Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 18:12, курсовая работа
Цель работы: изучить особенности взаимоотношений родителей и детей подросткового и ранне-юношеского возраста.
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ОБШИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА. 5
1.1. Пубертатный кризис и его влияние на развитие самосознания. 5
1.2. Отношения со сверстниками. 13
1.3. Подростковые проблемы и пути их преодоления. 19
ГЛАВА 2. ОТНОШЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ 29
2.1. Отношения с педагогами. 29
2.2. Отношения с родителями. 35
ГЛАВА 3. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТОВ С РОДИТЕЛЯМИ. 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
Типичной для юношеского возраста формой конструктивного преодоления трудностей является ведение дневника. [10] Дневниковые записи дают особую возможность более точно узнать субъективное восприятие проблем молодыми людьми.
Юноши ведут дневник главным образом в ранний период взросления и проявляют меньший интерес к размышлениям, для них важна заключенная в дневнике фактическая информация. Девушки начинают вести дневник позже , но дольше с ним не расстаются. Содержание дневника у юношей чаще касается их самих или тех, с кем они связаны совместными занятиями и соперничеством. Девушек больше занимают эмоциональные проблемы и духовная близость. Они чаще используют прямую речь и сильнее стремятся сохранить дневник тайне.
Ряд других авторов так же отмечают, что формирование чувств долга, ответственности и других нравственных чувств начинается очень рано, и в подростковом возрасте могут уже достигать достаточно высокого уровня [9]. Однако эти качества лишь облегчают произвольное поведение, не обеспечивая его полностью. При определённых условиях у школьника может быть так же конфликт с самим собой. Происходит он в тех случаях, когда у подростка достаточно высоко развиты нравственные чувства, но не сформированы соответствующие нравственные привычки и нравственные качества личности. Тогда, несмотря на все усилия, подросток не может противостоять соблазну поступить так, как ему в данный момент хочется. Он ведёт себя наперекор своим нравственным чувствам, а это заставляет его переживать недовольство самим собой. Это приводит даже к снижению самооценки. Колебание самооценки типично для подростков. Это является одной из трудностей их воспитания.
Для её преодоления необходимо, чтобы наряду с нравственными чувствами у подростка формировались соответствующие привычки поведения. Для этого же необходима постоянная практика.
Глава 2 ОТНОШЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ
2.1 Отношения с преподавателями
Одна из главных особенностей подросткового и раннего юношеского возраста – смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми. [2]
Работа учителя по сравнению с патриархальным прошлым заметно усложнилась, причём особенно трудно иметь дело со старшеклассниками.
Статус современного старшеклассника в школе неоднозначен [5]. C одной стороны, положение старшего накладывает на юношу дополнительную ответственность, перед ним становятся более сложные задачи, с него больше спрашивают. С другой стороны, по своим правам он целиком зависит от учителей и школьной администрации. Подросток обязан беспрекословно выполнять все требования учителей, не имеет права критиковать их, ученические организации функционируют под контролем и руководством классного руководителя и школьной администрации и это руководство часто перерастает в мелочную опеку.
Круг интересов и общения старшеклассника всё больше выходит за пределы школы, делая её только частью, хотя и важной частью, его жизненного мира. Подростком школьная жизнь рассматривается как временная, имеющая ограниченную ценность. Хотя старшеклассник ещё принадлежит школе, референтные группы, с которыми он мысленно соотносит своё поведение, всё чаще становятся вне её.
В хорошей школе, педагогический коллектив которой опирается на самодеятельность учащихся, поощряя и развивая их общественную активность и инициативу, внешкольные интересы свободно вливаются в школьные и обогащает школьную жизнь. Там, где этого нет, мотив разграничения и противопоставления школы, отношение к учителям и «настоящей», «взрослой» жизни, общения со сверстниками звучит особенно сильно. В подтверждение этому И. С. Кон приводит слова юноши «Каким бы умным и зрелым ты ни был сам по себе, пока ты ещё учишься в школе, к тебе относятся как к ребёнку не только родители, но и все окружающие тебя люди». [5; 121] В последнюю категорию, соответственно, входят учителя.
Отношение с педагогами являются необходимой частью нормального развития личности [2]. Ряд авторов отмечают, что с переходом из младших в средние классы, (что примерно соответствует началу подросткового периода) взаимоотношения ученика и учителя в значительной степени меняются. Это время нелёгкое и для учителей, и для подростков. Происходит становление взаимоотношений с новыми учителями. Для подростков это время трудно ещё и потому, что у многих ломаются сформировавшиеся ранее привычки, способы поведения с педагогами.
Изучение того, как подростки относятся к качествам учителя, показало, что они ставят на первое место по степени важности нравственные качества учителя и его отношение к личности ученика, такие как уважение человеческого достоинства, справедливость, доверие к ученику, стремление помочь, умение понять. Больше всего подросткам не нравится в учителе, когда он выделяет отдельных учеников, кричит, обрывает, не выслушивает до конца, старается наказать за каждый проступок. А в целом подростки ценят учителей знающих и строгих, но справедливых, доброжелательных и тактичных, которые умеют интересно и понятно объяснять материал, в хорошем темпе организовать работу на уроке, вовлечь в неё всех так, чтобы для каждого была польза. И. С. Кон также указывает на то, что отношения к учителям в юношеском возрасте становятся всё более сложными и дифференцированными.[5]. Подобно родителям, учитель в сознании ребёнка ряд «ипостасей», соответствующих выполняемым им функций, таким как: замена родителей, власть, распоряжающаяся наказаниями и поощрениями, авторитетный источник знаний в определённой области, старший товарищ и друг.
Младший школьник ещё не различает этих функций, воспринимая учителя в целом и оценивая его по тем же критериям, что и родителей. С возрастом данное положение меняется. Старшеклассник уже не видит в учителе воплощение отца и матери. В образе «идеального учителя» на первый план выходит его индивидуальные качества. Подросток в учителе в первую очередь хочет видеть старшего друга. На втором месте стоит профессиональная компетентность учителя, уровень его знаний и качество преподавания, на третьем – умение справедливо распоряжаться властью.
Эти качества не всегда сочетаются в одном лице. Отсюда – дифференциация оценок учителей и самих отношений с ними. Учитель, который отлично знает и преподаёт свой предмет, пользуется уважением, даже если у него нет эмоциональной близости с учениками. Вместе с тем подростку очень хочется встретить в лице учителя настоящего друга, причём уровень его требований к такой дружбе весьма высок.
Главным препятствием взаимопониманию учеников и учителей является абсолютизация ролевых отношений. Учитель, озабоченный в первую очередь учебной успеваемостью, не видит за отметками индивидуальности учащихся. Идеальный ученик в его понимании – тот, который «всегда готов сотрудничать с учителем, стремиться к знаниям, никогда не нарушает дисциплину на уроках». В противоположность образу школьника, идеального во всех отношениях, существует другой: ленивого, пассивного и непослушного школьника, враждебно настроенного к учёбе и учителю. Если «идеальный» ученик утверждает учителя в его роли, то «плохой» ученик, напротив, служит источником отрицательных эмоций. Соответственно учителя считают таких детей безответственными, агрессивными, безразличными.
У подростков же отношение к учебному предмету очень зависит от того, как они относятся к учителю, и какие получают оценки[7]. Многим нравится то, что даётся легко и приносит успех, а трудное – не нравится.
Дифференцировка предметов и преподавателей на «интересные» и «неинтересные» во многом определяется уровнем преподавания и кругозором ученика.
Когда учителя меняются, становится особенно заметно, насколько усвоение преподаваемого материала и интерес к учебному процессу зависит от манеры преподавания и личных качеств педагога. Так из – за смены учителя зачастую меняется характер работы, успеваемость и поведение всего класса. Из «трудного» подросток может превратиться в «нормального» и наоборот. Это прекрасно понимают как учителя, так и сами ученики.
У педагогов зачастую формируются некие стереотипы, относительно учеников, их отношения к преподавателю и предмету [5]. Сюда может относиться привычка упрощать сложные вещи для того, чтобы сделать их более доступными, что способствует развитию негибкого, прямолинейного мышления; привычка постоянно держать себя в руках, приводящая к затруднению эмоционального самовыражения.
Положение учителя относительно подростка – это постоянный искус, испытание властью. В интересах собственного самовыражения преподаватель вынужден подавлять самостоятельность учеников – подростков, требуя, чтобы они говорили не то, что думают, а то, что положено. Переход на новый уровень воспитания невозможен без перестройки школы и самого учительского мышления в духе личностного подхода к воспитанию.
Личностный подход – не просто учёт индивидуальных особенностей учащихся, отличающих их друг от друга. Это последовательное, всегда и во всём, отношение к ученику как к личности, как к ответственному и самосознательному субъекту деятельности [5; 124].
Х. Ремшмидт подчеркнул, что в процессе подготовки подростка к взрослой жизни педагогу отводится по крайней мере три тесно связанные друг с другом функций [10]. Первой является образование – передача знаний и ценностей, существенных для сохранения культуры и служащих предпосылкой для выполнения ролей и задач взрослого человека. Далее – формирование личности, т. е. передача ценностных представлений и облегчение идентификации. Третьей функцией преподавателя является выработка адекватного социального поведения. С точки зрения задач развития в период взросления, школа важна для овладения социальными ролями, достижения известной независимости от родителей, а также для передачи ценностей и убеждений, которые могут служить основой поведения. Педагог может как усилить, так и ослабить установки, принятые в родительском доме. При этом большую роль играет успеваемость. Кроме того, преподаватель вносит свой вклад в формирование у подростка представлений о самом себе. Этому способствует идентификация с учителями и товарищами, осмысление ценностных представлений и их воплощение в литературе и искусстве.
В функции школы и задачи преподавателей входит так же социальная стратификация. Ход учёбы и качество преподавания решающим образом влияет на будущее ребёнка, поскольку хорошее школьное образование и высокое общественное положение тесно взаимосвязаны.
Юношеский возраст – не фаза «подготовки к жизни», а чрезвычайно важный, обладающий самостоятельной абсолютной ценностью этап жизненного пути [5]. Будут ли юношеские годы счастливыми и творческими или же останутся в памяти школьника как заполненные мелкими конфликтами, унылой зубрёжкой и скукой, - во многом зависит от атмосферы, царящей в школе, от его собственных отношений с учителем.
Юношеская личность противоречива и изменчива. Самая распространённая и типичная ошибка учителей – неумение разглядеть глубинные свойства, ядро личности старшеклассника, оценка его по каким – то усреднённым, формальным и внешним показателям, таким как внешняя дисциплинированность и учебная успеваемость. Спору нет – и то и другое существенно. Но самый лёгкий, послушный и покладистый ребёнок не всегда самый искренний или самый инициативный. Так же мало говорит о характере юноши его успеваемость.
Воспитателя (учителя) часто сравнивают со скульптором. Но подросток не глина и не мрамор. Педагога можно скорее сравнить со скульптором по дереву, осуществляющим свой творческий замысел не вопреки материалу, а выявляя его собственные возможности. «Увидев в сучковатой ветке голову старика или бегущего оленя и своим усилием реализовать, объективировать этот образ – вот задача мастера», пишет И. С. Кон. [5; 125]
Такова же и задача воспитателя, требующая не только настойчивости, но и душевной широты и ясного сознания границ своих возможностей перед лицом индивидуальности другого человека, пусть даже совсем юного и доверенного учителю в качестве воспитанника.
Подобно тому, как художественный образ, плод фантазии великого писателя, в какой – то момент вдруг отделяется от своего творца и начинает жить по собственной внутренней логике, заставляя автора приспосабливаться к себе, взрослеющий ребёнок, обретая собственную жизнь, оказывается непохожим на задуманную модель. Учитель, видящий в ученике только объект и продукт своей деятельности, нередко усматривает в этом свидетельство своего педагогического бессилия. Но чем взрослее ребёнок, тем больше в нём своей собственной, независимой от старших действительности и тем в большей степени воспитание становится и самовоспитанием.
В старших классах отношение учителя с учениками могут строиться только на основе взаимопонимания и уважения друг к другу.
Нередким явлением являются конфликты между учеником и учителем [10]. Школьные конфликты связаны в основном с успеваемостью, адаптацией, авторитетом и автономией. В связи с требованиями, предъявляемыми к успеваемости, возникают конфликты, как с учителями, так и с ровесниками. По отношению к преподавателям могут возникнуть протест, отказ заниматься и добиваться успехов. Такое поведение встречается у способных и критически настроенных молодых людей, чьё выраженное стремление к успеху сталкивается с неблагоприятными перспективами на будущее. Конфликты в области автономии и авторитета обусловлены стеснением свободы учеников школьными правилами. Молодые люди требуют обосновать их и чувствуют над ними нежелательную опеку.
Конфликты в школе могут приводить к требующим коррекции поведенческим нарушениям. Трудности, связанные со школой – наиболее частая причина обращения к детским или юношеским психиатрам.
Отношение между учеником и учителем никогда не бывают и не могут быть абсолютно равными – сказываются и возрастные различия, неодинаковость жизненного опыта, и асимметричность социальных ролей [5]. Учитель, нарушающий эти незримые границы, не только ставит себя в ложное положение, но и обманывает ожидания ученика, жаждущего найти в нём не сверстника, а именно старшего друга и наставника. Но в одном отражении равенство между ними обязательно – в степени искренности, и эта искренность вознаграждается сторицей. Раскрываясь навстречу ученику и получая доступ в его внутренний мир, учитель тем самым раздвигает границы и обогащает содержание собственного «Я».
Информация о работе Особенности отношения с родителями в подростковом и ранне-юношеском возрасте