Особенности общения с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Поиск конструктивного преодоления конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 15:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности общения c детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучение научной и методической литературы по вопросу особенностей общения с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
2. Выявить особенности взаимоотношений с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..
Глава I. Понятие общения …………………………………………………
1.1.Общение и его роль в развитии ребенка ……………………………..
1.2 Общая характеристика психологических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста ……..................................
1.3 Особенности общения с детьми ………………………………………
Выводы по главе I …………………………………………………………
Глава II. Ошибки в общении с детьми и пути их разрешения …………..
2.1 Причины нарушения поведения детей ………………………………..
2.2 Понятие конфликта …………………………………………………….
2.3 Пути разрешения конфликтов ………………………………………...
2.4 Конструктивное преодоление конфликтов …………………………...
Выводы по главе II …………………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………
Список использованной литературы ……………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 2.docx

— 76.79 Кб (Скачать файл)

Не секрет, что каждая вторая семья в России далека от «живительной почвы, на которой расцветает личность ребенка». Все чаще имеют место семейные конфликты, разобщенность супругов и т.п. Причиной семейного кризиса могут стать многие вполне понятные обстоятельства. Собственно, это любая жизненная перестройка, заставляющая меняться и менять свое поведение. Главная проблема заключается в том, что когда жизненная ситуация меняется и от нас требуется вести себя как-то иначе, мы остаемся прежними. Следствием этой «нестыковки» становятся частые и затяжные семейные конфликты, причина которых заключается в том, что супругам не хватает гибкости: каждому из них втайне хочется, чтобы менялся и больше ответственности за семейное счастье брал на себя другой. И что очень прискорбно – в семье, где семейные конфликты происходят очень часто, нарушается общение или исчезает вовсе, а заложниками данного обстоятельства становятся дети. Родители слишком сосредоточены на своих чувствах, забывая о чувствах своих детей, для которых всегда дороги оба родителя и которые очень болезненно переживают родительские ссоры и выяснения отношений. (?) Нередко можно встретить конфликтных, не умеющих общаться с детьми, педагогов.

Однако радует тот факт, что все большее количество родителей стремится улучшать свои взаимоотношения с детьми. Они понимают, что зашли в тупик, что, наконец, необходимо предпринять коренные изменения в своем общении с ребенком, создать мирную и доброжелательную атмосферу в семье – главную составляющую в построении правильных отношений с ребенком. Для установления гармоничных отношений с ребенком необходимо:

1. Безусловное принятие. Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть.

2. Активное слушание. Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. (3)

3. Очень важно в беседе «держать  паузу». После каждой вашей реплики  лучше помолчать. Помните, это время  принадлежит ребенку, не забивайте  его своими соображениями и  замечаниями. Пауза помогает ребенку  разобраться в своем переживании  и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом. Помолчать хорошо  и после ответа ребенка –  может быть, он что-то добавит. Узнать о том, что ребенок еще  не готов услышать вашу реплику, можно по его внешнему виду. Если его глаза смотрят не  на вас, а в сторону, то продолжайте молчать – в нем происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя борьба.

4. В ответе также иногда  полезно повторить, что, как вы  поняли, случилось с ребенком, а  потом обозначить его чувство.

5. Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния:

- всегда помнить об индивидуальности ребенка;

- учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения;

- стараться понять требования маленького ребенка;

- помнить, что для перемен нужно время;

- проявлять постоянство по отношению к ребенку;

- чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив;

- одобрять разные варианты конструктивного поведения;

- совместно искать выход путем перемены в ситуации;

- уменьшать число «нельзя» и увеличивать число «можно»;

- ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость;

- дать ребенку возможности прочувствовать неизбежность негативных      последствий его проступков;

- логически разъяснять возможности негативных последствий;

- расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;

- использовать положительный пример других детей и родителей;

- учитывать легкость переключения внимания у маленьких детей. [8]

6. Умение справляться со стрессом, владеть своими эмоциями. Самые неприятные эмоции – гнев, злоб, агрессия. Эти чувства можно назвать разрушительными, так как они разрушают и самого человека (его психику, здоровье), и его взаимоотношения с другими людьми. Они – постоянные причины конфликтов. Таким образом, установление гармоничных отношений с детьми – одна из основных задач взрослого.

Выводы по главе II

Непослушных детей, а тем более детей, «отбившихся от рук», принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены и т.п. Белорусский психолог Фурманов И.А. дал следующие характеристики такого поведения: вызывающее поведение, враждебность, конфликтность, направленная против родителей и учителей. У таких детей нормальный интеллект, однако, они плохо учатся, сопротивляются требованиям и хотят решать свои задачи без посторонней помощи. На самом же деле в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а особенно чувствительные и ранимые. Они попадают в число «трудных» детей  под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые. Отсюда следует вывод: «трудный» ребенок нуждается только в помощи и ни в коем случае не в критике и наказаниях. [3]

Гиппенрейтер Ю.Б. выделяет одну из причин – неправильное общение, или его отсутствие, взрослого с ребенком. Она утверждает, что корень негативного упорства и отказов лежит в отрицательных переживаниях, вызванных его взаимоотношениями со взрослыми.

По словам Шаповаленко И.В. – нарушение семейной среды, семейной атмосферы – следующая причина нарушения поведения детей. И, наконец, Д. Дивиньи считает неудовлетворение потребности в тепле и внимании еще одной причиной нарушения поведения детей.

Если ваши отношения с ребенком давно испортились, не стоит думать, будто достаточно применить какой-то способ – и все вмиг пойдет на лад. «Способы», конечно, применять надо. Но без дружелюбного, теплого тона они ничего не дадут. Такой тон – самое главное условие успеха, и если ваше участие в занятиях ребенка не помогает, больше того, если он отказывается от вашей помощи, остановитесь и прислушайтесь к тому, как вы общаетесь с ним.

 

Немаловажную роль играет умение преодолевать конфликты. Проблема конфликта всегда была в той или иной степени актуальна для любого общества. Конфликты в семье могут создавать психотравмирующую обстановку для супругов, их детей, родителей, в результате чего они приобретают ряд отрицательных свойств личности. В конфликтной семье закрепляется отрицательный опыт общения, теряется вера в возможность существования дружеских и нежных взаимоотношений между людьми, накапливаются отрицательные эмоции, появляются психотравмы. Психотравмы чаще проявляются в виде переживаний, которые в силу выраженности, длительности или повторяемости сильно воздействуют на

личность.

Конструктивность разрешения конфликтов между детьми и взрослыми, как никаких других, зависит в первую очередь от умения взрослых понимать, прощать своих детей, а в каких-то случаях уступать им. Одно из условий завершения конфликта любящих родителей — не добиваться победы. Победу за счет поражения любимого человека трудно назвать достижением. Важно уважать другого, какая бы вина ни лежала на нем. Нужно быть способным честно спросить у самого себя (и главное, честно ответить себе), что же тебя на самом деле волнует. При аргументации своей позиции стараться не проявлять неуместный максимализм и категоричность.

Традиционные программы обучения «миролюбивому» поведению в конфликтах, в зависимости от возраста детей, могут включать в себя обсуждение деструктивных и конструктивных стратегий взаимодействия в конфликтах, негативных последствий использования силы и преимуществ переговорных моделей, а также практические формы активного обучения.

Конфликты – при правильном к ним подходе – могут стать эффективным фактором педагогического процесса, воспитательного воздействия на детей. Но при этом необходимо обязательно создать доброжелательную атмосферу.

 

Заключение

Общение – это очень важная составляющая жизни ребёнка и то, на сколько он овладеет способами общения, от этого будет зависеть его успешность в процессе взросления.

По словам С. Л. Рубинштейна «…первейшее из первых условий жизни человека – это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека».

Общение - это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов и как информационный процесс, как отношение людей друг к другу и как процесс их взаимовлияния друг на друга, как процесс сопереживания и взаимного понимания.

Общение играет особую роль в психическом развитии ребенка, развитие психики ребенка – это процесс, происходящий путем усвоения детьми общественно-исторического опыта человечества с помощью реального общения со взрослыми. Фигура взрослого имеет решающее значение в психическом развитии ребенка. Только взрослый для маленького ребенка является носителем человеческой культуры, и только он может передать ее ребенку. Это положение является традиционным и общепризнанным в отечественной психологии.

Лисина внесла в отечественную психологию новый предмет – общение ребенка со взрослым и разработала концепцию его развития. В концепции Лисиной общение рассматривается как особый вид деятельности (коммуникативная деятельность), имеющий свои специфические структурные компоненты: потребности, предмет, мотивы и средства. Главным условием психического развития ребенка является его общение со взрослым. Общение со взрослым на протяжении детского возраста развивается и принимает разные формы: В концепции генезиса общения М. И. Лисиной развитие общения рассматривается как смена качественно своеобразных его форм, каждая из которых характеризуется особым содержанием потребности в общении, главными мотивами, побуждающими к нему, и основными средствами общения. В общении со взрослым происходит не только усвоение культурных норм и способов деятельности, но и становление новых смыслов и мотивов ребенка.

Изучая вопрос особенностей общения с детьми нельзя обойти стороной проблему конфликтов. Из более чем 700 психолого-педагогических работ по проблеме конфликта вряд ли наберется с десяток-другой публикаций, в центре которых стояла бы проблема конфликтов между взрослыми и детьми.  Она, как правило, изучается в контексте более обширных исследований; семейных отношений (В.Шуман), возрастных кризисов (И. Кон), влияния супружеских конфликтов на развитие детей (А. Ушатиков, А. Спиваковская) и др. Проблемы во взаимодействии детей, равно как и в работе воспитателей с детьми, могут возникать вследствие того, что дети не выполняют свои обязанности в группе, не соблюдают принятые нормы и правила поведения и т.п. В таких случаях целесообразно устраивать обсуждение возникших конфликтных ситуаций. Фактически дети учатся анализировать конфликты, понимать причины их возникновения и искать конструктивные способы выхода из сложных ситуаций взаимодействия.  Воспитатель выступает здесь как организатор конструктивного подхода к разрешению проблемы, стараясь не проявлять неуместный максимализм и категоричность по отношению к детям, поддерживая доброжелательную атмосферу.

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Белкина В.Н. «Психология раннего и дошкольного детства». Учебное пособие.  Ярославль, - 1998 г.;
  2. Варга А.Я. «Психодиагностика отклоняющегося поведения ребенка без аномалий психического развития». М.: МГПИ, - 2002 г.;
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?». М.: Астрель, - 2006 г;
  4. Дивиньи Дж. «Как перестать беспокоиться и начать жить со своими «трудными» детьми». Спб.: Прайм-Еврознак, - 2009 г;
  5. Дрейкурс Р. «Счастье вашего ребенка: книга для родителей». М.: Прогресс, - 1986 г.;
  6. Запорожец А.В., Лисина М.И. «Развитие общения у дошкольников». М.: - 1974 г.;
  7. Ильин Е.П. «Психология общения и межличностных отношений». Спб.: Питер, - 2009 г.;
  8. Карабанова О.А. «Психология семейных отношений и основы семейного консультирования». М.: Гардарики, - 2005 г.;
  9. Лисина М.И. «Формирование личности ребенка в общении». Спб.: Питер, - 2009 г.;
  10. Роджерс К. «Взгляд на психотерапию. Становление человека». М.: Прогресс, - 1994 г.;
  11. Смирнова Е.О. «Особенности общения с дошкольниками». Учебное пособие. М.: Академия, - 2000 г.;
  12. Столяренко Л.Д. «Психология делового общения и управления». Учебное пособие. Ростов н/Д.: Феникс, - 2009 г.;
  13. Фурманов И.А. «Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном  процессе». Методическое пособие. Минск: БНИИО, - 2003 г.;
  14. Шаповаленко И.В. «Психология семейных отношений». М.: Академия, - 2002 г.
  15. Лавриненко В. Н. «Психология и этика делового общения». Учебник для вузов. М.: Юнити-Дана, 2005.
  16. Янцупов А. Я., Баклановский С.В. «Конфликтология в схемах и комментариях». Учеб.пособие. СПб.: Питер, 2009.
  17. А.С. Бакиева «Внутрисемейное общение». Семья и школа, №5,6. М., 2013
  18. А.С. Бакиева «Первые шаги к роскоши человеческого общения». Воспитание школьников, №8. М., 2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как живется в школе детям, которые уже в первых классах получили оценку «хороших» или «плохих», стало предметом одного исследования.

Психолог регулярно посещал уроки в 1-2-х классах обычной московской школы. Он молча сидел на задней парте, объяснив учителю, что наблюдает за поведением детей. В действительности его интересовало, сколько раз и как учитель обращается к «отличникам» и «двоечникам» (для этого в каждом классе было выделено по 3-4 ученика каждой группы).

Информация о работе Особенности общения с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Поиск конструктивного преодоления конфликтов