Особенности развития личности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. «Переходный», «трудный», «критический» возраст - эти слова стали обычными, их произносят часто, желая подчеркнуть, насколько сложно протекает развитие личности в годы перехода от детства к взрослости, насколько трудно бывает воспитателям, родителям и педагогам найти правильную линию поведения по отношению к подросткам, принять правильное решение в той или иной ситуации.

Содержание

Введение
Особенности развития личности
Общая характеристика представлений о личности
Формирование личности. Классический подход к пониманию подросткового кризиса
Приоритетные направления воспитательной и развивающей работы
с подростками
Интеллектуальное воспитание подростков
Половое воспитание подростков
Возрастные особенности личности
Особенности развития познавательных процессов подростков
Развитие познавательных процессов в переходном возрасте
Интеллектуальное развитие в подростковом возрасте
Воображение и творчество подростков
Особенности социально-эмоционольного развития подростков
Психология подростка
Подросток и семья
Подросток и сверстники
Подросток в школе
Общая характеристика адаптационного процесса у подростков
Этапы организации адаптационного периода
Подростковый кризис
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по возрастной психологии подростки..doc

— 321.50 Кб (Скачать файл)

     Формирование  идентичности – в основном бессознательный  процесс, но молодые люди часто мучительно сознают свою неспособность принять долговременные обязательства. Они чувствуют, что нужно решить слишком многое и слишком быстро и что каждое решение уменьшает число их будущих альтернатив. Так как принять обязательства трудно, юноши и девушки иногда объявляют психосоциальный мораторий, берут своего рода «тайм-аут» для обретения себя.

     Многим  молодым людям непросто достичь  состояния свободного моратория. Ещё  не поняв, кто они такие и что  будут делать в жизни, они часто  испытывают ощущение изоляции, чувство, что время обходит их стороной, что они не способны найти смысл в каком-либо виде деятельности.[14] 

     Вывод: Подросток часто откладывает принятие на себя обязанностей из-за внутренней потребности избежать предопределения идентичности, преждевременного принятия ограниченных социальных ролей. И хотя затянувшийся поиск идентичности может быть мучительным, он способен привести к высшей форме личной интеграции и к подлинным социальным новшествам. Основная задача юноши и девушки – найти свой путь в жизни, которому они могут быть постоянно преданными. Борьба на этой стадии ведёт к такому новому качеству эго, как верность, к способности выполнять свободно взятые на себя обязательства.

 

Заключение

 

      В курсовой работе было не раз подчёркнуто, что подростковый возраст, это самый трудный возраст. За достаточно короткий период, примерно с 12 до 15 лет (девочки чуть раньше, мальчики чуть позже) – человек из ребёнка превращается во взрослого. Трудности подросткового возраста неизбежны. Но далеко не для всех он становится тяжёлым и травматичным периодом. Многое зависит от того, насколько благополучным был предшествующий опыт, какая у него группа поддержки – друзья, семья, учителя, круг его общения. Эриксон говорил, что неоднократно наблюдал, как жизнь увлечённых и одарённых людей преображал всего лишь один учитель, поощрявший их талант. Но многое зависит и от самого подростка, от пути, который он выбрал сам для себя. Подростки овладевают важными когнитивными и социальными навыками. Школьники забывают свои прошлые надежды и желания, которые часто проигрывались внутри семьи, и охотно направляют силы на усвоение полезных навыков и приёмов более широкой культурной среды. В современных технологических обществах подростки посещают школу, где их заставляют осваивать более интеллектуальные навыки – чтение, письмо, счёт. Они учатся выполнять осмысленную работу и развивают такие качества эго, как «устойчивое внимание и прилежание», учатся трудиться и играть вместе со сверстниками [11].

           Психологические особенности личности  всегда формируются под совокупным влиянием различных форм деятельности, в которых человек принимает участие в течение своей жизни. Так, на развитие личности школьников влияет не только учебная деятельность, но и такие факторы как семья и отношения между её членами, трудовая деятельность по заданиям школы, выполнение общественных поручений и обязанностей, друзья, с которыми они проводят время вне учёбы, СМИ – газетные сообщения, телевидение, театры, кино, выставки и т.д. [26].

           Психологические особенности учащихся среднего школьного возраста во многом определяются условиями их учебной работы: им приходится изучать новые и сложные учебные дисциплины, принимать большее, чем раньше, участие в общественной жизни школы, помогать родителям, как-то разбираться в сложных отношениях между людьми.

           Школьники среднего возраста  сознательно относятся к учебной  работе, понимают её отдалённые  задачи, собственную ответственность  за хорошее усвоение знаний; у  подростков совершенствуется и  приближается к уровню, свойственному взрослым, способность правильно организовать своё восприятие в процессе учебных занятий, в классе и самостоятельно. Они стремятся критически осознать сущность усваиваемых знаний, выработать к ним своё собственное отношение, не просто запомнить учебный материал, но понять, объяснить, доказать его истинность.

           В связи с этим мышление  подростка становится  более абстрактным,  он начинает применять в процессе  мышления приёмы абстрагирования,  усвоенные при изучении математики, естественных и исторических наук, языка.

           Высокого уровня достигает способность  подростка управлять своим вниманием:  увеличивается объём внимания, вырабатывается  умение концентрировать его и  распределять, оно становится преимущественно  целенаправленным и устойчивым. Всё это позволяет выполнять сложные виды деятельности.

           Процесс запоминания приобретает у подростков целенаправленный характер. Их память становится продуктивной и точной, у них развиваются навыки преимущественно смыслового запоминания, и в связи с этим проявляется резко отрицательное отношение к механической памяти, такое пренебрежение часто сопровождается отрицательным отношением вообще к необходимости серьёзно работать над запоминанием учебного материала.

           Значительные изменения происходят в эмоциональной сфере подростка. Его уже не удовлетворяют просто эмоциональные состояния, возникающие в процессе той или другой деятельности или в связи с избытком энергии; своё дальнейшее развитие получают сложные высшие чувства – интеллектуальные и эстетические.

           Большое значение в психике  приобретают нравственные чувства  с их нередко противоречивым  характером: они имеют ярко выраженную  общественную направленность.

           В связи с совершенствованием  интеллектуальных психических процессов у подростков иногда усиливается ранимость психики, пропадает интерес к учебным занятиям, появляются острые реакции на различные неудачи, на отрицательное мнение о себе друзей, учителей, родителей, отчуждение от коллектива и даже своеобразное бравирование своим пренебрежением к учёбе. У подростка, предоставленного в таком состоянии самому себе, могут развиться отрицательные привычки, искоренить которые в дальнейшем бывает трудно.

           Всё это требует особого внимания  к воспитанию у подростков  волевых черт характера. В связи с особенностями возраста подростки могут и любят проявлять такие волевые качества, как самостоятельность, смелость, решительность, инициативность; в связи со слабым развитием в этом возрасте самокритичности и неустановившимся, неокрепшим мировоззрением эти волевые проявления иногда могут принимать нежелательную, с точки зрения господствующей в обществе морали, направленность. Поэтому так важно в воспитательных целях привлекать подростков к активному участию в общественной работе, к выполнению обязанностей, диктуемых требованиями коллектива, развивать у них разносторонние глубокие интересы к науке, искусству, технике, спорту[3].

           Средний школьный возраст считается  трудным в воспитательном отношении, но это справедливо тогда, когда применяются несвойственные его особенностям воспитательные меры воздействия на подростков: в этом возрасте школьник начинает осознавать себя как личность, остро и придирчиво приглядываться к окружающей среде, критически относится к взрослым. У него быстро развивается самосознание, а в связи с этим требование уважения к себе.

           Если учитывать в практике  воспитания все эти возрастные  особенности подростков, можно легко  избежать развития у них отрицательных  черт личности [5].

           В старшем школьном возрасте формирование основных психических процессов и качеств личности завершается: по своему содержанию и форме они приближаются к тем, которые характерны для взрослых. Процессы восприятия, внимания, мышления становятся для старшеклассников более организованными; они в совершенстве владеют наиболее рациональными способами усвоения знаний и их запоминания; у них развиваются абстрактное мышление, логическая память, творческое воображение, лишь интенсивность этих психических процессов слабее, чем у взрослых.

           Старший школьный возраст является  основным для формирования мировоззрения  и осознанного отношения к  требованиям жизни и общества. В этом возрасте становятся  более конкретными и прочными  интеллектуальные и общественные  интересы школьников. Что позволяет им с большей определённостью выбрать профессию [26].

           Интеллектуальные способности личности  – один из базовых психологических ресурсов, который лежит в основе инициативного и разумного отношения к действительности.

           Интеллектуальное воспитание – это такая форма организации учебной (или внешкольной) деятельности учащихся, в раках которой каждому подростку оказывается индивидуализированная педагогическая и психологическая помощь с целью развития его индивидуальных интеллектуальных возможностей. В старославянском языке этимологический корень слова «воспитание» основывается на понятиях «пища», «питание». В том есть глубокий смысл: воспитание, то есть предоставление подрастающему человеку полноценной интеллектуальной «пищи», чтобы он мог без помех интеллектуально расти на основе обогащения его индивидуального ментального опыта.[11]

           В заключение можно сказать словами Эриксона: «Молодой человек должен, как акробат на трапеции, одним мощным движением опустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватить за следующую перекладину зрелости. Он должен сделать это за очень короткий промежуток времени, полагаясь на надежность тех, кого он должен опустить, и тех, кто его примет на противоположной стороне».[14]

 

Список литературы

    1. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1995.
    2. Балакшина Ж.А. Типы изменчивости интеллекта и личности в период их становления (на примере подростков). Дис. на соиск. уч. степ. канд. психол. н. – СПб., 1995.
    3. Балобанова Н.В. Влияние образовательной среды на интеллектуальное и личностное развитие младших подростков. Дис. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. – Краснодар, 2002.        
    4. Бенякова М.В., Крайнева И.Н. Энциклопедия для мальчиков. СПб., 1996.
    5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1989.
    6. Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строение гармонической личности. // Психология формирования и развития личности - М., 1997.
    7. Будрина Е.Г. Динамика интеллектуального развития в подростковом возрасте в условиях разных моделей обучения: Дис. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. – М: ИП РАН, 2005.
    8. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. Под редакцией Эльконина Д.Б., Драгуновой Т.В. - М.Просвещение, 1993.
    9. Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология. В2-х ч. Ч.2 - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
    10. Гамезо М.В., Матюхина М.В., Михальчик Т.С. Возрастная и педагогическая психология. М., 1992.
    11. Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. – СПб.: Питер, 2006. – 384 с.: ил.
    12. Дыгало И.Н., Шпорт Л.В., Кравцова О.С. Семейная медицина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 368 с.
    13. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.Просвещение, 1989.
    14. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. 5-е международное издание. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 512 с.
    15. Мир детства. Подросток. - М., 1989.
    16. Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. Ч. 2. – 352 с. 
    17. Основы психологии: Практикум/ Ред.-сост. Столяренко Л.Д. изд.3-е, доп. и переработанное. - Ростов н/Д: «Феникс», 2002.
    18. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. - М.: Педагогическое общество России, 2001.
    19. Петрова В.Н. Особенности перехода учащихся из начального звена в среднее с учётом характеристик ригидности в структуре личности. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. – Томск, 1999.
    20. Практический интеллект / Р. Дж. Стернберг, Дж. Б. Форсайт, Дж. Хедланд и др. – СПб.: Питер. 2002. – 272 с. – (Серия «Мастера психологии»).
    21. Психология современного подростка под ред. Фельдштейна Д.И. - М. Педагогика, 1995.
    22. Подросток: Физиолого-гигиенические и психосоциальные основы обучения и воспитания/Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Павлович К.Э.- М.: МИОО, 2004.
    23. Рабочая книга школьного психолога. Под ред. Дубровиной И.В. - М. Международная педагогическая академия, 1995.
    24. Развитие личности ребёнка / Под общ. Ред. А.М. Фонарева. М., 1987.
    25. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.- СПб.: Издательство «Питер», 2000.
    26. Рудик П.А. Психология. Учебник для педагогов техникумов физической культуры. М., «Физкультура и спорт», 1996.
    27. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д: «Феникс», 1997.
    28. Учителям и родителям о психологии подростка. М.: Высшая школа, 1990. 
    29. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии, 1988.
    30. Фридман Л.М. Психология детей и подростков. - М.: изд. Института Психотерапии, 2003.
    31. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. 2-е изд; перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2002.
    32. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. М: Медицина, 1999.

Информация о работе Особенности развития личности подростков