Особенности развития нравственных качеств у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности развития нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. Задачи исследования:
1. Выявить психолого-педагогическую сущность развития нравственных чувств младших школьников.
2. Проанализировать практический опыт развития нравственных чувств младших школьников.
3. Определить критерии и средства диагностики уровня развития нравственных чувств младших школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
7
1.1 Психолого-педагогическая характеристика нравственной сферы детей младшего школьного возраста 7
1.2 Особенности нравственного развития младших школьников 10
1.3 Сущность понятий «нравственное воспитание» и «нравственные ценности 20
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
2.1 Организация и проведения исследования 26
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 28
2.3 Рекомендации по формированию нравственных качеств 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 43

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по психологии.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

5

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

7

1.1 Психолого-педагогическая  характеристика нравственной сферы детей младшего школьного возраста

7

1.2  Особенности нравственного развития младших школьников

10

1.3  Сущность понятий «нравственное воспитание» и «нравственные ценности

20

ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

26

2.1  Организация  и проведения  исследования

26

2.2  Анализ и интерпретация результатов  исследования

2.3  Рекомендации по формированию нравственных качеств

28

31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

39

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

41

ПРИЛОЖЕНИЯ

43


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  исследования.  Особую остроту и актуальность эта проблема приобретает сегодня, когда современная ситуация в мире и в нашей стране многими учеными характеризуется как кризис нравственности.

Представляется, что проблема становления нравственных основ личности особенно актуальна в младшем школьном возрасте, поскольку именно от начальной ступени зависит успешность дальнейшего обучения и воспитания.

 Перед общеобразовательной  школой ставится задача подготовки  ответственного гражданина, решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Значение и  функция начальной школы в  системе непрерывного образования  определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. [7].

Цель  исследования: изучить особенности развития нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.

Объект  исследования: эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: особенности развития нравственных чувств у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза  исследования: нравственное развитие детей младшего школьного возраста имеет свои особенности.

Задачи  исследования:

  1. Выявить психолого-педагогическую сущность развития нравственных чувств младших школьников.
  2. Проанализировать практический опыт развития нравственных чувств младших школьников.

3.     Определить критерии и средства диагностики уровня развития нравственных чувств младших школьников.

Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах Н.М. Трофимовой, Я.И. Колдунова, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

Методы  исследования:

- изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

- ранжирование;

- анкетирование;

-тестирование;

-диагностическое исследование;

-математическая обработках данных исследования.

Элементы научной новизны и теоретической значимости заключаются в обобщении и систематизации работ по теме исследования, описание основных терминов и теорий отечественных и зарубежных авторов.

Структура курсовой работы.

Структура курсовой работы включает: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Психолого-педагогическая  характеристика нравственной сферы детей младшего школьного возраста

Границы младшего школьного возраста, совпадающие  с периодом обучения в начальной  школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. [5].

Начало обучения в школе ведет к коренному  изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.

Ведущей в младшем  школьном возрасте становится учебная  деятельность. Она определяет важнейшие  изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

В этом возрасте происходит появление важного новообразования - произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их по ведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте - мотивом достижения успеха.

С формированием  у младших школьников произвольного  поведения тесно связаны такие  новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия.

Ребенок способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. Появляется смыслово - ориентировочная основа в поступках, это тесно связано с дифференцированностью внутренней и внешней жизни. Ребенок способен побороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет соответствовать определенным нормам или не приведет к поставленной цели. Важной стороной внутренней жизни ребенка становится его смысловая ориентировка в своих действиях. Это связано с переживаниями ребенка по поводу боязни изменения отношения с окружающими. Он боится потерять свою значимость в их глазах.

Ребенок начинает активно размышлять по поводу своих  действий, утаивать свои переживания. Внешне ребенок не такой, как внутренне. Именно эти изменения в личности ребенка часто приводят к выплескам эмоций на взрослых, желаниям сделать то, что хочется, к капризам.

«Негативное содержание этого возраста проявляется в  первую очередь в нарушении психического равновесия, в неустойчивости воли, настроения и т. д.» [13].

Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень сильно подвержен внешнему влиянию. Именно благодаря этому он впитывает в себя знания как интеллектуальные, так и нравственные. «Значительную роль в установлении нравственных норм и развитии детских интересов играет учитель, хотя степень их успешности в этом будет зависеть от типа его отношения с учениками». Другие взрослые тоже занимают важное место в жизни ребенка.

В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому  основным мотивом деятельности ребенка  в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива - мотив избегания неудачи.

В сознании ребенка  закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок  начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, что бы становление  личности ребенка шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого. Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка определяет развитие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни. Социальное пространство ребенка расширилось - ребенок постоянно общается с учителем и одноклассниками по законам четко формулируемых правил.

Таким образом, в младшем школьном возрасте ребенок  переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности, занятий. Они стараются по началу вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми. Хотя предполагается, что способность к формированию близких дружеских отношений в некоторой степени определяется эмоциональными связями, установившимися у ребенка в течение первых пяти лет его жизни.

Дети стремятся  к совершенствованию навыков  тех видов деятельности, которые  приняты и ценятся в привлекательной  для него компании, чтобы выделиться в ее среде, добиться успеха.

В младшем школьном возрасте у ребенка развивается  направленность на других людей, получившая свое выражение в просоциальном  поведении учет их интересов. Просоциальное  поведение очень значимо для  развитой личности.

Способность к  сопереживанию получает свое развитие в условиях школьного обучения потому, что ребенок участвует в новых  деловых отношениях, невольно он вынужден сравнивать себя с другими детьми - с их успехами, достижениями, поведением, и ребенок просто вынужден учиться развивать свои способности и качества [6].

 

         1.2 Особенности нравственного развития младших школьников

 

   Начальное обучение в настоящее время строится таким образом, что развивает у школьников познавательные способности; вырабатывает навыки активного овладение учебным материалом, ведет к объединению полученных знаний в целостную систему, направленную на осознание окружающего мира. Развитие мышления, овладение разнообразными способами работы с учебным материалом оказывает прямое влияние на усвоение детьми нравственных знаний; организация учебного процесса и его методы способствуют накоплению нравственного опыта. Все эти задачи решаются комплексно, постоянно, на всех уроках и внеурочное время, изменяются только акценты  в зависимости от основных целей.

Ученые в  области педагогике выяснили, что  в различные возрастные периоды  существуют не одинаковые возможности  для нравственного восприятия. Ребенок, подросток, юноша, по – разному относится  к различным средствам восприятия. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное воспитание ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. [5].

Работая над  проблемой нравственного развития младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности:

  1. Склонность к игре. В игровых упражнениях ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где-либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчиняется мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает урок справедливости, честности, правдивости. Игра требует от участников умения действовать по правилам. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» говорил А.С.Макаренко.
  2. невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 6–7 – летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком либо предмете более 7–10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.
  3. недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом. Учитывая возраст детей, нормы нравственного поведения можно разбить на три уровня:

 

       

- К 10-11-ти  годам необходимо, чтобы подросток умел учитывать состояние окружающих людей, и его присутствие не только не мешало им, но и было бы приятным.

- Бессмысленно  говорить о втором уровне нравственного  воспитания, если не освоен первый. Но именно такое противоречие наблюдается у подростков: они хотят понравиться окружающим людям, но не обучены элементарному поведению.

- на третьем  уровне (к 14-15 годам) осваивается  принцип: «Помогай окружающим  людям!»

Может существовать противоречие между знанием, как  нужно, и практическим применением (это касается этикета, правила хорошего тона, общения). Так, обсуждая предстоящую поездку в музей, напоминаем, как вести себя в транспорте.

Информация о работе Особенности развития нравственных качеств у детей младшего школьного возраста