Отчет по научно – педагогической практике на базе Нижневартовского государственного гуманитарного университета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 20:25, отчет по практике

Краткое описание

Цель научно-педагогической практики – изучение основ педагогической и учебно-методической работы в Нижневартовском государственном гуманитарном университете, овладение педагогическими навыками проведения отдельных видов учебных занятий по детской психологии, формирование и развитие профессиональных навыков преподавателя высших (педагогических) учебных заведений; овладение основами педагогического мастерства, умениями и навыками самостоятельного ведения учебно-воспитательной и преподавательской работы.

Вложенные файлы: 1 файл

Отчет по практике Мельникова Н.В. 11.04.2012 doc.doc

— 810.50 Кб (Скачать файл)

____________________________________________________________________________________________________________________________________


 

 

Подпись преподавателя  учебной дисциплины:______________

Подпись студента магистратуры: ________________________

Дата посещения  занятия: 30 мая 2012 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект  лекции

 

Этапы

Деятельность  преподавателя

Деятельность  слушателя

Примечание

Вводный

Приветствие.

Оргмомент:

Упр. «Открытка»

Упр. «Цвет глаз» и т.п.

Правила группы.

Диагностика группового сплочения.

Упр. «Дерево»

Ответы  студентов

 

Основной 

Упр. «Пожелания друга»

В начале работы любой группы важно, чтобы каждый участник почувствовал, что пребывание в группе может быть наполнено  для него особым смыслом. Предлагаемая процедура дает участникам возможность  прислушаться к своему внутреннему голосу и услышать его как бы со стороны.

Инструкция: Я хочу, чтобы каждый из вас сейчас сосредоточил внимание на смысле и цели своего участия в этой группе. Закройте глаза... Пусть вам вспомнится какой-нибудь человек, который, как вам кажется, заинтересован в том, чтобы вы участвовали в работе нашей группы, и ожидает в этой связи от вас каких-то изменений. Это может быть просто ваш знакомый (например, по работе), а может быть и человек, с которым вас связывают личные, близкие отношения... (30 секунд.)

Теперь представьте  себе, что этот человек говорит  о том, чему, по его мнению, вам  стоит здесь научиться. Сформулируйте  для себя его пожелания и выберите из них два наиболее важных. (2 минуты.)

Теперь  откройте глаза и запишите то, что вы выбрали. Затем по очереди прочитайте нам свои записи.

 

 Упр.  «Самораскрытие»

Групповая атмосфера  характемизуется еще и тем, в какой мере каждый из участников может раскрываться в группе. Следующее упражнение позволяет получить данные об этом очень простым способом.

(Инструкция: Мне хочется, чтобы мы выяснили, насколько каждый из нас чувствует себя защищенно и не боится раскрываться во время нашей работы. Закройте, пожалуйста, глаза и слушайте мои дальнейшие инструкции. Представьте себе шкалу от 1 до 10. Единица на этой шкале означает, что вы стесняетесь раскрываться, десять — что вы можете быть откровенными и искренними. Теперь решите, каким количеством баллов вы оцениваете свою способность к самораскрытию на наших занятиях. Когда вы определите это для себя, поднимите, не открывая глаз, соответствующее число пальцев. Держите пальцы до тех пор, пока я не попрошу вас открыть глаза. Я сделаю это, когда последний из вас покажет на пальцах свои баллы. Теперь откройте глаза и посмотрите, сколько пальцев поднимает каждый.

 Вопросы  для обсуждения:

— Почему каждый из участников нашей группы выставил себе ту или иную оценку?

— Что объединяет тех, кто  поставил себе низкое число баллов?

— Чья оценка показалась неожиданной?

— Что может изменить группа для того, чтобы работать лучше?

 

   Упражнение "Хвосты"

Группам, как  естественным, так и тренинговым, очень вредят неразрешенные проблемы, невысказанные участниками чувства  и мысли. Предлагаемая процедура  помогает группе выявить важные "хвосты" групповой истории и проработать их.

Инструкция: Предложите участникам проанализировать некоторые важные аспекты их участия в группе. Для этого зачитайте им предлагаемые ниже вопросы, причем так, чтобы они записывали свой ответ на каждый вопрос, прежде чем Вы перейдете к следующему.

1.  На что  я надеялся при вступлении  в эту группу?

2.  Что из  этого мне удалось осуществить?

3.  С кем  я работал вместе чаще всего?

4.  Кто из  участников задел меня сильнее  всех?

5.  Кто подарил  мне самую большую радость?

6.  В какой  момент я пережил самый сильный кризис в этой группе?

7.  В какой  момент вся группа в целом  пережила наиболее серьезный  кризис?

8.  Кто из  членов группы до сих пор  лучше всех справлялся с заданиями?

9.  Чему мне  надо научиться, чтобы я мог  работать на том уровне, на  котором хочу?

10. Что я до сих пор не высказал?

11.С кем из участников группы мне хочется обсудить все (или некоторые) из ответов на эти вопросы?

Затем дайте  каждому возможность выбрать  себе партнера и в течение 20 минут  обсудить с ним ответы на вопросы. После этого начинайте общее обсуждение упражнения.

Вопросы для обсуждения:

— Какой из вопросов задел меня больше всего?

— Что бы я  хотел выяснить в ходе общего обсуждения?

 

Упражнение  «Альтернатива»

С помощью предлагаемой проективной техники можно выявить  представления участников об удовлетворенности групповой работой и понять, что еще им хотелось бы получить от работы в группе.

Инструкция: Я хотел бы предложить вам взглянуть на нашу группу как на целое и выяснить, насколько вам нравится наш способ совместной работы. Сядьте поудобнее и закройте глаза... (30 секунд.)

Представьте себе, что вы — наблюдатель, который может смотреть на нашу группу через небольшое отверстие в стене. Мысленно понаблюдайте за группой, когда она занята разными видами деятельности. (2 минуты.)

Теперь  представьте себе, что в соседней комнате вы можете наблюдать за другой группой, у которой есть все. чего нам не хватает, и которая делает все то, что мы с вами боимся делать. Понаблюдайте теперь за этой идеальной группой. Что вы там видите? (2 минуты.)

Теперь  скажите "до свидания" обеим группам  и постепенно возвращайтесь сюда, в эту комнату...

• Вопросы для обсуждения:

— Что я увидел в другой группе?

— Что отличает ее от нашей?

— Что я увидел в нашей группе?

— Что было общим  для обеих групп?

— Что мы можем сделать для того, чтобы наша группа стала для нас привлекательнее?

— Что мы можем  изменить в структуре нашей группы?

— Что каждый из нас хочет делать по-другому?

Упражнение  «Удовлетворенность работой группы»

Время от времени  Вам стоит выяснять вместе с участниками группы, в какой мере каждый из них удовлетворен групповой работой — как ее содержанием, так и общей атмосферой занятий. Вы получите обратную связь о себе как о руководителе группы и обратите внимание участников на важность сложившейся в группе атмосферы. Разумеется, важно, чтобы Вы всерьез отнеслись к полученным данным. Если выявится серьезная неудовлетворенность групповой работой, то имеет смысл обсудить эту проблему с группой более обстоятельно. Если же Вы отнесетесь к этим данным лишь как к информации для себя и совместно с участниками не сделаете из этого никаких выводов, то тем самым Вы только усилите неудовлетворенность и сопротивление групповой работе. Первый вариант упражнения дает членам группы возможность выразить оттенки своего отношения. Если же Вы хотите выяснить степень удовлетворения участников лишь приблизительно, можно выбрать второй вариант упражнения, дающий грубую, но ясную картину групповой ситуации.

Вариант 1

Инструкция: Я хочу, чтобы каждый из вас показал, насколько он в данный момент удовлетворен работой группы. Сейчас я положу посередине комнаты книгу. После этого вы, не говоря ни слова, должны будете встать настолько близко к этой книге, насколько вы удовлетворены нашей работой. Тот, кто очень доволен работой, встает вплотную к книге, тот, кто очень недоволен, может встать, например, около стены. Все остальные могут занять любое место между этими двумя крайними позициями.

Позаботьтесь  о том, чтобы во время выполнения этого задания никто не разговаривал. Когда каждый найдет себе место, попросите всех остаться на своих местах, посмотреть, где стоят другие, и затем коротко сказать, что они хотят выразить своим местоположением и как они относятся к позиции других.

Вариант 2

(Инструкция: Я хочу, чтобы мы с вами выяснили, кто в данный момент не удовлетворен работой группы. Для этого те, кто в основном удовлетворен, должны встать около двери, а те, кто не удовлетворен, — у противоположной стены комнаты. Сделайте это, не разговаривая друг с другом... Теперь скажите, пожалуйста, что привело вас на это место, и прокомментируйте позиции других участников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы  студентов

 

Презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключительный

Упражнение «Что я приобрел?»

Горечь прощания с группой смягчится, если каждый участник сформулирует для себя, что  существенного приобрел он в ходе работы и чем это поможет ему  в повседневной жизни. На это направлено следующее упражнение.

Инструкция: Чтобы нам было легче расстаться друг с другом, мы можем сделать следующее: пусть каждый сосредоточится на том, что он здесь приобрел. Подумайте пару минут над следующим вопросом: в чем состоит наиболее важный опыт, который я приобрел в этой группе и который поможет мне лучше справляться с трудностями повседневной жизни? Закройте глаза и не открывайте их их до тех пор, пока не найдете ответ на этот вопрос, а затем запишите ответ на карточке.

Мне хочется, чтобы каждый сейчас поделился  с нами тем, что он осознал.

Диагностика группового сплочения.

Упр. «Дерево»

Выводы. Обсуждение.

 

 

 

 

 

 

 Ответы  студентов

 

 

 

 

 

 

 

Источники:

 

 

    1. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов.   Практическое руководство. СПб.,  – 2001.
    2. Клаус Фопель.Психологические группы. Материалы для ведущего (Klaus W.Vopel Materialien fur Gruppenleiter). Перевод с немецкого 5-е издание, стереотипное, Москва «ГЕНЕЗИС» 2004

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 ПО  ДИСЦИПЛИНЕ:

 

КОНФЛИКТОЛОГИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Минимальные требования к содержанию дисциплины:

История и теория конфликтологии. Типология конфликтов. Понятие и содержание конфликта. Виды и функции конфликта. Структура  конфликта. Стили взаимодействия. Конфликты  в организациях. Социальные конфликты. Основы предупреждения конфликтов. Профилактика конфликтности. Методы разрешения конфликта.

2. Взаимосвязь  дисциплины с другими дисциплинами  учебного плана специальности:

Конфликтология  является интегративной, междисциплинарной  наукой, в которой содержатся основы знаний естественных, социальных и гуманитарных дисциплин. Она тесно связана с такими учебными дисциплинами как: философия, психология, педагогика, социология, политология. 

3. Перечень  элементов учебно-методического  комплекса:

  • Нормативный блок:

      - аннотация;

      - рабочая учебная программа.

  • Теоретический блок:

      - планы лекций.

  • Практический блок:

      - планы семинарских занятий.

  • Блок оценочно-диагностических средств и контрольно-измерительных материалов (указать учебно-методические единицы):

      – вопросы и задания для  самостоятельной работы студентов;

– перечень вопросов к зачету;

– перечень вопросов к экзамену;

– экзаменационные  билеты;

– банк тестовых заданий для самоконтроля.

  • Методический блок:

      – методические рекомендации для преподавателей;

– методические рекомендации для студентов.

5. Нормативные  документы, требования которых  учитывались при разработке УМК:

- ГОС ВПО  по специальности;

- Методические  рекомендации по разработке учебно-методического  комплекса дисциплины основной образовательной программы реализуемой в ОУ.

- Примерные  программы дисциплин предметной  подготовки по специальностям.

- Оценочные  и диагностические средства для  итоговой аттестации выпускников  вузов по экономическим специальностям (рекомендованы Министерством образования РФ, 2003)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО  ДИСЦИПЛИНЕ

 

КОНФЛИКТОЛОГИЯ


 

 

Шифр специаль-ности

Название специальности

Курс

Семестр

Всего

часов по уч.плану

Аудиторные  часы

Форма отчетности

Лекции

Практич.

   

4

2

55

16

11

зачет


 

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ:

Цель преподавания конфликтологии – знакомство будущих специалистов с основами теории конфликта, способами предупреждения и разрешения социальных конфликтов в практической деятельности.

Задачи:

  • сформировать представления об основных стадиях и способах управления конфликтным процессом;
  • овладеть методами психологической защиты при общении с конфликтными людьми;
  • изучить способы и стили разрешения различных конфликтных ситуаций.

 

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

         Студент, изучивший дисциплину, должен:

  знать: 

- место  конфликтологии в структуре гуманитарной  подготовки специалиста;

- основные  причины и типы социальных  конфликтов современной России, закономерностей их возникновения, развития и разрешения.

  уметь:

 - предупреждать, регулировать и разрешать типичные конфликты;

- проводить  диагностику конфликта для его  оптимального разрешения.

  владеть навыками:

- определения  собственного стиля поведения в конфликтах;

- предупреждать конфликты в межличностном общении;

- владеть  методами психологической защиты  в общении с конфликтными людьми;

- владеть  технологией посредничества при  регулировании и разрешении конфликтов.

 

3.ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ  УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 

Виды  учебной работы

Объем дисциплины в часах

Семестры

Общая трудоемкость

60

2

Аудиторные  занятия

27

2

Лекции

16

2

Практические  занятия (семинары)

 

лабораторные )

8

2

Лабораторные  работы

3

2

Самостоятельная работа

32

2

Курсовые  работы/рефераты

Вид итогового контроля: экзамен/зачет

 

 Зачет –  2


 

 

 

4. СОДЕРЖАНИЕ  ДИСЦИПЛИНЫ

 

4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ  ЗАНЯТИЙ

 

п/п

Разделы дисциплины

Лекции

(в час)

Практические занятия

(семинары, лаборат.)

Самостоятельная работа

(в час)

1

Научный статус  и уровни конфликтологического знания

1

 

1

 

2

2

Становление и развитие конфликтологии как науки

1

2

3

Социальный  конфликт

2

1

4

4

Анализ  и диагностика конфликта 

2

1-1

4

5

Способы предупреждения и модели разрешения конфликтов

2

1-1

4

6

Внутриличностные  конфликты

2

1

4

7

Межличностные конфликты

2

1

4

9

Конфликты в организациях

2

1-1

4

11

Массовые  конфликты

2

1

4

 

Всего

16

11

32


 

4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

 

№  п/п

Тематический план

Тема 1.

Научный статус и  уровни конфликтологического знания

Конфликтология как наука о разнообразных социальных конфликтах. Актуальность знаний способов регулирования конфликтов в современных российских условиях.

Причины и следствия  недооценки конфликтологии в недавнем прошлом.

Конфликтологическое направление социологии. Конфликты как объект исследования психологии, социальной психологии, педагогики, политологии, менеджмента.

Закономерности  возникновения, протекания и разрешения социальных конфликтов как предмет конфликтологии. Многоуровневость конфликтологии.

Междисциплинарность и научная автономность конфликтологии.

Тема 2.

Становление и развитие конфликтологии как науки

Г.Спенсер –  основоположник конфликтологической  концепции. Социал-дарвинистское понимание социальных конфликтов (Л. Гумплович, Ф. Теннис, У. Самнер, А. Смол). Интерпретация национальных и классовых конфликтов социологами-расистами (Х. Чемберлен, Ж. Габино, Ж.В. де Лапуж, Л. Вольтман, О. Аммон).

Диалектические  концепции конфликта, их общие черты  и основные варианты (К. Маркс, Р. Дарендорф).

Конфликтный функционализм (Г. Зиммель, Л. Козер).

Конфликтологические идеи дореволюционных  российских социологов (П.А. Сорокин, В.М. Бехтерев, А.С. Звоницкая).

Тема 3.

Конфликт  как социальный феномен

Социальное  противоречие как основная причина  социальных конфликтов в современном обществе. Социальный конфликт и его структура. Участники и движущие силы социального конфликта. Объект и предмет социального конфликта. Причины и типология социальных конфликтов. Стадии конфликта. Функции и последствия социального конфликта.

Тема 4.

Анализ  и диагностика конфликта

Точность диагностики  конфликта как условие его  оптимального решения.

Основное отличие  конфликта от похожих форм социального  взаимодействия.

Обязательность  выяснения участников конфликта, их ролей в конфликте и социальных статусов; мотивировок целей и интересов конфликтеров; степени соответствия цели и интересам; причин и повода конфликтов; фазы знака и формулы конфликта; возможностей нормализации эмоционального фона конфликта; его функции относительно социальной системы и всех участников; вероятных следствий его нерешённости; всего спектра последствий его гипотетического решения на основе различных способов.

Тема 5.

Способы предупреждения и модели разрешения конфликтов

Предупреждение  конфликта. Изменение позиций участников. Манипуляции с объектом. Устранение причин. Институциализация отношений. Учет традиций и ритуалов.

Понятие «модель  решения конфликта». Зависимость  выбора модели решения конфликта от его диагноза.

«Силовая» модель, условия ее применения, возможности  и ограничения.

Компромисс  как модель решения конфликта  и условия его применения.

Интегративная модель, ее универсальность, эффективность  и сложность.

Консенсус –  оптимальная форма разрешения конфликта. Условия консенсуального решения проблем делового общения.

Исходы конфликта: примирение, выигрыш одной из сторон, обоюдный выигрыш, перерастание одного конфликта в другой, затухание.

Значимость  понятия «стратегия» и «тактика»  в конфликтологии. Необходимость различения стратегии и тактики участников конфликта. Взаимосвязь моделей решения конфликтов со стратегией и тактикой поведения конфликтеров и посредников конфликта. Зависимость конфликтной стратегии от целей, ресурсов и личностных особенностей оппонентов.

Классификация стратегий конфликтеров. Разновидности  конфликтологических тактик. Проблема реализации стратегии и тактики решения конфликта.

Стили поведения  в конфликте. Конкуренция, уклонение, сотрудничество, компромисс, приспособление. Содержательная характеристика стилей поведения в конфликте. Особенности их применения в различных ситуациях.

Стратегии и  концепции переговоров. Особенности  мягкого, жесткого и принципиального подходов к ведению переговоров. Эффективность принципиального подхода к ведению переговоров для решения конфликта.

 Подготовка  к переговорам. Тактика переговорного процесса. Правила и процедуры ведения переговоров. Обязательность оценки итогов переговоров и желательность их документирования.

Национальные  особенности поведения в деловых  переговорах.

Деловая беседа: правила, процедуры, фазы.

Сущность конфликтологического посредничества. Формы посредничества и общие требования к ним.

Консультативное посредничество, его суть и специфика. Факторы эффективности конфликтологического консультирования, его возможности  и ограничения.

Арбитражная форма посредничества, его особенности и предназначения. Виды арбитража. Достоинства и недостатки конфликтологического арбитража. Проблемы арбитрирования конфликтов социологами, психологами и менеджерами.

 Переговорное  посредничество. Медиатор переговоров,  его функции и требования к нему. Задачи и методика первой беседы медиатора с первым клиентом. Цели и методика первой беседы с другим участником конфликта. Анализ итогов бесед.

Тема 6.

Внутриличностные  конфликты

Социальная  сущность внутриличностного конфликта. Его отличие от других критических ситуаций в жизни человека. Многообразие конкретных причин внутриличностных конфликтов. Типы внутриличностного конфликта. Симптомы и следствия таких конфликтов. Профилактика деструктивных конфликтов личности. Требования к целям личности и средствам их достижения. Принципы самооценки, самоуважения и самоутверждения.

Технология  преодоления внутриличностного  конфликта. Методы снятия психоперегрузки, самоуспокоения, трансакционного анализа. Методики самоанализа, стратегия и тактика преодоления внутриличностного конфликта.

Специфика посредничества во внутриличностном конфликте и  обусловленные ею задачи конфликтологов, психологов и социальных работников.

Конфликтные типы личностей как причина внутриличностных, межличностных и других социальных конфликтов. Конфликтная личность демонстративного типа, конфликтная личность регидного типа, конфликтная личность неуправляемого типа, конфликтная личность сверхточного типа, конфликтная личность безконфликтного типа: особенности, отличия. Механизмы психологической защиты при общении с конфликтными людьми.

Тема7.

Межличностные конфликты

Сущность межличностного конфликта. Причины межличностных  конфликтов. Психологическая несовместимость  личностей - источник межличностных конфликтов. Методики определения психологической совместимости. Межличностные конфликты как результат несоблюдения дистанции в процессе общения.

Типология межличностных  конфликтов по уровням общения. Конфликты на невербальном уровне общения. Значимость внешнего вида, мимики и жестикуляции в межличностной конфликтности. Конфликтологическая значимость обоняния, осязания и биополярного взаимодействия. Сущность механизма аттракции и его роль в межличностных конфликтах.

 Конфликты  на вербальном уровне общения.  Роль норм культуры общения в решении межличностных конфликтов. Проблема обращения к знакомым и незнакомым людям.

Формула неконфликтного общения. Роль комплиментов в общении. Правила их построения и произнесения. Эмпатия как чувство и конфликтологическая  методика.

Тема 8.

Конфликты в организациях

Организационные конфликты: сущность, содержание, типология.

Причины современных  конфликтов в организациях. Общероссийские факторы. Экономический кризис и его конфликтологические следствия.

Внутриорганизационные факторы конфликтности. Нарушения конфликтологических законов нормального функционирования и прогрессивного развития организации.

Традиционные причины конфликтов субъективного характера: низкая культура общения, психологическая несовместимость работников, несоответствие стилей руководства и стилей подчинения, ошибки руководителей в конфликтах друг с другом, подчиненными и неофициальными лидерами данной организации.

Обязательные  операции руководителя по диагностике  и разрешению внутриорганизационных  конфликтов. Оптимальная технология разрешения организационных конфликтов.

Актуальные  проблемы работы специалиста в организациях. Опыт и задачи изучения и разрешения организационных конфликтов.

Тема 9.

Массовые  конфликты

 

Специфика массовых конфликтов, их количественные и качественные характеристики, взаимосвязь с другими типами социальных столкновений. Массовые конфликты как проявление депривации, социальной напряженности и социального кризиса.

Классификации массовых конфликтов. Типология по конфликтующим субъектам.

Типология по содержанию и характеру породивших конфликт проблем. Формы массовых конфликтов. Степень изученности массовых конфликтов.

Политические  конфликты. Особенности их возникновения  и развития. Субъекты политических конфликтов и их мотивы.

Экологические конфликты. Специфика их изучения. Динамика экологических конфликтов.

Роль специалистов в профилактировании  и решении массовых конфликтов: опыт, проблемы, перспективы.

Национальные  процессы в современном обществе. Понятие и специфика этнических конфликтов. Типология этнических конфликтов. Основные причины этнических конфликтов. Миграционные процессы как причина и как следствие этнических конфликтов. Субъекты этнического конфликта. Механизмы конфликта. Перерастание неконфликтных ситуаций в конфликтные. Перерастание этнического конфликта в вооруженную борьбу. Затяжные конфликты. Прогнозирование возможных исходов этнических конфликтов. Управление этническими конфликтами. Роль посреднических организаций в урегулировании конфликтов. Организация переговорного процесса.  

Информация о работе Отчет по научно – педагогической практике на базе Нижневартовского государственного гуманитарного университета