Отчет по научно – педагогической практике на базе Нижневартовского государственного гуманитарного университета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 20:25, отчет по практике

Краткое описание

Цель научно-педагогической практики – изучение основ педагогической и учебно-методической работы в Нижневартовском государственном гуманитарном университете, овладение педагогическими навыками проведения отдельных видов учебных занятий по детской психологии, формирование и развитие профессиональных навыков преподавателя высших (педагогических) учебных заведений; овладение основами педагогического мастерства, умениями и навыками самостоятельного ведения учебно-воспитательной и преподавательской работы.

Вложенные файлы: 1 файл

Отчет по практике Мельникова Н.В. 11.04.2012 doc.doc

— 810.50 Кб (Скачать файл)

 

Оценка _____         Подпись руководителя практики_____________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Научно – педагогическая работа

 

Составила план-график работы над магистерской диссертацией; согласовала с научным руководителем; зафиксирован в индивидуальном плане  студента магистратуры.

Обосновала актуальность темы магистерской диссертации.

Обозначила цель и задачи, выделила объект и предмет диссертационного исследования.

Обозначила теории и подходы, составляющие методологическую основу диссертации.

Составила библиографический  список необходимой в использовании  для написания магистерской диссертации.

 

Заключение  по научно – педагогической работе

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Оценка _______                                                                       Подпись____________

 

 

  1. Заключение по научно – педагогической практике

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Общая оценка по практике __________________

Руководитель  практикой_____________________

Руководитель  магистерской программы________


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

КОНСПЕКТ  УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

 

  1. Преподаватель, посещающий занятие (руководитель практики): Близнецова Октябрина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент.

Снегирёва Татьяна  Владимировна, кандидат психологических наук, доцент.

  1. Форма занятия: лекция
  2. Контингент: студенты 4 курса, группа 41.  Факультета культуры и сервиса, специальность: «Социально-культурный сервис и туризм»,
  3. Тема занятия: «Понятие конфликта. Типология и классификация конфликта».

Цель: ознакомление студентов с понятие конфликта, его типологией и классификацией.

  1. Задачи:

Обучающая: формировать знания студентов о сущности конфликта, его типологии и классификации.

Развивающая: развивать умение анализа полученных знаний,  развивать умение участвовать в дискуссиях. 

Воспитывающая: воспитывать интерес к изучаемому материалу, культуру поведения, терпимое отношение к мнению других.

  1. Содержание занятия:

1.  Понятие конфликта.

2. Типология конфликтов.

3. Классификация  конфликтов.

7. Методы и формы проведения фрагмента занятия: использование системных вопросов; создание проблемной ситуации; организация обратной связи со всеми студентами в ходе занятия.

  1. Активность работы студентов: средняя; студенты фиксируют предлагаемый материал; задают вопросы на уточнение, приводят примеры.
  2. Самооценка магистранта: занятие прошло успешно в соответствии с планом; объём предложенного материала соответствовал отведённому времени на занятии; активность студентов соответствовала ожиданиям; уровень подготовки студентов позволил преподносить материал без дополнительных разъяснений и уточнений.
  3. Рекомендации ведущего преподавателя (оценка): ____________________

 

 


 


 

Подпись преподавателя учебной дисциплины:______________

Подпись студента магистратуры: ________________________

Дата посещения  занятия: 9 февраля 2012 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект  лекции

 

Этапы

Деятельность  преподавателя

Деятельность  слушателя

Примечание

Вводный

Что в Вашем  понимании является конфликтом?

Понятие  конфликта  (от  латинского  conflictus  -  столкновение)  активно используется  как  в  научной  литературе,  так  и  в  обыденной  речи  и  трактуется достаточно широко. Мы интуитивно понимаем, что такое конфликт и называем этим словом военные действия, семейную ссору, столкновение интересов, спор, шумный скандал и внутриличностные переживания, нравственную борьбу.

Ответы  студентов

 

Основной 

Сегодня в литературе по конфликтологии существуют различные  определения конфликта. Так, на Западе широко распространено понятие конфликта, сформулированное известным американским теоретиком Л. Козером. Под ним он понимает борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника.

Л.Г. Здравомыслов. Конфликт - это важнейшая сторона  взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между  потенциальными или актуальными  субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.

Ю.Г. Запрудский. Социальный конфликт - это состояние  противоборства интересов, что объективно расходятся, целей и тенденций  развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новой социальной сплоченности.

А.В. Дмитриев. Под  социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию или ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны.

Вопрос: Проанализируйте ряд определений (на столах раздаточный материал), найдите сходства и различия, если таковые существуют. Сделайте вывод. 

Важнейшей задачей любой науки  является упорядочение, приведение в  систему знаний о совокупности явлений, которые выступают объектом ее изучения. Разработка проблемы классификации конфликтов – необходимый элемент системного подхода в конфликтологии.

 Классификация  – научный метод, заключающийся  в разъединении всего множества  изучаемых объектов и последующем  их объединении на основе какого-либо  признака. Признак, наличие, отсутствие или степень выраженности  которого выступает критерием отнесения объекта к той или иной группе называется основанием классификации.

Основными видами классификации являются типология, систематика (приведение в систему  представлений о совокупности конфликтов) и таксономия (соподчиненные группы объектов).

На сегодняшний  день в конфликтологии наиболее распространена классификация в форме типологии. Это классификация, в основе которой  лежит существенный признак конфликта. Это наиболее ценный и сложный вид классификации. В результате типологии выделяется ряд типов конфликтов. Сам тип выступает единицей расчленения множества конфликтов по выбранному основанию классификации.

Типология конфликтов — одна из широко обсуждаемых зарубежными и отечественными учеными проблем. Актуальность ее объясняется как теоретическим, так и, в особенности, прикладным значением. Что касается теоретического аспекта, то классификация изучаемых явлений в любой отрасли социального знания всегда рассматривалась одним из важных исследовательских методов. Прикладной аспект связан с практикой управления конфликтами. Классифицируя конфликты, мы тем самым получаем возможность конкретней раскрыть их особенности, отследить индикаторы конфликтности в той или иной сфере общественных отношении и деятельности, специфику динамики конфликтов различных типов, а на этой основе разработать стратегию и тактику распознавания конфликтов, их регулирования и разрешения.

В литературе предлагаются многочисленные варианты классификации конфликтов, по разнообразным основаниям. В монографии Запрудского Ю. дается достаточно широкий анализ этих вариантов, разработанных зарубежными теоретиками. (См.: Запрудский Ю. Социальный конфликт: политологический анализ. Ростов-на-Дону: изд-во Ростовского ун-та, 1992). Автор отмечает отсутствие среди ученых согласия по вопросу о «критериях выделения разнородных коллизий в особые типы», объясняя такое положение не соображениями идеологического характера, а объективной трудностью решения самой проблемы. Такое же замечание можно высказать в адрес отечественных социологов и политологов.

Основания для типологии конфликтов, как правильно пишет Запрудский Ю., могут быть весьма различными. Выбор таковых зависит прежде всего от задачи и характера исследования, а также методологического подхода к проблеме типологии. Р.Дарендорф, например, исходит из того, что специфика социального конфликта заключается в его обусловленности социальной структурой, а именно — «структурой социальных позиций и ролей» в рамках определенного социального единства. Отсюда разработанная им классификация социальных конфликтов по двум критериям: «диапазону социального единства, внутри которого существует конфликт» и соотношению рангов участвующих в конфликте элементов.

Руткевич М.Н. предлагает «одну из возможных схем классификации социального конфликта», продолжающую введенную Марксом традицию деления общественных отношений на экономические, политические, идеологические. Соответственно различаются и группы конфликтов. Сам же автор предлагает типологию, основанную на различиях вступающих в конфликт социальных субъектов. В связи с этим он описывает три типа социальных конфликтов: между обществами (один из древнейших, начиная со столкновений племен), между этническими группами, между социальными группами и внутри данного общества. Трудно что-либо возразить против названных типов социального конфликта. Тем не менее они весьма общи, и каждый из типов включает в себя другие группы конфликтов, дифференцируемые по иным существенным признакам.

Запрудский Ю. предлагает классификацию конфликтов по многим основаниям:

1) по причинам конфликтов: порожденные  объективными и субъективными  причинами; 
2) по наличию противоречий, лежащих в основе конфликта: антагонистические и неантагонистические; 
3) по времени действия конфликта: продолжительные и кратковременные; 
4) по наличию последствий для общества: успешные и безуспешные; 
и т.д. Подход автора выглядит достаточно многосторонним. Но Он слишком усложнен.

Множественные основания типологии  конфликтов, если их использовать, приводят к такой классификации, которой трудно руководствоваться и в теоретическом анализе и, тем более, в прикладных целях. К примеру, некоторые юристы насчитывают сколе 200 «зон» (видов) конфликтов, возникающих на юридической основе. Возможно ли их конкретно охарактеризовать и освоить?

Привлекает внимание методология  классификации конфликтов, предлагаемая Здравомысловым А., опирающаяся на две линии «расчленения»: по «основаниям апелляции к потребностям, интересам, ценностям и нормам»; по сферам жизнедеятельности, в которых развертывается конфликт (экономической, политической, культурной). 

Одним из существенных признаков конфликта  является характер и особенности  участвующих в нем сторон. От того, кем представлены конфликтующие  стороны, решающим образом характеристики конфликта.

Субъектами социальных  конфликтов выступают: личности, группы, классы, этнические общности, социальные организации и институты, политические союзы, государства, международные объединения. Соответственно различаются типы конфликтов: межличностные, внутригрупповые и межгрупповые, межклассовые и внутриклассовые, этнические (или национальные), внутренние конфликты организаций и институтов, конфликты, возникающие между государствами, т.е. международные. Данакин Н.С., Дятченко Л. Я. отмечают различия конфликтов по уровню субъектов: глобальные, межгосударственные, региональные, групповые, семейные, межличностные. Возможен, конечно, и такой вариант, отражающий последовательность сужения диапазона конфликта. Следует только учесть, что семейный конфликт относится к групповому, а глобальный — к международному.

Однако, существует базисная типология конфликтов, она представлена на схеме (Общая типология конфликтов). Основной объект конфликтологии составляют шесть видов социальных конфликтов.

Межличностные конфликты   представляют собой столкновения интересов двух людей. Это столкновение между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия. Конфликты этого типа возникают на каждом шагу и по самым разным поводам.

Приведите примеры межличностных конфликтов. Обоснуйте свой пример.

Примерами таких  конфликтов являются: противоборство между студентами из-за влияния в  группе или привлекательной девушки; противоречие между руководителем  и подчиненным из-за размера зарплаты; между пассажирами общественного транспорта. Такие противоборства могут происходить в различных сферах общественной жизни: бытовой, экономической, политической ит.д. Причины, которые привели к возникновению межличностного конфликта, также могут быть самыми разными: объективными, т.е. не зависящими от воли и сознания людей, и субъективными, зависящими от человека; материальными и идеальными, временными и постоянными и т.д. Конфликт между индивидами может возникнуть из-за собственности, а может и из-за того, что Иван Иванович и Иван Никифорович не сошлись характерами, не могут уступить друг другу в мелочах.

Во всяком межличностном  конфликте большое значение имеют  личностные качества людей, их психические, социально-психологические и нравственные характеристики. В этой связи часто говорят о межличностной совместимости или несовместимости людей, которые играют важнейшую роль в межличностном общении.

 Между личностью  и группой  начальник противопоставляет  себя группе подчиненных. Этот тип конфликта имеет много общего с межличностным, однако, он более многоплановый. Группа включает в себя целую систему отношений, она определенным образом организована, в ней, как правило, имеются формальный и / или неформальный лидер, координационная и субординационная структуры и т. д. Поэтому потенциальная возможность конфликта здесь возрастает. 

Конфликт между  малыми группами   борьба в учительском  коллективе средней школы между  сторонниками директора и его  противниками. Малая социальная группа —

это совокупность людей, находящихся в непосредственном взаимодействии и объединенных общими целями и задачами совместной деятельности: школьный класс, студенческая группа, производственная бригада, коллектив кафедры, семья. Количественный состав малой группы может варьироваться от нескольких человек до нескольких десятков людей. Такие группы могут быть формальными (официальными), имеющими четко фиксированную структуру, устав, иерархию должностей, и неформальными, возникающими спонтанно, на основе личностных качеств. Они могут быть также временными или постоянными, открытыми или закрытыми.

Средние социальные группы по количественному составу занимают промежуточное положение между малыми и большими. Пример. Средние социальные группы —это например, коллектив предприятия, учебного заведения, воинской части. Для таких групп характерна институциональная организация, а основная их роль и задача обусловлены официальным общественным статусом. Типичная средняя группа — относительно самостоятельная организация, имеющая свой статус и функции в системе общественного разделения труда или внетрудовой деятельности (политические объединения, группы по интересам). Данные группы, как правило, носят не временный, а постоянный характер, имеют свою сложившуюся структуру, иерархию, администрацию, органы управления.

Если количество участников конфликта превышает несколько сотен человек, то это конфликт между большими социальными группами. Пример. К большим социальным группам относятся такие образования, как социальные классы, политические партии, касты, социальные слои (страты), этнические общности, национальные образования, крупные религиозные объединения. Такие группы конституируются на основе общих для всех членов существенных признаков (экономических, политических, религиозных и т.д.).

Причины межгрупповых конфликтов могут быть самые разные: экономические, политические, национально-этнические и т.д. Разный уровень социальных групп имеет свои особенности возникновения конфликта и способов их разрешения. Так, на уровне малых групп большую роль в возникновении межгруппового конфликта играет такой фактор, как социальная идентификация групп. Она выражается в формировании чувства причастности к труппе, отождествлении себя с другими ее членами, создании качества “мы”, в отличие от “они” или “не-мы”. “Мы” — это свои, наши, “они” — это другие, отличающиеся от “нас”. Таким образом, социальная идентификация своей оборотной стороной имеет социальную дифференциацию, которая содержит в себе возможность возникновения межгруппового конфликта. При этом основания социальной идентификации могут быть самые разные: экономические, социокультурные, расовые и т. д.

На уровне больших  социальных групп причины конфликтов отличаются большей масштабностью  и глубиной. Так, при возникновении  этнических конфликтов важную роль часто  играют территориальные притязания одного из этносов. В основе политических конфликтов лежит борьба за власть, за политическое господство в обществе.

Как показывает мировая статистика, сегодня в  мире конфликты носят в основном межгрупповой характер. Речь идет о  тех группах, которые различаются главным образом по этническим, расовым, религиозным или культурным признакам. Чаще всего конфликты происходят тогда, когда этническим группам отказывается в удовлетворении их самых элементарных этических потребностей. При этом одна из наиболее деликатных проблем — проблема национальных меньшинств, затрагивающая вопросы их статуса, культурной самобытности, возможности самовыражения. Следует также сказать, что сами конфликты между группами населения стали более смертоносными, интенсивными и устойчивыми во всем мире” что приводит к все возрастающим жертвам среди гражданского населения.

Межгосударственные конфликты  представляют собой борьбу между  двумя государствами и их коалициями. Видимо, правы те политики России, которые  считают, что многолетняя конфронтация между США и СССР была основана не столько на противоречии между идеологиями, сколько на соперничестве за политическое и экономическое влияние в мире. 

Может также возникнуть конфликт между  государством и группой государств. Примером служит вторжение войск США на территорию Ливии, Россия и Китай выступили против данного выступления.

Следует отметить, что именно конфликт между большими социальными группами некоторые  исследователи называют социальным конфликтом в собственном смысле слова, в отличие от внутриличностных, межличностных и внутригрупповых конфликтов, а также конфликтов между малыми группами.

Такого взгляда, в частности, придерживался К. Маркс  и его последователи, называя  социальным конфликтом противоборство между общественными классами. Такого же взгляда придерживаются и некоторые современные авторы, утверждающие, например, что национальные, расовые, этнические или социальные классовые отношения в сумме составляют сущность социального конфликта, поскольку конфликт становится “социальным”, когда в него включаются отношения между большими социальными группами или “категориями”, а не между индивидами или малыми группами.

Как отмечалось, сегодня в понятие “социальный  конфликт” в отечественной литературе в большинстве случаев включаются все конфликты, происходящие в обществе.

Внутриличностный  конфликт. Носитель внутриличностного конфликта — отдельная личность. Содержание этого конфликта выражается в острых негативных переживаниях личности, порожденных ее противоречивыми стремлениями. Например, в теории психоанализа З. Фрейда внутриличностный конфликт возникает в результате противоречия между желаниями “Оно” и “Сверх-Я” (инстинктивными побуждениями и моральными чувствами и требованиями).

Эти конфликты  по своей природе и содержанию являются во многом психологическими и вызываются противоречиями мотивов, интересов, ценностей и самооценок личности и сопровождаются эмоциональным напряжением и негативными переживаниями сложившейся ситуации. Как и всякий другой конфликт, он может носить и деструктивный и конструктивный характер, т.е. иметь как положительное, так и отрицательное последствия для личности.

В общей форме  внутриличностный конфликт можно сформулировать как проблему между наличным состоянием субъекта и его желаемым состоянием, между действительностью и возможностью, актуальным и потенциальным. Например, самооценка студента вуза такова, что ему давно бы уже пора быть кандидатом наук. В результате может возникнуть конфликт нереализованного желания.

По своему содержанию и форме сам внутриличностный конфликт не является однотипным. В его основании могут лежать самые разнообразные внутриличностные причины, например:

  • противоречие потребностей;
  • противоречие между внутренней потребностью и социальной нормой;
  • противоречие между различными ролями индивида;
  • трудность выбора между различными вариантами поведения.

 Какие сферы жизнедеятельности человека вам знакомы?

Противостоящие субъекты живут  и борются в различных подсистемах  общественных отношений и деятельности. Отсюда вытекает классификация конфликтов по критерию сфер жизнедеятельности общества: экономические, социальные, политические, правовые, идеологические, нравственные, религиозные, научные, управленческие конфликты. Их носителями могут быть любые из вышеперечисленных субъектов. Они объединяются в рамках теории среднего уровня. Экономический конфликт — это конфликт прежде всего по поводу присвоения, распоряжения и использования средств производства, а также организации и управления производством материальных благ и их распределением. Социальный конфликт — по поводу средств жизнеобеспечения, реального доступа к различным благам и ресурсам. Одной из разновидностей социального конфликта является этнический конфликт, связанный с защитой прав и интересов национальных групп. Политический конфликт — обобщающий по отношению к другим общественным конфликтам; он возникает по поводу власти, ее приобретения, защиты и использования в интересах определенных социальных групп или большинства общества. Правовой конфликт формируется в системе правовых отношений и по поводу юридических норм и правосознания. Управленческий конфликт присущ управленческим отношениям, рождается на различных этапах разработки принятия и реализации управленческих решений. Идеологический, религиозный, научный, нравственный и другие конфликты, характеризующие процессы духовной жизни людей, возникают и существуют в сфере духовной деятельности и взаимоотношений по поводу духовных ценностей.

Любой из указанных типов конфликта  может быть как горизонтальным, так и вертикальным. Не исключается одновременное сочетание того и другого типологических признаков. Такое сочетание в некоторых видах конфликта (например, в политическом) — не исключение, а правило. Конфликтное отношение общества и власти никогда не бывает таким, чтобы властям противостояли все без исключения слои общества. В любой конфликтной политической ситуации на стороне власть предержащих оказываются отдельные группы, вступающие в борьбу с оппозиционной по отношению к властям частью общества. Таким образом, вертикальный конфликт переплетается с горизонтальным — между противоборствующими социальными группами.

В качестве различительных типологических признаков конфликта  уже выступают интересы, ценности, нормы, позиции, взгляды. Отсюда выделяются соответствующие группы конфликтов: интересов, ценностей и т.д. Может возникнуть возражение, что отмеченные признаки характеризуют одни и те же конфликты. Многие политические конфликты, например, возникают по поводу интересов, ценностей, взглядов и т.д. И все же в политическом конфликте на первом месте всегда интерес, связанный с властью как орудием доступа к обладанию и распределению благ. Все остальное — прикрытие или обоснование интересов. Известное изречение видного английского политика Пальмерстона: «У нас нет вечных соперников и вечных врагов, вечны, для нас только интересы» — тому подтверждение.В зависимости от характера интересов, ценностей, взглядов противоборство может быть различимо как антагонистическое, враждебное, связанное с насильственными методами и неантагонистическое, происходящее в рамках некоторых общих интересов. Непримиримые основные интересы, разделяющие соперников, порождают антагонистический конфликт. Противоположности интересов при наличии некоторой общей основы существования соперников выливается в конфликт неантагонистический.Критерий основы конфликта может разделять их на внутренние и внешние. Если противоречие, вызвавшее конфликт, лежит в сфере разных социальных единств, элементами которых являются соперничающие субъекты, то в таком случае имеет место внешний конфликт. Противоборство, возникающее в недрах данного социального единства, есть конфликт внутренний.

 Продолжая восхождение от  абстрактного к конкретному в  анализе типологий конфликта,  приходим к необходимости различать  конфликты по механизму борьбы, ее методам и формам, динамике протекания конфликта, степени его интенсивности. Теоретически и практически значимо различие конфликтов по времени протекания. Одни из них продолжительные, другие кратковременные.

Однако ни одна классификация конфликтов не может считаться законченной и поэтому является относительной и условной. Главная цель любой классификации — помочь объяснить конфликт и найти адекватные способы его разрешения или (еще лучше) предупреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы  студентов

 

Презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа со схемой (анализ, беседа)

Заключительный

Любые разделительные линии  в научном анализе относительны. Следует обратить внимание, в частности, на взаимопереход конфликтов, присущих разным сферам общественной жизни. Политический конфликт, к примеру, возникает не на пустом месте, а, как правило, является продолжением социально-экономических противоречий, правовой конфликт есть определенная стадия развития и обострения экономических, социальных и прочих конфликтов.

Выводы: 1. Классификация конфликтов – метод познания, заключающийся в объединении их в группы на основе какого-либо признака. Признак, наличие, отсутствие или степень выраженности  которого выступает критерием отнесения объекта к той или иной группе называется основанием классификации. Основными видами классификации являются типология, систематика (приведение в систему представлений о совокупности конфликтов) и таксономия (соподчиненные группы объектов). На сегодняшний день в конфликтологии наиболее распространена классификация в форме типологии. Это классификация, в основе которой лежит существенный признак конфликта. Это наиболее ценный и сложный вид классификации. В результате типологии выделяется ряд типов конфликтов. Сам тип выступает единицей расчленения множества конфликтов по выбранному основанию классификации. 2. Базисная типология конфликтов позволяет определить границы объективного поля конфликтологии и выделить в нем общие структурные единицы. 3. В принципе классификации может лежать любой признак конфликта.

 

 

 

 

 

 

Вопросы  студентов

 

 

 

Источники:

1.Кофликтология  А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, СПб.: Питер, 2005. – 288 с.

2.Кофликтология А.В. Дмитриев, СПб.: Питер, 2005. – 240 с.

3.Образовательный портал UNIVERTV.RU (Лектор: к.псх.н. Голынчик Е.О.)

4.Большой психологический словарь.   СПб.: Питер, 2006. – 528 с.

5. Образовательный портал UNIVERTV.RU (Лектор: к.псх.н. Голынчик Е.О., факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова).   

 

 

 

Приложение 5

КОНСПЕКТ  УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

 

  1. Преподаватель, посещающий занятие (руководитель практики): Близнецова Октябрина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент.
  2. Снегирёва Татьяна Владимировна, кандидат психологических наук, доцент.
  3. Форма занятия: лекция
  4. Контингент: студенты 4 курса, группа 41.  Факультета культуры и сервиса, специальность: «Социально-культурный сервис и туризм»,
  5. Тема занятия:  «Структура конфликта».
  6. Цель: ознакомление студентов со структурой конфликта. 
  7. Задачи:

Обучающая: дать понятие структуры конфликта.

Развивающая: развивать у студентов  умения анализа конфликтов, навыки анализа полученных знаний, навыки участия в дискуссиях. 

Воспитывающая: воспитывать интерес к изучаемому материалу, культуру поведения, терпимое отношение к мнению других.

  1. Содержание занятия:
    1. Понятие структуры конфликта.
    2. Основные участники конфликта.
    3. Практическое задание на закрепление пройденного.
  2. Методы и формы проведения фрагмента занятия: использование системных вопросов; создание проблемной ситуации; организация обратной связи со всеми студентами в ходе занятия.
  3. Активность работы студентов: средняя; студенты фиксируют предлагаемый материал; задают вопросы на уточнение, приводят примеры.
  4. Самооценка магистранта: занятие прошло успешно в соответствии с планом; объём предложенного материала соответствовал отведённому времени на занятии; активность студентов соответствовала ожиданиям; уровень подготовки студентов позволил преподносить материал без дополнительных разъяснений и уточнений.
  5. Рекомендации ведущего преподавателя (оценка): ____________________

 

 


 


 

Подпись преподавателя  учебной дисциплины:______________

Подпись студента магистратуры: ________________________

Дата посещения  занятия: 1 марта 2012 г.

 

 

 

 

Конспект  лекции

 

Этапы

Деятельность  преподавателя

Деятельность слушателя

Примечание

Вводный

Приветствие.

Анализ конфликта  как социального феномена включает рассмотрение его структуры. Не  зная структуры, трудно управлять конфликтными отношениями и вообще осмысленно подходить к этому явлению. 

Вопрос: Чем, прежде всего, характеризуется всякий конфликт?

Рассмотрим  отмеченные структурные элементы конфликтного взаимодействия.

Ответы  студентов

Работа с  определением Конфликта (выделение  составляющих).

Основной 

Структура К.  понимается как совокупность устойчивых связей К., обеспечивающих его целостность. Основные компоненты могут быть представлены так, как на Схеме (раздаточный материал).

Кроме понятия  «К.»часто используется и «конфликтная ситуация» - частое понятие по отношению  к конфликту. К.с. представляет собой фрагмент конфликта, цельный эпизод его развития, своеобразный «фото снимок» К. на определенный момент времени.

Наличие конфликтной  ситуации свидетельствует о сформировавшихся конфликтогенных факторах, говорит  о появлении инициатора конфликта (лидера, группы, организации), а также о готовности поддержать его со стороны других субъектов со сложившейся установкой на конфликт. Конфликтная ситуация в обществе — это ситуация социальной напряженности, когда подорвана легитимность в самом широком смысле слова (социальная оправданность) различных общественных структур, ценностей, порядка. Конфликтная ситуация стимулируется кризисными явлениями. Кризисы в обществе могут выступать условием возникновения конфликтной ситуации, либо являются фоном, на котором развертываются конфликты. Нынешняя ситуация в России характеризуется наличием всех составляющих конфликтной ситуации, связанной с глубоким системным кризисом общества.

Рассмотрим  более подробно содержание конфликта.

В любом социальном конфликте, будь то межличностный или межгосударственный конфликт, основные действующие лица – люди. Они могут выступать как частные лица (семья), как офиц. лица (К. по вертикали) и как юр. лица (представители организаций). 

Степень участия  может быть различной: от непосредственного  противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта. Исходя из этого выделяют: основных участников конфликта, группы поддержки, других участников.

Основные участники  конфликта: их часто называют сторонами  или противоборствующими силами. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные действия друг против друга, или оппонент, что в переводе с латинского означает противник в споре.

Противоборствующие  стороны – ключевое звено  любого К. Когда один из участников выходит  из конфликта, т он прекращается. Если в межличностном конфликте один из участников заменяется новым, то и конфликт изменяется, начинается новый. Интересы и цели сторон в межличностном конфликте индивидуализированы.

В межгрупповом и межгосударств. конф. появление  нового участника не влияет на конфликт.

Часто в конфликте  выделяют  инициатора конфликта (первый начал), в лит-ре может быть -  зачинщик. Но несет не совсем положительный  акцент, т.к. не всегда зачинщик может  нести за собой отриц. Момент.

Однако в  длительных межгрупповых конфликтах трудно выделить инициатора, этот конфликт имеет свою историю и т.д.

Часто выделяют такую характеристику, как ранг оппонента  – уровень возможностей оппонента  по реализации своих целей в конфликте. Это материальные, физические, интеллектуальные возможности ит.п.

Группы поддержки. Всегда за оппонентами стоят силы, которые могут быть представлены отдельными, индивидами, группами. Они  могут коренным влиять на развитие и исход конфликта.

Другие участники. В данную группу входят субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Это подстрекатели и организаторы. Подстрекатель – это лицо и т.д., толкающее на участника на конфликт. Сам подстрекатель может в этом конфликте не участвовать. Его задача – спровоцировать. Организатор – это лицо планирующее конфликт.

Медиатор –  посредник. Решает задачу прекращения  конфликта. Но он не входит в число  участников конфликта. Он не участвует  в конфликте и действуе ненасильственными  методами.

Предмет К.  Ядром  любого конфликта является противоречие. В нем отражается столкновение интересов, целей сторон. Борьба, ведущаяся в конфликте , отражает стремление разрешить это противоречие в свою пользу. В ходе конфликта борьба может затухать и обостряться. Однако, проблема остается  нерешенной до тех пор, пока противоречие не разрешиться.

Козер Л. обозначил  в качестве переменных (предмета) конфликта  власть, статус, перераспределение  ценностей и доходов. Дарендорф  Р. назвал предметом современного социального  конфликта право на включение в «большинство» общества, добившегося нормальных для себя условий жизни. Парсонс Т. и его сторонники считают предметом общественного конфликта сохранение стабильности системы, ее нормативно-ценностной основы. Марксисты на первый план классового конфликта выдвигают отношения собственности на средства производства и определяемое ими политическое господство владельцев  
собственности. 
   Как следует из сказанного, понимание предмета конфликта имеет концептуальное значение и связано с общим подходом тех или иных авторов к пониманию  
механизма социального процесса в целом. Предмет конфликта — это его источник. В зависимости от глубины проникновения анализа в суть общественных  
процессов, исследователем фиксируется определенный уровень основы конфликта. Скажем, Парсонс Т. ограничивается объяснением большинства конфликтов отклоняющимся поведением людей. «Одним из источников изменения, — пишет он, — служит распространение отклоняющегося поведения, равно как и разрастание различного вида конфликтов, причем большинство конфликтов содержит в качестве существенных ингредиентов то, что может быть с полным основанием названо отклоняющимся поведением»8. Отсюда, естественно, вывод о конфликте как временном, патологическом явлении.

В большинстве  случаев суть противоречия не видна и участники конфликта оперируют таким понятием, как предмет конфликта – это объективно существующая или воображаемая проблема, лежащая в основе конфликта. Это противоречие ради которого стороны вступают в противоборство.

Объект К.  Его выделить не всегда удается, легче определяется предмет К. Объект является ядром проблемы. Иногда его рассматривают как причину. Объектом может быть материальная , социальная, духовная ценность.  Объект находится на пересечении личных, групповых, общественных, государственных интересов субъектов, которые стремятся к контролю над ним. Зачастую он неделим.

Важно выделять О., чтобы конструктивно разрешать  К.

Микро- и макросреда.  При анализе конфликта важно  выделять, в каких условиях находится  и действуют участники К.,т.е  МИ. и МА. среду в которой возник конфликт. Это ближайшее окружение личности и его социальная среда, представителем которой является участник.

Важными псих. составляющими  конфликтной ситуации являются устремления  сторон, в соответствии с которыми оппоненты организуют свое поведение в конфликте.

При объяснении активности и направленности действий оппонентов в конфликте речь идет о мотивах, потребностях, целях, интересах  потребностях отдельных лиц и  т.д.

Мотивы в  конфликте – это побуждения вступления в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта. Зачастую сложно выявить истинные мотивы оппонентов, они скрываются.

Побудителем активности оппонентов в К. являются потребности – нужда оппонента  в объектах, т.е.- власть, ресурсы, духовные ценности, необходимые для его существования.

Анализ причин поведения сторон в конфликтах показывает, что они сводятся к удовлетворению своих интересов – это осознаваемые потребности, которые обеспечивают его направленность на объект К. способствуют реализации его конфликтного поведения.

Близки к  интересам оппонентов и ценности, которые они могут отстаивать в К.

Мотивы оппонентов конкретизируются в их целях –  это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия человека.  Целью субъкта в конфликте является его представление о конечном результате конфликта. Основная цель – овладение объектом конфликта.

Последним элементом  устремлений человека является позиция. Это система отношений оппонента к элементам К. Появляется в поведении и поступках.

   

Задания на закрепление  пройденного

В предложенных ситуациях  проанализируйте следующие  элементы  конфликта:

  • конфликтную ситуацию
  • объект конфликта
  • предмет конфликта
  • участников конфликта
  • ранг оппонентов
  • среду конфликта
  • переход конфликта из сферы деловых отношений в личностную сферу
  • личностные элементы конфликта.

Ситуация 1. На уроке русского языка учительница несколько раз делала замечания ученику, который не занимался. На замечания учительницы он не реагировал, продолжая мешать другим: достал резинку и начал стрелять бумажками в учеников, сидящих впереди.

Учительница потребовала, чтобы мальчик вышел из класса. Он грубо ответил и не вышел. Учительница  прекратила урок. Класс зашумел, а виновник продолжал сидеть на своем месте, хотя стрелять прекратил. Учительница села за стол и стала писать в журнале, ученики занялись своими делами. Так прошло 20 минут. Прозвенел звонок, учительница встала и сказала, что весь класс оставляет после уроков. Все зашумели.

Ситуация 2. Шло совещание у начальника ОРСа. Подводились итоги трудового соревнования за год среди предприятий общественного питания. По всем показателям на первое место претендовала столовая №3. Возражения были только у главного инженера-кулинара ОРСа Евдокимова, сообщившего, что проведенные им на днях анализы в столовой №3 выявили занижение калорийности пиши против нормы, причиной которою может быть либо недовложение продуктов, либо нарушение технологии. В связи с этим он считает, что присваивать столовой классное место пока рано. Выступление Евдокимова вызвало негодование директора столовой Ширковой. уже немолодой, но энергичной женщины, с большим опытом работы в общественном питании. “Как вам не стыдно,— обрушилась она на Евдокимова,— использовать служебное положение для сведения личных счетов”. А комиссии пояснила: “Моя столовая — ближайшая к управлению и Евдокимов часто заходил к нам обедать. Но в перерыв очереди всегда большие, поэтому он обычно обедал у меня в кабинете, я сама его обслуживала, чтобы никого не отрывать от работы. Но вот однажды, месяца два назад, я не смогла его обслужить – была занята – и попросила Евдокимова пообедать в общем зале. Он, как видите, запомнил этот случай. Его анализам я не верю. У нас всегда аккуратно готовят, я сама бываю на закладке продуктов”.

 

Вопросы  студентов

 

 

Заключительный

 Выводы:

  1. Структура конфликта – это совокупность устойчивых связей, обеспечивающих целостность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни.
  2. К. включает в себя участников ,, предмет, объект, элементы микро- и макросреды. Псих.компоненты конфликта составляют мотивация сторон, цели, потребности сторон.
   

 

Источники:

1.Кофликтология  А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, СПб.: Питер, 2005. – 288 с.

2.Кофликтология А.В. Дмитриев, СПб.: Питер, 2005. – 240 с.

3.Образовательный портал UNIVERTV.RU (Лектор: к.псх.н. Голынчик Е.О.)

4.Большой психологический словарь. СПб.: Питер, 2006. – 528 с.

5. Образовательный портал UNIVERTV.RU (Лектор: к.псх.н. Голынчик Е.О., факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова).   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

 

КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

 

  1. Преподаватель, посещающий занятие: Хвостова Елена Викторовна кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики
  2. Форма занятия: кураторский час в тренингого занятия.
  3. Контингент: студенты 3 курса факультета Педагогики и психологии группа 31 «Начальное образование».
  4. Тема занятия: «Диагностика групповой ситуации».
  5. Цель: выявление проблем взаимоотношений.  
  6. Задачи:

обучающая: совершенствовать навыки межличностного восприятия.

развивающая: развивать наблюдательность, степень группового сплочения.

воспитывающая: воспитывать заинтересованность в совместной деятельности и в общении друг с другом, увлеченность общим делом.

  1. Содержание занятия:
  • Организационный. «Разогрев» группы. Диагностика сплоченности.
  • Основной. Диагностика групповой ситуации.
  • Заключительный. Подведение итогов. Диагностика сплоченности.
  1. Методы и формы проведения фрагмента занятия: игровое моделирование совместной деятельности; обсуждение полученных результатов; организация обратной связи со всеми студентами в ходе занятия.
  1. Активность работы студентов: средняя; студенты принимают участие в играх.
  2. Самооценка магистранта: занятие прошло успешно в соответствии с планом; объём предложенных упражнений соответствовал отведённому времени на занятии; активность студентов соответствовала ожиданиям.
  3. Рекомендации ведущего преподавателя (оценка): ____________________

Информация о работе Отчет по научно – педагогической практике на базе Нижневартовского государственного гуманитарного университета