Особенности эмоционального состояния у подростков,воспитывающихся в детски домах-интернатах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 01:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выявить эмоциональные особенности подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах.
Для достижения поставленной цели курсовой работы были определены следующие задачи:
1. Теоретический анализ проблемы эмоционального состояния подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах.
2. Провести эмпирическое исследование особенностей эмоционального состояния подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах.
3. Выявить взаимосвязь между эмоциональными особенностями подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах.
4. Анализ результатов исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКИХ ДОМАХ-ИНТЕРНАТАХ
1.1 Основные подходы к определению понятия эмоциональное состояние в психологической литературе
1.2 Особенности эмоциональной сферы подростков
1.3 Особенности эмоционального состояния подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ У ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКИХ ДОМАХ-ИНТЕРНАТАХ
2.1 Методолгия и организация исследования
2.2 Исследование особенностей эмоционального состояния подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 643.50 Кб (Скачать файл)

Эмоциональная сфера детей старшего подросткового возраста. Основной содержательной характеристикой эмоций и чувств в юношеском возрасте является будущее.

Эмоциональная сфера старшеклассников характеризуется: 1) многообразием переживаемых чувств, особенно нравственных и общественно-политических; 2) большей, чем у учащихся средних классов, устойчивостью эмоций и чувств; 3) способностью к сопереживанию, т. е. способностью откликаться на чувства других, близких им людей; 4) развитием эстетических чувств, способностью замечать прекрасное в окружающей действительности; 5) большей устойчивостью и глубиной дружбы; друзей выбирают, исходя из общих интересов и занятий, равенства отношений, преданности и обязательств; дружба, в основном, прерывается из-за предательства; 6) появлением чувства любви; юношеская любовь, как правило, чиста, непосредственна, богата разнообразными переживаниями, носит оттенок нежности, мечтательности, лиричности и искренности [13, с. 204].

Таким образом, подростковый возраст является одним из ключевых этапов в процессе становления эмоционально-волевой регуляции ребенка. Для детей в подростковом возрасте характерна легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний, многообразие переживаемых чувств. Огромное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками, которое становится острой потребностью подростка и связано с его многими переживаниями. Настроение подростков часто колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом.

 

 

 

 

 

1.3 Особенности эмоционального состояния подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах

 

 

На психическом развитии ребенка тяжело сказывается жизнь в неудачной семье. Но самым тяжелым, с необратимыми последствиями для психики, является полное отсутствие семьи. Нарушения, которые развиваются после обрыва связей с семьей, затрагивают все уровни человеческого функционирования (личностный, межличностный, социальный, физиологический, психологический, соматический, эмоциональный и т. д.), что ведет к стойким личностным изменениям [30, с. 14].

Причины разные для попадания детей в детский дом, но, несмотря на это, все дети испытывают похожие эмоции и чувства – это тоска, отчаяние, агрессивность по отношению к детскому дому и тем, кто в нем работает и живёт. И причиной является разрушение уже сложившихся отношений. Это нарушение ребёнок не может восполнить ничем, вследствие чего у ребенка наблюдаются такие эмоциональные состояния как сниженный уровень самочувствия, активности и настроения. Кроме того, при попадании в детский дом происходит ограничение потока информации, к которому привык человек, прежние отношения разрушились, а новые ещё не сложились, и ребёнок оказывается, как бы, не вписанным ни в какие отношения. А это состояние откладывается в личном опыте детей как неудача, имеющая последствия для всей жизни. И исходя из данного контекста воспитание в детском доме нельзя рассматривать ни как альтернативу семейному, ни как замену. Так как разделение ребёнка с жизненным пространством семьи ведет к эмоциональному напряжению [30, с. 16].

Первое научно обоснованное исследование детей, воспитывающих в учреждениях интернатного типа, было проведено известным американским ученым Дж. Боулби в 1951 г. [31, с. 34] по заказу Всемирной организации здравоохранения. Результаты этого исследования выявили задержку эмоционального, когнитивного и социального развития детей и не вызывали сомнений в необходимости отказа от сиротских учреждений как модели воспитания [24, c. 18].

Большинство детей, находящихся в сиротских учреждениях, это дети с проблемами в развитии, нередко пережившие тяжелые психические травмы и нуждающиеся в особо благоприятных условиях для компенсации всех этих проблем. В исследовании И.А. Коробейникова [20, с. 83] было показано, что значительный процент суровых диагнозов (олигофрения, дебильность) в специальных детских учреждениях является ошибочным, на самом же деле речь идет о нескомпенсированных задержках развития.

Фундаментальный обзор исследований развития ребенка в условиях детского дома и в условиях замещающей семьи опубликовал в 1978 г. А. Кадушин. Этот обзор выявил практически полную согласованность выводов различных исследований: в замещающей семье как интеллектуальное, так и эмоциональное развитие ребенка происходит значительно успешнее, чем в приютских учреждениях.

В 80–90 годах был проведен целый ряд отечественных исследований, убедительно показавших негативные последствия институционального воспитания.

В этих исследованиях [17, с. 24; 27, с. 132] красной нитью проходит идея о том, что воспитание детей в условиях традиционной модели опеки и попечительства, которой является детский дом, строится без учета адекватных психологических условий, обеспечивающих полноценное развитие детей, и неизбежно включает факторы, тормозящие психическое развитие. Авторы выделяют следующие негативные черты общественного воспитания [35, с 13]:

1. неправильная организация общения взрослых с детьми, неадекватность тех его форм, которые доминируют в сиротских учреждениях:

- сниженная интимность и доверительность, эмоциональная уплощенность общения взрослых с детьми;

- дефицит возможностей установления прочных и длительных взаимоотношений ребенка с определенным взрослым;

- наличие сменяющих друг друга взрослых с несовпадающими программами поведения, высокая частота сменяемости этих взрослых; групповая, а не индивидуальная, направленность воспитательных воздействий, жесткая регламентация поведения ребенка, гиперопека в деятельности – пошаговое планирование и санкционирование взрослыми поведения детей; в этих условиях положительное отношение взрослого ребенок должен заслужить выполнением его требований, примерным поведением, хорошими отметками;

2. недостаточная психолого-педагогическая подготовленность воспитателей;

3. издержки программы воспитания и обучения, не компенсирующие дефектов развития, вызванных отсутствием семьи;

4. бедность конкретно-чувственного опыта детей, обусловленная чрезмерной суженностью окружающей их среды: малым числом и однообразием предметов, с которыми они действуют;

5. постоянное нахождение детей в условиях коллектива.

Обеднение среды приводит к различным депривациям: уменьшение коммуникаций с окружающими – к социальной; уплощение эмоционального тона при взаимодействии с персоналом – к эмоциональной; жесткая формальная организация среды детского дома – к когнитивной [35, с. 15].

Современные исследования депривированных детей свидетельствуют том, что по своему психическому развитию дети, которые воспитываются без родителей, отличаются от сверстников, которые растут в семье. У таких детей формируются специфические черты характера, особенности поведения, отличительное личностное развитие, при этом нельзя считать его лучшим или худшим, оно просто иное [6, с. 40].

Многие исследователи указывают на серьезные поведенческие нарушения, возникающие у депривированных детей. Были описаны значительные нарушения в развитии личности и самосознании детей-сирот, трудности социализации, склонность к асоциальному поведению, эмоциональная тупость и агрессивность (И. Лангмейер, З. Матейчик, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых). Для детей, воспитывающихся вне семьи характерно отставание в следующих областях психического развития [12, с. 84-85]:

1. В сфере общения с взрослыми. В целом общение с взрослыми смещено из сферы практической деятельности в дисциплинарную. Это условно создает ценность детской личности (позитивное отношение взрослого не дано изначально, его надо заслужить), способствует формированию повышенной эмоциональной зависимости ребенка от оценок взрослого, что в свою очередь блокирует развитие автономности, инициативности, как характеристик личностной индивидуализации – неотъемлемого фактора и стадии успешной социализации личности.

2. В сфере общения со сверстниками. Эмоциональная бедность контактов с взрослыми. Эмоциональная бедность контактов с взрослыми определяет особую напряженность потребности во внимании и доброжелательности. Это затрудняет освоение детьми-сиротами социально-ролевых позиций друга, партнера, конкурента. В условиях детского дома ребенок постоянно находится в узкой закрытой группе сверстников, не имея возможности предпочесть ей другую более открытую группу. Такая безусловная отнесенность часто приводит к  развитию невротического механизма слияния с монолитной замкнутой группой (феномен детдомовского «мы»).

3. В эмоционально-волевой сфере. Эмоционально-волевая сфера ребенка-сироты характеризуется следующими особенностями:

- пониженным фоном настроения;

- бедной гаммой эмоций;

- однообразием эмоционально-экспрессивных средств общения;

- склонностью к быстрой смене настроения;

- однообразием, стереотипностью эмоциональных проявлений;

- эмоциональной поверхностью;

- неадекватными формами эмоционального реагирования на одобрения и замечания;

- повышенной склонностью к страхам, беспокойству, тревожности;

- основной направленностью положительных эмоций на получение все новых и новых удовольствий;

- чрезмерной вспыльчивостью, непониманием эмоционального мира другого человека [20, с. 87].

4. В сфере самосознания. Для детей-сирот характерно ситуативное, «сиюминутное» проживание жизни. Это приводит к отражению опыта, когда отдельные пережитые эпизоды не становятся событиями жизни, не присваиваются и не входят в личный психологический опыт, что препятствует развитию адекватной самооценки и уровня притязаний.

5. В сфере половой идентификации. Воспитанникам детских домов свойственно нарушение половой идентификации в виде компенсаторского гипермаскулинного или гиперфемининного поведения. Отсутствуют образцы для освоения таких социальных институтов, как супруг, родитель, партнер. Осваивая ту или иную социальную роль, ребенок сталкивается с определенными проблемами и затруднениями, которые в психологии называют трудности социализации [20, с. 88].

Отсутствие первичной модели, какой является семья, у воспитанников детских домов способствует неполноценному освоению социального опыта, системы социальных связей и отношений; деформации представлений о социальных ролях по примеру «муж-жена», «родители-дети», «дети-родители», «дети-дети» [19, с. 135].

В отечественных исследованиях высказывается идея формирования особого типа личности у ребенка детского дома. Исследователи описывают формирование личности с недоразвитием внутренних механизмов активного, инициативного и свободного поведения и указывают на преобладание зависимого, реактивного поведения у детей из сиротских учреждений. Недоразвитие механизмов саморегуляции компенсируется формированием различного рода «защитных реакций». Так, вместо творческого мышления развивается шаблонное, вместо становления произвольности поведения – ориентация на внешний контроль, вместо умения самому справиться с трудной ситуацией – тенденция к излишне бурному эмоциональному реагированию, к обиде [27, с. 131].

Одной из центральных проблем является проблема эмоционально-волевого развития воспитанников детских домов. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников детских домов отмечаются всеми исследователями в эмоционально-волевой сфере: в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности («силы личности»), неадекватной самооценке, неуверенности в себе, неспособности выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству.

Нарушения подобного рода проявляются чаще всего в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе, повышенной чувствительности к различного рода препятствиям, неготовности преодолевать трудности, снижении потребностей в достижениях и успехе, повышенной агрессивности, недоверчивости, вспыльчивости, несдержанности, чрезмерной импульсивной активности, эмоциональной холодности, уходе в себя, нарушении эмоциональных контактов с окружающими, нарастании пассивности, депрессии и т.д.

Подобные нарушения объясняются всем предыдущим развитием детей, а также условиями пребывания воспитанников в учреждениях закрытого типа. Значительная часть детей поступает в детские дома из домов ребенка, где они воспитывались до трех, иногда до четырех лет [20, с. 89].

Результаты исследований, проведенных академиком В.С. Мухиной [21], свидетельствуют: воспитанники домов ребенка аутичны, у них слабо выражена потребность к общению, наблюдается общая задержка развития. Эти дети часто отстают в речевом развитии, не умеют играть, не умеют общаться. Условия воспитания в закрытых учреждениях задают ребенку пассивную тенденцию в поведении. Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, как правило, не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны: он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью [21, с. 56].

Э.А.Минкова [27] перечисляет своеобразные черты эмоционального портрета воспитанника детского дома: пониженный фон настроения; бедная гамма эмоций, однообразие эмоционально-экспрессивных средств общения; склонность к быстрой смене настроения; однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений; эмоциональная поверхностность; неадекватные формы эмоционального реагирования на одобрение и замечание (от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности); повышенная склонность к страхам, тревожности и беспокойству; основная направленность положительных эмоций – получение все новых и новых удовольствий; непонимание эмоционального состояния другого человека; чрезмерная импульсивность, аффективная взрывчатость (дети до шести-семи лет не овладевают поведением, находятся во власти аффекта) и т.д. [27, с. 132].

Информация о работе Особенности эмоционального состояния у подростков,воспитывающихся в детски домах-интернатах