  отношений………18

1.4 Руководство и лидерство как  социальные феномены……………………………………….21

1.5 Подходы к изучению личностных качеств руководителя……...…………………………...24

2. Эмпирическое исследование особенностей  Я-концепции руководителей………………….28

2.1 Организация исследования……..……………………………………………………………..28

2.2 Обработка и анализ результатов……….…..…………………………………………………30

Заключение………………………………………………………………………………………....37

Список использованных источников…………………………………………………………….39

Приложения………………………………………………………………………………………..41


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В последние годы появилось много работ в области психологии управления, однако, не смотря на это, ощущается нехватка исследований, в русле изучения личности руководителя. В настоящее время разработаны многочисленные подходы к изучению особенностей личности руководителя, существуют практические исследования, направленные на выявление особенностей представлений о руководителях высшего звена.

Наша дипломная работа нацелена в первую очередь на помощь руководителю разобраться в одном из важнейших компонентов психологии управления Я-концепции руководителя.

Я-концепция – это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности или, как еще говорят психологи, Я-концепция – это "теория самого себя".

Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как результат психического развития, относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека – с самого детства до глубокой старости. Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда (семья, школа, многочисленные формальные и неформальные группы, в которые включена личность) оказывают сильнейшее влияние на формирование Я-концепции. Фундаментальное влияние на формирование Я-концепции в процессе социализации оказывает семья. Причем это влияние сильно не только в период самой ранней социализации, когда семья является единственной (или абсолютно доминирующей) социальной средой ребенка, но и в дальнейшем. С возрастом все более весомым в развитии Я-концепции становится значение опыта социального взаимодействия.

Актуальность: осуществление руководства, во многом зависит от Я-концепции руководителя. Именно Я-концепция во многом определяет стиль и методы руководства организацией, оценку деятельности подчинённых, а так же ожидания руководителя. Очень важно как осознаёт себя руководитель, как оценивает свои успехи и неудачи, какие цели и задачи ставит перед собой. Всю производственную деятельность руководителя определяет его Я-концепция.

Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Руководитель обладает формально регламентированными правами и обязанностями, а также представляет группу (коллектив) в других организациях.

В процессе своей деятельности руководитель осуществляет ряд конкретных функций, среди которых: организация и планирование деятельности коллектива и своей собственной работы; распределение заданий и инструктаж подчиненных; проверка и оценка результатов работы; ознакомление со всеми новинками в мире бизнеса, техники и технологии; выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений; решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных; знакомство с текущей корреспонденцией; ответы на звонки и прием посетителей; проведение собраний и т. д. Все эти работы характеризуются: высоким разнообразием, разнообразием формы самих этих действий и места их осуществления, широкими контактами и коммуникациями внутри и вне фирмы, быстрой сменой событий, людей и действий.

Руководитель высшего, среднего и низшего звена, как правило, имеет дело не только с ресурсами, машинами и продуктами, не только с различными документами, производственными, снабженческими и сбытовыми процессами, он постоянно имеет дело с людьми – руководит подчиненными, советуется со специалистами, ведет переговоры с партнерами, общается с трудовым коллективом. И от того, насколько хорошо он это делает, зависит его репутация и авторитет, а соответственно, и успех предпринимательского дела.

Существует определенный набор человеческих качеств составляющий основу Я-концепции руководителя. Эти качества не всегда зависят от производственного опыта работника, поэтому руководителем человек может становиться в относительно раннем возрасте.

Однако следует отметить, что идеальной Я-концепции руководителя не существует, но при изучении Я-концепции отдельно взятого руководителя можно выявить его управленческий потенциал и тем самым помочь этому руководителю в решении многих сложных задач связанных с его деятельностью.

Научная новизна: в настоящее время разработаны многочисленные подходы к изучению особенностей личности руководителя (П. Друкер, Г. Минцберг, Р.Х. Шакуров, А.А. Деркач, А.Л. Свенцицкий, А.Л. Журавлев и др.), существуют практические исследования, направленные на выявление особенностей представлений о руководителях высшего звена (Е.Б. Моргунов, А.Е. Чирикова, О.Н. Кричевская; Т.З. Козлова). Однако отсутствуют исследования особенностей Я-концепции руководителей высшего, среднего и низшего звена, что и компенсируется настоящей работой.

Практическая значимость: результаты нашего исследования могут быть использованы менеджерами по подбору персонала в формировании резерва кадров на выдвижение, а также при подборе персонала на руководящие должности.

Цель исследования: выявление особенностей Я-концепции руководителя.

Объект исследования: Я- концепция руководителя.

Предмет исследования: структурные компоненты Я-концепции руководителя.

Задачи исследования:

    1. рассмотреть понятие «Я-концепция»;

    1. определить компоненты и структуру Я-концепции;

    1. раскрыть смысл понятия «руководитель»;

    1. теоретически изучить, как соотносятся между собой лидерство и руководство;

    1. проанализировать данные полученные в ходе эмпирического исследования и выявить особенности Я-концепции руководителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретический анализ понятия «Я-концепция»

1.1. Понятие «Я-концепции»

Понятие «Я-концепция» или «Образ Я» довольно широкое и многогранное. В психологии не существует единого определения данному понятию. В этой области работали и работают такие ученые как У. Джемс, К. Роджерс, А. Маслоу, Э. Эриксон, которые по-разному осмысливают это понятие.

Впервые понятие Я-концепция было употреблено в 1950-е годы в русле гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Рожжерс). Представители этого течения стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности. По мнению А. Маслоу «ядро» личности составляет тенденция к самоактуализации. К. Роджерс определял понятие Я-концепция как:

Организованный, последовательный  концептуальный гештальт составленный из восприятий свойств «Я», или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я», или «меня» с другими людьми с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт, который доступен осознанию, хотя не обязательно осознаваемы. [1].

Однако первые теоретические разработки в области Я-концепции бесспорно принадлежат У. Джемсу. Он ввел понятие «чистое Я» (I) – «Я-сознающее», «Я-как-субъект» и «эмпирическое Я»  (Me) – «познаваемое Я», «Я-как-объект». По его мнению, они всегда существуют одновременно и представляют собой две стороны одной целостности – «личностное Я» (Self), которому изначально присуще противоречие между познающим и познаваемым элементами. На основе своих представлений о структуре личности он выделил в составе «Я-как-объект» три аспекта:

    1. «физическое Я» – тело, телесные потребности и инстинкты;
    2. «социальное Я» – признание в нас личности со стороны других, любовь и др.;
  1. «духовное Я» – объединенное сознавание духовных свойств и способностей, интеллект, моральные, религиозные стремления и др. [2].

Значительное влияние на становление этого понятия оказали также символический интеракционизм (Ч. Кули, Дж. Мид). Ими был предложен новый взгляд на индивида – рассмотрение его в рамках социального взаимодействия.

Так, в концепции «зеркального Я» Ч. Кули подчеркивал роль социального фактора в становлении человеческого «Я» и утверждал, что представления индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияют на его Я-концепцию [3].

В соответствии с концепцией «зеркального Я» Кули Дж. Мид считал, что становление человеческого Я как целостного психического явления, в сущности, есть не что иное, как происходящий «внутри» индивида социальный процесс, в рамках которого возникают впервые выделенные Джемсом «Я-сознающее» и «Я-как-объект». Далее Дж. Мид предположил, что через усвоение культуры человек способен предсказывать как поведение другого человека так и то, как этот другой человек предсказывает наше собственное поведение. Дж. Мид полагал, что самоопределение человека как носителя той или иной роли осуществляется путем осознания и принятия тех представлений, которые существуют у других людей относительно этого человека. В результате в сознании человека возникает то, что Мид называл термином Me, понимая под этим обобщенную оценку индивида другими людьми, то, как выглядит в глазах других «Я-как-объект» [2].

Дж. Мид считал, что Me образуют усвоенные человеком установки (значения и ценности), а I – это то, как человек в качестве субъекта психической деятельности спонтанно воспринимает ту часть своего Я, которая обозначена как Me. Совокупность I и Me образует собственно личностное, или интегральное, Я (Self).

В рамках концепции идентичности Э. Эриксон  Я-концепцию рассматривал сквозь призму «эго-идентичности», которая подчеркивает возможность развития самосознания («эго-идентичности») в течение всей жизни. Формирование идентичности «Я» характеризуется динамизмом кристаллизующихся представлений о себе, которые служат основой постоянного расширения самосознания и самопознания. Внезапное осознание неадекватности существующей идентичности «Я», вызванное этим замешательство и последующее исследование, направленное на поиск новой идентичности, новых условий личностного существования – типичные черты динамического процесса развития «эго-идентичности». В процессе формирования идентичности важно не столько конкретное содержание индивидуального опыта, сколько потребность воспринимать различные ситуации как отдельные звенья единого, непрерывного в своей преемственности опыта индивида [1].

Р. Бернс Я-концепцию определяет как совокупность установок, направленных на себя, и тогда, в ней можно выделить 3 структурных компонента:

1) когнитивный компонент — «образ  Я», к которому относится содержание представлений о себе;

2) эмоционально-ценностный (аффективный) компонент, который есть переживаемое  отношение к себе в целом  или к отдельным сторонам своей  личности, деятельности и т. п.; к  этому компоненту, другими словами, относят систему самооценок;

3) поведенческий компонент, который  характеризует проявления когнитивного  и оценочного компонентов в  поведении (в т. ч. в речи, в высказываниях  о себе) [3].

Я-концепция — целостное образование, все компоненты которого обладают относительной самостоятельностью, однако тесно взаимосвязаны между собой. Я-концепция имеет осознаваемый и неосознаваемый аспекты и описывается с точки зрения содержания представлений о себе, сложности и дифференцированности этих представлений, их субъективной значимости для личности, а также внутренней цельности и последовательности, согласованности, преемственности и устойчивости во времени [3, c. 59].

В литературе нет единой схемы описания сложного строения Я-концепции. Р. Бернс представляет Я-концепцию в виде иерархической структуры. Вершиной данной структуры является глобальная Я-концепция, которая конкретизируется в совокупности установок личности на себя. Эти установки имеют различные модальности:

1) реальное Я (каким я, как мне  кажется, являюсь на самом деле);

2) идеальное Я (каким я хотел  бы и/или должен стать);

3) зеркальное Я (каким меня видят др.).

В зависимости от того, на каком уровне организма проявляется активность человека, в Я-концепции выделяют:

1) на уровне «организм-среда» — физический «Я-образ» (схема тела), вызывающийся потребностью в физическом благополучии организма;

2) на уровне социального индивида  — социальные идентичности: половая, возрастная, этническая, гражданская, социально-ролевая, связанные с потребностью человека в принадлежности к общности;

3) на уровне личности — дифференцирующий  образ Я, характеризующий знание  о себе в сравнении с другими  людьми и придающий индивиду  ощущение собственной уникальности, обеспечивающий потребности в  самоопределении и самореализации [3]. Последние 2 уровня описываются так же, как 2 составляющие Я-концепции по В. В. Столину: 1) «присоединяющая», обеспечивающая объединение индивида с другими людьми и 2) «дифференцирующая», способствующая его выделению по сравнению с другими и создающая основу для чувства собственной уникальности [4].

Советская психология рассматривала “Я-концепцию” в основном в русле изучения самосознания. Опираясь на принцип системности самосознание представляет собой сложное психологическое образование, имеющей свою структуру и содержание, а также выполняющее определенные функции.

Информация о работе Особенности Я-концепции у руководителей