Особенности овладения механизмом ролевой игры у умственно отсталых детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 11:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель – выявить и изучить особенности формирования ролевой игры у умственно отсталых детей дошкольного возраста.
Задача – изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, оценить уровень сформированности игровых умений у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста.
Объект – умственно отсталые дети старшего дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. РОЛЕВАЯ ИГРА – КАК ОСНОВНОЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие ролевой игры, ее функции и структура……………………………5
1.2 Содержание и виды сюжетно-ролевой игры………………………………11
2. ФОРМИРОВАНИЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Характеристика умственно отсталых детей………………………………..14
2.2 Особенности формирования ролевой игры у умственно отсталых детей………………………………………………………………………………19
3. КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
3.1 Задачи и содержание обучения сюжетно – ролевой игре умственно отсталых детей…………………………………………………………………...27
3.2 Роль сюжетно – ролевой игры в развитии личности умственно отсталого ребенка……………………………………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ курс лена.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

Раскрывая детям специфику работы сотрудников магазина, характер их 
взаимоотношений, воспитатель особое внимание обращает на то, что качество и результат их деятельности зависят от умения правильно 
считать, отсчитывать, взвешивать товар и т.д.

Атрибуты. Воспитатель вместе с детьми заранее готовит разнообразный ассортимент товаров: из пластилина и природного материала делают кондитерские изделия, овощи, фрукты; «пекут» хлеб, булочки, пирожные, печенье и т. п. Оформляются красивые витрины, полочки для товаров, касса. Для игры требуются также белые фартуки, халаты, шапочки, чеки, «деньги», корзины, целлофановые пакеты, подносы.

Игровые роли и правила. В игре выделяются роли заведующая магазином, продавцов, кассиров, покупателей, шоферов, рабочих.

Игра « Зоопарк»

Цель игры: Расширить представления детей о труде взрослых, работающих в зоопарке, об основных трудовых процессах обслуживанию животных, об образе жизни животных в естественных условиях и о содержании их в неволе.

Подготовка к игре.

Чтение литературных произведений: С. Маршак «Детки в клетке»; К. Чуковский «Айболит»; Л. Шевченко «В зоопарке» и др.

Рассматривание иллюстраций С. Николаевой к Н. Мешковой из серии «Мир вокруг нас. Звери»; из серии «Мир природы. Животные», а также из книг «Мир в твоих руках», «Млекопитающие».

Дидактические игры: «Животные и их детеныши», «Загадки о животных», «Кто, где живет?».

Экскурсии в детсадовский уголок природы, где собраны экзотические виды растений и животных; на стенах размещены изображения животных и растений всех климатических зон.

Беседы об особенностях животного мира в других климатических зонах.

Атрибуты. Игрушки — животные (не менее 12—15 штук). Строительный материал, конструктор. Детские машинки. Инвентарь: ведерки, метелки, тазики, тряпочки и т. п. Фартуки, косынки, нарукавники. Корм для животных (из пластилина, пенопласта, трубочек для коктейля, цветной бумаги и др.)

Роли. Директор зоопарка — много знает о животных и отвечает за все, что происходит в зоопарке. Проводник — отлавливает и поставляет животных для зоопарка. Экскурсовод — проводит экскурсии, рассказывая, эмоционально, увлекательно об обитателях зоопарка. Рабочие зоопарка (служители) — кормят животных, убирают клетки и вольеры, моют своих питомцев, заботятся о них. Работники кухни — готовят специальные кормадля животных. Врач (ветеринар) — лечит обитателей зоопарка, делает им прививки. Смотритель зоопарка. Кассир — продает билеты на посещение зоопарка и на экскурсии.

В группе сюжет строится вокруг «поездки» в зоопарк после знакомства с книгой Б. Житкова «Что я видел» («Как мы ездили в зоосад» и другие рассказы этого цикла). Дети приезжают в зоопарк, покупают билеты в кассе. Их встречает экскурсовод. Эту роль берет на себя воспитатель: ведет детей к клеткам и знакомит с животными. Дети узнают, что животным нужен разный корм. Его раскладывает по кормушкам служитель, который одет в специальную форму, и т. д.

Игра «Почта»

Цель игры. Углубленное ознакомление с трудом работников связи, формирование уважения к профессии почтальона.

Подготовка к игре . В беседе, воспитатель рассказывает, что без почты людям сложно общаться, так как они живут в разных концах страны. Из газет мы узнаем о новостях и событиях, происходящих в мире. В стране выходит много разных газет и журналов, люди пишут друг другу письма, шлют телеграммы, и всю эту корреспонденцию нужно успеть своевременно доставить читателю. Работа на почте очень ответственная, поэтому, все сотрудники должны работать внимательно.

Рассматривание иллюстраций, чтение стихотворения С. Маршака «Почта» и рассказа С. Баруздина «Необычный почтальон» - всё это помогает обогатить представления детей, раскрыть общественную значимость деятельности сотрудников почты и вызвать у ребят не только уважительное отношение к их труду, но также интерес к этой сфере деятельности, который является одним из условий успешного отображения ее в игре.

Материал . На занятиях по конструированию и в свободные часы дети готовят конверты, маленькие книжки, журналы, подбирают открытки, газеты. Из картонных заготовок делают 2—3 почтовых ящика. Воспитатель подбирает сумки для почтальонов; изготовляет специальные секционные стенки с ячейками для раскладывания корреспонденции по адресам в «здании почты» и в «жилых домах».

Игровые роли и правила . Выделяются роли сортировщиков, почтальонов, начальника почты, посетителей.

Сортировщики сортируют полученную корреспонденцию (газеты, журналы, письма) так, чтобы на каждой полочке было определенное количество разных предметов (вначале количество корреспонденции для одного адресата не превышает 5).

Почтальоны, предварительно определив количество предметов на полках, разносят почту по адресам.

Начальник почты напоминает «сотрудникам» их обязанности, вручает квитанции, выписанные тому или иному адресату, контролирует правильность сортировки и доставки корреспонденции.

Остальные дети могут быть связаны с почтой как адресаты или посетители почт.

Таким образом, все дети включаются в игру «Почта», выполняя в ней различные роли.

 

 

 


Информация о работе Особенности овладения механизмом ролевой игры у умственно отсталых детей