Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:02, курсовая работа
Актуальность исследования. «Переходный», «трудный», «критический» возраст - эти слова стали обычными, их произносят часто, желая подчеркнуть, насколько сложно протекает развитие личности в годы перехода от детства к взрослости, насколько трудно бывает воспитателям, родителям и педагогам найти правильную линию поведения по отношению к подросткам, принять правильное решение в той или иной ситуации.
Введение
Особенности развития личности
Общая характеристика представлений о личности
Формирование личности. Классический подход к пониманию подросткового кризиса
Приоритетные направления воспитательной и развивающей работы
с подростками
Интеллектуальное воспитание подростков
Половое воспитание подростков
Возрастные особенности личности
Особенности развития познавательных процессов подростков
Развитие познавательных процессов в переходном возрасте
Интеллектуальное развитие в подростковом возрасте
Воображение и творчество подростков
Особенности социально-эмоционольного развития подростков
Психология подростка
Подросток и семья
Подросток и сверстники
Подросток в школе
Общая характеристика адаптационного процесса у подростков
Этапы организации адаптационного периода
Подростковый кризис
Заключение
Список литературы
Важно то, что статус подростка в классном коллективе, чем бы он не определялся, оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Особенно сложным является положение непринятых, пренебрегаемых и отторгаемых, оно служит одной из главных причин преждевременного ухода из школы. Причем такие подростки часто попадают под дурное влияние вне школы. Исследования, проводившиеся среди несовершеннолетних правонарушителей, показывают, что большинство из них были в своих школьных классах «изолированными», недовольными своим положением в классе, безразлично или враждебно относившимися к одноклассникам.[25]
Школьный коллектив является основной группой принадлежности подростка. Но эта группа не единственная. По мере усложнения деятельности, расширения интересов учащихся увеличивается и число групп и общностей, к которым они так или иначе принадлежат. Потребность в общении у подростков так велика, что формы общения, предлагаемые школой, их уже не удовлетворяют.
Помимо школьных групп подростки могут входить в сообщества двух типов. Во-первых, это организованные школьные коллективы - спортивные секции, кружки в учреждениях дополнительного образования, клубы по интересам и т.д. От школьного коллектива их отличает специализированная направленность на какой-либо отдельный вид деятельности (спорт, пение, рисование и т.д.), а также во многих случаях разновозрастной состав. Общим со школой в этих коллектива является то, что в своей деятельности они организуются и направляются взрослыми.[26]
Во-вторых, это разного рода стихийные группы, возникающие спонтанно и действующие вне педагогического контроля и руководства.
Занятия в организованном школьном коллективе не только позволяют подростку интересно проводить досуг, но и дают возможность проявить себя в тех видах деятельности, к которым он имеет склонности и способности, и таким образом укрепить и повысить самооценку и статус среди сверстников. Однако эти занятия не позволяют реализовать потребность в свободном, не регламентированном взрослыми общении со сверстниками. Эту функцию выполняют стихийные группы, компании, существующие среди подростков и юношей повсеместно.[21]
Свободное общение необходимо подростку и особенно юноше. Это не просто способ проведения досуга, но и средство самовыражения личности, установления новых человеческих контактов. Принадлежность к компании повышает уверенность подростка в себе, дает ему дополнительные возможности для самоутверждения.
Состав
стихийных групп, компаний может
быть самым разным по полу, возрасту,
социальному положению
Влияние компании на подростка может быть как положительным, так и отрицательным, что определяется характером ее социальной направленности. По этому признаку спонтанные группы могут быть разделены на три вида: просоциальные (социально положительные), асоциальные, стоящие в стороне от основных социальных проблем, и антисоциальные (социально отрицательные).
Просоциальные группы в основе своей имеют положительную направленность интересов, высокий нравственный уровень личных взаимоотношений и отношения к обществу. Диапазон совместной деятельности в таких группах отличается широтой и интеллектуальной окраской. Подростки в них не только совместно развлекаются, но и мечтают, спорят, обсуждают мировоззренческие вопросы, сообща ищут решения жизненных проблем, что способствует развитию у них высоких социально-нравственных качеств.[24]
В основе формирования асоциальных компаний лежит объединение подростков, главным образом, с целью совместных развлечений. Общение в этих компаниях ограничено по содержанию и потому носит поверхностный характер. Такие компании чаще всего собираются во дворах, подъездах, бренчат на гитарах, говорят о кинофильмах, футболе, хоккее, музыкальных группах, моде. Нередко времяпровождение сопровождается распитием пива, а то и водки. При кажущейся безопасности таких компаний, следует иметь в виду большую потенциальную возможность приобретения ими антисоциального характера. Случайные выпивки могут перерастать в пьянство, а веселое озорство - в хулиганство.
Антисоциальные компании также связаны с развлечениями и общением, но деятельность их направлена во вред обществу: пьянство, хулиганство, вандализм и другие правонарушения. Главная опасность принадлежности подростков к таким группам состоит в том, что там они усваивают негативные нормы морали и нравственности, приобщаются к образу жизни, диаметрально противоположному образу жизни всего общества, вырабатывают резко отрицательное отношение к нормальному образу жизни. Лидерами подобных групп, как правило, являются трудные подростки или взрослые правонарушители, вовлекающие молодежь в преступную деятельность.[21]
Иногда
антисоциальные группы носят высокоорганизованный
характер, имеют название, устав, строгие
правила отбора членов и руководителя-диктатора
(как правило, взрослого). Эти организации
в большинстве случаев
Тем не менее, учитывая то значение, которое имеет для подростка свободное общение, и возможные формы его влияния, и родители, и педагоги должны знать, как и в каком обществе проводит подросток свободное время, чтобы своевременно принять необходимые меры педагогического воздействия.
Таким
образом, подростковый возраст имеет
свою особую сложную структуру
Одной
из ведущих деятельностей
Отношение к учебе, побуждающие к ней мотивы с возрастом меняются. В начальных классах ребенок не осознает значения содержания учебы, главное для него - отметка, с которой он связывает определенное отношение к нему со стороны учителя. В средних классах учение становится, прежде всего, средством завоевания престижа у сверстников и репутации хорошего ученика. В старших классах учащиеся уже понимают настоящее значение учебы, приобретения знаний в качестве основы подготовки к будущей жизни и трудовой деятельности. С этим связано несколько более равнодушное отношение к отметкам у некоторых старшеклассников, разделение учебных предметов на значимые для будущего и требующие повышенного внимания и те, которые в будущем не пригодятся. Однако отметка для старшеклассников сохраняет большое значение. Переживания, связанные с оценкой знаний, ее объективностью и влиянием на отношения с родителями и товарищами, весьма распространены среди юношей и девушек. Исследования психологов показывают, что самооценка старшеклассников тесно связана с тем, насколько они удовлетворены своими учебными успехами, а также своим положением в классе. Тот, кто недоволен своими оценками, чаще бывает недоволен и собой, своим характером.[19]
По мере взросления существенно усложняются отношения к учителям и с учителями. Если ребенок в большей степени воспринимает учителя как замену родителей в школе, как власть, распоряжающуюся наказаниями и поощрениями, то в старших классах ученик уже не видит в учителе воплощение отца и матери, понимает, что власть его не так уже велика. На первый план выходит восприятие учителя в качестве авторитетного источника знаний в определенной области и старшего товарища. Опросы старшеклассников показывают, что в первую очередь они ценят человеческие качества педагога - способность к пониманию, эмоциональному контакту, сердечность. На втором месте стоит профессиональная компетентность учителя, уровень знаний и качество преподавания, на третьем - умение справедливо распоряжаться властью.
Поскольку каждый учитель имеет различные сочетания этих качеств, отличаются и оценки, даваемые педагогам учениками, а следовательно, и отношения, складывающиеся между учеником и учителем. Педагог, который отлично знает свой предмет и умело его преподает, как правило, пользуется уважением учеников, даже если у него нет эмоциональной близости с ними. Но вместе с тем, каждый школьник хочет видеть в лице учителя настоящего друга, причем уровень ученических требований к этой дружбе весьма высок.[10]
Вопрос о том, каким должен быть учитель, всегда занимал умы деятелей педагогики и народного образования. Еще Л.Н.Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель будет иметь только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». В процессе обучения в школе, к сожалению, могут возникать конфликтные ситуации между учеником и учителем. Особенно велика их возможность в среднем и старшем школьном возрасте, когда усиливается психологическая настороженность и критическое отношение школьника к другим людям. Такие конфликтные ситуации часто являются для ученика выраженным психотравмирующим фактором, наносящим ущерб его нервно-психическому здоровью. Возникают конфликты, как правило, тогда, когда между учеником и учителем отсутствует взаимоуважение и доверие. Особенно часто конфликтные ситуации наблюдаются у учителей, практикующих авторитарный стиль общения с подростками. Излишняя суровость, частое стремление употребить власть, приказать, принудить, способны сформировать у ученика позицию сопротивления, противостояния учителю.
В работе с подростками от учителя особенно требуется умелое сочетание строгого, требовательного и в то же время тактичного отношения к личности ученика, т.е. педагогического такта, основанного на уважении к школьнику и требовательности к нему, педагогически оправданном сочетании делового и эмоционального контакта в общении, внимательности к психическому состоянию школьника. В поведении учитель должен проявлять спокойную уверенность, уравновешенность в обращении, выразительность общения.[23]
Педагогический такт учителя находит свое конкретное выражение в повседневном общении с учащимися, в поступках, высказываниях, а иногда и просто в воздержании от немедленного принятия каких-то мер воздействия на ученика в создавшейся обстановке. Учитель, который учитывает особенности психики подростка, пубертатную лабильность, умеет быть в зависимости от ситуации и требовательным, и снисходительным, обычно пользуется уважением учащихся, легко находит с ними взаимопонимание и контакт, умело направляет развитие личности школьника и руководит им.
Школьное обучение является неотъемлемой и важнейшей частью жизни подростка. В стенах учебного заведения он проводит значительную часть своего времени и, поступив в школу ребёнком, заканчивает её, почти завершив своё развитие. Мальчик превращается в юношу, девочка становится взрослой девушкой. Поэтому педагогам и психологам наряду с семьёй отводится ведущая роль в формировании личности подростка, его физического, психического и нравственного здоровья. Однако обучение может быть связано для учащегося с целым рядом проблем, имеющих большое значение для формирования его здоровья и личности. Среди них особенно значимы учебная перегрузка и отношения с учителями. Чрезмерно строгие, педантичные, несправедливые учителя невротизируют учащихся, формируют чувство неполноценности, изолируют отдельных учеников от класса.
Информация о работе Особенности развития личности подростков