Не секрет, что каждая вторая
семья в России далека от «живительной
почвы, на которой расцветает личность
ребенка». Все чаще имеют место семейные
конфликты, разобщенность супругов и т.п.
Причиной семейного кризиса могут стать
многие вполне понятные обстоятельства.
Собственно, это любая жизненная перестройка,
заставляющая меняться и менять свое поведение.
Главная проблема заключается в том, что
когда жизненная ситуация меняется и от
нас требуется вести себя как-то иначе,
мы остаемся прежними. Следствием этой
«нестыковки» становятся частые и затяжные
семейные конфликты, причина которых заключается
в том, что супругам не хватает гибкости:
каждому из них втайне хочется, чтобы менялся
и больше ответственности за семейное
счастье брал на себя другой. И что очень
прискорбно – в семье, где семейные конфликты
происходят очень часто, нарушается общение
или исчезает вовсе, а заложниками данного
обстоятельства становятся дети. Родители
слишком сосредоточены на своих чувствах,
забывая о чувствах своих детей, для которых
всегда дороги оба родителя и которые
очень болезненно переживают родительские
ссоры и выяснения отношений. (?) Нередко
можно встретить конфликтных, не умеющих
общаться с детьми, педагогов.
Однако радует тот факт, что
все большее количество родителей стремится
улучшать свои взаимоотношения с детьми.
Они понимают, что зашли в тупик, что, наконец,
необходимо предпринять коренные изменения
в своем общении с ребенком, создать мирную
и доброжелательную атмосферу в семье
– главную составляющую в построении
правильных отношений с ребенком. Для
установления гармоничных отношений с
ребенком необходимо:
1. Безусловное принятие. Безусловно принимать
ребенка – значит любить его не за то,
что он красивый, умный, способный, отличник,
помощник и так далее, а просто так, просто
за то, что он есть.
2. Активное слушание. Активно слушать
ребенка – значит «возвращать» ему в беседе
то, что он вам поведал, при этом обозначив
его чувство. (3)
3. Очень важно в беседе «держать
паузу». После каждой вашей реплики
лучше помолчать. Помните, это время
принадлежит ребенку, не забивайте
его своими соображениями и
замечаниями. Пауза помогает ребенку
разобраться в своем переживании
и одновременно полнее почувствовать,
что вы рядом. Помолчать хорошо
и после ответа ребенка –
может быть, он что-то добавит.
Узнать о том, что ребенок еще
не готов услышать вашу реплику,
можно по его внешнему виду.
Если его глаза смотрят не
на вас, а в сторону, то продолжайте
молчать – в нем происходит сейчас очень
важная и нужная внутренняя борьба.
4. В ответе также иногда
полезно повторить, что, как вы
поняли, случилось с ребенком, а
потом обозначить его чувство.
5. Повышение педагогической
культуры родителей, позволяющей учитывать
возрастные психологические особенности
детей, их эмоциональные состояния:
- всегда помнить об индивидуальности
ребенка;
- учитывать, что каждая новая
ситуация требует нового решения;
- стараться понять требования
маленького ребенка;
- помнить, что для перемен нужно
время;
- проявлять постоянство по
отношению к ребенку;
- чаще предлагать выбор из нескольких
альтернатив;
- одобрять разные варианты
конструктивного поведения;
- совместно искать выход путем
перемены в ситуации;
- уменьшать число «нельзя»
и увеличивать число «можно»;
- ограниченно применять наказания,
соблюдая при этом их справедливость и
необходимость;
- дать ребенку возможности
прочувствовать неизбежность негативных
последствий его проступков;
- логически разъяснять возможности
негативных последствий;
- расширять диапазон моральных,
а не материальных поощрений;
- использовать положительный
пример других детей и родителей;
- учитывать легкость переключения
внимания у маленьких детей. [8]
6. Умение справляться со стрессом,
владеть своими эмоциями. Самые неприятные
эмоции – гнев, злоб, агрессия. Эти чувства
можно назвать разрушительными, так как
они разрушают и самого человека (его психику,
здоровье), и его взаимоотношения с другими
людьми. Они – постоянные причины конфликтов.
Таким образом, установление гармоничных
отношений с детьми – одна из основных
задач взрослого.
Выводы по главе II
Непослушных детей, а тем более
детей, «отбившихся от рук», принято обвинять.
В них ищут злой умысел, порочные гены
и т.п. Белорусский психолог Фурманов И.А.
дал следующие характеристики такого
поведения: вызывающее поведение, враждебность,
конфликтность, направленная против родителей
и учителей. У таких детей нормальный интеллект,
однако, они плохо учатся, сопротивляются
требованиям и хотят решать свои задачи
без посторонней помощи. На самом же деле
в число «трудных» обычно попадают дети
не «худшие», а особенно чувствительные
и ранимые. Они попадают в число «трудных»
детей под влиянием жизненных нагрузок
и трудностей, реагируя на них гораздо
раньше и сильнее, чем дети более устойчивые.
Отсюда следует вывод: «трудный» ребенок
нуждается только в помощи и ни в коем
случае не в критике и наказаниях. [3]
Гиппенрейтер Ю.Б. выделяет
одну из причин – неправильное общение,
или его отсутствие, взрослого с ребенком.
Она утверждает, что корень негативного
упорства и отказов лежит в отрицательных
переживаниях, вызванных его взаимоотношениями
со взрослыми.
По словам Шаповаленко И.В. –
нарушение семейной среды, семейной атмосферы
– следующая причина нарушения поведения
детей. И, наконец, Д. Дивиньи считает неудовлетворение
потребности в тепле и внимании еще одной
причиной нарушения поведения детей.
Если ваши отношения с ребенком
давно испортились, не стоит думать, будто
достаточно применить какой-то способ
– и все вмиг пойдет на лад. «Способы»,
конечно, применять надо. Но без дружелюбного,
теплого тона они ничего не дадут. Такой
тон – самое главное условие успеха, и
если ваше участие в занятиях ребенка
не помогает, больше того, если он отказывается
от вашей помощи, остановитесь и прислушайтесь
к тому, как вы общаетесь
с ним.
Немаловажную роль играет умение
преодолевать конфликты. Проблема конфликта
всегда была в той или иной степени актуальна
для любого общества. Конфликты в семье
могут создавать психотравмирующую обстановку
для супругов, их детей, родителей, в результате
чего они приобретают ряд отрицательных
свойств личности. В конфликтной семье
закрепляется отрицательный опыт общения,
теряется вера в возможность существования
дружеских и нежных взаимоотношений между
людьми, накапливаются отрицательные
эмоции, появляются психотравмы. Психотравмы
чаще проявляются в виде переживаний,
которые в силу выраженности, длительности
или повторяемости сильно воздействуют
на
личность.
Конструктивность разрешения
конфликтов между детьми и взрослыми,
как никаких других, зависит в первую очередь
от умения взрослых понимать, прощать
своих детей, а в каких-то случаях уступать
им. Одно из условий завершения конфликта
любящих родителей — не добиваться победы.
Победу за счет поражения любимого человека
трудно назвать достижением. Важно уважать
другого, какая бы вина ни лежала на нем.
Нужно быть способным честно спросить
у самого себя (и главное, честно ответить
себе), что же тебя на самом деле волнует.
При аргументации своей позиции стараться
не проявлять неуместный максимализм
и категоричность.
Традиционные программы обучения
«миролюбивому» поведению в конфликтах,
в зависимости от возраста детей, могут
включать в себя обсуждение деструктивных
и конструктивных стратегий взаимодействия
в конфликтах, негативных последствий
использования силы и преимуществ переговорных
моделей, а также практические формы активного
обучения.
Конфликты – при правильном
к ним подходе – могут стать эффективным
фактором педагогического процесса, воспитательного
воздействия на детей. Но при этом необходимо
обязательно создать доброжелательную
атмосферу.
Заключение
Общение – это очень
важная составляющая жизни ребёнка и то,
на сколько он овладеет способами общения,
от этого будет зависеть его успешность
в процессе взросления.
По словам С. Л. Рубинштейна
«…первейшее из первых условий жизни
человека – это другой человек. Отношение
к другому человеку, к людям составляет
основную ткань человеческой жизни, ее
сердцевину. «Сердце» человека все соткано
из его отношений к другим людям; с ними
связано главное содержание психической,
внутренней жизни человека. Отношение
к другому является центром духовно-нравственного
становления личности и во многом определяет
нравственную ценность человека».
Общение - это сложный и многогранный
процесс, который может выступать в одно
и то же время как процесс взаимодействия
индивидов и как информационный процесс,
как отношение людей друг к другу и как
процесс их взаимовлияния друг на друга,
как процесс сопереживания и взаимного
понимания.
Общение играет особую роль
в психическом развитии ребенка, развитие
психики ребенка – это процесс, происходящий
путем усвоения детьми общественно-исторического
опыта человечества с помощью реального
общения со взрослыми. Фигура взрослого имеет решающее
значение в психическом развитии ребенка.
Только взрослый для маленького ребенка
является носителем человеческой культуры,
и только он может передать ее ребенку.
Это положение является традиционным
и общепризнанным в отечественной психологии.
Лисина внесла в отечественную
психологию новый предмет – общение ребенка
со взрослым и разработала концепцию его
развития. В концепции Лисиной общение
рассматривается как особый вид деятельности
(коммуникативная деятельность), имеющий
свои специфические структурные компоненты:
потребности, предмет, мотивы и средства.
Главным условием психического развития
ребенка является его общение со взрослым.
Общение со взрослым на протяжении детского
возраста развивается и принимает разные
формы: В концепции генезиса общения М.
И. Лисиной развитие общения рассматривается
как смена качественно своеобразных его
форм, каждая из которых характеризуется
особым содержанием потребности в общении,
главными мотивами, побуждающими к нему,
и основными средствами общения. В общении
со взрослым происходит не только усвоение
культурных норм и способов деятельности,
но и становление новых смыслов и мотивов
ребенка.
Изучая вопрос особенностей
общения с детьми нельзя обойти стороной
проблему конфликтов. Из более чем 700 психолого-педагогических
работ по проблеме конфликта вряд ли наберется
с десяток-другой публикаций, в центре
которых стояла бы проблема конфликтов
между взрослыми и детьми. Она, как
правило, изучается в контексте более
обширных исследований; семейных отношений
(В.Шуман), возрастных кризисов (И. Кон),
влияния супружеских конфликтов на развитие
детей (А. Ушатиков, А. Спиваковская) и др.
Проблемы во взаимодействии детей, равно
как и в работе воспитателей с детьми,
могут возникать вследствие того, что
дети не выполняют свои обязанности в
группе, не соблюдают принятые нормы и
правила поведения и т.п. В таких случаях
целесообразно устраивать обсуждение
возникших конфликтных ситуаций. Фактически
дети учатся анализировать конфликты,
понимать причины их возникновения и искать
конструктивные способы выхода из сложных
ситуаций взаимодействия. Воспитатель
выступает здесь как организатор конструктивного
подхода к разрешению проблемы, стараясь
не проявлять неуместный максимализм
и категоричность по отношению к детям,
поддерживая доброжелательную атмосферу.
Список использованной
литературы:
- Белкина В.Н. «Психология раннего
и дошкольного детства». Учебное пособие.
Ярославль, - 1998 г.;
- Варга А.Я. «Психодиагностика
отклоняющегося поведения ребенка без
аномалий психического развития». М.: МГПИ,
- 2002 г.;
- Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться
с ребенком. Как?». М.: Астрель, - 2006 г;
- Дивиньи Дж. «Как перестать
беспокоиться и начать жить со своими
«трудными» детьми». Спб.: Прайм-Еврознак,
- 2009 г;
- Дрейкурс Р. «Счастье вашего
ребенка: книга для родителей». М.: Прогресс,
- 1986 г.;
- Запорожец А.В., Лисина М.И. «Развитие
общения у дошкольников». М.: - 1974 г.;
- Ильин Е.П. «Психология общения
и межличностных отношений». Спб.: Питер,
- 2009 г.;
- Карабанова О.А. «Психология
семейных отношений и основы семейного консультирования».
М.: Гардарики, - 2005 г.;
- Лисина М.И. «Формирование личности
ребенка в общении». Спб.: Питер, - 2009 г.;
- Роджерс К. «Взгляд на психотерапию. Становление человека». М.: Прогресс, - 1994 г.;
- Смирнова Е.О. «Особенности общения с дошкольниками». Учебное пособие. М.: Академия, - 2000 г.;
- Столяренко Л.Д. «Психология делового общения и управления». Учебное пособие. Ростов н/Д.: Феникс, - 2009 г.;
- Фурманов И.А. «Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном процессе». Методическое пособие. Минск: БНИИО, - 2003 г.;
- Шаповаленко И.В. «Психология семейных отношений». М.: Академия, - 2002 г.
- Лавриненко В. Н. «Психология и этика делового
общения». Учебник для вузов. М.: Юнити-Дана, 2005.
- Янцупов А. Я., Баклановский С.В. «Конфликтология
в схемах и комментариях». Учеб.пособие.
СПб.: Питер, 2009.
- А.С. Бакиева «Внутрисемейное
общение». Семья и школа, №5,6. М., 2013
- А.С. Бакиева «Первые шаги к
роскоши человеческого общения». Воспитание
школьников, №8. М., 2013
Как живется в школе
детям, которые уже в первых классах получили
оценку «хороших» или «плохих», стало
предметом одного исследования.
Психолог регулярно
посещал уроки в 1-2-х классах обычной московской
школы. Он молча сидел на задней парте,
объяснив учителю, что наблюдает за поведением
детей. В действительности его интересовало,
сколько раз и как учитель обращается
к «отличникам» и «двоечникам» (для этого
в каждом классе было выделено по 3-4 ученика
каждой группы).