Особенности развития личности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. «Переходный», «трудный», «критический» возраст - эти слова стали обычными, их произносят часто, желая подчеркнуть, насколько сложно протекает развитие личности в годы перехода от детства к взрослости, насколько трудно бывает воспитателям, родителям и педагогам найти правильную линию поведения по отношению к подросткам, принять правильное решение в той или иной ситуации.

Содержание

Введение
Особенности развития личности
Общая характеристика представлений о личности
Формирование личности. Классический подход к пониманию подросткового кризиса
Приоритетные направления воспитательной и развивающей работы
с подростками
Интеллектуальное воспитание подростков
Половое воспитание подростков
Возрастные особенности личности
Особенности развития познавательных процессов подростков
Развитие познавательных процессов в переходном возрасте
Интеллектуальное развитие в подростковом возрасте
Воображение и творчество подростков
Особенности социально-эмоционольного развития подростков
Психология подростка
Подросток и семья
Подросток и сверстники
Подросток в школе
Общая характеристика адаптационного процесса у подростков
Этапы организации адаптационного периода
Подростковый кризис
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по возрастной психологии подростки..doc

— 321.50 Кб (Скачать файл)

     Следствием  интеллектуальных и эмоциональных перегрузок у школьников может быть ухудшение состояния здоровья, в первую очередь, нервно-психического, снижение успеваемости, конфликтные ситуации в семье или в школе. Внимательные родители и педагоги должны знать, что даже самые малейшие, начальные признаки указанных изменений в поведении школьника требуют пристального рассмотрения и незамедлительного принятия соответствующих оздоровительных, коррекционных и педагогических мер.[13]

     Вывод: Подростку нужна точка опоры, если родители, педагоги, психологи её не создали, то он будет искать такую опору в неформальном общении с подобными себе. Неуверенность и неопределённость ведут к подражанию. Подражание и мода начинают эксплуатировать одно из свойств человеческой личности – любопытство. Любопытство – это необходимое человеку свойство, позволяющее ему ориентироваться в окружающем мире. У детей и подростков любопытство выражено гораздо сильнее, чем у взрослых. По мере взросления любопытство постепенно превращается в жажду новых впечатлений, и эта жажда порой оказывается сильней осторожности, даже сильнее страха смерти.

     В семье кроме бытовых и материальных ценностей должны существовать иные смыслы. Таким смыслом может быть религия, музыка, живопись, коллекционирования, спорт.

2.3. Общая характеристика адаптационного процесса у подростков

     Социальная  адаптация рассматривается как  приспособление индивида к

     условиям  социальной среды и является одним из основных социально-психологических механизмов социализации личности, который включает в себя и принятие индивидом социальной роли. Социальная адаптация включает:

     1. Адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя.

     2. Успешное общение и адекватные отношения с окружающими.

     3. Способность к труду, обучению и организации досуга и отдыха.

     4. Способность к самообслуживанию и самоорганизации.

     5. Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями.

     Значение  социальной адаптации возрастает в  условиях кардинальной смены деятельности и социального окружения человека. У подростков меняется их социальное окружение (новый состав класса и/или учителей) и система деятельности (содержание новой ступени образования). Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Школьник же переживает в таких условиях эмоциональный дискомфорт из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией и ученик становится тогда недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстаёт в учёбе, быстро утомляется и уже не хочет идти в школу. Соматически ослабленные подростки (а их количество увеличивается) являются наиболее подверженными возникновению дезадаптации.[7]

     Конечно, адекватное восприятие учеником своего школьного окружения, успешное установление отношений с одноклассниками и новыми учителями весьма затрудняются, если у него высок уровень личной и школьной тревожности. Таким образом, осложняется сам процесс учения, продуктивная работа на уроке становится проблематичной. Даже потенциальный отличник может превратиться в отстающего ученика.

     Подростковый  возраст наиболее чреват возникновением разнообразных нарушений у юношей и девушек, том числе и нарушений учебной деятельности. У подростков количество случаев психогенной школьной дезадаптации по сравнению с младшими школьниками возрастает. Это объясняется громадным скачком в развитии психики. Психогенная школьная дезадаптация подростков, как правило, связана с нарушениями общения школьников с кем-то из значимых для них людей. Чаще всего это нарушения в общении со сверстниками. Общение со значимыми людьми является источником возникновения различных переживаний. Негативные переживания, возникающие при общении подростка с одними людьми, могут компенсироваться позитивными переживаниями, возникающими в ходе общения с другими. Поэтому конфликты с одноклассниками зачастую и не приводят к возникновению психогенной школьной дезадаптации, если подросток компенсирует свои потери в удовлетворяющем его общении с учителями или родителями, также связанном со школой. Вероятность возникновения дезадаптации возрастает, если подростку не будет предоставлена возможность для компенсаторного общения или если он обретет его в асоциальной среде. С другой стороны, удовлетворяющее младшего подростка общение с товарищами является одним из лучших средств компенсации нарушений его общения в семье и с учителями.[8]

     Не  менее важным становится процесс  адаптации подростков для учителей, которые, мало зная своих учеников, могут ошибиться в оценке их возможностей, успешной индивидуализации и дифференциации обучения. Поэтому педагогам необходимо вовремя корректировать собственную педагогическую позицию относительно класса и отдельных учеников.

     Независимо  от того, в каких условиях начинается учебный год, процесс адаптации  у подростков происходит всегда. Вопрос только в том, сколько времени он займет у ученика и педагога, и каковы будут психологические и педагогические последствия такой адаптации. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты.

     Переход из начальной в среднюю школу связан у пятиклассников с появлением новых учителей, разнообразием их требований, занятиями в разных кабинетах, необходимостью вступать в контакты со старшеклассниками.[19]

     Целостный образ «Я» ученика, который сложился у него в общении с учителем начальной школы, дополняется множеством новых составляющих, которые выступают поочередно то на уроке математики, то на уроке русского языка. Ученик уже не получает устойчивого переживания успешности или неуспешности в узких рамках отношений с одним учителем, так как взгляды разных преподавателей на успехи и поведение школьников различны, иногда и противоположны. Для поростка это означает первое столкновение с противоречиями в отношениях, ведь и в будущем на его пути будут встречаться люди, воспринимающие его по-разному.

     Важной задачей для школьника в этой ситуации является сохранение самоуважения, в чем ему обязаны помочь педагог и психолог. Подросток должен сохранить самоуважение, даже несмотря на то, что учитель математики ставит ему тройки и двойки или, что он стал объектом критики учителя биологии или завуча школы. Признание собственных недостатков для школьника является всего лишь осознанием им своих слабостей как составных частей позитивно эмоционально окрашенного образа «Я».

     Подросток должен чувствовать и понимать, что если у него сейчас не все ладится с учёбой, то виновата в этом не плохая учительница, а он сам. Более того, он в состоянии преодолеть эти проблемы или принять их. Если же нарушается преемственность реальных школьных достижений (например, в начальной школе он мог быть хорошим учеником, а в средней - успехи заметно упали, но уровень притязаний остался прежний), то задача педагога и психолога состоит в помощи школьнику сохранить самоуважение, как важнейшее условие преодоления неудач. Если же самоуважение не будет сохранено, вся система Я у ребёнка встает на его защиту, и он может выбрать путь лжи, мошенничества и уклонения от решения своих проблем.[19]

     Заметим, что ещё одной задачей педагогов и психологов на данном этапе социализации ученика будет обучение его способности размышлять о себе, осознавать свои мотивы и побуждения, уметь формулировать оценочные суждения о себе. Целесообразно в этом возрасте предлагать ребятам различные анкеты, беседовать с учениками о них самих, о том, как они представляют себя в сравнении с другими учащимися, своим идеалом ученика. В этом возрасте идеальное «Я» подростка может быть вполне осмысленным.[25]

Этапы организации адаптационного периода

     У каждого учителя и психолога свой стиль общения с детьми. Одни преподаватели склонны к сдержанности, другие - к несдержанности, даже к какой-то экспансивности при оценке и характеристике учеников. Было замечено, что для одних преподавателей характерна общая тенденция оценивать своих учеников преимущественно позитивно, смотреть на них сквозь розовые очки, другие подходят со «строгим метром». Таким образом, ни та, ни другая оценка по отношению к ребенку не будет точной. Результаты психологических исследований показали, что в школьных коллективах, где нет единства в подходе преподавателей к ученикам, затруднен процесс формирования представлений учащихся о себе.[23]

     Педагог, пришедший из старшей в среднюю школу, часто механически переносит стиль взаимоотношений, сложившийся со старшеклассниками, на учащихся 5-го класса. Например, предъявление высоких требований относительно учебной деятельности, новых форм без этапа предварительного научения или объяснения причин.

     Для того чтобы благополучно и бесконфликтно  протекал процесс адаптации у  подростков необходимо:

     - учитывать психологические особенности 11-12-ти летних детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности.

     - анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации подростка.[19]

Подростковый  кризис

          В 12-15 лет в психологическом развитии многих подростков наступает переломный момент, известный под названием «подросткового кризиса». Внешне он проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, в стремлении поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости. Подростковый кризис - пик переходного периода от детства к взрослости.[9]

     Подростковый  кризис отличается от всех других кризисов (кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет) большей продолжительностью. Л.И.Божович считает, что это связано  с быстрым темпом физического и умственного развития подростков, приводящего к образованию таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников этого возраста, в то же время возникшие потребности очень сильные, напряженные.

     На  образование подросткового кризиса влияют как внешние, так и внутренние факторы. Внешние факторы: постоянный контроль со стороны взрослых, зависимость и опека, от которых подросток всеми силами стремится освободиться, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельно решения и действовать по своему усмотрению. Внутренние факторы состоят в привычках и чертах характера, мешающих подростку осуществить задуманное (внутренние запреты, привычка подчиняться взрослым и другие).[15]

     Подростковый  кризис, по мнению Л.И.Божович, связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (проявлению себя в тех качествах, которые он считает наиболее ценными) и самовоспитанию. Механизмом развития самосознания является рефлексия. Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживают из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми. Переживания особо возрастают в силу замечаний учителей об отрицательных чертах их характера. Это приводит к аффективным вспышкам и конфликтам.[5]

     Подростки, как правило, претендуют на роль взрослого человека. Их не устраивает отношение к себе как к детям, они хотят полного равноправия со взрослыми, подлинного уважения. Иные отношения их унижают и оскорбляют.

     Согласно  Зигмунду и Анне Фрейд, юность является бурной стадией из-за драматических психологических изменений, происходящих в это время. Сексуальные и агрессивные влечения, которые пребывали в спячке на латентной стадии, теперь угрожают овладеть эго и разрушить его защитные механизмы. Огромная сексуальная энергия концентрируется в генитальной зоне, и подростка беспокоят эдиповы фантазии. Ему может оказаться трудно просто быть рядом со своими родителями.

     Эриксон соглашается, что в юности огромный приток энергии, связанной с влечениями, носит разрушительный характер, но он видел, что это лишь часть проблемы. Юноши и девушки испытывают беспокойство и озадаченность в связи с новыми социальными конфликтами и требованиями. Основной задачей подростка, по мнению Эриксона, является обретение нового чувства идентичности эго – нахождения себя и своего места в более широком социальном порядке. Кризис носит следующий характер: идентичность против спутанности ролей.

     Прилив  инстинктивных влечений обостряет  проблемы идентичности, с которыми сталкивается подросток, он внезапно ощущает, что его импульсы действуют сами по себе, что он более не представляет собой единого целого. Быстрый физический рост в период половой зрелости порождает чувство спутанной идентичности. Молодые люди начинают развиваться настолько быстро и меняться в столь многих отношениях, что едва себя узнают. Именно по этой причине подростки проводят много времени перед зеркалом и уделяют большое внимание своей внешности.

     Проблемы  идентичности носят и социальный характер. Молодых людей беспокоят не физический рост и сексуальные импульсы не сами по себе, а мысль, что они не выглядят должным образом в глазах окружающих, не оправдывают ожиданий. Молодые люди начинают волноваться по поводу своего будущего места в более широком социальном мире. Подростков, с их быстро растущими ментальными возможностями, подавляют множество вариантов и альтернатив, которые перед ними открываются.

     Так как юноши и девушки не уверены  в том, кто они такие, то стремятся  идентифицировать себя с какими-то «замкнутыми группами». Они могут  «демонстрировать приверженность своему клану, став заметно нетерпимыми и жестокими в своём исключении тех, кто на них не похож». Стараясь поскорее обрести какую-то идентичность, они стереотипизируют «себя, свои идеалы и своих врагов». Некоторые молодые люди связывают себя с политическими или религиозными идеологиями. Во всём этом можно видеть поиск молодыми людьми ценностей, которым они могут быть верны.

Информация о работе Особенности развития личности подростков