Отношение белорусской молодёжи к другим нациям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель состоит в том, чтобы систематизировать теоретические знания об отношении белорусской молодежи к другим нациям, выявить основные тенденции развития и проблемы указанной деятельности молодых людей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
……………………………………………………………...
3 стр.

ГЛАВА 1
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………...
5 стр.
1.1
Общая характеристика подросткового возраста………...
5 стр.
1.2
Чувство взрослости как основное содержание подросткового периода……………………………………
7 стр.
1.3
Потребность в самоутверждении………………………...
13 стр.
1.4
Самосознание и самооценка………………..……………...
15 стр.
1.5
Эмоции и чувства………………………………………….
17 стр.

ГЛАВА 2
ЭТНОС, НАЦИЯ, НАРОДНОСТЬ………………………
18 стр.
2.1
Понятие этноса. Многообразие его признаков………….
18 стр.
2.2
Характер народа. Структура национального характера...
22 стр.

ГЛАВА 3
МЕНТАЛЬНОСТЬ НАРОДА КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ «ПОДОСНОВА» ЕГО ПСИХОЛОГИИ………………….
24 стр.
3.1
Ментальность и основные средства её передачи………..
24 стр.
3.2
Формирование менталитета белоруса на протяжении истории………………………………………………..........
26 стр.
3.3
Этническое самосознание белорусов и его основные черты………………………………………………….........
28 стр.

ГЛАВА 4
ПОНЯТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ
34 стр.

ГЛАВА 5
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………...……………………………………...
37 стр.
5.1
Экспресс-опросник «Индекс толерантности»…………….
37 стр.
5.2
Социологический опрос «Я и другие»…………………….
41 стр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...
48 стр.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 121.31 Кб (Скачать файл)

Совершают преступления

35,2%

Создают напряжённую обстановку

27%

Ведут себя как хозяева

23,8%

Стремятся обмануть нас

20,8%

Свысока смотрят на нашу культуру

12,6%

Имеют низкий уровень культуры

12,5%

Имеют раздражающий внешний вид

10,2%


При этом непосредственно встречались с беженцами только 24% опрошенных, что означает, что оценка представителей других культур делается с точки зрения общего мнения и существующих стереотипов, а не на основе личного опыта.

Вот и получается, что белорусы демонстрируют не толерантность в том смысле, который вкладывает в это слово мировой опыт и сама теория толерантности, а скорее – терпимость или в лучшем случае – равнодушие к другим.

 

 

ГЛАВА 5

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ

 

5.1 Экспресс опросник  «Индекс толерантности»

 

 

После того, как мы разобрались во всех аспектах понимания толерантности белорусами в общем, можно перейти к нашему исследованию, которое касается только подростков.

В средствах массовой информации представлены взгляды о том, что сегодня все большее распространение среди подростков имеют настроения взаимной нетерпимости, недоброжелательности и агрессивности. Поэтому особо значимым является нахождение путей воспитания детей и подростков в духе толерантности.

Важнейшей проблемой воспитания в современном мире является формирование личности подростка, имеющего толерантные установки в системе социальных отношений. Ведущая роль в решении этого вопроса принадлежит школе как основному институту социализации личности.

Проблемой нашего исследования было изучение вопросов: как понимают «толерантность» сами подростки, насколько они считают себя и своих одноклассников толерантными и насколько они в действительности являются толерантными?

В опросе приняли участие подростки 8, 9 и 10 классов средней школы № 139 г. Минска (60 человек).

Метод исследования: экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У.Солдатовой, О.А.Кривцовой, О.Е.Хухлаевой, Л.А.Шайгеровой), [19, с. 35].

Испытуемым была предложена таблица (таблица 1) с утверждениями, и необходимо было оценить насколько они согласны или не согласны с приведенными утверждениями.

Таблица 1 – Экспресс опросник «Индекс толерантности»

Утверждение

Абсолютно

не

согласен

Не

согласен

Скорее

не согласен

Скорее согласен

Согласен

Полностью

согласен

В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение

           

В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности

           

Если друг предал, надо отомстить ему

           

К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение

           

В споре может быть правильной только одна точка зрения

           

Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах

           

Нормально считать,  что твой народ лучше, чем все остальные

           

С неопрятными людьми неприятно общаться

           

Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения

           

Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества

           

Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности

           

Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше

           

Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же

           

Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей

           

Для наведения порядка в стране необходима «сильная рука»

           

Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители

           

Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение

           

К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться

           

Беспорядок меня очень раздражает

           

Любые религиозные течения имеют право на существование

           

Я могу представить чернокожего человека своим близким другом

           

Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим

           

Анализ результатов исследования показал, что у большинства учащихся средний уровень общей толерантности как черты личности. Это свидетельствует о том, что подростки имеют как толерантные, так и интолерантные черты, в одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, проявляя терпимость и доброжелательность к окружающим в других, могут проявлять нетерпимость и негативизм. Результаты обследованных классов приведены в таблице 2.

Таблица 2 – Результаты исследования толерантности подростков, распределение учащихся, в %

Класс

Уровень

Общий балл толерантности

8 класс

средний балл

 
 

низкий уровень

10

 

средний уровень

70

 

высокий уровень

20

9 класс

средний балл

 
 

низкий уровень

5

 

средний уровень

75

 

высокий уровень

20

10 класс

средний балл

 
 

низкий уровень

0

 

средний уровень

75

 

высокий уровень

25


Сравнивая результаты трех классов, мы видим, что наименее толерантны подростки 8-го класса.

Таким образом, по нашим результатам, у большинства испытуемых (75%) средний уровень толерантности. Следовательно наша гипотеза: «Уровень толерантности подростков Республики Беларусь достаточно высок» не подтвердилась.

Подводя итоги, можно сказать, развитие толерантности является одним из приоритетных направлений работы современной школы, выполняющей заказ многонационального и многоконфессионального государства. Важно, чтобы у школьников были сформированы толерантные установки сознания благодаря которым сложится ситуация уважительного отношения к себе и окружающим, независимо от национальной принадлежности, убеждений, культурных особенностей, вероисповедания.

 

5.2 Социологический  опрос « Я и другие»

 

 

Так же было проведено исследование среди молодых людей от 17 до 23 лет. Все участники являются студентами высших учебных заведений.

Целью проведения данного исследования стало определение степени толерантности в молодежной среде Республики Беларусь. При этом мы обращали внимание на различные аспекты проявления толерантного отношения молодежи – по социально-экономическому статусу, по возрастному цензу, религиозным воззрениям, национальному признаку. В основу исследования была положена анкета Республиканской юношеской библиотеки и Национальной детской библиотеки им. С.Я.Маршака Республики Коми.

Гипотеза исследования: «Уровень толерантности белорусской молодежи достаточно высок».

Принимая во внимание проблему понимания понятия «толерантность» мы решили узнать: как же понимают молодые люди термин «толерантность»?

Предлагаем вам познакомиться с рейтингом ответов:

Доброжелательность

36%

Снисходительное отношение к людям (терпимость)

28%

Готовность к сотрудничеству

20%

Способность ценить свободу личности

12%

Я не знаю, что это такое

4%


Большинство опрошенных понимают под толерантностью «доброжелательность», но также  высок процент тех людей, которые отождествляют толерантность с терпимостью.

Чем люди не похожи друг на друга, в чем основное различие между ними и как понимает это молодежь?

Поступки, интересы, увлечения

54%

Традиции, уклад жизни, внешние данные

24%

Политические взгляды и национальность

14%

Цвет кожи

8%


Таким образом, для молодых людей на первом месте стоят не те отличия, которые зачастую являются причиной разжигания розни между людьми – национальные, религиозные, политические. Молодежи более важна личность другого человека, понимание, насколько он близок по духу и интересен. Политические взгляды и национальность человека не так уж важны для его положительного восприятия. Непринципиально для большинства молодых людей и такое отличие, как цвет кожи.

Как молодые люди оценивают свое поведение?

Всегда считают себя правыми

10%

Признают своё право на ошибку

76%

Дают свои варианты ответа

6%


Среди своих вариантов ответа были такие: «Зависит от ситуации. Я всегда пойму, когда прав. Поступаю, как подсказывает сердце», «Я считаю себя правым практически всегда». Но подавляющее большинство признают своё право на ошибку.

Каково отношение молодёжи к конфликтам?

Препятствуют возникновению конфликтов

40%

При возникновении конфликтов встают на защиту тех, кого ущемляют

32%

Стараются не вмешиваться в конфликтные ситуации

20%

Сам являюсь зачинщиком конфликтов

8%


Большинство опрошенных занимают достаточно активную позицию по отношению к конфликтам: или препятствуют в их возникновении, или участвуют в решении. Однако достаточно высок процент людей, которые к конфликтам относятся пассивно. Есть и такие, которые их провоцируют (небольшой процент).

Как оценивают картину толерантности в своих населенных пунктах молодые люди?

Проблема взаимоотношений поколений (недопонимание между возрастными группами «молодежь – старшее поколение»)

56%

Проблема взаимоотношений между группами «богатые-бедные»

44%


Что касается остальных социальных групп (здоровые – инвалиды, православные – люди иной веры, антагонизм по национальному признаку), то здесь ситуация несколько отличается.

Проблема взаимоотношений инвалидов и здоровых людей

32%

Проблема во взаимоотношениях по религиозному признаку

24%

Межнациональные противоречия

26%

Абсолютно толерантная обстановка

10%

Напряжённость социальных отношений по всем позициям

8%

Информация о работе Отношение белорусской молодёжи к другим нациям