Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 17:55, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности развития нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. Задачи исследования:
1. Выявить психолого-педагогическую сущность развития нравственных чувств младших школьников.
2. Проанализировать практический опыт развития нравственных чувств младших школьников.
3. Определить критерии и средства диагностики уровня развития нравственных чувств младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
7
1.1 Психолого-педагогическая характеристика нравственной сферы детей младшего школьного возраста 7
1.2 Особенности нравственного развития младших школьников 10
1.3 Сущность понятий «нравственное воспитание» и «нравственные ценности 20
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
2.1 Организация и проведения исследования 26
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 28
2.3 Рекомендации по формированию нравственных качеств 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
Ребенок считает.
Рассказал, какую то неслыханную сказку, выдумал историю, «написал» стихотворение – это не такое уж редкое явление в современной жизни. Но что стоит за этим? И как, нам, взрослым, относится к этим сочинениям?
Его, т.е. сочинительство, надо поощрять, поддерживать и, конечно, развивать в школе вне зависимости, получится из ребенка литератор или нет. Более того, нужно, чтобы и те дети, которые не пытаются сочинять по собственной инициативе, с нашей помощью прошли школу литературного творчества, ощутили его трудные радости, сделали свои первые шаги к самовыражению в слове.
Эти прием помогают детям в их первых шагах на пути к красоте слова, приобщают их к огромному и прекрасному миру искусства. Поскольку, с одной стороны, они нацелены на воспитание уважения к художественному произведению, на формирование уважения и восхищения перед тайной литературного творчества, а с другой стороны, перекидывают мостик к восприятию красоты мира живописи и музыки.
На уроках литературного творчества учитель, по словам Ш. А. Амонашвили, чтобы «воспитать в детях смелость ума, вселить в них радость сотворчества», должен создать «…такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали, царство мысли, дать им возможность почувствовать себя в нем властелином». Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – порыв к добру и красоте, а еще чувство тайны, которую хочется разгадать.
Творчество всегда самодеятельно, хотя и нуждается в чуткой помощи тактичного учителя. Ребенок – соавтор. Роль учителя – создать обстановку отсутствия страха перед высказыванием, пробудить в нем фантазию, укрепить присущую возрасту творческую свободу и веру в свои силы, подвести его к мысли, высказанной Уолтам Уитменом: «Ну у кого нет таких дарований, которых небыло бы у тебя, ни такой красоты, ни такой доброты, какие есть у тебя!»
Но важно не только разбудить в детях желание свободно высказываться на любую тему, но и обогатить их красотой слов, которые, по словам К.Паустовского, «…то шелестят как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед».
Чтобы глубже понять главную мысль произведения дети на уроке иллюстрируют его. Перед иллюстрированием они рисуют словесную картину по каждой части.
Работа над произведением (анализ, выразительное чтение, иллюстрирование) способствует не только развитию речи, но и эмоционально-эстетическому развитию ребенка.
Таким образом, мы подошли к выводу, что для выявления уровня сформированности нравственных качеств школьников необходимо использовать произведения разных видов искусства, а в качестве основной формы работы проводить беседы, экскурсии, демонстрации.
Воспитание у детей нравственных чувств – сложный процесс. Он предполагает, прежде всего, формирование у них эстетических представлений, обобщенных и дифференцируемых (что значит, быть хорошим, добрым, справедливым, честным, чутким и т.д.) Методика формирования этих представлений должна основываться на конкретных, образных примерах из жизни, художественных произведений устного народного творчества,способствующих развитию нравственного сознания детей, самостоятельности их суждений.
1. Абрамова, Г. С. Практическая психология [Текст]/ Г. С. Абрамова. - Москва, 2004.- 471с.
2. Бабанский, Ю. К. Педагогика [Текст]/ Ю.К. Бабанский. – Москва, 1999.-374с.
3. Богданова,
О.С.Этические беседы с
4. Божович, Л.И.,Нравственное формирование личности школьника в коллективе [Текст]/Л.И. Божович.- Москва, 2000.-468с.
5. Волков, Б.С., Детская психология развития [Текст]/Б.С. Волков. - Москва, 2000.-576с.
6. Григорович, Л.А.Педагогика и психология [Текст]/Л.А.Григорович. - Минск, 2004.-312с.
7. Каиров, И.А.
Азбука нравственного
8. Каиров, И.А.Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания [Текст]/ И.А.Каиров. - Москва, 2005.-213с.
9. Калюжный, А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников [Текст]/ А.А. Калюжный. – Москва,2008.-205с.
10. Колдунов, Я.И.Нравственное воспитание личности школьника [Текст]/Я.И.Колдунова. - Калуга,2007.-197с.
11. Кузнецова,
Л. В.Гармоническое развитие ли
12. Лихачёв, Б.Т.Педагогика
[Текст]/Б.Т. Лихачев. –
13. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]/А.Г.Малков. - СПб., 2004.-318с.
14. Малиночкин, Э.Т.Педагогика [Текст]/Э. Т. Малиночкин. – Москва, 2002.-430с.
15. Марьенко, И.С.Нравственное становление личности [Текст]/И.С. Марьенко. - Москва, 2005.219с.
16. Натанзон, Э.Ш.Психологический
анализ поступков ученика [
17. Немов, Р. С.Психология [Текст]/Р.С.Немов – Москва, 2000.-691с.
18. Щукина, Г.И. Педагогика школы [Текст]/ Г.И.Щукина. – Москва, 1998.-291с.
19. Подласый, П.И.Педагогика [Тест] / П.И. Подласый. – Москва, 2001.-437с.
20. Рахимов, А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности [Текст] / А.З. Рахимов. -СПб., 2008-169с.
21. Реан, А.А.,Психология и педагогика [Текст] / А.А. Реан.– СПб., 2000.-263с.
22. Рожков, М.
И.Организация воспитательного
23. Рубинштейн, С. Л.Психолого–педагогические проблемы нравственного воспитания школьников[Текст]/С.Л. Рубинштейн. - Москва, 1996.-350с.
24. Сенько, В.
Г.Воспитание у младших
25. Сластенин, В. А.Педагогика [Текст]/В.А.Сластенин. - Москва, 2002.-405с.
26. Толкачёва, Л. Всех выше должно стоять образование нравственное [Текст]/ Л.Толкачева.- Минск, - 2002.-291с.
27. Трофимова,
Н. М.Нравственные ориентиры
28. Урумбасарова,
Э. А.Проблема нравственного
Тест "Размышляем о жизненном опыте".
Учащимся предлагалось выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком *
1. На пути стоит одноклассник. Тебе надо пройти. Что ты делаешь?
2. Ты заметил
среди гостей невзрачную
3. Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты делаешь?
4. Твои соседи переезжают на новую квартиру. Они старые. Как ты поступишь?
5. Ты узнал,
что твой одноклассник
6. Ты дежурный. Подметая пол, ты нашел деньги. Что делаешь?
7. Ты пишешь контрольную работу. На что ты рассчитываешь?
8. Ты пришел на уборку школы и видишь, что все уже трудятся. Что ты предпримешь?
9. Некий волшебник предлагает тебе устроить твою жизнь обеспеченной без необходимости учиться. Что ты ему ответишь?
10. Тебя учитель просит выполнить общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как ты поступишь?
11. Ты был
на экскурсии в замечательном,
но малоизвестном музее.
12. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для твоего класса работу. Ты знаешь, что способен это сделать. Как ты поступишь?
13. Уроки закончились, ты собрался идти домой. И в говорят: "Есть важное дело. Надо". Как ты поступишь?
14. С тобой разговаривают оскорбительным тоном. Как к этому относишься?
15. Ты узнал, что школу закрыли по каким-то причинам. Как ты реагируешь?
16. Что ты
чувствуешь, когда на твоих глазах
хвалят кого-то из твоих
17. Тебе подарили
красивую необычной формы
18. Уезжая надолго из дома, как ты себя чувствуешь вдали?
19. Тебя просят послать книги в детский дом. Что ты делаешь?
20. Когда ты слышишь о подвиге человека, что чаще всего приходит тебе в голову?
Обработка полученных данных. Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае было подсчитано и выражено в процентном отношении к общему числу учащихся.
Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся, являлось количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:
Графа а. Сосчитать * на вопросы 1,4, 11, 12, 18, 19.
Графа б. Сосчитать * на вопросы 6, 10, 13, 15, 16.
Графа в. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 9, 14, 17, 20,:
Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, являлось количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:
Графа а. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 17, 20.
Графа б. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 5, 8, 14, 18, 19.
Графа в. Сосчитать * на вопросы 11, 12.
Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсовном поведении, являлось оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.
Приложение 2
Анкета для детей
1. На пути стоит одноклассник. Тебе надо пройти. Что ты делаешь?
2. Ты заметил
среди гостей невзрачную
3. Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты делаешь?
4. Твои соседи переезжают на новую квартиру. Они старые. Как ты поступишь?
5. Ты узнал,
что твой одноклассник
6. Ты дежурный. Подметая пол, ты нашел деньги. Что делаешь?
7. Ты пишешь контрольную работу. На что ты рассчитываешь?
8. Ты пришел на уборку школы и видишь, что все уже трудятся. Что ты предпримешь?
9. Некий волшебник
предлагает тебе устроить твою
жизнь обеспеченной без
10. Тебя учитель просит выполнить общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как ты поступишь?
11. Ты был
на экскурсии в замечательном,
но малоизвестном музее.
12. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для твоего класса работу. Ты знаешь, что способен это сделать. Как ты поступишь?
13. Уроки закончились, ты собрался идти домой. И в говорят: "Есть важное дело. Надо". Как ты поступишь?
Информация о работе Особенности развития нравственных качеств у детей младшего школьного возраста