Педагогическая диагностика развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 15:48, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать цикл занятий педагогической диагностики развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, который может использоваться в специальных развивающих образовательных программах.

Содержание

Введение
Глава 1. Воображение и изучение его особенностей в дошкольном возрасте
1.1 Сущность воображения, виды и функции
1.2 Общая характеристика детского воображения
1.3 Механизм творческого воображения
1.4 Педагогическая диагностика воображения
Глава 2. Разработка, проведение и анализ практических занятий по педагогической диагностике творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
2.1 Описание цикла занятий педагогической диагностики творческого воображения детей
2.2 Анализ результатов проведенных занятий и рекомендации
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

127765.docx

— 82.92 Кб (Скачать файл)

Развитие вербального воображения.

Описание методик и порядок  исследования.

1. Методика «Конструирование сказок».  Нужно приготовить карточки. На  каждой карточке должен быть  нарисован персонаж и написано  его имя. Карточек должно быть  много. Женские персонажи: Аленушка, Баба-Яга, Мальвина, Русалочка, Красная  Шапочка, Белочка, Золушка, Царевна  Несмеяна, Снежная Королева и  др. Мужские персонажи: Иван-Царевич,  Буратино, Бармалей, Царь, Незнайка, Вини-пух,  кот Матроскин, Чиполлино, Кощей  Бессмертный и др. Главное в  подборе персонажей, что они должны  быть хорошо известны и должны  быть яркими типажами.

1-й вариант игры. Группа разбивается  на подгруппы по три-пять человек.  Карточки перемешиваются, и каждая  подгруппа наугад вытягивает  пять карточек. Их задача –  через 15 – 20 минут разыграть  сказку, в которой бы действовали  доставшиеся им персонажи.

2-й вариант игры. Каждый участник  вытягивает карточку с изображением  сказочного героя. Затем кто-то  из участников предлагает зачин сказки. Он произносит несколько фраз, и дальше этот сюжет, от имени уже своего персонажа, продолжает уже другой участник, затем третий и так далее.

2. Методика «Укрась слово». (Эта  игра хорошо развивает образное  мышление, творческое воображение,  ассоциативный процесс.) Основной  задачей игры является подбор  к предлагаемому существительному  как можно больше прилагательных. Группа детей делится на две  команды. Каждой команде дается  существительное и ставится задача  за определенное время набрать  как можно больше прилагательных, которые подходят к этому существительному. Выигрывает та команда, которая  набрала больше прилагательных. Это задание может использоваться  и в индивидуальном плане. Ребенок  самостоятельно может назвать  все прилагательные по данному  существительному, другие могут  дополнять.

 

Например:

Существительное

Прилагательное

Платье

красивое, нарядное, легкое, теплое, узорчатое, яркое, праздничное, любимое, дорогое, удобное и т. д.


 

3. Методика «Составление загадок». (Для осуществления такого вида  задания необходимо создать таблицу,  которую правильней назвать опорой.) В первом столбце опорой будут  слова (или символические изображения), которые заключают в себе смысл:  «Какая?», а во втором – «Что  такое же?». Например, предположим,  решается составить загадку о  моркови. Следует составить опору:

 

Какая?

Что такое же?

Длинная

Сосулька

Оранжевая

Апельсин

Хрустящая

Сухарь


 

Получилась загадка:

Длинная – как сосулька,

Оранжевая – как апельсин,

Хрустящая – как сухарь.

Или, например, загадка о снеге. Можно применить опоры:

 

На что похоже?

Чем отличается?

На вату

Тает

На покрывало

Утюгом не погладишь

На сухарь

Нельзя есть


 

Получилась загадка:

Как вата – но тает,

Как покрывало – но утюгом не погладишь,

Как сухарь – но есть нельзя.

Опоры можно давать устно, они хорошо запоминаются. К тому же очень часто  можно заменять слова рисунками.

4. Методика «Рассказ по картинке».  Ребенку предлагаются несколько  картинок, они должны быть разнообразными  по содержанию. Например, изображение  лошади, писателя, многоэтажного дома, бабочка, ваза с цветами и  др. Ребенок может выбрать себе  одну картинку. Предлагается посмотреть  на изображение и рассказать  прошлое, настоящее и будущее  того предмета и ли живого  существа, изображенного на картинке. Далее ребенок должен выбрать  еще одну картинку, и рассказать по ней историю по той же схеме. При обработке результатов данные по обеим картинкам усредняются.

5. Методика «Как можно больше  названий». Детям предлагаются  различные картинки, на которых  изображены не отдельные персонажи,  а картины, содержащие сюжеты. На них могут быть изображены  люди, животные, растения и т. д.  Возможно использование произведении  известных художников для развития  кругозора детей. Ребенок должен  внимательно рассмотреть картинку, и придумать как можно больше  названий к ней.

6. Методика «Выведение следствий» (Эта игра используется как  в развитии творческого воображения,  так и словесно-логического мышления.) Детям предлагается ряд вопросов, начинающихся со слов «Что  произойдет, если…». Задача ребенка  дать как можно более полные  и оригинальные ответы на поставленные  вопросы.

Список примерных вопросов:

  • «Что произойдет, если дождь будет лить не переставая?»
  • «Что произойдет, если все животные начнут говорить человеческим голосом?»
  • «Что произойдет, если все горы вдруг превратятся в сахарные?»
  • «Что произойдет, если оживут все сказочные герои?»
  • «Что произойдет, если люди на расстоянии смогут читать мысли друг друга?»
  • «Что произойдет, если у тебя вырастут крылья?»
  • «Что произойдет, если все люди на Земле станут легкие, как пушинки?» и др.

 

2.2 Анализ результатов  проведенных занятий и рекомендации

 

I. Тест креативности.

Все работы детей можно поделить на 4 группы:

1 группа – оригинальные изображения  во всех трех случаях.

2 группа – оригинальные изображения  в двух случаях.

3 группа – оригинальные изображения  в одном случае.

4 группа – нет оригинальных  изображений.

 

Таблица 2. 1. Рисунки детей и определяющая группа.

Имя

круг

квадрат

треугольник

группа

Петя Ф.

Колобок

Телевизор

Елка

4

Дима П.

Колесо

Портфель

Дом

4

Витя Ж.

Колесо

Телевизор

Дом

4

Марк С.

Солнце

Телевизор

Змей

3

Света П.

Ромашка

Дом

Гриб

3

Артем К.

Колесо

Телевизор

Треугольник

4

Максим С.

Солнце

Телевизор

Гриб

4

Настя И.

Окно

Дом

Треугольник

4

Лиза З.

Солнце

Дом

Елка

4

Максим Г.

Окно

Телевизор

Пирамида

3

Слава Р.

Колесо

Дом

Гриб

4


 

Общее количество оригинальных изображений: 3

Вывод: Представленные результаты показали, что работы в основном принадлежат  к третьей и четвертой группе - оригинальных изображений встречается  мало. Есть два отличных от других изображения, но в одном случае из трех. Наиболее часто встречаются в созданных детьми образах:

Круг – солнце, колесо

Квадрат – дом, телевизор

Треугольник – гриб, дом

II. Занятия по педагогической диагностике творческого воображения.

1. Методика «Волшебники».

При оценке задания, когда предлагается самостоятельно нарисовать «волшебников», превратив одного в доброго другого в злого, учитывается реалистичность изображения (степень похожести на заданный объект) и его полнота (все ли заданные объекты изображены, использованы ли отличительные черты при изображении отдельных объектов), его оригинальность. Необходимо оценивать каждый параметр и выявить уровень развития.

Оценка результатов.

Оценка результатов рисунка  ребенка производится в баллах по следующим параметрам:

10 баллов – ребенок за отведенное  время придумал и нарисовал  нечто оригинальное, необычное, явно  свидетельствующее о незаурядной  фантазии, о богатом воображении. Образы и детали тщательно проработаны. Изображения использованы в оригинальной и остроумной комбинации.

8-9 баллов – ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо. Изображение фигур использованы в гармоничном сочетании.

5-7 баллов – ребенок придумал  нечто такое, что в целом  является не новым, но несет  в себе явные элементы творческого  воображения. Детали образов рисунка  проработаны средне. Интересное  изображение обеих фигур, понятны  отличительные моменты.

3-4 балла – ребенок нарисовал  нечто простое, неоригинальное, слабо  просматривается фантазия и не  очень хорошо проработаны детали. Изображен хотя бы один требуемый  объект.

0-2 баллов – ребенок смог нарисовать  лишь отдельные штрихи и линии,  либо не смог нарисовать даже один объект.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

5-7 баллов – средний.

3-4 балла – низкий.

0-2 балла – очень низкий.

 

Таблица 2. 2. Интерпретация методики «Волшебники» в баллах.

Имя

Добрый

Злой

Названия

Баллы

Петя Ф.

+

-

-

4

Дима П.

+

+

-

4

Витя Ж.

+

+

-

4

Марк С.

+

+

Человек-Хамелеон, Дементор

9

Света П.

+

+

-

7

Артем К.

+

-

-

4

Максим С.

+

+

Гарри Потер, Сектимус

9

Настя И.

+

-

-

4

Лиза З.

+

+

-

5

Максим Г.

+

-

-

4

Слава Р.

+

+

Тролль

7


 

2. Методика «Рисунок в несколько  рук».

Учитывается оригинальность замысла  и исполнения. Так как занятие  проводится в группе, нужно рассматривать  изображения конкретного ребенка. Оценка результатов производится по той же шкале, которая приведена  в предыдущей методике.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

5-7 баллов – средний.

3-4 балла – низкий.

0-2 балла – очень низкий.

 

Таблица 2. 3. Интерпретация методики «Рисунок в несколько рук» в баллах.

Имя

Изображение

Название

баллы

Петя Ф.

Люди в машине

Пожар

5

Дима П.

Огонь из окон дома

Суперпожарка

5

Витя Ж.

Многоэтажный дом, огонь.

Пожар

7

Марк С.

Пожарная машина

Ливень

5

Света П.

Только раскрашивала

-

3

Артем К.

-

-

0

Максим С.

Полицейская машина, дождь, бандиты.

Испытание

8

Настя И.

Солнце, небо

Апрель

5

Лиза З.

Птицы

-

5

Максим Г.

Трава

Спецзадание

5

Слава Р.

Дерево, скворечник

Весна

5


 

3. Методика «Несуществующее животное».

Тест помогает выявить эмоциональное  состояние, межличностные отношения, оригинальность мыслительной деятельности, но нас интересует умение фантазировать.

Оценка результатов производится по степени своеобразия и использованию  приемов творческого воображения.

Уровни развития:

Высокий – ребенок создает абсолютно  оригинальное существо. Скомбинированы элементы пяти животных и более. Может  придумать название.

Средний – по образцу и подобию  существующих животных создается целостный  образ нового несуществующего животного. Отличие от первого в том, что  такое животное больше похоже на реальное, т. е. использовано мало элементов.

Низкий – ребенок вообще не может  придумать несуществующее животное и рисует реальное животное.

 

Таблица 2. 4. Методика «Несуществующее  животное».

Имя

Изображенное существо

Название

Петя Ф.

Лев с крыльями

-

Дима П.

Зайцы

-

Витя Ж.

Человек-кран

Человек-кран

Марк С.

Человек-паук

Человек-паук

Света П.

Тигр

-

Артем К.

 

-

Максим С.

Человек, лапы осьминога, змеи из спины.

Гоблин

Настя И.

Черно-розовая птица, язык змеи, хвост  жирафа, глаз крокодила

Гриф

Лиза З.

Русалка

Русалка

Максим Г.

Оленьи рога, нос ежа, язык питона, шея жирафа, хвост крокодила, тело змеи.

Разноличность

Слава Р.

Собака

-


 

4. Методика «Аналогии».

Оценивается оригинальность замысла  и исполнения. Использование приема творческого воображения оценивается  по уровням:

Высокий – оригинальное изображение, ребенок придумывает новый объект, может его изобразить, детали проработаны  четко. Аналогия выражена явно.

Средний – малооригинальное изображение. Ребенок придумал не новый образ. Детали не четкие. Аналогия с исходным объектом слабо просматривается.

Низкий – неоригинальное изображение. Ребенок не может провести аналогию и рисует один из данных объектов.

 

Таблица 2. 5. Методика «Анологии».

Имя

Изображенный объект

Петя Ф.

Птица-самолет, машина-жук

Дима П.

Божья коровка-машина

Витя Ж.

Поезд-гусеница

Марк С.

Рак-танк

Света П.

Рыба-подводная лодка

Артем К.

-

Максим С.

Жираф-подъемный кран

Настя И.

Птицы

Лиза З.

-

Максим Г.

Птица-самолет

Слава Р.

Птица-самолет

Информация о работе Педагогическая диагностика развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста