Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 16:08, курсовая работа
Цель исследования: изучение характерных особенностей психического развития дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить отечественную и зарубежную литературу по теме исследования;
2. Изучить психолого-физиологические и личностные особенности детей в дошкольном возрасте;
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты изучения особенностей развития детей дошкольного возраста ………………………………………………………….5
1.1. Особенности общего развития в дошкольном возрасте ………………..5
1.2. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста…8
1.3. Особенности развития личности дошкольников.…………………..……18
Глава II. Эмпирическое исследование некоторых особенностей развития дошкольников…………………………………………………………………. 25
2.1.Организация и методы эмпирического исследования…………………..25
2.2 Статистическая обработка результатов исследования …………………28
2.3 Анализ результатов исследования………………………………………. 29
Заключение……………………………………………………….……………..31
Список использованной литературы…………………………………..……..34
Из всего рассмотренного выше видно, что психическое развитие дошкольника очень динамично. Родители и воспитатели должны проявить внимание и чуткость к формирующейся детской личности. «В каждом ребенке на каждой стадии развития совершается чудо мощного развертывания каждый раз нового качества, которое даст новую надежду и устанавливает новую ответственность для всех» [60].
В зарубежной психологии отмечаются разные взгляды на проблему развития личности ребенка дошкольного возраста.
Так, представитель
Период от 3 до 6 лет Фрейд назвал фаллической стадией развития, так как в этот период интерес ребенка к половым органам и половым отношениям очень велик.
В этом возрасте возникает Эдипов комплекс. У мальчика появляется желание обладать матерью и устранить отца. При этом идентификация себя с отцом, подражание ему способствует развитию Сверх-Я, т.е. совести.
У девочек наблюдается такое же отношение к отцу.
К пяти-семи годам чувства, сопровождающие Эдипов комплекс, исчезают и наступает латентная стадия – сексуальное затишье. Этот период благоприятен для становления высшей человеческой культуры.
Фаллическая стадия имеет большое значение для сложившейся личности. В дальнейшем, когда происходит от родителей, преодоление «отход» Эдипова комплекса ведет к свободному выбору нового объекта направленности либидо и освобождение от давления авторитета одного из родителей.
Такой подход показывает важность грамотного ребенка, значимость и важность его детства.
Американский психолог Э. Эриксон не отрицал теории З. Фрейда однако считал, что большое значение для развития личности имеет окружающая среда, ее культурно-исторический контекст, поэтому теорию Эриксона принято называть психосоциальной.
В своем жизненном пути
человек проходит ряд стадий, на
каждой из которых ему выставляется
новое социальное требование. Возраст
от трех до шести лет Эриксон считал
возрастом, в котором происходит
конфликт между инициативой и
виной. Инициатива проявляется в
стремлении приобщиться к миру взрослых,
освоение для этого необходимых
новых умений и навыков. В этом
возрасте наступает чувство
Э. Эриксон ввел понятие эго-идентичности. Это субъективное чувство целостности собственной личности, непрерывности и устойчивости собственного Я. Это «самая сердцевина, ядро» личности.
Для успешного формирования
детской личности исключительно
важно учитывать, что в этом возрасте
притязание на признание среди взрослых
и сверстников проявляется
В этом возрасте ребенок осваивает свою принадлежность к полу и учится вести себя соответствующим образом. Происходит «вращивание» половой идентификации в личностную структуру. Возникает чувство солидарности с представителями своего пола.
Вступая в дошкольный возраст, ребенок, стремясь быть как взрослый, приписывает себе все положительные качества (одобренные взрослыми), часто не зная, в чем они заключаются. Усвоение нормативов поведения происходит через общение со взрослыми. Ребенок видит, одобряем или нет его поступок или поступок сверстника. Он начинает понимать и осмысливать нормы поведения, со временем у него формируются привычки поведения. Оценивая других, дошкольник учится оценивать себя.
Развитие чувств происходит с развитием мышления. Чувства становятся более «разумными», более высокоразвитыми. К примеру, чувство прекрасного. Если для трехлетнего ребенка прекрасным является яркая игрушка, нарядный костюм, то старший дошкольник, более ориентирующийся в окружающем мире и более знающий о нем, уже понимает красоту природы, музыки, танца, картины и т.д.
В дошкольном возрасте впервые отмечается способность сдерживать свои чувства. Дошкольник может скрыть страх или слезы, однако в целом эмоции его довольно непосредственны и поэтому лицо читается как открытая книга.
Волевые действия складываются у детей под влиянием взрослых и проявляются недолго и в меньшей степени, чем у старших дошкольников и школьников. Ведущим остается непроизвольное поведение.
Дети в возрасте от 4-х до 7 лет очень чувствительны к неудачам, они зачастую выбивают их из колеи. В поведении ребенка появляется столько новых моментов, что взрослые зачастую теряются и не знают, как себя вести. Возникают споры между родственникам о способах воспитания. «В каждом ребенке на каждой стадии развития совершается чувство мощного развертывания всякий раз нового качества, которое дает новую надежду и устанавливает новую ответственность для всех» [16].
С точки зрения формирования ребенка как личности по мнению отечественных психологов, весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту три-четыре года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной регуляции. Вторая основывает возраст от четырех до пяти лет и касается нравственной саморегуляции, а третья относится к возрасту около шести лет и включает формирование деловых личностных качеств ребенка.
В дошкольном возрасте дети
начинают руководствоваться в своем
поведении, в ощущениях, даваемых себе
и другими людьми, определенными
нравственными нормами. У них
формируется более или менее
устойчивые моральные представления,
а также способность к
Источниками моральных представлений детей являются взрослые, которые занимаются их обучением и воспитанием, а также сверстниками. Нравственный опыт от взрослых к детям передается и учитывается в процессе обучения, наблюдения и подражания, через систему поощрений и наказаний. Общению принадлежит большая роль в развитии личности дошкольника. Общение связано с удовлетворением одноименной потребности, которая проявляется довольно рано. Ее выражением является стремление ребенка к познанию себя и других людей, к оценке и самооценке.
В дошкольном детстве, как и в младенчестве и раннем возрасте, один из главных ролей в личностном развитии ребенка по-прежнему играет мать. Характер ее общения с ребенком непосредственно сказывается по формировании у него тех или иных личностных качеств и видов поведения. Стремление к одобрению со стороны матери становится для ребенка дошкольного возраста одним из стимулов поведения. Существенное значение для развития ребенка приобретают оценки, которые ему и его поведению дают близкие взрослые люди.
Одним из первых детьми усваиваются
нормы и правила так
Для поведения детей в дошкольном возрасте наступает период, когда оно выходит за рамки познавательной саморегуляции и переносится на управление социальными действиями и поступками.
Иными словами, наряду с интеллектуальной возникает личностная и нравственная саморегуляция. Нравственные нормы поведения становятся привычными, приобретают устойчивость. К концу дошкольного детства у большинства детей складывается определенная нравственная позиция, которой они придерживаются более или менее последовательно.
У ребенка в дошкольном возрасте формируются и личностные качества, связанные с отношениями к людям. Это в первую очередь внимание к человеку, к его заботам, бедам, переживаниям, успехами неудачам.
Сочувствие и заботливость по отношению к людям появляются у многих детей - дошкольников.
Старший дошкольник во многих
случаях в состоянии разумно
объяснит свои поступки, пользуясь
для этого определенными
В старшем дошкольном возрасте получают дальнейшее развитие мотивы общения, в силу которых ребенок стремится установить и расширить контакты с окружающими людьми.
В данном возрасте дети придают большое значение оценкам, даваемым им взрослыми людьми. Ребенок не ждет такой оценки, а активно сам добивается ее, стремиться получить похвалу, очень стареется ее заслужить. Все это свидетельствует о том, что ребенок уже вступил в период развития, сенситивный для формирования и укрепления у него мотивации достижения успехов и ряда других жизненно полезных личностных свойств, которые в будущем должны будут обеспечить успешность его учебной, профессиональной и других видов деятельности.
Под основными качествами
личности понимаются те, которые, начиная
оформляться в раннем детстве, довольно
скоро закрепляются и образуют устойчивую
индивидуальность человека, определяемую
через понятие социального
Основные личностные качества отличаются от других тем, что их развитие - по крайней мере в начальный период - в определенной степени зависит от генотипических, биологических обусловленных свойств организма. К числу таких личностных качеств относится, например, экстроверсия и интроверсия, тревожность и доверие, эмоциональность и общительность, невротичность и другие. Они складываются и закрепляются у ребенка в дошкольном возрасте, в условиях сложного взаимодействия многих факторов: генотипа и среды, сознания и бессознательного, оперантного и условно-рефлекторного поучению, подражания и ряда других.
В младшем и среднем дошкольном детстве продолжается формироваться характер ребенка. Он складывается под влиянием наблюдаемого детьми характерного поведения взрослых. В эти же годы начинают формироваться такие важные личностные качества, как инициативность, воля, независимость.
В старшем дошкольном возрасте ребенок обучается общаться, взаимодействовать с окружающими людьми в совместной с ними деятельности, усваивает элементарные правила и нормы поведения, что позволяет ему в дальнейшем хорошо сходиться с людьми, налаживать с ними нормальные деловые и личные взаимоотношения.
У детей начиная с трехлетнего возраста, отчетливо проявляется стремление к самостоятельности, которую они начинают отстаивать в игре.
К среднему дошкольному возрасту
у многих детей складываются умение
и способность правильно
Особую роль в планировании и прогнозировании результатов личностного развития ребенка играет представление о том, как дети разного возраста воспринимают и оценивают своих родителей.
В исследованиях А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, Л.И. Божович и других ученых установлено, что самое заметное воздействие родителей на себе испытывают дети в возрасте от трех до восьми лет, причем между мальчиками и девочками имеются определенные различия. Так, у девочек психологическое влияние родителей начинает чувствоваться раньше и продолжается дальше, чем у мальчиков. Этот период времени охватывает годы от трех до восьми лет. Что касается мальчиков, то они значительно меняются под воздействием родителей в промежутке времени от пяти до семи лет, т.е. на три года меньше.
Глава II. Эмпирическое исследование некоторых особенностей развития дошкольников
2.1 Организация и методы эмпирического исследования
Перейдем к решению непосредственных практических задач нашего исследования.
В нашем исследовании принимали участие дети старшей группы в количестве 10 человек.
Были подобраны различные методики с целью выявления у детей особенностей памяти, внимания, мышления.
Эмпирическое исследование осуществлялось в соответствии с этапами:
1 этап. Проведение эмпирического исследования.
2 этап. Статистическая обработка результатов.
3 этап. Интерпретация результатов исследования.
Для исследования памяти, внимания, мышления у дошкольников в современной психологической литературе по психодиагностике существует множество методик. Исследование содержит некоторые из них.
Методика 1. Исследование концентрации внимания.
Цель исследования: изучить особенности внимания на практическом примере у детей дошкольного возраста.
Оборудование: 2 таблицы с рисунками, желательно цветными (см. Приложение 3).
Порядок исследования: детям по очереди предлагается посмотреть на картинки и найти в них как можно больше отличий. При этом учитывается: заинтересованность в задании, отвлекаемость на посторонние раздражители, сосредоточенность на разглядывании и сравнивании картинок и сам результат.