Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 01:31, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить эмоциональные особенности подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах.
Для достижения поставленной цели курсовой работы были определены следующие задачи:
1. Теоретический анализ проблемы эмоционального состояния подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах.
2. Провести эмпирическое исследование особенностей эмоционального состояния подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах.
3. Выявить взаимосвязь между эмоциональными особенностями подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах.
4. Анализ результатов исследования.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКИХ ДОМАХ-ИНТЕРНАТАХ
1.1 Основные подходы к определению понятия эмоциональное состояние в психологической литературе
1.2 Особенности эмоциональной сферы подростков
1.3 Особенности эмоционального состояния подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ У ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКИХ ДОМАХ-ИНТЕРНАТАХ
2.1 Методолгия и организация исследования
2.2 Исследование особенностей эмоционального состояния подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Таким образам, анализ исследований особенностей эмоционального состояния подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах, показал, что они отличаются специфическими особенностями. Эта специфика проявляется в эмоциональном портрете воспитанника детского дома, который представляет собой: пониженный фон настроения; бедную гамму эмоций, однообразие эмоционально-экспрессивных средств общения; склонность к быстрой смене настроения; однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений; эмоциональную поверхностность; неадекватные формы эмоционального реагирования на одобрение и замечание (от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности); повышенную склонность к страхам, тревожности и беспокойству; основная направленность положительных эмоций – получение все новых и новых удовольствий; непонимание эмоционального состояния другого человека; чрезмерную импульсивность, аффективная взрывчатость и т.д.
Выводы по первой главе: большинство исследователей считают, что эмоциональные состояния не являются постоянным фоном человеческой жизни, а возникают как специфическая активность под воздействием конкретной ситуации, выступают как индикатор трудности и оценка значимости ситуации для личности, а также как фактор, приводящий к изменению поведения в ситуации. Именно это обстоятельство определяет универсальную роль эмоциональных переживаний в жизнедеятельности человека.
Подростковый возраст является одним из ключевых этапов в процессе становления эмоционально-волевой регуляции ребенка. Для детей в подростковом возрасте характерна легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний, многообразие переживаемых чувств. Огромное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками, которое становится острой потребностью подростка и связано с его многими переживаниями. Настроение подростков часто колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом.
Анализ исследований особенностей эмоционального состояния воспитанников детского дома, показал, что они отличаются специфическими особенностями. Эта специфика проявляется в эмоциональном портрете воспитанника детского дома, который представляет собой: пониженный фон настроения; бедную гамму эмоций, однообразие эмоционально-экспрессивных средств общения; склонность к быстрой смене настроения; однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений; эмоциональную поверхностность; неадекватные формы эмоционального реагирования на одобрение и замечание (от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности); повышенную склонность к страхам, тревожности и беспокойству; основная направленность положительных эмоций – получение все новых и новых удовольствий; непонимание эмоционального состояния другого человека; чрезмерную импульсивность, аффективная взрывчатость и т.д.
Целью исследования – выявить эмоциональные особенности подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах.
Задачи исследования:
1. Провести исследование особенностей эмоционального состояния у подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах;
2. Выявить наличие взаимосвязи между эмоциональными состояниями у подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах;
3. Обобщить полученные результаты исследования.
Объектом исследования являются эмоциональные состояния.
Предметом исследования являются особенности эмоционального состояния у подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах.
Гипотеза исследования: у подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах, имеются особенности эмоциональных состояний, которые проявляются в: повышенном уровне агрессивности и негативизма, низком уровне самочувствия, активности и настроения.
Характеристика выборочной совокупности: выборку исследования составили 40 испытуемых, из которых 20 человек – это подростки, воспитывающиеся в детских домах-интернатах (экспериментальная группа) и 20 – это подростки, воспитывающиеся в семьях (контрольная группа). Возраст испытуемых составляет 10-15 лет.
База исследования: Детский дом № 7 г. Минска и ГУО «СОШ №90 г. Минска».
Методы исследования: анализ научно-исследовательской литературы, анкетирование и тестирование, как методы сбора информации, количественный анализ как метод обработки результатов, синтез сравнительный и обобщенный как метод анализа результатов, описание как метод интерпретации результатов, корреляционный анализ, математические методы обработки данных. Эмпирическое исследование проводилось с помощью использования следующих стандартизированных методик: методики Басса-Дарки «Самооценка форм агрессивного поведения» и методики «Самочувствие, активность, настроение» (САН).
Методика «Самооценка форм агрессивного поведения» [10, с. 273-276] предназначена для выявления форм и уровня агрессивного поведения, она была разработана А. Бассом и А. Дарки. Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». Ответы оцениваются по 8 шкалам: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины. Индекс враждебности включает в себя шкалу 5 и 6, а индекс агрессивности (прямой или мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.
Интерпретация результатов: нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21±4, а враждебности – 6,5-7±3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности. Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что вопросник позволяет оценить агрессивность как свойство личности, и агрессию как акт поведения.
Бланк методики Басса-Дарки «Самооценка форм агрессивного поведения» находится в приложении А.
Методика «САН» [33, с. 141-145] предназначена для экспресс-оценки самочувствия, активности и настроения. Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния.
Методика разработана В.А. Доскиным, Н.А.Лаврентьевой, В.Б. Шарай, М.П. Мирошниковым в 1973 г. При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния – самочувствие, активность и настроение могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существует континуальная последовательность промежуточных значений.
Обработка данных методики САН. При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары – в 7 баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные – низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории (самочувствие, активность, настроение), и подсчитывается количество баллов по каждой из них.
Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 5,5 балла, свидетельствуют о благоприятном состоянии испытуемого, ниже 4 – о неблагоприятном состоянии. Нормальные оценки состояния располагаются в диапазоне 4,1-5,5 баллов.
Бланк методики «САН» находится в приложении Б.
Определение достоверности различий выборочных средних проводилось по t-критерию Стьюдента для независимых выборок, по формуле:
,
где Md - средняя разность значений,
σd - стандартное отклонение разностей.
Количество степеней свободы рассчитывается как:
Алгоритм оценки статистической достоверности различий выборочных средств сводится к следующему:
по формуле рассчитать показатель t;
определить число степеней свободы (n-1);
задаться вероятностью допустимой ошибки (она равна 0,05);
найти табличное значение t для заданного числа степеней свободы и избранной вероятности допустимой ошибки;
сравнить найденное табличное значение t с расчетным;
если вычисленное значение t больше или равно табличному, то сравниваемые средние значения из двух выборок действительно статистически достоверно различаются с вероятностью допустимой ошибки, меньшей или равной избранной.
Выявление корреляционных связей между данными исследования проводилось с использованием коэффициента ранговой корреляции Ч. Спирмена. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена является непараметрическим аналогом классического коэффициента корреляции Пирсона, но при его расчете учитываются не связанные с распределением показатели сравниваемых переменных (среднее арифметическое и дисперсия), а ранги.
Этапы исследования: 1) этап выявления особенностей эмоционального состояния подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах, с использованием t-критерия Стьюдента для независимых выборок; 2) этап исследования взаимосвязи между эмоциональными состояниями подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах; 3) этап анализа и обработки результатов исследования.
На первом этапе исследования мы определяли особенности эмоционального состояния подростков в экспериментальной и контрольной группах с использованием t-критерия Стьюдента для независимых выборок.
В процессе исследования были проанализированы и сравнены особенности эмоционального состояния подростков в двух выборках. Результаты обследования контрольной и экспериментальной групп по методике Басса-Дарки «Самооценка форм агрессивного поведения» представлены в приложении В, таблица П.В.1.
Для выявления достоверности различий форм агрессивного поведения между экспериментальной и контрольной группами использовался метод статистической обработки данных по t-критерию Стьюдента. В результате статистически значимых различий было выявлено четыре (таблица 2.1).
Таблица 2.1 – Показатели статистических различий форм агрессивного поведения между экспериментальной и контрольной группами
Формы агрессивного поведения | Группы испытуемых | |
Экспериментальная группа | Контрольная группа | |
М±m | ||
1.физическая агрессия | 7,85±0,15** | 5,9±0,16** |
2.косвенная агрессия | 4,86±0,11 | 4,15±0,18 |
3.раздражительность | 6,70±0,14 | 6,1±0,18 |
4.негативизм | 3,40±0,08* | 2,45±0,08* |
5.обида | 6,05±0,16 | 5,35±0,19 |
6.подозрительность | 7,15±0,15 | 6,85±0,07 |
7.вербальная агрессия | 8,40±0,19* | 7±0,27* |
8.чувство вины | 7,05±0,10 | 6,15±0,12 |
9.индекс враждебности | 13,30±0,47 | 12,5±0,33 |
10.индекс агрессивности | 22,95±0,80** | 19,05±0,94** |