Отношение белорусской молодёжи к другим нациям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель состоит в том, чтобы систематизировать теоретические знания об отношении белорусской молодежи к другим нациям, выявить основные тенденции развития и проблемы указанной деятельности молодых людей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
……………………………………………………………...
3 стр.

ГЛАВА 1
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………...
5 стр.
1.1
Общая характеристика подросткового возраста………...
5 стр.
1.2
Чувство взрослости как основное содержание подросткового периода……………………………………
7 стр.
1.3
Потребность в самоутверждении………………………...
13 стр.
1.4
Самосознание и самооценка………………..……………...
15 стр.
1.5
Эмоции и чувства………………………………………….
17 стр.

ГЛАВА 2
ЭТНОС, НАЦИЯ, НАРОДНОСТЬ………………………
18 стр.
2.1
Понятие этноса. Многообразие его признаков………….
18 стр.
2.2
Характер народа. Структура национального характера...
22 стр.

ГЛАВА 3
МЕНТАЛЬНОСТЬ НАРОДА КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ «ПОДОСНОВА» ЕГО ПСИХОЛОГИИ………………….
24 стр.
3.1
Ментальность и основные средства её передачи………..
24 стр.
3.2
Формирование менталитета белоруса на протяжении истории………………………………………………..........
26 стр.
3.3
Этническое самосознание белорусов и его основные черты………………………………………………….........
28 стр.

ГЛАВА 4
ПОНЯТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ
34 стр.

ГЛАВА 5
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………...……………………………………...
37 стр.
5.1
Экспресс-опросник «Индекс толерантности»…………….
37 стр.
5.2
Социологический опрос «Я и другие»…………………….
41 стр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...
48 стр.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 121.31 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

……………………………………………………………...

3 стр.

     

ГЛАВА 1

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………...

5 стр.

               1.1

Общая характеристика подросткового возраста………...

5 стр.

               1.2

Чувство взрослости как основное содержание подросткового периода……………………………………

7 стр.

               1.3

Потребность в самоутверждении………………………...

13 стр.

               1.4

Самосознание и самооценка………………..……………...

15 стр.

               1.5

Эмоции и чувства………………………………………….

17 стр.

     

ГЛАВА 2

ЭТНОС, НАЦИЯ, НАРОДНОСТЬ………………………

18 стр.

               2.1

Понятие этноса. Многообразие его признаков………….

18 стр.

               2.2

Характер народа. Структура национального характера...

22 стр.

     

ГЛАВА 3

МЕНТАЛЬНОСТЬ НАРОДА КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ «ПОДОСНОВА» ЕГО ПСИХОЛОГИИ………………….

24 стр.

               3.1

Ментальность и основные средства её передачи………..

24 стр.

               3.2

Формирование менталитета белоруса на протяжении истории………………………………………………..........

26 стр.

               3.3

Этническое самосознание белорусов и его основные черты………………………………………………….........

28 стр.

     

ГЛАВА 4

ПОНЯТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ

34 стр.

     

ГЛАВА 5

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………...……………………………………...

37 стр.

               5.1

Экспресс-опросник «Индекс толерантности»…………….

37 стр.

               5.2

Социологический опрос «Я и другие»…………………….

41 стр.

     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...

48 стр.

   

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………

50 стр.

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….......

52 стр.


 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность темы дипломной работы. В возрастной психологии подростковый возраст характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и формирования социального статуса личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Это связано с тем, что период активной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включенности молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении подростков удивительное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.

Молодежь – наше будущее, опора нашей страны, а отношение к  другим нациям и  народностям является показателем толерантности и определяет степень социокультурного взаимодействия  нашего государства с другими странами, а также уровень  социокультурного развития. Для того, чтобы в будущем развивать социокультурные  отношения, необходимо сейчас обратить внимание на отношение белорусских подростков  к другим национальностям. Общественные отношения, которые затрагивают другие государства и представителей таких государств довольно щепетильный вопрос, так как в каждой стране живет разные люди, со своими традициями, бытом, культурой и т.д. Всем этим и объясняется, на наш взгляд, актуальность темы нашей курсовой работы.

Цель исследования состоит в том, чтобы систематизировать теоретические знания об отношении белорусских подростков к другим нациям, выявить основные тенденции развития и проблемы указанной деятельности молодых людей.

Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы определить понятие подросткового периода, этноса и менталитета, раскрыть положения научной литературы о таком понятии как «толерантность» и выявить уровень толерантности подростков Республики Беларусь.

Гипотеза: «Уровень толерантности белорусских подростков достаточно высок».

Объектом исследования в дипломной работе являются международные общественные отношения в определенной возрастной группе населения.

Предметом исследования в дипломной работе является отношение к другим нациям и народностям и представление о них подростков Республики Беларусь.

Основные положения дипломной работы, выносимые на защиту

Методы исследования. Анкетирование, беседа, наблюдение.

Краткая характеристика специальной литературы по теме. Вопросам взаимоотношений белорусской молодежи с иностранными гражданами посвящен ряд публикаций в белорусских газетах и журналах, отдельные главы в изданиях, рассматривающих понятие и проблемы международных отношений.

Проблемами изучения взаимоотношений молодежи занимались такие белорусские специалисты как Кириенко В.В., Мельников А.П., Казакевич А.В., Агеева Л.А., Темичева Е.А. и другие.

Структура дипломной работы включает введение, пять глав, заключение, библиографический список. Работа выполнена 52 страницах печатного текста.

Полученные результаты исследований могут применяться в учебных целях, как методическое пособие при изучении природы и сущности отношения белорусских подростков к иностранцам.

 

 

ГЛАВА 1

 ПСИХИЧЕСКОЕ  РАЗВИТИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 

1.1 Общая характеристика подросткового возраста

 

 

Чтобы начать исследовать проблематику нашей работы, нужно разобраться в ключевых вопросах, таких как: Что собой представляет подростковый возраст? Каковы его возрастные рамки? Какие социально-психологические характеристики присущи данному возрасту? На эти вопросы призвана ответить эта глава.

Подростковый возраст — период развития детей от 10—12 до 14—15 лет. Фактическое вступление в этот период может отличаться от указанных цифр на год или даже более в ту или другую сторону. Подростковый возраст часто называют переходным, так как именно в этот период происходят существенные изменения и в физиологии, и в психике детей, результатом которых является переход от детского состояния к взрослому.

Хронологические границы подросткового возраста разными авторами и специалистами часто определяются совершенно по-разному. Например, в Толковом словаре В. Даля «юноша» определяется как «молодой», «малый», «парень от 15 до 20 лет и более», а «подросток» — как «дитя на подросте», около 14—15 лет. Л.Н. Толстой возрастной гранью между отрочеством и юностью считал 15-летие. Герою романа Ф.М. Достоевского «Подросток» уже исполнилось 20 лет. В древнерусском языке слово «отрок» обозначало и дитя, и подростка, и юношу. Аналогичная нечеткость возрастных граней этого возраста характерна для классической и средневековой латыни.

Тем не менее возрастные категории практически во всех языках первоначально обозначали не столько хронологический возраст человека, сколько его общественное положение, социальный статус. Древнерусское слово «отрок» — букв, «не имеющий права говорить» — означало: раб, слуга, работник, княжеский воин.

Связь возрастных категорий с социальным статусом сохраняется и в современных языках. Обращение к человеку как к младшему («молодой человек», «парень» и т.п.) содержит в себе оттенок снисходительности или пренебрежения, выражает отношение как к занимающему более низкое общественное положение.

Возраст служит критерием продолжительности исполнения тех или иных социальных ролей, причем эта связь может быть как прямой, так и опосредованной (например, временем, необходимым для получения образования, без которого нельзя занять определенное общественное положение). В одних случаях эти критерии являются нормативно-юридическими (школьный возраст, гражданское совершеннолетие), в других — фактическими (например, средний возраст вступления в брак), причем степень определенности возрастных критериев и границ в разных обществах, в разные исторические эпохи и в разных сферах общественной деятельности весьма изменчивы.

Подростковый период считается трудным, критическим, и этому есть объективные причины.

Первая причина обусловлена значительными различиями между требованиями, предъявляемыми обществом к детям и к взрослым, различиями в их обязанностях и правах. Взрослая жизнь несравненно сложнее, и подростку приходится в относительно короткий срок осваивать эту жизнь во всей ее сложности. Причем чем выше ступень, на которой находится общество, тем эти различия, между группой детей и группой взрослых, становятся существеннее.

Вторая причина трудностей подросткового возраста — исключительно быстрый темп происходящих физических и психических изменений подростка. За короткий период подросток очень сильно меняется физически, внешне, а также психически. Подростки, особенно склонные к самоанализу, не могут сразу принять себя в новом качестве, стесняются своего нового облика. Для них часто оказывается непонятным смысл, а главное — необходимость этих перемен.

Третья причина сложностей подросткового возраста — накопление к этому возрасту дефектов воспитания. Ранее эти недостатки отчетливо не проявлялись в силу недостаточной самостоятельности ребенка и неширокой сферы его деятельности и общения.

Четвертая причина связана с психологическими сдвигами, происходящими в ходе полового созревания, что выражается прежде всего в изменении самовосприятия. Причем самовосприятие меняется как в связи с интенсивным развитием и формированием нового облика, так и в силу изменившейся оценки со стороны окружающих. Еще вчера на девочку никто и внимания не обращал, а сегодня взрослые мужчины не только снисходят до внимания к ней, но и начинают ухаживать. Одним это льстит, других пугает, но в любом случае само- восприятие и соответственно поведение их значительно меняется.

Пятая причина сложностей подросткового возраста связана с постепенным осознанием подростками различии их положения в семье. В каждой семье свой уклад, и ранее дети этих различий не замечали. В подростковом возрасте начинают осознаваться преимущества и недостатки их положения в различных семьях.

Воспитатели, учителя, родители могут в значительной мере снизить остроту переходного возраста, если будут хорошо понимать сущность развития и изменений, происходящих у подростков. Необходимо разбираться как в анатомо-физиологических, так и в психологических особенностях подростков.[1, с. 282]

 

 1.2 Чувство взрослости  как основное содержание подросткового  периода

 

 

В современном обществе, как уже отмечалось, права и обязанности детей и взрослых резко различаются. Стремление подростка пользоваться правами и привилегиями взрослых наталкивается на сильное противодействие (вольное или невольное) со стороны взрослых. В результате подросток оказывается между двумя группами: общество детей его не устраивает, общество взрослых его не принимает, считая ребенком. Такое положение тем кризиснее, конфликтнее, чем резче разграничение группы детей и группы взрослых. Именно поэтому в высокоразвитом индустриальном обществе проблемы подросткового возраста стали очень актуальными, острыми. Действительно, чтобы в современном обществе стать взрослым, надо учиться как минимум на протяжении 10—17 лет. Таким образом, разница в знаниях между детьми и взрослыми становится все более значительной.

Для того чтобы представить всю глубину противоречий подросткового периода, необходимо понять, что лежит в основе стремления подростков перейти в группу взрослых и какова сила этого стремления.

Л.С. Выготский считал, что в сознании подростка появляется новообразование, которое в сочетании с новой социальной ситуацией и определяет систему отношений между подростком и его окружением. Этим новообразованием является чувство взрослости, представляющее собой стержневую особенность личности подростка.

Источниками чувства взрослости могут быть многочисленные факторы. Среди них наиболее важны следующие:

  • осознание сдвигов в физическом развитии (догнал папу, маму в росте; наравне с отцом носит мешки с картошкой, а год назад не мог даже сдвинуть мешок, и пр.);
  • изменение социального положения — в некоторых случаях подросток действует на равных со взрослыми, иногда даже в чем-то превосходя их (в походе на байдарках);
  • изменение отношения взрослых к подростку,— они чаще начинают взывать к его рассудительности, пониманию;
  • половое созревание.

Информация о работе Отношение белорусской молодёжи к другим нациям