Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 15:48, контрольная работа
Цель исследования: разработать цикл занятий педагогической диагностики развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, который может использоваться в специальных развивающих образовательных программах.
Введение
Глава 1. Воображение и изучение его особенностей в дошкольном возрасте
1.1 Сущность воображения, виды и функции
1.2 Общая характеристика детского воображения
1.3 Механизм творческого воображения
1.4 Педагогическая диагностика воображения
Глава 2. Разработка, проведение и анализ практических занятий по педагогической диагностике творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
2.1 Описание цикла занятий педагогической диагностики творческого воображения детей
2.2 Анализ результатов проведенных занятий и рекомендации
Заключение
Литература
Развитие вербального
Описание методик и порядок исследования.
1. Методика «Конструирование
1-й вариант игры. Группа разбивается
на подгруппы по три-пять
2-й вариант игры. Каждый участник
вытягивает карточку с
2. Методика «Укрась слово». (Эта
игра хорошо развивает
Например:
Существительное |
Прилагательное |
Платье |
красивое, нарядное, легкое, теплое, узорчатое, яркое, праздничное, любимое, дорогое, удобное и т. д. |
3. Методика «Составление загадок»
Какая? |
Что такое же? |
Длинная |
Сосулька |
Оранжевая |
Апельсин |
Хрустящая |
Сухарь |
Получилась загадка:
Длинная – как сосулька,
Оранжевая – как апельсин,
Хрустящая – как сухарь.
Или, например, загадка о снеге. Можно применить опоры:
На что похоже? |
Чем отличается? |
На вату |
Тает |
На покрывало |
Утюгом не погладишь |
На сухарь |
Нельзя есть |
Получилась загадка:
Как вата – но тает,
Как покрывало – но утюгом не погладишь,
Как сухарь – но есть нельзя.
Опоры можно давать устно, они хорошо запоминаются. К тому же очень часто можно заменять слова рисунками.
4. Методика «Рассказ по картинке»
5. Методика «Как можно больше
названий». Детям предлагаются
различные картинки, на которых
изображены не отдельные
6. Методика «Выведение следствий»
(Эта игра используется как
в развитии творческого
Список примерных вопросов:
2.2 Анализ результатов проведенных занятий и рекомендации
I. Тест креативности.
Все работы детей можно поделить на 4 группы:
1 группа – оригинальные
2 группа – оригинальные
3 группа – оригинальные
4 группа – нет оригинальных изображений.
Таблица 2. 1. Рисунки детей и определяющая группа.
Имя |
круг |
квадрат |
треугольник |
группа |
Петя Ф. |
Колобок |
Телевизор |
Елка |
4 |
Дима П. |
Колесо |
Портфель |
Дом |
4 |
Витя Ж. |
Колесо |
Телевизор |
Дом |
4 |
Марк С. |
Солнце |
Телевизор |
Змей |
3 |
Света П. |
Ромашка |
Дом |
Гриб |
3 |
Артем К. |
Колесо |
Телевизор |
Треугольник |
4 |
Максим С. |
Солнце |
Телевизор |
Гриб |
4 |
Настя И. |
Окно |
Дом |
Треугольник |
4 |
Лиза З. |
Солнце |
Дом |
Елка |
4 |
Максим Г. |
Окно |
Телевизор |
Пирамида |
3 |
Слава Р. |
Колесо |
Дом |
Гриб |
4 |
Общее количество оригинальных изображений: 3
Вывод: Представленные результаты показали, что работы в основном принадлежат к третьей и четвертой группе - оригинальных изображений встречается мало. Есть два отличных от других изображения, но в одном случае из трех. Наиболее часто встречаются в созданных детьми образах:
Круг – солнце, колесо
Квадрат – дом, телевизор
Треугольник – гриб, дом
II. Занятия по педагогической диагностике творческого воображения.
1. Методика «Волшебники».
При оценке задания, когда предлагается самостоятельно нарисовать «волшебников», превратив одного в доброго другого в злого, учитывается реалистичность изображения (степень похожести на заданный объект) и его полнота (все ли заданные объекты изображены, использованы ли отличительные черты при изображении отдельных объектов), его оригинальность. Необходимо оценивать каждый параметр и выявить уровень развития.
Оценка результатов.
Оценка результатов рисунка ребенка производится в баллах по следующим параметрам:
10 баллов – ребенок за
8-9 баллов – ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо. Изображение фигур использованы в гармоничном сочетании.
5-7 баллов – ребенок придумал
нечто такое, что в целом
является не новым, но несет
в себе явные элементы
3-4 балла – ребенок нарисовал
нечто простое, неоригинальное, слабо
просматривается фантазия и не
очень хорошо проработаны
0-2 баллов – ребенок смог
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
5-7 баллов – средний.
3-4 балла – низкий.
0-2 балла – очень низкий.
Таблица 2. 2. Интерпретация методики «Волшебники» в баллах.
Имя |
Добрый |
Злой |
Названия |
Баллы |
Петя Ф. |
+ |
- |
- |
4 |
Дима П. |
+ |
+ |
- |
4 |
Витя Ж. |
+ |
+ |
- |
4 |
Марк С. |
+ |
+ |
Человек-Хамелеон, Дементор |
9 |
Света П. |
+ |
+ |
- |
7 |
Артем К. |
+ |
- |
- |
4 |
Максим С. |
+ |
+ |
Гарри Потер, Сектимус |
9 |
Настя И. |
+ |
- |
- |
4 |
Лиза З. |
+ |
+ |
- |
5 |
Максим Г. |
+ |
- |
- |
4 |
Слава Р. |
+ |
+ |
Тролль |
7 |
2. Методика «Рисунок в несколько рук».
Учитывается оригинальность замысла
и исполнения. Так как занятие
проводится в группе, нужно рассматривать
изображения конкретного
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
5-7 баллов – средний.
3-4 балла – низкий.
0-2 балла – очень низкий.
Таблица 2. 3. Интерпретация методики «Рисунок в несколько рук» в баллах.
Имя |
Изображение |
Название |
баллы |
Петя Ф. |
Люди в машине |
Пожар |
5 |
Дима П. |
Огонь из окон дома |
Суперпожарка |
5 |
Витя Ж. |
Многоэтажный дом, огонь. |
Пожар |
7 |
Марк С. |
Пожарная машина |
Ливень |
5 |
Света П. |
Только раскрашивала |
- |
3 |
Артем К. |
- |
- |
0 |
Максим С. |
Полицейская машина, дождь, бандиты. |
Испытание |
8 |
Настя И. |
Солнце, небо |
Апрель |
5 |
Лиза З. |
Птицы |
- |
5 |
Максим Г. |
Трава |
Спецзадание |
5 |
Слава Р. |
Дерево, скворечник |
Весна |
5 |
3. Методика «Несуществующее
Тест помогает выявить эмоциональное состояние, межличностные отношения, оригинальность мыслительной деятельности, но нас интересует умение фантазировать.
Оценка результатов
Уровни развития:
Высокий – ребенок создает абсолютно оригинальное существо. Скомбинированы элементы пяти животных и более. Может придумать название.
Средний – по образцу и подобию существующих животных создается целостный образ нового несуществующего животного. Отличие от первого в том, что такое животное больше похоже на реальное, т. е. использовано мало элементов.
Низкий – ребенок вообще не может придумать несуществующее животное и рисует реальное животное.
Таблица 2. 4. Методика «Несуществующее животное».
Имя |
Изображенное существо |
Название |
Петя Ф. |
Лев с крыльями |
- |
Дима П. |
Зайцы |
- |
Витя Ж. |
Человек-кран |
Человек-кран |
Марк С. |
Человек-паук |
Человек-паук |
Света П. |
Тигр |
- |
Артем К. |
- | |
Максим С. |
Человек, лапы осьминога, змеи из спины. |
Гоблин |
Настя И. |
Черно-розовая птица, язык змеи, хвост жирафа, глаз крокодила |
Гриф |
Лиза З. |
Русалка |
Русалка |
Максим Г. |
Оленьи рога, нос ежа, язык питона, шея жирафа, хвост крокодила, тело змеи. |
Разноличность |
Слава Р. |
Собака |
- |
4. Методика «Аналогии».
Оценивается оригинальность замысла
и исполнения. Использование приема
творческого воображения
Высокий – оригинальное изображение,
ребенок придумывает новый
Средний – малооригинальное изображение. Ребенок придумал не новый образ. Детали не четкие. Аналогия с исходным объектом слабо просматривается.
Низкий – неоригинальное изображение. Ребенок не может провести аналогию и рисует один из данных объектов.
Таблица 2. 5. Методика «Анологии».
Имя |
Изображенный объект |
Петя Ф. |
Птица-самолет, машина-жук |
Дима П. |
Божья коровка-машина |
Витя Ж. |
Поезд-гусеница |
Марк С. |
Рак-танк |
Света П. |
Рыба-подводная лодка |
Артем К. |
- |
Максим С. |
Жираф-подъемный кран |
Настя И. |
Птицы |
Лиза З. |
- |
Максим Г. |
Птица-самолет |
Слава Р. |
Птица-самолет |