Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:02, курсовая работа
Актуальность исследования. «Переходный», «трудный», «критический» возраст - эти слова стали обычными, их произносят часто, желая подчеркнуть, насколько сложно протекает развитие личности в годы перехода от детства к взрослости, насколько трудно бывает воспитателям, родителям и педагогам найти правильную линию поведения по отношению к подросткам, принять правильное решение в той или иной ситуации.
Введение
Особенности развития личности
Общая характеристика представлений о личности
Формирование личности. Классический подход к пониманию подросткового кризиса
Приоритетные направления воспитательной и развивающей работы
с подростками
Интеллектуальное воспитание подростков
Половое воспитание подростков
Возрастные особенности личности
Особенности развития познавательных процессов подростков
Развитие познавательных процессов в переходном возрасте
Интеллектуальное развитие в подростковом возрасте
Воображение и творчество подростков
Особенности социально-эмоционольного развития подростков
Психология подростка
Подросток и семья
Подросток и сверстники
Подросток в школе
Общая характеристика адаптационного процесса у подростков
Этапы организации адаптационного периода
Подростковый кризис
Заключение
Список литературы
Формирование идентичности – в основном бессознательный процесс, но молодые люди часто мучительно сознают свою неспособность принять долговременные обязательства. Они чувствуют, что нужно решить слишком многое и слишком быстро и что каждое решение уменьшает число их будущих альтернатив. Так как принять обязательства трудно, юноши и девушки иногда объявляют психосоциальный мораторий, берут своего рода «тайм-аут» для обретения себя.
Многим молодым людям непросто достичь состояния свободного моратория. Ещё не поняв, кто они такие и что будут делать в жизни, они часто испытывают ощущение изоляции, чувство, что время обходит их стороной, что они не способны найти смысл в каком-либо виде деятельности.[14]
Вывод: Подросток часто откладывает принятие на себя обязанностей из-за внутренней потребности избежать предопределения идентичности, преждевременного принятия ограниченных социальных ролей. И хотя затянувшийся поиск идентичности может быть мучительным, он способен привести к высшей форме личной интеграции и к подлинным социальным новшествам. Основная задача юноши и девушки – найти свой путь в жизни, которому они могут быть постоянно преданными. Борьба на этой стадии ведёт к такому новому качеству эго, как верность, к способности выполнять свободно взятые на себя обязательства.
В курсовой работе было не раз подчёркнуто, что подростковый возраст, это самый трудный возраст. За достаточно короткий период, примерно с 12 до 15 лет (девочки чуть раньше, мальчики чуть позже) – человек из ребёнка превращается во взрослого. Трудности подросткового возраста неизбежны. Но далеко не для всех он становится тяжёлым и травматичным периодом. Многое зависит от того, насколько благополучным был предшествующий опыт, какая у него группа поддержки – друзья, семья, учителя, круг его общения. Эриксон говорил, что неоднократно наблюдал, как жизнь увлечённых и одарённых людей преображал всего лишь один учитель, поощрявший их талант. Но многое зависит и от самого подростка, от пути, который он выбрал сам для себя. Подростки овладевают важными когнитивными и социальными навыками. Школьники забывают свои прошлые надежды и желания, которые часто проигрывались внутри семьи, и охотно направляют силы на усвоение полезных навыков и приёмов более широкой культурной среды. В современных технологических обществах подростки посещают школу, где их заставляют осваивать более интеллектуальные навыки – чтение, письмо, счёт. Они учатся выполнять осмысленную работу и развивают такие качества эго, как «устойчивое внимание и прилежание», учатся трудиться и играть вместе со сверстниками [11].
Психологические особенности
Психологические особенности
Школьники среднего возраста
сознательно относятся к
В связи с этим мышление
подростка становится более абстрактным,
он начинает применять в
Высокого уровня достигает
Процесс запоминания приобретает у подростков целенаправленный характер. Их память становится продуктивной и точной, у них развиваются навыки преимущественно смыслового запоминания, и в связи с этим проявляется резко отрицательное отношение к механической памяти, такое пренебрежение часто сопровождается отрицательным отношением вообще к необходимости серьёзно работать над запоминанием учебного материала.
Значительные изменения
Большое значение в психике
приобретают нравственные
В связи с совершенствованием
интеллектуальных психических
Всё это требует особого
Средний школьный возраст
Если учитывать в практике
воспитания все эти возрастные
особенности подростков, можно легко
избежать развития у них
В старшем школьном возрасте формирование основных психических процессов и качеств личности завершается: по своему содержанию и форме они приближаются к тем, которые характерны для взрослых. Процессы восприятия, внимания, мышления становятся для старшеклассников более организованными; они в совершенстве владеют наиболее рациональными способами усвоения знаний и их запоминания; у них развиваются абстрактное мышление, логическая память, творческое воображение, лишь интенсивность этих психических процессов слабее, чем у взрослых.
Старший школьный возраст
Интеллектуальные способности
Интеллектуальное воспитание – это такая форма организации учебной (или внешкольной) деятельности учащихся, в раках которой каждому подростку оказывается индивидуализированная педагогическая и психологическая помощь с целью развития его индивидуальных интеллектуальных возможностей. В старославянском языке этимологический корень слова «воспитание» основывается на понятиях «пища», «питание». В том есть глубокий смысл: воспитание, то есть предоставление подрастающему человеку полноценной интеллектуальной «пищи», чтобы он мог без помех интеллектуально расти на основе обогащения его индивидуального ментального опыта.[11]
В заключение можно сказать словами Эриксона: «Молодой человек должен, как акробат на трапеции, одним мощным движением опустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватить за следующую перекладину зрелости. Он должен сделать это за очень короткий промежуток времени, полагаясь на надежность тех, кого он должен опустить, и тех, кто его примет на противоположной стороне».[14]
Информация о работе Особенности развития личности подростков