Особенности формирования личностных УУД у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 17:32, курсовая работа

Краткое описание

В связи с изменениями, происходящими в современном обществе, огромное значение приобретает умение адаптироваться в любых условиях, и тот, кто может мобилизовать свои внутренние ресурсы, умело привлечь ресурсы внешние и решить личностно значимую проблему достигает определенных результатов. Весь вопрос в том, какая проблема значима для конкретной личности. В этой связи особое значение приобретает то, что в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации.
На сегодняшний день миссия школы состоит в том, чтобы способствовать возрождению духовно-нравственных ценностей и подготовке интеллигенции, как носителя культурных традиций России, формированию мировоззренческой целостности сознания и самосознания учащихся, осознанию гражданской ответственности за судьбу страны, ориентировать на высокие идеалы русской истории и литературы, формировать нравственную чистоту, принципиальность в отстаивании своих убеждений, толерантность, уважение к любому человеку, милосердие, культуру общения и поведения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы формирования личностных универсальных учебных действий …………………………………………………………………6
1.1 Сущность понятия " личностные универсальные учебные действия"….6
1.2 Особенности формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников……………………………………………...11
Выводы по I главе………………………………………………………………...17
Глава II. Выявление уровня сформированности личностных универсальных учебных действий младших школьников…………………..18
2.1 Обоснование методов исследования………………………………………18
2.2 Анализ проведенного исследования……………………………………….32
Выводы по II главе………………………………………………………………...38
Заключение………………………………………………………………………...39
Список литературы………………………………………………………………..41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая особенности формирования личностных УУД.doc

— 2.14 Мб (Скачать файл)

Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы, но такой способ затруднен в первом классе, так как дети еще плохо читают.

 Анкета допускает повторные  вопросы, что позволяет оценить  динамику школьной мотивации. Снижение  уровня  мотивации может служить  критерием школьной дезадаптация  ребенка, а ее повышение – положительной  динамики в обучении и развитии.

Задание на усвоение нормы взаимопомощи «Невымытая посуда».

Цель: выявление уровня усвоения нормы взаимопомощи.

Оцениваемые УУД: действия нравственно-этического оценивания – выделение морального содержания ситуации; учет нормы взаимопомощи как основания построения межличностных отношений.

Возраст: предшкольное образование (6.5 – 7 лет).

Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка. 

Метод оценивания: беседа

Текст задания:

Мама, уходя на работу, напомнила Андрею (Лене), что ему надо есть на обед. Она попросила его помыть посуду после еды, потому что вернется с работы уставшей. Андрей поел и сел смотреть мультфильмы, а посуду мыть не стал. Вечером пришли с работы мама и папа. Мама увидела грязную посуду. Вздохнула и стала мыть посуду. Андрею стало грустно, и он ушел в свою комнату.

1. Почему Андрею (Лене) стало  грустно?

2. Правильно ли поступил  Андрею (Лена)?

3. Почему?

4. Как бы ты поступил  на месте Андрея (Лены)?

Критерии оценивания:

Ориентация на эмоции и чувства героя в выделении морального содержания ситуации (ответ на вопрос №1)

Решение моральной дилеммы (ответ на вопрос №4)

Ориентация на норму взаимопомощи (ответы на вопросы № 2 и 3. Возможно выделение и вербализация  нормы ребенком уже при ответе на вопрос №1)

Уровень моральных суждений (ответ на вопрос №3)

Выделение установки ребенка на просоциальное поведение (ответ на вопрос №2)

Уровни выделения морального содержания поступка:

Варианты ответов на вопрос №1:

1 – Ребенок не выделяет  моральное содержания рассказа - нет адекватного ответа, не знаю. Ориентировка на связь эмоций Андрея и невыполненного поручения отсутствует.

2 – Ребенок ориентируется  на связь эмоций матери и  Андрея, но еще не выделяет  морального содержания рассказа («грустно, потому что мама вздохнула»);

3 – Ребенок выделяет  моральное содержание рассказа, ориентируясь на чувства героев. Указывает на невыполненную просьбу матери («ему грустно, потому что мама его попросила, а он не сделал»). Ориентировка на связь эмоций Андрея и невыполненной просьбы мамы.

4 –Ребенок выделяет моральное содержание рассказа и  дает ответ с указанием причины негативных эмоций героя – невыполнения нормы взаимопомощи («Грустно, потому что нужно помогать, когда тебя просят»).

Уровни ориентации на просоциальное поведение.

Варианты ответов на вопрос №2:

1 – Установка на просоциальное  поведение отсутствует - нет ответа, неадекватная оценка поведения;

2 – Неустойчивая ориентация  на просоциальное поведение - ответ

«и верно, и неверно»

3 –Принятие установки  на просоциальное поведение – указание на неправильное поведение героя.

Уровни развития моральных суждений:

Варианты ответа на вопрос №3:

1. указание на власть  и авторитет «мама (папа) накажет»;

2 – инструментальный  обмен – «не дадут мультики  смотреть»;

3 – межличностная конформность, - «не будет больше просить, обидится; «хорошие так не делают»

4 – называет норму  как обязательное правило –  «надо помогать».

Уровни решения моральной дилеммы:

Варианты ответа на вопрос №4 :

1 –Нет выделения морального  содержания ситуации -  нет ответа.

2 – Отсутствует  ориентация  на выполнение нормы («поступил  бы как Андрей (Лена);  возможно, добавление развлекательных действий («поиграл», «попрыгал»);

3  – ориентация на  норму взаимопомощи как основание  поступка («помыл бы посуду», «помог  бы маме помыть посуду», «старшим надо помогать»).

Для уровня начальной школы показателями благополучия морального развития будут: 1)ориентация на чувства и эмоции героев (грустно, вздохнула)  как показатель децентрации, (учет позиции матери); 2) установка на просоциальное поведение; 3)уровень развития моральных суждений – конвенциональный уровень, 3 стадия межличностной конформности («пай мальчик»).

Задание  на учет мотивов героев в решении  моральной дилеммы  «Разбитая чашка»  (модифицированная задача Ж.Пиаже, 2006)

Цель:  выявление  ориентации на мотивы героев решении  моральной дилеммы (уровня моральной децентрации).

Оцениваемые УУД: действия нравственно-этического оценивания, учет мотивов и намерений героев.

Возраст: предшкольная ступень (6.5-7 лет)

Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка 

Метод оценивания: беседа

Текст задания:

Маленький мальчик Сережа захотел помочь маме помыть посуду. Он вымыл чашку и потянулся поставить ее на стол, но поскользнулся, упал и уронил поднос, на котором стояли чашки. 5 чашек разбилось.

Другой мальчик Петя, однажды, когда его мамы не было дома, захотел взять из буфета варенье.  Буфет был высоко, и он встал на стул. Но варенье оказалось слишком высоко и он не смог до него дотянуться. Пытаясь  достать, он зацепил чашку. Чашка упала и разбилась.

Кто из детей больше виноват?

Кто заслуживает наказания? Почему?

Критерии оценивания:

Выделение мотивов поступка (Ответ на вопрос №1 и №2)

Показатели уровня учета мотивов героя (моральной децентрации):

Ответ на вопрос №1

Отсутствует ориентация на обстоятельства проступка - нет ответа, оба виноваты.

 Ориентация на объективные  следствия поступка (виноват больше  Сережа, потому что разбил 5 чашек, а Петя только одну)

Ориентация на мотивы поступка («Сережа хотел помочь маме, а Петя съесть варенья, виноват больше Петя»).

Ответ на вопрос №2

1.Отсутствует ориентация  на обстоятельства проступка. Следуеть  наказать обоих. («Оба виноваты, поступили  оба плохо»).

2. Ориентация на объективные  последствия поступка.  Следует  наказать Сережу («Сережа виноват больше, он разбил больше (много) чашек») 3.Ориентация на мотивы поступка  («Петя виноват больше, ведь Сережа хотел помочь маме, а Петя удовлетворить свои желания»). Ориентация на  намерения героя. Проявление децентрации как  учета намерений героя рассказа.

 

2.2 Анализ проведенного исследования

 

Количественные данные проведённого исследования представлены в таблицах и схемах учёта результатов диагностики.

Личностные универсальные действия самоопределения оценивались по следующим методикам: «Беседа о школе», измерение самооценки Дембо-Рубинштейна,  выявление характера атрибуции успеха/неуспеха.

Получены следующие результаты.

  1. Уровень сформированности внутренней позиции школьника:

Учащиеся с нулевым уровнем — отрицательным отношением к школе отсутствуют  — 0%.

1 уровень – 4% (1 ч.) - положительное  отношение к школе при отсутствии  ориентации на содержание школьно-учебной  действительности (сохранение дошкольной  ориентации). Ребенок хочет пойти  в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.

2 уровень – 57% (4 ч.) - ориентация  на содержательные моменты школьной  действительности и образец «хорошего  ученика», но при сохранении приоритета  социальных аспектов школьного  образа жизни, по сравнению с  учебными аспектами.

3 уровень – 28% (2 ч.) - ориентация  на социальные и собственно  учебные аспекты школьной жизни.

  1. Уровень сформированности самооценки:

заниженная самооценка – 0 ч.;

адекватная самооценка  – 100% (7 ч.); 

завышенная самооценка – 0 ч.

  1. Уровень развития рефлексивной оценки атрибуции успеха/неуспеха в деятельности:

0 уровень – низкая  рефлексия – 0% (0 ч.) - некритичная  оценка своей деятельности;

1 уровень – «способности, везение» - 42% (3 ч.) - ребенок ссылается на способности, везение;

2 уровень – «объективная  трудность задачи»  - 58 % ( 4 ч.) - ссылается  на объективную трудность;

3 уровень «усилия» - 0% (0 ч.) - ссылается на недостаточность  собственных усилий.

Личностные универсальные действия смыслообразования оценивались по следующим методикам: проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка», «Оценка уровня школьной мотивации" Н.Г. Лускановой.

Получены следующие результаты:

  1. Уровень развития познавательного интереса и инициативы:

1 уровень – низкий  – 0 % (0 ч.) - интереса к чтению сказки  не проявляют, вопросов не задают;

2 уровень – средний  – 14% (1 ч.) - проявляют интерес к  сказке, но сами инициативы не  проявляет, после дополнительного  вопроса учителя спрашивают, чем закончилась сказка и с интересом выслушивает развязку.

3 уровень – высокий  – 86 % (6 ч.) - проявляют выраженный  интерес к сказке, сами задают  вопросы, настаивают на том, чтобы  учитель дочитал сказку до  конца

  1. Уровень сформированности школьной мотивации:

1 уровень – 0 ч.- негативное  отношение к школе; 

2 уровень – 0 ч. - низкая  школьная мотивация. Эти дети  посещают школу неохотно, предпочитают  пропускать занятия. На уроках  часто занимаются посторонними  делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.

3 уровень – 28% (2 ч.) - положительное  отношение к школе, но их школа  привлекает больше внеучебными  сторонами. Такие дети достаточно  благополучно чувствуют себя  в школе, однако чаще ходят  в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

4 уровень – 28% (2 ч.) - хорошая  школьная мотивация;

5 уровень – 44% (3 ч.) - высокая  школьная мотивация.

Уровень развития личностных универсальных учебных действий нравственно-этического оценивания измерялся с помощью методик «Разбитая чашка» и «Невымытая посуда».

Получены следующие результаты:

  1. Ориентация на моральное содержание ситуации и усвоения нормы взаимопомощи:

1 уровень – 0 ч. – не  выделяют морального содержания  рассказа ответа. Ориентировка на  связь эмоций и невыполненного  поручения отсутствует, хотя и  принимают установку на просоциальное поведение - указание на неправильное поведение героя,  ориентированы на норму взаимопомощи.

2 уровень – 100% (7 ч.) -  выделяют  моральное содержание рассказа, ориентируясь на чувства героев. Указывают на невыполненную просьбу  матери («ему грустно, потому что мама его попросила, а он не сделал»). Ориентировка на связь эмоций и невыполненной просьбы.

  1. Ориентация на мотивы поступков героев (уровня моральной децентрации):

1 уровень – 14% (1 ч.) - Отсутствует  ориентация на обстоятельства проступка. («Оба невиноваты»).

2 уровень – 57% (4 ч.) - Ориентация  на объективные последствия поступка.  Следует наказать Сережу («Сережа  виноват больше, он разбил больше (много) чашек»).

3 уровень – 29% (2 ч.) - Ориентация  на мотивы поступка  («Петя виноват больше, ведь Сережа хотел помочь маме, а Петя удовлетворить свои желания»).

Таким образом, можно сделать вывод:

  1. У 28% учащихся 1-х классов внутренняя позиция школьника – сформирована.  У этих детей положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы они продолжают стремиться к занятиям школьного содержания. Они проявляют особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется  в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа. Такие дети предпочитают классные коллективные занятия индивидуальным занятиям дома и социальный способ оценки своих знаний – отметки  дошкольным способам поощрения (сладости, подарки).
  2. 100% учащихся имеет адекватную самооценку своих способностей.
  3. Рефлексивная оценка атрибуции успеха/неуспеха в деятельности неразвита. 100 % учащихся не могут критический оценить свою деятельность или приписывают неуспех внешним обстоятельствам. Это вполне закономерно так, как рефлексивная оценка собственной деятельности у учащихся 1-х классов еще находится в стадии становления.
  4. Познавательные интересы у 86% учащихся развиты на высоком уровне.
  5. 72% учащихся имеют высокий или хороший уровень развития учебной мотивации. Из них 44% - отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. И 28% - успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
  6. 100% учащихся усвоили нормы взаимопомощи как основания построения межличностных отношений. Ориентация на  намерения героя. Проявление децентрации как  учета намерений героя рассказа.
  7. При решении моральной дилеммы 57 % учащихся ориентируется на объективные последствия поступка (2 уровень). 29 % учащихся  ориентируются на мотивы поступка. 

Информация о работе Особенности формирования личностных УУД у младших школьников