Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 00:27, курсовая работа
Следуя за Л.С. Выготским, необходимо признать, что норма представляет собой отвлеченное понятие некоторой средней величины наиболее частых случаев и на деле не встречается в чистом виде, а всегда с некоторой примесью ненормальных форм. Поэтому никаких точных границ между нормальным и ненормальным поведением не существует.
Однако отклонение иногда достигают количественно внушительных размеров, что мы получаем право говорить о ненормальном поведении. Все ненормальные формы поведения могут быть разделены на:
Кратковременные и случайные (Обмолвки, описки, опьянения);
Длительные и стойкие состояния (неврозы, психозы, душевные заболевания);
Постоянные дефекты поведения.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения девиантного поведения в психологии...……………………………………………….………………….…..6
Формы проявления нарушений поведения……….....…………...………...16
Глава 2. Определение понятия
«девиантное поведение подростков»……………………………….…………..20
2.1. Структура и типы девиантного поведения подростков……………………………………………….....…………….………24
2.2. Акцентуации характера как фактор девиантного поведения подростков…………………………………..………….………………………...28
Глава 3.Эмпирическое исследование проблемы…..…………………………31
Заключение………………………………………………………………..……...48
Список литературы………………………………………………………………50
В любом обществе, или на различных этапах его исторического развития вырабатывается свои критерии оценки поведения сограждан или групп людей. Одни отклонения могут осуждаться, другие- поощряться. Такой девиант, как странствующий монах, в одном обществе считается святым, а в другом – никчемным бездельником. В нашем обществе герои, выдающие ученые, известные артисты, лидеры, защитники Отечества – это социально одобряемые девианты. При этом акценты социальной поддержки меняются. Если например, появляется потребность в защите страны, то на первое место выходят военные полководцы, в другое время – политические лидеры, деятели культуры или ученые.
1.1 Формы проявления нарушений поведения.
Признаками социальной дезадаптации в школьном возрасте могут выступать: регулярное употребление психотхоропных веществ (алкоголь, наркотики) сексуальные девиации, проституция, бродяжничество, совершение преступлений.
«К сожалению, в обществе преобладает отношение к отклоняющемся поведению как к нездоровому. В научной литературе по вопросам девиантного поведения так же господствует подход как наиболее разработанный и более привычный. В то же время известно, что воздействовать на поведение личности можно только психологически - воздействуя на саму личность. Очевидно, что специалист должен четко дифференцировать два ведущих подхода к проблеме поведенческих отклонений - психологический и клинический»(Змановская Е.В.).
Среди поведенческих нарушений могут быть следующие:
2. Расстройство поведения, ограничивающееся семьей. Оно включает антисоциальное или агрессивное поведения (протестующее, грубое), проявляющееся только дома во взаимоотношениях с родителями и родственниками. Может иметь место воровство из дома, разрушение вещей, жестокость по отношению к ним, поджоги дома.
3. Несоциализированное расстройство поведения. Характеризуется сочетанием упорного антисоциального или агрессивного поведения с нарушением социальных норм и со значительными нарушениями взаимоотношений с другими детьми. Оно отличается отсутствием продуктивного общения со сверстниками и проявляется в изоляции от них, отвержении ими или непопулярности, а так же в отсутствии друзей или эмпатических взаимных связей с ровесниками. По отношению к взрослым проявляют несогласие, жестокость и негодование, реже взаимоотношения хорошее, но без должной доверительности. Могут быть сопутствующие эмоциональные расстройства. Обычно ребенок или подросток одинок. Типичное поведение включает драчливость, хулиганство, вымогательство или нападение с насилием и жестокостью, непослушание, грубость, индивидуализм и сопротивление авторитетам, тяжелые вспышки гнева и неконтролируемой ярости, разрушительные действия, поджоги.
4.Социализированное расстройство поведения. Оно отличается тем, что стойкое асоциальное (воровство, лживость, прогулы школы, уходы из дома, вымогательство, грубость) или агрессивное поведение возникает у общительных детей и подростков. Часто они входят в группу асоциальных сверстников, но могут быть и в составе неделинквентной компании. С взрослыми, представляющими власть, отношения плохие. Смешанные, поведенческие и эмоциональные расстройства сочетание стойко агрессивного асоциального или вызывающего поведение с выраженными симптомами депрессии или тревоги. В одних случаях выше описанные расстройства сочетаются с постоянной депрессией, проявляющейся сильным страданием, потерей интересов, утратой удовольствия от живых, эмоциональных игр и занятий, в самообвинениях и безнадежности. В других – нарушения поведения сопровождается тревогой, боязливостью, страхами, навязчивостями или переживаниями из – за своего здоровья.
5. Делинквентное поведение. Подразумеваются проступки, мелкие провинности, не достигающие степени криминала, наказуемого в судебном порядке. Оно проявляется в форме прогулов классных занятий, общения с антисоциальными компаниями, хулиганства, издевательство над маленькими и слабыми, вымогания денег, угона с велосипедов и мотоциклов. Нередко встречаются мошенничество, спекуляция, домашние кражи. Причины социальные – недостатки воспитания. У 30% - 80% делинкветных детей – неполная семья, 70% подростков – с серьезными нарушениями характера, 66% - акцентуанты. Среди больничных пациентов без психоза 40% с делинквентным поведением. У половины из них оно сочеталось с психопатией. Побеги из дому и бродяжничество в трети случаев сочетается с делинкветностью. Четверть госпитализированных- с побегами.
6. Ранняя алкоголизация и наркотизация (аддиктивное поведение). Это подростковый эквивалент бытового пьянства взрослых и начала наркомании. В половине случаев алкоголизация и наркотизация начинаются в подростковом возрасте. Среди делинкветных подростков более трети злоупотребляют алкоголем и знакомы с наркотиками. Мотивы употребления – быть своим в компании, любопытство, желание стать взрослым или изменить свое психическое состояние. В дальнейшем выпивают, принимают наркотики для веселого настроения, для большей раскованности, самоуверенности и т.п. Об аддиктивном поведении можно судить сначала по появлению психической (желанию пережить подъем, забвение) зависимости, а потом и физической зависимости (когда организм не может функционировать без алкоголя или наркотика). Появление групповой психической зависимости (стремления напиваться при каждой встрече) – угрожающий предшественник алкоголизма. Стремление подростка найти повод выпивки или наркотизации, постоянный поиск спиртсодержащих напитков или наркотиков, уже – ранний признак алкоголизма, а в других случаях зависимости от наркотика.
7.Девиация сексуального поведения. У подростков недостаточно осознанное и повышенное половое влечение. Еще не завершена половая идентификация. Поэтому легко возникают отклонения в сексуальном поведении. Особенно им подвержены подростки с ускоренным и замедленным созреванием. У первых сильное половое влечение возникает задолго до социальной зрелости, у вторых – появляется желание самоутвердиться, обгоняя сверстников в сексуальной активности. Кроме того, отстающие в развитии могут стать объектом совращения своими старшими товарищами. Сексуальные девиации у подростков зависят от ситуации и являются преходящими. Среди них могут быть визионизм (подглядывание за обнаженными), эксгибиционизм (демонстрация своей наготы), манипуляции с половыми органами младших детей или животных.
По мере взросления и при переходе к нормальной половой жизни девиации исчезают полностью. При неблагоприятных случаях они становятся дурной привычкой и сохраняются наряду с нормальным сексуальным поведением или возобновляются при отсутствии нормальной половой жизни, совращающем влиянии.
8. Психогенное
патологическое формирование
В их развитии играют роль неправильное воспитание; в результате что нередко присоединяются нарушения поведения.
На сегодняшний день составлена определенная система форм девиантного поведения; преступность; алкоголизм; проституция; суицид; побеги из дома и бродяжничество; страхи и навязчивости; вандализм и граффити; агрессия; враждебность; наркомания.
Глава 2.Определение понятия «девиантное поведение
подростков»
Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы (психическое здоровье, права, культура, мораль). Девиантное поведение подразделяются на две большие категории.
Во – первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии.
Во – вторых, это поведение антисоциальное, нарушающее какие – то социальные и культурные нормы, особенно правовые.
Когда такие поступки сравнительно незначительны их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинкветном (противоправном) и кримальном(преступном) поведении.
Делинкветность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег у малышей, угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов.
Реже встречаются мошенничество и мелкие спекулятивные сделки, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединиться «домашние кражи» небольших сумм денег. Все эти действия в несовершеннолетнем возрасте не являются поводом для наказания в соответствии с УПК РФ.
Однако подростки могут проявлять большую делинкветную активность и тем причинять много беспокойства. Обычно именно делинкветность служит наиболее частой причиной для разбирательств в комиссиях по делам несовершеннолетних. Юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенности представляют собой группу риска:
- во – первых, сказываются
внутренние трудности
- во – вторых, пограничность
и неопределенность
- в – третьих, противоречия,
обусловленные перестройкой
Подростковая делинквентность в подавляющем большинстве имеет чисто социальные причины – недостатки воспитания прежде всего. От 30 до 85% делинквентных подростков возрастают в неполной семье, т.е. без отца, или в семье деформированной – с недавно появившимся отчимом, реже, с мачехой.
Росту делинквентности среди подростков сопутствуют социальные потрясения, влекущие безотцовщину и лишающие семейной опеки. Делинквентность далеко не всегда связана с аномалиями характера, с психопатологиями. Однако при некоторых из этих аномалий, включая крайние варианты нормы в виде акцентуаций характера, имеется устойчивость в отношении неблагоприятного воздействия непосредственного окружения, большая податливость пагубным влияниям.
Появление социально неодобряемых форм поведения говорят о состоянии, называемом социальной дезадаптацией. Как бы ни были разнообразны эти формы, они почти всегда характеризуются плохими отношениями с другими детьми, которые проявляются в драках, ссорах, или, например, агрессивностью, демонстративным неповиновением, разрушительными действиями или лживостью. Они также могут включать антиобщественные поступки, такие, как воровство, прогулы школы и поджоги.
Между этими различными формами поведения существуют важные связи. Они проявляются в том, что те дети, которые в раннем возрасте были агрессивными и задиристыми, став старше, с большей невероятностью станут проявлять склонность к асоциальному поведению.
Синдром социальной дезадаптации гораздо чаще встречается среди мальчиков. Что отчетливо проявляется в случаях антиобщественных поступков.
Подросткам с так называемыми социализированными формами антиобщественного поведения не характерны эмоциональные расстройства и тем более, они легко приспосабливаются к социальным нормам, внутри тех общественных групп друзей чем родственников, к которым принадлежат.
Часто дети происходят из больших семей, где применяются неадекватные меры воспитания и где антиобщественные формы поведения усваиваются из непосредственного семейного окружения. Наоборот, плохо социализированный, агрессивный ребенок находится в очень плохих отношениях с другими детьми и со своей семьей. Негативизм, агрессивность, дерзость и мстительность – вот основные черты его характера.
Формы отклоняющего поведения закономерно приводят к нарушению законодательных норм. Выход за рамки социальных правил, сопровождающийся необычной жесткостью, всегда подозрителен как возможная психическая аномалия.
Девиантные и делинквентные формы поведения – это приспособление к социальным и психологическим реалиям отрочества и юности, хотя и осуждаемое обществом за свой экстремизм.
Можно выделить различные виды девиантного поведения, формой проявления которых являются следующие варианты социальной дезадаптации:
Романтизация, героизация преступного мира вообще характерная черта социальной действительности больших городов последних 10 – 15 лет. Как элемент этого явления – усиленная трансляция в массы быта, нравов, «героики» уголовной среды, творческих опытов «лагерных культуры» средствами массовой информации, эстрадой, театром, кинопроизводителями и кинопрокатом, литературой и, конечно, журналистикой.
Сексуально – эротические отношения, буквально, эксплуатируются всеми подростково – молодежными СМИ – газетами, журналами, радио, телевидением.
Таким образом, в современных общественных науках девиантным называют поведение, которое не соответствует нормам и ролям. Понятие «норма» является исходным для изучения любых девиаций. Девиантное поведение определяется как: поступок, действие человека; как социальное явление.
Информация о работе Особенности акцентуации характера у подростков с девиантным поведением