Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 01:31, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить эмоциональные особенности подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах.
Для достижения поставленной цели курсовой работы были определены следующие задачи:
1. Теоретический анализ проблемы эмоционального состояния подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах.
2. Провести эмпирическое исследование особенностей эмоционального состояния подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах.
3. Выявить взаимосвязь между эмоциональными особенностями подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах.
4. Анализ результатов исследования.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКИХ ДОМАХ-ИНТЕРНАТАХ
1.1 Основные подходы к определению понятия эмоциональное состояние в психологической литературе
1.2 Особенности эмоциональной сферы подростков
1.3 Особенности эмоционального состояния подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ У ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКИХ ДОМАХ-ИНТЕРНАТАХ
2.1 Методолгия и организация исследования
2.2 Исследование особенностей эмоционального состояния подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ПОДРОСТКОВ, воспитывающихся в детских домах-интернатах
1.1 Основные подходы к определению понятия эмоциональное состояние в психологической литературе
1.2 Особенности эмоциональной сферы подростков
1.3 Особенности эмоционального состояния подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах
Глава 2 Эмпирическое ИССЛЕДОВАНИЕ особенностей ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ у ПОДРОСТКОВ, воспитывающихся В ДЕТСКИХ ДОМАХ-ИНТЕРНАТАХ
2.1 Методолгия и организация исследования
2.2 Исследование особенностей эмоционального состояния подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах
Заключение
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник Басса-Дарки «Самооценка форм агрессивного поведения»
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Самочувствие, активность, настроение»
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты диагностики агрессивного поведения
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты диагностики методики «САН»
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты корреляционного анализа
Социально-экономический кризис, нарастающие тенденции разрушения нравственных устоев семьи и другие негативные социальные явления поставили задачу интеграции детей в общество как одну из наиболее приоритетных национальных проблем. На фоне неблагоприятной демографической ситуации многие, особенно молодые, семьи распадаются. Все чаще появляются «ненужные» дети у несовершеннолетних мам.
К началу 2010 года в Беларуси насчитывалось более 32 тысяч несовершеннолетних сирот и детей, оставшихся без родительской опеки. Из них – 13 с половиной тысяч воспитываются непосредственно в государственных учреждениях интернатного типа, около 14 с половиной тысяч растут в приемных, опекунских семьях, детских домах семейного типа и детских деревнях. Остальные находятся на государственном обеспечении в ПТУ, ССУЗах и ВУЗах. Все имеющиеся в Беларуси 193 детские интернатские учреждения не пустуют [23, с. 8].
Практика показала негативный эффект воспитания в сиротских учреждениях для психического развития ребенка и его социальной адаптации. В 2015 году Беларусь собирается закрыть все интернатные учреждения для сирот. Но пока проблема развития личности ребенка, воспитывающегося без родителей, остается актуальной для нашей страны.
Доказано, что пребывание в учреждениях интернатного типа, воспитание вне семьи негативно сказывается на психическом развитии ребенка, его эмоциональном благополучии. Дети-сироты отличаются низкими коммуникативными навыками, высоким уровнем тревожности, агрессивности и другими эмоциональными расстройствами, а также низким уровнем социальной адаптации [25, с. 117].
Проблема эмоциональных состояний с разных точек зрения раскрыта в работах как зарубежных (З.Фрейд, В.Франкл, А.Маслоу, И.Ялом. П. Тиллих, К. Изард), так и отечественных (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.В. Бассин, Н.Д.Левитов, Б.М. Теплов, В.Н.Мясищев, В.К. Вилюнас, П.М.Якобсон) психологов. Современные подходы к исследованию эмоциональных состояний отражены в работах Ф.Е.Василюка, Л.В. Куликова, А.О.Прохорова, Л.Я. Дорфмана, Б.Я. Вяткина, Е.П. Ильина.
Проблемами подросткового возраста занимались Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович, В.С. Мухина, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, А. Фрейд и др. Подростковый возраст характеризуется ими как переходный, сложный, трудный, критический и имеет важнейшее значение в становлении личности человека. Изучение особенностей развития эмоционально-волевой сферы играет важную роль в воспитании подростка.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования: содержится в социально-психологическом анализе особенностей эмоционального состояния; в установлении взаимосвязи между эмоциональными состояниями у подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах.
Практическое значение полученных результатов сводится к возможности разработки на их основе программ психологической коррекции и развития личности ребенка в условиях интернатного учреждения.
Цель курсовой работы – выявить эмоциональные особенности подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах.
Для достижения поставленной цели курсовой работы были определены следующие задачи:
1. Теоретический анализ проблемы эмоционального состояния подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах.
2. Провести эмпирическое исследование особенностей эмоционального состояния подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах.
3. Выявить взаимосвязь между эмоциональными особенностями подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах.
4. Анализ результатов исследования.
Объектом исследования являются эмоциональные состояния.
Предметом исследования являются особенности эмоционального состояния у подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах.
Гипотеза исследования: у подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах, имеются особенности эмоциональных состояний, которые проявляются в: повышенном уровне агрессивности и негативизма, низком уровне самочувствия, активности и настроения.
Методы исследования: анализ научно-исследовательской литературы, анкетирование и тестирование, как методы сбора информации, количественный анализ как метод обработки результатов, синтез сравнительный и обобщенный как метод анализа результатов, описание как метод интерпретации результатов, корреляционный анализ, математические методы обработки данных. Эмпирическое исследование проводилось с использованием следующих стандартизированных методик: методики Басса-Дарки «Самооценка форм агрессивного поведения» и методики «Самочувствие, активность, настроение» (САН).
В современной психолого-педагогической литературе нет единого подхода при описании понятия эмоционального состояния. Имеющиеся сведения о состоянии как психической категории узкоспецифичны, фрагментарны, а частично и противоречивы. Кроме того, нет четкого разделения понятий состояние и переживание.
В зарубежной психологии феномен состояния – переживания входит в концептуальный аппарат психоанализа, экзистенциональной, гуманистической психологии. Однако понимание сущности данного феномена, а также его роли в жизни личности значительно расходится даже в рамках одной психологической школы [7, с. 13].
З. Фрейд [37, с. 143] в соответствии с введенным им «принципом удовольствия», считал, что переживания запускают в действия защитные механизмы с целью «избегания страдания», а, следовательно, являются главными детерминантами человеческого поведения. С позиции глубинной психологии переживания могут иметь как отрицательную, так и положительную окраску в зависимости от удовлетворения низших (инстинктивных) потребностей.
Наиболее систематизированное представление психоаналитиков о механизмах возникновения эмоциональных переживаний дано Д. Рапопортом: «Эмоциональное переживание – один из видов непроизвольной активности в том случае, когда неосознаваемая инстинктивная энергия не может найти себе применения во внешней активности человека (в том случае, когда на влечения налагается табу существующей в данном обществе культурой)» [13, с. 138].
В отличие от психоаналитиков, представители гуманистической психологии отрицают связь переживаний с низшими влечениями и рассматривают их как изначально существующее внутреннее стремление человека к непрерывному развитию и самореализации.
В рамках теории самоактуализации, А. Маслоу утверждает, что цель человеческой жизни – «достижение «пикового переживания», которое может быть только положительным и желательным и никак не может быть отрицательным и нежелательным. Существование такого переживания изначально оправдано им самим. Это самодостаточный опыт. Он воспринимается как изначально необходимый и неизбежный» [18, с. 102]. К пиковым переживаниям Маслоу относил экстаз, восторг, любовь, наслаждение от произведений искусства и природы.
Несколько в ином аспекте понимает сущность и роль переживания другой представитель гуманистической психологии В. Франкл [36, с. 245]. В рамках логотерапевтического подхода он рассматривает переживание как обретение осмысленности своего существования и подчеркивает решающую роль нравственного переживания в этом процессе. Понимая переживание как деятельность, Франкл большое значение придает именно «работе» переживания, цель которой состоит в достижении осмысления жизни.
Динамическую функцию переживаний подчеркивали и представители экзистенциональной психологии. И. Ялом, П. Тиллих при рассмотрении данного феномена делают акцент на переживание негативных реалий человеческого существования. По представлению П. Тиллиха, индивидуальные переживания человека представляют собой «экзистенциальное осознание собственной конечности, свободы, изоляции и бессмысленности. Погружение в эти переживания побуждают развитие личности человека, способствуют его становлению» [34, с. 38].
Согласно существующей в отечественной психологии традиции, рассматривается не в сфере личностного развития, а в плоскости предметно-практической деятельности и психического отражения.
А.Г. Асмолов [1], выделяет 3 значения, в котором отечественные психологи используют термин «переживание».
Согласно первому подходу переживание трактуется как «любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие собственной жизни» [1, с. 315]. Асмолов уточняет, что с позиции данного подхода состав переживания не исчерпывается аффективным состоянием, а представляет некий синтез знания - отношения, аналогично понятию «живое знание».
На основе своей концепции культурно-исторического развития высших психических функций, Л.С. Выготский [4, с. 383] понимает переживание в широком смысле как «действительную динамическую единицу сознания», и описывает его как процесс, опосредованный «психологическими орудиями, представляющими собой искусственные, социальные по своей природе образования, осваиваемые и интериоризируемые субъектом в ходе общения с другими людьми» [4, с. 384]. Определяя переживания как неразложимое единство особенностей личности и особенностей ситуации, Выготский подчеркивает познавательное значение переживаний.
Аналогичный взгляд на определение изучаемого понятия существует у Б.М. Теплова [32], который рассматривает переживание как главную категорию психологического учения о личности, обозначающую основную единицу ее построения и развития [32, с. 65].
Согласно второму подходу, переживания понимаются как наличие стремлений, желаний и хотений, представленных в индивидуальном сознании, процесс выбора субъектом мотивов и целей его деятельности и тем самым способствующих осознанию отношения личности к происходящим в ее жизни событиям.
Стремления, желания, хотения, – как формы переживания – отражают в сознании динамику борьбы мотивов, выбора и отвержения целей, к которым стремится субъект. Согласно А.Н. Леонтьеву [15], переживания выступают внутренними сигналами, посредством которых осознаются личностные смыслы происходящих событий, а эмоциональные переживания представляют собой субъективную форму существования личностного смысла [15, с. 34].
Под влиянием идей Выготского [4, с. 385] о культурно-исторической опосредованности каждого человеческого переживания, А.Н. Леонтьев ставит задачу «рассмотреть сложные человеческие переживания как продукт исторического развития» [16, с. 158]. Леонтьев подчеркивает, что эмоциональные переживания являются динамическими образованиями, проявление которых от конкретных условий развертывания деятельности и являются «непосредственно-чувственным отражением отношений между мотивами и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта» [15, с. 198].
Аналогично представлению Леонтьева о зависимости переживаний от условий деятельности, Бассин Ф.В. понимает переживание как психологический феномен, порожденный конкретной ситуацией. Он занимался проблемой «значащих» переживаний и пытался представить их как «преимущественный предмет психологии» [2, с. 107]. Басин отмечает, специфика «значащих» переживаний заключается, прежде всего, в том, что они не допускают своего изъятия из породивших их конкретных ситуаций, – вне этих ситуаций они как психологические феномены просто не существуют» [2, с. 122].
В последнее время популярным становится тезис о том, что многие эмоционально насыщенные ситуации невозможно разрешить предметно-практическим отражением. С позиции третьего подхода переживание понимается как особая форма деятельности, возникающая в критической ситуации невозможности достижения субъектом ведущих мотивов и планов его жизни, крушения идеалов и ценностей. Результатом этой деятельности является преобразование психической реальности.
Сторонник данного подхода Ф.Е. Василюк [2] описывает переживание как самостоятельный процесс, соотносящий субъекта с миром и решающий его реальные жизненные проблемы, как психологический опыт, приобретенный человеком в процессе преодоления трудностей. Говоря о работе переживания, Василюк отмечает, что его продукт «всегда нечто внутреннее и субъективное – душевное равновесие, осмысленность, умиротворенность, новое ценностное сознание, и т. д., в отличие от внешнего продукта практической деятельности (знания, образа)» [2, с. 10].
В традиционной психологии бытует ассоциация между понятиями «переживание» и «эмоция». Отождествляя эти явления и рассматривая их как процесс, отечественные психологи утверждают, что эмоции – это особая форма отношения к предметам и явлениям действительности, и выделяют три аспекта этого процесса – аспект отражения, аспект отношения и аспект переживания.
В.К. Вилюнас вскрывает двухкомплексность целостного эмоционального явления, «которое всегда представляет собой единство двух моментов: с одной стороны, некоторого отражаемого содержания, с другой – собственно эмоционального переживания, т.е. той специфической окраски, с которой данное содержание отражается субъектом» [3, с. 43].