Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 19:21, курсовая работа
Краткое описание
Я-концепция – это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности или, как еще говорят психологи, Я-концепция – это "теория самого себя". Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как результат психического развития, относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека – с самого детства до глубокой старости. Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………………..4 1. Теоретический анализ понятия «Я-концепция»……………………...……..………….……..7 1.1 Понятие Я-концепции…………………………………………………………………………..7 1.2 Компоненты Я-концепции, структура Я-концепции………………………………………..11 1.3 Понятие «руководитель» в системе социальных и производственных отношений………18 1.4 Руководство и лидерство как социальные феномены……………………………………….21 1.5 Подходы к изучению личностных качеств руководителя……...…………………………...24 2. Эмпирическое исследование особенностей Я-концепции руководителей………………….28 2.1 Организация исследования……..……………………………………………………………..28 2.2 Обработка и анализ результатов……….…..…………………………………………………30 Заключение………………………………………………………………………………………....37 Список использованных источников…………………………………………………………….39
Для перевода "сырого" балла в стандартное
значение (стен) необходимо найти в первом
столбце нужную шкалу и двигаться по строке
до пересечения со столбцом, в котором
находится индивидуальный "сырой"
балл или интервал индивидуальных "сырых"
баллов. В верхней строке найденного столбца
указан соответствующий стен. Например,
если "сырой" балл по шкале "Самопринятие"
равен 7, то в строке 6 находим интервал
6 - 7. В верхней строке данного столбца
указано значение стена - 5.
Самоотношение рассматривается как представление
личности о смысле собственного "Я".
Самоотношение в значительной мере определяется
переживанием собственной ценности, выражающимся
в достаточно широком диапазоне чувств:
от самоуважения до самоуничижения.
Интерпретация показателей осуществляется
в зависимости от их выраженности. При
этом значения 1-3 стена условно считаются
низкими, 4-7 - средними, 8-19 - высокими. Ниже
приводится краткая интерпретация каждой
из шкал.
Шкала "Закрытость" определяет преобладание одной из двух тенденций: либо конформности, выраженной мотивации социального одобрения, либо критичности, глубоко осознания себя, внутренней честности и открытости.
Высокие значения (8-10 стенов) отражают
выраженное защитное поведение личности,
желание соответствовать общепринятым
нормам поведение и взаимоотношений с
окружающими людьми. Человек склонен избегать
открытых отношений с самим собой; причиной
может быть или недостаточность навыков
рефлексии, поверхностное видение себя,
или осознанное нежелание раскрывать
себя, признавать существование личных
проблем.
Средние значения (4-7 стенов) означают
избирательное отношение человека к себе;
преодоление некоторых психологических
защит при актуализации других, особенно
в критических ситуациях.
Низкие значения (1-3 стена) указывают
на внутреннюю честность, на открытость
отношений человека с самим собой, на достаточно
развитую рефлексию и глубокое понимание
себя. Человек критичен по отношению к
себе. Во взаимоотношениях с людьми доминирует
ориентация на собственное видение ситуации,
происходящего.
Шкала "Самоуверенность" выявляет самоуважение, отношение к себе как к уверенному, самостоятельному, волевому и надежному человеку, который знает, что ему есть за что себя уважать.
Высокие значения (8-10 стенов) характеризуют
выраженную самоуверенность, ощущение
силы собственного "Я", высокую смелость
в общении. Доминирует мотив успеха. Человек
уважает себя, доволен собой, своими начинаниями
и достижениями, ощущает свою компетентность
и способность решать многие жизненные
вопросы. Препятствия на пути к достижению
цели воспринимаются как преодолимые.
Проблемы затрагивают неглубоко, переживаются
недолго.
Средние значения (4-7 стенов) свойственны
тем, кто в привычных для себя ситуациях
сохраняет работоспособность, уверенность
в себе, ориентацию на успех начинаний.
При неожиданном появлении трудностей
уверенность в себе снижается, нарастают
тревога, беспокойство.
Низкие значения (1-3 стена) отражают неуважение
к себе, связанное с неуверенностью в своих
возможностях, с сомнением в своих способностях.
Человек не доверяет своим решениям, часто
сомневается в способности преодолевать
трудности и препятствия, достигать намеченные
цели. Возможны избегание контактов с
людьми, глубокое погружение в собственные
проблемы, внутренняя напряженность.
Шкала "Саморуководство" отражает представление личности об основном источнике собственной активности, результатов и достижений, об источнике развития собственной личности, подчеркивает доминирование либо собственного "Я", либо внешних обстоятельств.
Высокие значения (8-10 стенов) характерны
для тех, кто основным источником развития
своей личности, регулятором достижений
и успехов считает себя. Человек переживает
собственное "Я" как внутренний стержень,
который координирует и направляет всю
активность, организует поведение и отношения
с людьми, что делает его способным прогнозировать
свои действия и последствия возникающих
контактов с окружающими. Он ощущает себя
способным оказывать сопротивление внешним
влияниям, противиться судьбе и стихии
событий. Человеку свойствен контроль
над эмоциональными реакциями и переживаниями
по поводу себя.
Средние значения (4-7 стенов) раскрывают
особенности отношения к своему "Я"
в зависимости от степени адаптированности
в ситуации. В привычных для себя условиях
существования, в которых все возможные
изменения знакомы и хорошо прогнозируемы,
человек может проявлять выраженную способность
к личному контролю. В новых для себя ситуациях
регуляционные возможности "Я" ослабевают,
усиливается склонность к подчинению
средовым воздействиям.
Низкие значения (1-3 стена) описывают
веру субъекта в подвластность своего
"Я" внешним обстоятельствам и событиям.
Механизмы саморегуляции ослаблены. Волевой
контроль недостаточен для преодоления
внешних и внутренних препятствий на пути
к достижению цели. Основным источником
происходящего с человеком признаются
внешние обстоятельства. Причины, заключающиеся
в себе, или отрицаются, или, что встречается
довольно часто, вытесняются в подсознание.
Переживания относительно собственного
"Я" сопровождаются внутренним напряжением.
Шкала "Отраженное
самоотношение" характеризует представление субъекта о способности вызвать у других людей уважение, симпатию. При интерпретации необходимо учитывать, что шкала не отражает истинного содержания взаимодействия между людьми, это лишь субъективное восприятие сложившихся отношений.
Высокие значения (8-10 стенов) соответствуют
человеку, который воспринимает себя принятым
окружающими людьми. Он чувствует, что
его любят другие, ценят за личностные
и духовные качества, за совершаемые поступки
и действия, за приверженность групповым
нормам и правилам. Он ощущает в себе общительность,
эмоциональную открытость для взаимодействия
с окружающими, легкость установления
деловых и личных контактов.
Средние значения (4-7 стенов) означают
избирательное восприятие человеком отношения
окружающих к себе. С его точки зрения,
положительное отношение окружающих распространяется
лишь на определенные качества, на определенные
поступки; другие личностные проявления
способны вызывать у них раздражение и
непринятие.
Низкие значения (1-3 стена) указывают
на то, что человек относится к себе как
к неспособному вызвать уважение у окружающих,
как к вызывающему у других людей осуждение
и порицание. Одобрение, поддержка от других
не ожидаются.
Шкала "Самоценность" передает ощущение ценности собственной личности и предполагаемую ценность собственного "Я" для других.
Высокие значения (8-10 стенов) принадлежат
человеку, высоко оценивающему свой духовный
потенциал, богатство своего внутреннего
мира, человек склонен воспринимать себя
как индивидуальность и высоко ценить
собственную неповторимость. Уверенность
в себе помогает противостоять средовым
воздействиям, рационально воспринимать
критику в свой адрес.
Средние значения (4-7 стенов) отражают
избирательное отношение к себе. Человек
склонен высоко оценивать ряд своих качеств,
признавать их уникальность. Другие же
качества явно недооцениваются, поэтому
замечания окружающих могут вызвать ощущение
малоценности, личной несостоятельности.
Низкие значения (1-3 стена) говорят о глубоких
сомнениях человека в уникальности своей
личности, недооценке своего духовного
"Я". Неуверенность в себе ослабляет
сопротивление средовым влияниям. Повышенная
чувствительность к замечаниям и критике
окружающих в свой адрес делает человека
обидчивым и ранимым, склонным не доверять
своей индивидуальности.
Шкала "Самопринятие" позволяет судить о выраженности чувства симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями, принятия себя таким, какой есть, несмотря на недостатки и слабости.
Высокие значения (8-10 стенов) характеризуют
склонность воспринимать все стороны
своего "Я", принимать себя во всей
полноте поведенческих проявлений. Общий
фон восприятия себя положительный. Человек
часто ощущает симпатию к себе, ко всем
качествам своей личности. Свои недостатки
считает продолжением достоинств. Неудачи,
конфликтные ситуации не дают основания
для того, чтобы считать, себя плохим человеком.
Средние значения (4-7 стенов) отражают
избирательность отношения к себе. Человек
склонен принимать не все свои достоинства
и критиковать не все свои недостатки.
Низкие значения (1-3 стена) указывают
на общий негативный фон восприятия себя,
на склонность воспринимать себя излишне
критично. Симпатия к себе недостаточно
выражена, проявляется эпизодически. Негативная
оценка себя существует в разных формах:
от описания себя в комическом свете до
самоуничижения.
Шкала "Самопривязанность" выявляет степень желания изменяться по отношению к наличному состоянию.
Высокие значения (8-10 стенов) отражают
высокую ригидность "Я"-концепции,
стремление сохранить в неизменном виде
свои качества, требования к себе, а главное
- видение и оценку себя. Ощущение самодостаточности
и достижения идеала мешает реализации
возможности саморазвития и самосовершенствования.
Помехой для самораскрытия может быть
также высокий уровень личностной тревожности,
предрасположенность воспринимать окружающий
мир как угрожающий самооценке.
Средние значения (4-7 стенов) указывают
на избирательность отношения к своим
личностным свойствам, на стремление к
изменению лишь некоторых своих качеств
при сохранении прочих других.
Низкие значения (1-3 стена) фиксируют
высокую готовность к изменению "Я"-концепции,
открытость новому опыту познания себя,
поиски соответствия реального и идеального
"Я". Желание развивать и совершенствовать
собственное "Я" ярко выражено, источником
чего может быть, неудовлетворенность
собой. Легкость изменения представлений
о себе.
Шкала "Внутренняя
конфликтность" определяет наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, выраженность тенденций к самокопанию и рефлексии.
Высокие значения (8-10 стенов) соответствуют
человеку, у которого преобладает негативный
фон отношения к себе. Он находится в состоянии
постоянного контроля над своим "Я",
стремится к глубокой оценке всего, что
происходит в его внутреннем мире. Развитая
рефлексия переходит в самокопание, приводящее
к нахождению осуждаемых в себе качеств
и свойств. Отличается высокими требованиями
к себе, что нередко приводит к конфликту
между "Я" реальным и "Я" идеальным,
между уровнем притязаний и фактическими
достижениями, к признанию своей малоценности.
Истинным источником своих достижений
и неудач считает преимущество себя.
Средние значения (4-7 стенов) характерны
для человека, у которого отношение к себе,
установка видеть себя зависит от степени
адаптированности в ситуации. В привычных
для себя условиях, особенности которых
хорошо знакомы и прогнозируемы, наблюдаются
положительный фон отношения к себе, признание
своих достоинств и высокая оценка своих
достижений. Неожиданные трудности, возникающие
дополнительные препятствия могут способствовать
усилению недооценки собственных успехов.
Низкие значения (1-3 стена) наиболее часто
встречаются у тех, кто в целом положительно
относится к себе, ощущает баланс между
собственными возможностями и требованиями
окружающей реальности, между притязаниями
и достижениями, доволен сложившейся жизненной
ситуацией и собой. При этом возможны отрицание
своих проблем и поверхностное восприятие
себя.
Шкала "Самообвинение" характеризует выраженность отрицательных эмоций в адрес своего "Я".
Высокие значения (8-10 стенов) можно наблюдать
у тех, кто видит в себе прежде всего недостатки,
кто готов поставить себе в вину все свои
промахи и неудачи. Проблемные ситуации,
конфликты в сфере общения актуализируют
сложившиеся психологические защиты,
среди которых доминируют реакции защиты
собственного "Я" в виде порицания,
осуждения себя или привлечения смягчающих
обстоятельств. Установка на самообвинение
сопровождается развитием внутреннего
напряжения, ощущением невозможности
удовлетворения основных потребностей.
Средние значения (4-7 стенов) указывают
на избирательное отношение к себе. Обвинение
себя за те или иные поступки и действия
сочетается с выражением гнева, досады
в адрес окружающих.
Низкие значения (1-3 стена) обнаруживают
тенденцию к отрицанию собственной вины
в конфликтных ситуациях. Защита собственного
"Я" осуществляется путем обвинения
преимущественно других, перенесением
ответственности на окружающих за устранение
барьеров на пути к достижению цели. Ощущение
удовлетворенности собой сочетания с
порицанием других, поисками в них источников
всех неприятностей и бед.
приложение б
методика «личностный дифференциал»
Инструкция
В предложенном
бланке представлены наиболее распространенные
качества человека. Положительные значения
этих качеств обозначены знаком «+», а
отрицательные - «-». Их степень оценивается
по семибалльной шкале. Порядок работы
с методикой очень прост и заключается
в следующем:
1. выбор
знака того или иного качества;
2. определение
степени его проявления по баллам:
3 — проявляется
очень сильно и очень часто;
2 — выражено
достаточно заметно и часто
встречается;
1 — проявляется
иногда и слабо;
0 — трудно
сказать, есть и то, и другое.
На основе выбранных
знаков и степени выраженности качества
обведите соответствующую цифру в таблице.
Помните, что положительные и отрицательные
качества людей, приведенные в таблице,
постоянно меняются местами. Поэтому будьте
внимательны в своих оценках.