Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 16:23, курсовая работа
Цель – выявить особенности формирования памяти детей на протяжении дошкольного возраста
Задачи:
1.Изучить теоретический материал по заявленной теме.
2. Изучить работу воспитателя подготовительной группы МДОУ № 48 по развитию памяти детей
3. Разработать программу и организовать диагностику выявления уровня развития различных видов памяти у детей подготовительной группы МДОУ №
4. Разработать индивидуальную программу коррекционной работы с детьми, имеющими низкий уровень развития какого-либо вида памяти
Введение 3
1. Теоретические основы формирования памяти
1.1.Понятие памяти .…………………….
1.2. Виды памяти
2. Теоретические основы формирования памяти детей дошкольного возраста ………………………………………………………….
2.1. Сущность и классификация памяти
2.2. Основные процессы памяти……………
2.3. Концепции формирования памяти
3. Программа проведения исследования формирования памяти
детей дошкольного возраста
3.1. Результаты проведённого исследования формирования памяти
детей дошкольного возраста
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Вывод: таким образом, итоги тестирования были таковы, у 30% детей высоко развита зрительная память, у 60% детей средний уровень и только 10% занимает низкий уровень развития зрительной памяти. Протокол №1 исследования прилагается, так же материал исследования Приложение №1а .
При тесте « Запомни фразы» была организованна индивидуальная работа, перед ребенком ставила задачу запомнить короткие фразы, зачитывала ему: Осенью идут дожди. Дети любят играть. В саду растут яблони и груши. В небе летит самолет, после чего просила его воспроизвести фразы, последовательность не имело значения. По результатом тестирования было выявлено, Аня и Ксюша воспроизвели все 4 фразы, Вероника, Илья, Даша и Аня воспроизвели 3 коротких фраз, Аня и Виталий вспомнили 2 фразы и только Антон с Лешей смогли воспроизвести 1 фразу из 4.
Вывод: таким образом, после подсчетов дети показали следующие проценты, 20% детей с высоким развитием смысловой памяти, 60% детей со среднем развитием и еще 20% детей с низким развитием смысловой памяти. Протокол №2 прилагается, материал исследования прилагается, Приложение №2а
При тесте «Пары слов» работа была организованна индивидуально, ребенку зачитывались 10 пар слов, тесно связанные друг с другом: тарелка – суп, почта – письмо, зима – снег, булка – мука, карандаш – бумага, машина – дорога, мультфильм – телевизор, буквы – книга, сапог – нога, рыба – вода. Затем ребенку зачитываю первое слово, а ему предлагаю воспроизвести к нему пару. В итоге дети показали следующие результаты Аня и Даша правильно воспроизвели все 10 слов, Вероника, Леша и Ксюша воспроизвели 9 связывающих слов, Аня, Илья и Аня правильно связали 8 слов, Виталий воспроизвел 7 слов, а Антон – 6 из 10.
Вывод: таким образом, тестирование показало следующие результаты 50% детей с высоким уровнем смысловой памяти, 50% со среднем развитием смысловой памяти. Протокол №3 прилагается, материал для исследования прилагается, Приложение №3а
Тестирование «Запомни пары слов» так же было организованно индивидуально с каждым ребенком. Малышу зачитывала 10 пар слов не связанные по смыслу друг с другом: книга –окно, рука – туча, вилка – дело, сосна – ложка, спина – лампа, корова – стол, ящик – палец, число – крыша, нож – лето, корзина – свеча. После зачитывала 10 первых слов, а ребенку предлагала воспроизвести вторые пары слов. Ксюша воспроизвела правильно 5 слов, Даша вспомнила 4 слова, Аня и Вероника воспроизвели 3 слова, Аня, Виталий, Антон и Аня смогли запомнить только 2 слова, Леша из 10 воспроизвел 1 слово, Илья не смог воспроизвести не одно слово.
Вывод: таким образом, при тестировании механической памяти результаты были таковы 90% детей с низким уровнем развития памяти и 10% со среднем уровнем. Протокол № 4 прилагается, материал для исследования прилагается, Приложение №4а
Тест «Запомни 10 слов» был организован индивидуально, перед ребенком ставлю задачу запомнить слова, зачитываю 10 слов: лапа, яблоко, гроза, утка, обруч, мельница, листок, карандаш, девочка. Затем прошу воспроизвести те слова, которые он запомнил. По результатом тестирования Аня, Даша, Ксюша воспроизвели 9 слов, Аня, Вероника и Антон воспроизвели 8 слов, Виталий. Илья, Леша и Аня вспомнили 7 слов из 10. Вывод: таким образом, при исследовании слуховой памяти, результаты были таковы: у 70% детей слуховая память занимает высокий уровень развития, у 30% детей средний уровень. Протокол №5 прилагается, материал для исследования предлагается Приложение №5а Особенности организации исследования. В соответствии с поставленными задачами с апреля 2013 года на базе МДОУ «Детский сад N 48 города Сатка» была проведена экспериментальная
часть данной работы. В подготовительной группе 20 детей. В эксперименте принимало участие 10 детей в возрасте от 6 до 7 лет. Отбор испытуемых проводился методом случайной выборки. Характеристика по полу следующая :40% мальчиков и 60% девочек.
2.2
Результаты проведённого
1. Обработка
первичных экспериментальных
Для расчётов возможно использование компьютерных программ обработки данных Microsoft Excel, Statistical. Однако, в данных условиях, при столь незначительных объёмах данных, можно было рассчитать с использованием действий арифметики.
Пример протокола в приложении.
2. Обработка результатов исследования развития образной памяти
Обработка результатов исследования №1 свелась к следующим подсчётам. За верный ответ, то есть в том случае, если ребенок воспроизвел изображение, его память оценивалась максимальным баллом - 1 балл. В том случае, если ребенок не воспроизвел изображение или воспроизвел совсем другой рисунок его память оценивалась в 0 баллов. Результаты эксперимента занесены в протокол.
Теоретически, в рамках данного эксперимента, память ребёнка может быть оценена от минимума в 0 баллов до максимума в 10 баллов. Было принято, что при результате в 5 баллов и ниже у ребёнка наличествует низкий уровень памяти; при результате в 6 баллов и до 8 баллов у ребёнка - средний уровень памяти; при результате в 9 балл и выше у ребёнка - высокий уровень памяти.
Анализ результатов показал, достаточно большой разброс результатов.
Один ребенок из 10 обнаружил низкий уровень развития зрительной памяти, шестеро детей показали средний уровень, и трое детей, раскрыли высокий уровень развития зрительной памяти (см. приложение табл. 1).
При обработке результатов тестирования №2 было подсчитано число воспроизведенного материала, результаты заносим в таблицу и подсчитываем итоговые результаты.
Дети при воспроизведении коротких фраз показали следующие результаты: у двоих детей низкий уровень развития слуховой памяти, у шести детей – средний уровень, и еще два ребенка показали высокий уровень слуховой памяти. Критерии оценивания были таковы, за правильное воспроизведение фразы была максимальная оценка 1 балл, за не правильное воспроизведение или же не дословное проговаривания фразы – 0 баллов. (см. приложение табл. 2).
В исследовании №3 при оценки механической и смысловой памяти дети показали следующие результаты, в первой части у пяти детей высокий уровень, и еще у пяти – средний уровень, с низким уровнем развития смысловой памяти детей не обнаружилось.(см. приложение табл. 3). Во второй части при оценки механической памяти были получены следующие
результаты, у одного ребенка из десяти средний уровень, у всех остальных детей низкий
уровень развития механической памяти. При сравнение результатов двух исследований
было ясно, что у детей данной группы больше развита смысловая память.
Вывод
В результате проведенных экспериментов №1, №2 делаем вывод о том, что зрительная память является достаточно развитой у детей шестилетнего возраста. Следует сделать вывод о том, что характеристики памяти у детей дошкольников значительно зависят от индивидуальных особенностей.
На основании проведенного тестирования №3 можно прийти к выводу, что у детей шестилетнего возраста смысловая память является преобладающим видом памяти, ее продуктивность зависит от содержания запоминаемого материала.
" ;#>■;'• ■
Заключение
В апреле 2013 года на базе подготовительной группы МДОУ «Детский сад № 48 города Сатка» было проведено исследование, в котором принимало участие десять детей шестилетнего возраста.
В соответствии с поставленными задачами было проведено исследование:
- по определению уровня развития образной памяти;
— по изучению зависимости
объема произвольной памяти от содержания
запоминаемого материала
и раскрытию индивидуальных
особенностей
образной памяти у детей дошкольников.
Исследование состояло из определения уровня развития образной памяти у дошкольников и оценки воспроизведения детьми коротких фраз, изображения предметов и пары слов.
В эксперименте принимало участие 10 детей в возрасте от 6 до 7 лет. Анализ результатов показал, достаточно большой разброс результатов.
На основании
проведенных экспериментов сфор
■
Список использованной литературы:
ч
Приложение
Протокол № 1
имя |
Возраст |
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
№7 |
№8 |
№9 |
№10 |
итого |
уровень | ||||
Виталий |
6 лет 4 мес |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
7 |
Средний | ||||
Аня |
6 лет 9 мес. |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
9 |
Высокий | ||||
Вероника |
6 лет 2 мес |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
8 |
Средний | ||||
Аня |
6 лет 1 мес |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 |
Средний | ||||
Илья |
6 лет 11 мес |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
5 |
Низкий | ||||
Леша |
7 лет 1 мес |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
7 |
Средний | ||||
Даша |
7 лет |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
9 |
Высокий | ||||
Аня |
6 лет 2 мес |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
9 |
Высокий | ||||
Ксюша |
6 лет 9 мес. |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
8 |
Средний | ||||
Антон |
7 лет 1 мес. |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
Средний |
Имя |
Возраст |
Фраза 1 |
Фраза 2 |
Фраза 3 |
Фраза 4 |
Итого |
Уровень |
Виталлий |
6 лет 4 мес. |
1 |
1 |
0 |
0 |
2 |
Средний |
Аня |
6 лет 9 мес |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Высокий |
Вероника |
6 лет 2 мес. |
1 |
1 |
1 |
0 |
3 |
Средний |
Аня |
6 лет 1 мес. |
1 |
0 |
0 |
1 |
2 |
средний |
Илья |
6 лет 11 мес. |
1 |
1 |
0 |
1 |
3 |
Средний |
Леша |
7 лет 1 мес. |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
Низкий |
Даша |
7 лет |
1 |
0 |
1 |
1 |
3 |
Средний |
Аня |
6 лет 2 мес. |
1 |
1 |
1 |
0 |
3 |
Средний |
Ксюша |
6 лет 9 мес. |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Высокий |
Антон |
7 лет 1 мес. |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
Низкий |
Протокол № 2
Протокол №3.
Имя |
Возраст |
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
№7 |
№8 |
№9 |
№10 |
Итог |
Уровень |
Виталлий |
6 лет 4 мес |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 |
Средний |
Аня |
6 лет 9 мес |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
Высокий |
Вероника |
6 лет 2 мес |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
9 |
Высокий |
Аня |
6 лет 1 мес |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
8 |
Средний |
Илья |
6 лет 11 мес |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
8 |
Средний |
Леша |
7 лет 1 мес |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
9 |
Высокий |
Даша |
7 лет |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
Высокий |
Аня |
6 лет 2 мес |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
8 |
Средний |
Ксюша |
6 лет 9 мес |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
9 |
Высокий |
Антон |
7 лет 1 мес |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
6 |
Средний |
Информация о работе Особенности формирования памяти детей на протяжении дошкольного возраста