Особенности развития личности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. «Переходный», «трудный», «критический» возраст - эти слова стали обычными, их произносят часто, желая подчеркнуть, насколько сложно протекает развитие личности в годы перехода от детства к взрослости, насколько трудно бывает воспитателям, родителям и педагогам найти правильную линию поведения по отношению к подросткам, принять правильное решение в той или иной ситуации.

Содержание

Введение
Особенности развития личности
Общая характеристика представлений о личности
Формирование личности. Классический подход к пониманию подросткового кризиса
Приоритетные направления воспитательной и развивающей работы
с подростками
Интеллектуальное воспитание подростков
Половое воспитание подростков
Возрастные особенности личности
Особенности развития познавательных процессов подростков
Развитие познавательных процессов в переходном возрасте
Интеллектуальное развитие в подростковом возрасте
Воображение и творчество подростков
Особенности социально-эмоционольного развития подростков
Психология подростка
Подросток и семья
Подросток и сверстники
Подросток в школе
Общая характеристика адаптационного процесса у подростков
Этапы организации адаптационного периода
Подростковый кризис
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по возрастной психологии подростки..doc

— 321.50 Кб (Скачать файл)

          Факторы верхнего уровня – психическая неуравновешенность, асоциальность, интроверсия, сензитивность. Фактор психической неуравновешенности включает нейротизм, психотизм, депрессию. Фактор асоциальности представлен совестливостью, расторможенностью. Фактор интроверсии охватывает общую активность, робость, стеснительность, общительность. Фактор сензитивности включает два фактора нижнего уровня: эстетическую впечатлительность и женственность.

          

        Вывод: Личность исторична, нет личности вне истории. Это означает, что она всегда несёт на себе отпечаток той исторической эпохи, в которой живёт, и той социальной группы, с которой взаимодействует, получая от неё информацию, эмоциональную поддержку, условия для развития. Личность в своих высших, субъективных, проявлениях способна проявлять себя и объектом, имеющим определённые свойства, обладающим способностью к самопостроению и самопостижению. Всё поведение человека и все его психологические особенности и черты личности – интересы, стремления. Политические убеждения, общественные чувства, эмоциональные состояния и переживания – в конечном итоге зависят в своём содержании и развитии от социально-экономических особенностей того общества, в котором живёт и действует данный человек [27].

          

1.2. Формирование личности. Классический подход к пониманию подросткового кризиса

      Особое  место в изучении подросткового  возраста занимает теория Э.Шпрангера. Подростковый возраст, по Э.Шпрангеру, - это возраст врастания в культуру. Рассматривая вопрос о том, всегда ли подростковый возраст является периодом «бури и натиска», Э.Шпрангер описал три типа развития отрочества.

      Первый  тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое «Я».

      Второй  тип развития - плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.

      Третий  тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы.

      Главные новообразования этого возраста, по Э.Шпрангеру, - открытие «Я», возникновение  рефлексии, осознание своей индивидуальности[17].

      Теоретические положения Шпрангера были конкретизированы Ш.Бюллер. По её мнению подростковый этап – это негативная фаза юношеского периода, характерные черты которого: тревожность, раздражительность, агрессивность, бесцельный бунт, стремление к самостоятельности, неподкрепляемой соответствующими физическими и психическим возможностями. Подростковый возраст определяется ею на основе понятия пубертатности. Пубертатный период - это период созревания, это стадия, в которой человек становится половозрелым, хотя после этого физический рост у человека продолжается еще некоторое время [17].

      Э.Штерн  рассматривал подростковый возраст  как один из этапов формирования личности. Вслед за Э.Шпрангером, Э.Штерн попытался  изменить старую поговорку («Скажи мне, кто твои друзья, и я скажу тебе, кто ты»), придав ей другое значение: «Скажи мне, что для тебя ценно, что ты переживаешь как наивысшую ценность твоей жизни, и я скажу тебе, кто ты». Переживаемые ценности обусловливают тип человеческой личности. Э. Штерн описал шесть таких типов:

      теоретический тип - личность, все стремления которой направлены на объективное познание действительности;

      эстетический тип - личность, для которой объективное познание чуждо, она стремится постигнуть единичный случай и «исчерпать его без остатка со всеми его индивидуальными особенностями»;

      экономический тип - жизнью такого человека управляет идея пользы, стремление «с наименьшей затратой силы достигнуть наибольшего результата»;

      социальный - «смысл жизни составляют любовь, общение и жизнь для других людей»;

      политический - для такой личности характерно стремление к власти, господству и влиянию;

      религиозный - такая личность соотносит «всякое единичное явление с общим смыслом жизни и мира».

      Согласно  взглядам Э.Штерна, человек остается молодым до тех пор, пока он к чему-то стремится, пока он имеет перед собой цель, пока он знает, что за стадией, которую он достиг, есть другая, высшая.[17]

Приоритетные  направления воспитательной и развивающей  работы с  подростками

     Исследования  внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. Поэтому одним из главных направлений работы классного руководителя и психолога должно стать формирование у подростков нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.

     В этом возрасте особое значение приобретает  чувственная сфера. Свои чувства  подростки могут проявлять очень  бурно, иногда аффективно. Этот период жизни школьника иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева, поэтому классный руководитель должен быть внимателен к внутреннему миру ученика, больше внимания уделять индивидуальной работе, проблемы подростка решать наедине с ним.[10]

     Подростковый  возраст - самый благоприятный для творческого развития. Учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходства и различия, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение, а также самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.

     Исследования  показывают заметное смещение акцентов с традиционно-положительных моральных  ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные. Некоторые девочки-подростки  считают идеальной работу проститутки, тунеядство, гордятся своими знакомствами с правонарушителями.

     Многие  подростки, как мальчики, так и  девочки, не желают связывать свою будущую  жизнь не только с трудом в сфере  материального производства, но и  с трудом вообще, поэтому перед классным руководителем, психологом и родителями стоят актуальные задачи нравственного, трудового воспитания подростков. Важнейшим аспектом воздействия на подростков становится работа, связанная с формированием у них устойчивых мотивов учения, познания окружающего, привития им истинных трудовых и человеческих ценностей и развенчания лжеценностей.[6] 

     Интеллектуальное  воспитание подростков

     Интеллектуальные  возможности личности – один из базовых психологических ресурсов, который лежит в основе инициативного  и разумного отношения к действительности. Интеллектуальные способности людей  являются мощным естественным источником человеческой цивилизации. Соответственно выигрывают и будут выигрывать в экономическом и культурном соревновании те страны, которые смогут создать наиболее совершенную систему образования, гарантирующую полноценное развитие интеллектуальных возможностей подрастающего поколения. Поэтому интеллектуальное воспитание подростков – это объективная потребность, продиктованная реалиями настоящего и запрсами будущего.

     Американский  философ, психолог и педагог Д. Дьюи в своё время выделял две задачи «воспитания ума». Первая связана с развитием «дисциплинированного ума», то есть с навыками критического рассмотрения, обоснования и исследования любых мнений, знаний, ситуаций. Если у человека не сформированы такого рода навыки, то о нём можно сказать, что он умственно не воспитан. Вторая – с бережным отношением к индивидуальным приёмам умственной работы ребёнка («личным умственным движениям» индивидуума), когда педагог не препятствует «логике собственного уму учащегося» [7]. При этом Дьюи понимал интеллектуальное воспитание как условие личностного роста человека. Так, он писал: «Истинная свобода…интеллектуальна; она основывается на воспитательной силе мысли, на умении «перевёртывать вещи со всех сторон», разумно смотреть на вещи, судить, есть ли налицо нужное для решения количество и качество доказательств, а если нет, то где и как их искать».[11]

     В.А. Сухомлинский также считал умственное воспитание одной из важнейших сторон школьного образования. Подчёркивая  актуальность задачи интеллектуального  воспитания школьников, Сухомлинский писал: «невежда опасен для общества…Невежда не может быть счастливым сам и причиняет вред другим. Вышедший из стен школы может и чего-то не знать, но он обязательно должен быть умным человеком».[11]

     Одно  из направлений внеклассной работы с подростками в контексте проблемы интеллектуального воспитания личности представлено в исследованиях Р. Фейерштейна. Интеллект, в его понимании, - это динамический процесс взаимодействия человека с миром, поэтому критерием развития интеллекта является мобильность индивидуального поведения. Источником мобильности выступает так называемый опосредованный опыт обучения.[3]

     Если  человек развивается в благоприятных  семейных и социокультурных условиях, то такой опыт накапливается у него естественным путём, благодаря чему он относительно эффективно адаптируется к своему окружению. О наличии подобного рода опыта свидетельствуют: способность сохранить личностную идентичность и разнообразия в стратегиях поведения. Оценках происходящего, ориентациях, вариантах собственных состояний и т.д. Если же человек развивается в условиях культурной депривации, то необходимый опыт-опосредник у него не формируется. В своём поведении он становится «рабом момента». В итоге снижаются учебные успехи, затормаживается интеллектуальный рост, нарастают личностные и социально-психологические конфликты.[11]

     Что меняется в человеке, если он интеллектуально  воспитан? Меняется тип познавательного  отношения к миру: то, как человек  воспринимает, понимает и объясняет  происходящее. Интеллектуальное воспитание заключается не только в формировании системы знаний, умений и навыков или развитии теоретического мышления, но и в обогащении индивидуального ментального опыта личности. Именно особенности организации ментального опыта предопределяют индивидуальные интеллектуальные возможности и выступают в качестве психологической основы интеллектуального роста личности.[31]

     В качестве показателей интеллектуальной зрелости можно рассматривать характеристики индивидуальной ментальной «картины»  происходящего: широта умственного кругозора; гибкость и многовариантность оценок происходящего; готовность к принятию необычной, противоречивой информации; умение осмысливать происходящее одновременно в терминах прошлого (причин) и в терминах будущего (последствий); ориентация на выявление существенных, объективно значимых аспектов происходящего; склонность мыслить в категориях вероятного в рамках ментальной модели «как если бы» (в противовес субъективированной, эгоцентрической познавательной позиции); способность мысленно видеть отдельное явление в онтексте его целостных связей с множеством других явлений и т.д.

     По  этим данным в образовательном процессе на первый план выходит проблема формирования базовых интеллектуальных качеств  личности, как компетентность, инициатива, творчество, саморегуляция и уникальность склада ума. Именно мера сформированности этих интеллектуальных качеств выступает в качестве критериев интеллектуальной воспитанности подростков.[11]   

     Половое воспитание подростков

     Интерес к вопросам пола возникает у детей задолго до начала полового созревания. Этот интерес поначалу не связан с эротическими переживаниями, а является выражением обычной любознательности: ребёнок хочет знать, что представляет собой сфера жизни, которую взрослые так тщательно скрывают. В переходном возрасте интерес к вопросам пола становится напряжённым и личным. При этом многое зависит от предшествующего воспитания.[10]

     Урбанизация, акселерация, научно-техническая революция, усложнение процессов воспитания, большая  автономия подростков и юношей от родителей, женское равноправие, большая доступность информации по вопросам пола и появление эффективных контрацептивов способствует более раннему началу половой жизни и либерализации половой морали.

     Среди сегодняшних выпускниц средних школ единицы остаются девственницами.

     Подростковый  цинизм коробит взрослых. Надо учитывать, что обсуждение запретных вопросов со сверстниками позволяет снять  вызываемое ими напряжение и отчасти  разрядить его смехом. Главными источниками  информации по вопросам пола у подростков были сверстники и старшие товарищи; но информация, получаемая от сверстников неполна и ошибочна.

     Подростки должны знать, что сексуальная неразборчивость, случайные связи и частая смена партнёров способствует распространению венерических заболеваний и других инфекций, передаваемых половым путём. Неизбежное следствие относительно ранних половых связей при низкой сексуальной культуре – увеличение количества случайных и нежелательных беременностей.[12]  

Информация о работе Особенности развития личности подростков