Особенности памяти детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 01:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить особенности памяти детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста.
Поставленная цель реализуется решением следующих исследовательских задач:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования памяти.
2. Изучить особенности старшего дошкольного возраста в онтогенезе.
3. Изучить особенности детей с нарушениями интеллекта старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………
Глава I Теоретико – методологические подходы к пониманию изучения памяти как психологической функции у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………
1.1. Память, как психическая функция ……………………………….
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста …………
1.3. Особенности памяти детей с нарушением интеллекта в старшем дошкольном возрасте ……………………………………………………
Глава II Выявление особенностей памяти детей старших дошкольников с нарушением интеллекта………………………………
2.1. Организация и содержание диагностики памяти с нарушением интеллекта детей старшего дошкольного возраста …………………..
2.2. Анализ результатов диагностики памяти нарушения интеллекта детей старшего дошкольного возраста ………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota.docx

— 69.20 Кб (Скачать файл)

    Воспроизведение  и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Различие  между  ними  заключается  в  том,  что  узнавание  происходит  при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии,  воспроизведение же — в отсутствие объекта.

  Воспроизведение может  быть непроизвольным и произвольным.  Непроизвольное —  это  ненамеренное  воспроизведение,  без  цели  вспомнить,  когда  образы всплывают   сами   собой,   чаще   всего   по    ассоциации.    Произвольное воспроизведение  —  целенаправленный  процесс  восстановления   в   сознании прошлых  мыслей,   чувств,   стремлений,   действий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных  затруднений,  требующее волевых усилий, называется припоминанием.

Качества памяти наиболее отчетливо  обнаруживаются  при воспроизведении. Оно является результатом и запоминания, и сохранения. Физиологическая основа узнавания и  воспроизведения  —  оживление  следов прежних возбуждений в коре головного мозга. При  узнавании  оживляется  след возбуждения, который был проторен при запоминании.

  Формы воспроизведения:

  • узнавание — проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;
  • воспоминание, которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;
  • припоминание,   представляющее   собой    наиболее    активную    форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных  задач,  от степени логической  упорядоченности запоминаемой  и   хранимой   в  долговременной памяти  информации;
  • реминисценция  —   отсроченное   воспроизведение   ранее   воспринятого, казавшегося забытым;
  • эйдетизм — зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.

Узнавание какого-либо  объекта  происходит  в  момент  его  восприятии  и означает,  что происходит  восприятие  объекта,  представление о   котором сформировалось у человека или на основе  личных  впечатлений  (представление памяти), или  на  основе  словесных  описаний  (представление  воображения).

    Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо.  Забывание проявляется в двух основных формах:

 а) невозможность припомнить  или узнать;

 б) неверное припоминание  или узнавание.

   Между полным воспроизведением  и полным забыванием  существуют  различные степени воспроизведения и узнавания.  Некоторые  исследователи  называют  их «уровнями памяти». Принято выделять три таких уровня:

1) воспроизводящая память;

2) опознающая память;

3) облегчающая память.

  Забывание протекает  во времени неравномерно. Наибольшая  потеря  материала происходит сразу же после его восприятия,  а  в  дальнейшем  забывание  идет медленнее. Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным. При полном забывании закрепленный материал не только не  воспроизводится, но и не узнается. Частичное  забывание  материала  происходит  тогда,  когда человек воспроизводит его не весь или  с  ошибками,  а  также  тогда,  когда только узнает, но не может воспроизвести.

  Длительное (полное или   частичное)  забывание  характеризуется  тем,  что человеку на протяжении долгого времени не удается воспроизвести,  припомнить что-либо.  Часто  забывание  бывает  временным,  когда  человек   не   может воспроизвести нужный материал в данный момент,  но  спустя  некоторое  время все же воспроизводит его.

  Забывание может быть  обусловлено различными  факторами.  Первый  и  самый очевидный из них —  время.  Менее  часа  требуется,  чтобы  забыть  половину механически заученного материала. Для уменьшения забывания необходимо:

1) понимание, осмысление  информации

2) повторение информации

 

Виды памяти

  Существует  несколько   основных  подходов  в  классификации   памяти.   В настоящее  время   в  качестве  наиболее  общего  основания   для   выделения  различных  видов  памяти  принято  рассматривать  зависимость   характеристик памяти от особенностей  деятельности по запоминанию и воспроизведению.

  Классификация видов   памяти  по  характеру  психической   активности  была

впервые предложена П. П.  Блонским. 

  1. По типу запоминаемого материала и характеру психической активности, преобладающей в деятельности, различают память двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.

  Двигательная (или   моторная)  память  —  это   запоминание,  сохранение  и воспроизведение различных движений.  Двигательная  память  является  основой для формирования различных практических и  трудовых  навыков,  равно  как  и навыков ходьбы, письма и т. д. Без памяти на  движения  мы  должны  были  бы каждым  раз  учиться  осуществлять  соответствующие  действия.  Правда,  при воспроизведении движений мы не всегда повторяем  их  точь-в-точь  в  том  же виде, как раньше. Но общий характер движений все же сохраняется.  Наиболее точно движения воспроизводятся в тех  условиях,  в  которых  они выполнялись  ранее.  В  совершенно  новых,  непривычных  условиях  мы  часто производим движения с большим несовершенством. Нетрудно повторить  движения, если мы привыкли выполнять их, пользуясь  определенным  инструментом  пли с помощью каких-то конкретных людей, а в новых условиях  мы  оказались  лишены этой возможности.

  Эмоциональная  память  —  это  память  на  чувства.  Данный  вид   памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства.  Эмоции всегда  сигнализируют  о  том,  как  удовлетворяются  наши   потребности   и интересы, как осуществляются наши  отношения  с  окружающим  миром.  Поэтому эмоциональная память имеет очень важное  значение  в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо  побуждающих к действию,  либо  удерживающих  от  действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.   Воспроизведенные,   или вторичные, чувства могут значительно отличаться  от  первоначальных.  Это может выражаться  как в изменении силы  чувств,  так и в изменении их содержания и характера.

  Образная память —  это запоминание, сохранение и   воспроизведение  образов ранее воспринимавшихся предметов и  явлений  действительности.  Характеризуя образную  память,  следует  иметь  в  виду  все  те   особенности,   которые характерны для представлений, и, прежде всего их бледность,  фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи  и  для  данного  вида  памяти, поэтому воспроизведение воспринятого  раньше  нередко  расходится  со  своим оригиналом.  Причем  с  течением  времени  эти  различия  могут  существенно углубляться. Многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную. Вкусовую. Подобное разделение связано с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений. Образная память начинает появляться у детей примерно в тоже время, что и представления, в 1,5 – 2 года.

Словесно – логическая память выражается в запоминании  и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие в процессе обдумывания, размышления. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют вне языка, поэтому память называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях:

  1. понимается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется;
  2. запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей)

В ходе онтогенетического  развития человека происходит смена  способов запоминания, и в процессе взросления и овладения логическим мышлением все большее значение приобретает именно словесно-логическая память.

 

  1. По характеру целей деятельности выделяют память непроизвольную и произвольную.

Непроизвольное запоминание, имеется  в  виду  запоминание  и  воспроизведение,  которое   осуществляется автоматически,  без  волевых  усилий  человека,  без  контроля  со   стороны сознания.  При  этом  отсутствует  специальная  цель  что-то  запомнить  или припомнить, т. е. не ставится  специальная  мнемическая  задача. Непроизвольно  запоминается  материал, который оказывается в  центре  внимания,  и  особенно  тогда,  когда  с  ним связана определенная умственная работа.  Способность  постоянно  накапливать информацию являющаяся важнейшей особенностью  психики,  носит  универсальный характер, охватывает все сферы  и  периоды  психической  деятельности  и  во многих случаях реализуется автоматически, почти бессознательно.

Произвольное запоминание  сопровождается произвольным вниманием, имеет целенаправленный характер, оно  избирательно. Запоминание включает в себя логические приемы организации  материала, осмысливание запоминаемого  материала.

  Эффективность произвольной  памяти зависит:

  1.  От  целей   запоминания  (насколько  прочно,   долго   человек   хочет запомнить).

  2. От приемов заучивания.

             Приемы заучивания бывают:

  а) механическое дословное  многократное повторение — работает  механическая

память, тратится много сил, времени, а результаты низкие.

  6) логический пересказ, который включает логическое  осмысление материала,

систематизацию,  выделение  главных   логических   компонентов   информации, пересказ своими словами  —  работает  логическая  память  (смысловая)  —  вид памяти,  основанный  на  установлении  в  запоминаемом  материале  смысловых  связей.

  в) образные приемы  запоминания (перевод  информации  в  образы,  графики,

схемы, картинки) — работает образная память. Образная память  бывает  разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная,  вкусовая,  осязательная, обонятельная, эмоциональная;

  г) мнемотехнические  приемы запоминания (специальные  приемы для облегчения

запоминания).

Другой  характеристикой  процесса запоминания  является степень  осмысления запоминаемого материала. Поэтому принято выделять осмысленное  и механическое запоминание.

   Механическое  запоминание  — это запоминание без осознания  логической связи между различными  частями воспринимаемого материала.  Примером такого запоминания  является заучивание статистических  данных, исторических дат и т.  д.

   Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала. Поэтому осмысленное запоминание всегда связано с процессами мышления. Механическое  запоминание неэкономно, требует  многих повторений. Механически заученное  человек не всегда может припомнить к месту и ко времени. Осмысленное же запоминание требует от человека значительно меньше усилий и времени, но является более действенным.

 

  1. По времени закрепления и сохранения материала различают сверхкратковременную (сенсорная память), кратковременную память и долговременную память.

 Большинство психологов  признают существование нескольких уровней  памяти, различающихся по  тому,  как  долго  на  каждом  из  них  может  сохраняться информация. Первому уровню соответствует сенсорный тип  памяти. Сенсорная память - непосредственная память обеспечивает сохранение воспринятого образа на протяжении 0,1— 0,5 сек.

Кратковременная память — это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации (около 20 сек) после однократного непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением. Кратковременная память играет большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузки долговременной памяти. Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни. Объем кратковременной памяти характеризует способность механически, т. е. без использования специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию. В целом же кратковременная память имеет огромное значение для организации мышления, и в этом она очень похожа на оперативную память.

Долговременная  память — длительное сохранение информации (начиная от 20 сек. и простираясь на часы, месяцы, годы) после многократного повторения и воспроизведения. В долговременную может проникнуть и надолго отложиться лишь то, что когда-то было в кратковременной памяти, поэтому кратковременная память выступает в виде своеобразного фильтра, который пропускает лишь нужную, уже отобранную информацию в долговременную память. При этом переход информации из кратковременной в долговременную память связан с рядом особенностей. Так, в кратковременную память в основном попадают последние пять-шесть единиц информации, полученной через органы чувств. В долговременную память можно перевести информации гораздо больше, чем позволяет индивидуальный объем кратковременной памяти. Это достигается путем повторения материала, который надо запомнить.

Информация о работе Особенности памяти детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста