Педагогические основы дидактической игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 17:09, контрольная работа

Краткое описание

Игра и учеба - это две разные деятельности, между ними имеются значительные качественные различия. Справедливо замечено еще Н.К. Крупской, что "школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организаторскую роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы".

Содержание

Введение

Глава I Педагогические основы дидактической игры

1.1 Значение, структура, функции и виды дидактических игр

1.2 Методика руководства дидактическими играми в разных возрастных группах

1.3 Характеристика познавательных интересов и способы их развития у старших дошкольников

Заключение

Библиографический список

Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 130.14 Кб (Скачать файл)

 

3. Изучить личностные особенности  детей с целью составления  индивидуально-дифференцированных  коррекционных программ по развитию  и поддержанию познавательной  активности средствами дидактической  игры.

 

q   Определить эффективность  работы (системы работы) по применению  дидактических игр как способа  руководства познавательной деятельностью  детей.

 

q   Составить методические  рекомендации по использованию  дидактической игры, для развития  познавательной деятельности для  воспитателей, методистов и родителей.

 

Объект исследования – процесс  развития познавательной деятельности старших дошкольников посредством  использования системы дидактических  игр.

 

Предмет исследования – особенности  процесса речевого развития (в частности, обогащение и активизация лексической  стороны речи – словаря) у детей  старшего дошкольного возраста.

 

База экспериментального исследования: Муниципальный детский сад комбинированного вида № 64 (МДСКВ №64)

 

Гипотеза исследования – есть возможность  предположить, что в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы произойдут качественные и количественные изменения в речевом развитии (в частности, обогащение и пополнение словаря) у выделенной группы дошкольников посредством использования системы  дидактических игр как одного из способов руководства познавательной деятельностью, а также при использовании  всех средств коррекционного педагогического  воздействия и при обязательном построении индивидуально-дифференцированных программ образования и развития, предполагающими изучение каждого  ребенка.

 

В соответствии с целью данного  исследования запланированы и проведены 3 этапа эксперимента:

 

I ЭТАП – констатирующий. Выявления  уровня речевого развития детей  старшего дошкольного возраста (5-7 лет): определение уровня сформированности  словарного запаса, уровня развития  связной речи, изучение грамматического  строя речи.

 

II ЭТАП – формирующий. Составление  коррекционной программы (отбор  содержания дидактических игр  и простроение системы использования  дидактических игр по решению  заданной проблемы) и реализация  собственно коррекционной работы (экспериментальная группа детей).

 

III ЭТАП – контрольный. Выявление  степени эффективности проведенной  коррекционной работы: подтверждение  или опровержение выдвинутой  гипотезы.

 

Методы исследования

 

Методы исследования определялись теоретическими позициями отечественной  педагогики, психологии и задачами данного исследования.

 

q   Теоретические:

 

1.         Анализ  психолого – педагогической литературы ( Выготский Л.С., Тихеева Е.И., Леонтьев  АН, Эльконин ДБ, Крупская Н.К., Венгер  Л.А., Богуславская З.М., Дьяченко  О.М.,.Веракса Н.Е, Смирнова Е.О,, Бондаренко А.К., Михаленко-Короткова  Н.С.)

 

2. Формирование гипотезы.

 

q   Практические: Педагогический  эксперимент, который включал  в себя: отбор диагностического  инструментария (методики), проведение  диагностики, анализ полученных  результатов, собственно развивающая  работа (формирующий эксперимент), повторная  диагностика, обработка и анализ  полученных результатов, выводы.

 

Таким образом, реализация поставленных задач исследования оказалась возможной  в результате:

 

- проведения обследования, включающего  в себя изучение состояния  словаря детей, состояния грамматического  строя речи и степени развития  связной речи

 

- анализа существующих методик  коррекционной работы с детьми 5-7 лет, анализа и отбора всего  многообразия дидактических игр  по развитию речи детей; 

 

- проведения системной развивающей  работы с детьми выделенной  группы.

 

 

Методики 

(автор Г.В.Чиркина «Методы обследования  речи детей дошкольного возраста»)

 

q   Изучение словаря детей.

 

q   

 

Методические указания: необходимо выявить способность детей быстро находить, подбирать наиболее точное слово, употреблять обобщающие слова.

 

Задание 1а. Классификация понятий.

 

Материал: 30 картинок с изображением животных, одежды, игрушек, фруктов, овощей, транспорта. Педагог называет понятие, обобщающее группу картинок, просит испытуемого  дать подробное определение понятия, а затем подобрать соответствующие  картинки. Например, подобрать картинки с изображением животных. В каждом задании подсчитывается количество правильных выборов картинок, каждый верный выбор оценивается одним  баллом. Если наряду с верными выборами сделаны неверные, то все задания  оцениваются 0 баллов. Высшая оценка 30 баллов.

 

Задание 2б. Подбор синонимов.

 

Проводится в форме игры «скажи по-другому». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать  к названному слову одно слово, близкое  по значению. Всего предъявляются 10 слов (например: хмурый, веселый, старый, большой, трусливый; идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать). Высшая оценка 10 баллов: 1 балл – подобранное слово является синонимом названного; 0 баллов- подобранное слово соответствует семантическому полю заданного.

 

Задание 3в. Подбор определений.

 

Проводится в форме игры в  слова. Ребенку предлагается придумать  к названному слову как можно  больше определений. Предъявляется 5 слов: платье, береза., яблоко, лиса, девочка. Высшая оценка 10 баллов: 2 балла –  придумано более 3 слов, семантически соответствующих заданному; 1 балл - менее 3 слов; 0 баллов – ответ отсутствует  или не соответствует семантическому полю предъявляемого слова.

 

Обработка данных.

 

После выполнения всех трех заданий, направленных на выявление состояние  словаря, подсчитывается суммарная  оценка и выводится лексический  уровень развития ребенка:

 

Высокий уровень – 45-50 баллов

 

Средний уровень- 32-44 баллов

 

Низкий уровень – менее 32 баллов.

 

q   Изучение уровня связной  речи детей

 

Методические указания: для изучения уровня связной речи используется методика «пересказ текста». Детям предлагается прослушать незнакомые рассказы или  сказку, небольшие по объему.

 

Пересказы анализируются по следующим  показателям:

 

1.         понимание  текста – правильно ли ребенок  формулирует основную мысль

 

2.         структурирование  текста – умение последовательно  и точно построить пересказ (основывается  на основе сопоставления пересказа  со структурой текста)

 

3.         лексика  – полнота использования лексики  текста, замена авторских выразительных  средств собственными

 

4.         грамматика  – правильность построения предложений,  умение использовать сложные  предложения

 

5.         плавность  речи – наличие или отсутствие  длительных пауз

 

6.         самостоятельность  пересказа – наличие или отсутствие  подсказок педагога по ходу  пересказа, необходимость повторного  чтения текста.

 

Каждый показатель оценивается  отдельно. Высшая оценка воспроизведения  текста – 12 баллов. 2 балла – правильное воспроизведение; 1 балл – незначительные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое  количество подсказок; 0 баллов – неверное воспроизведение, нарушение структуры  текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках. Таким образом,

 

Высокий уровень – 12 баллов

 

Средний уровень- 11-6 баллов

 

Низкий уровень – 5 и менее  баллов.

 

q   Изучение грамматического  строя речи

 

Задание 1а.Цель: определить умение конструировать предложения.

 

Методика проведения. Ребенку предлагается составить предложение по опорны словам. Дается 3 слова , из которых ребенок  должен составить предложение. Всего  пять наборов слов: 1.Саша, кататься, лыжи; 2.клетка, синица, летать; 3.дети школа, идти; 4.девочка, альбом, рисовать; 5.аквариум, рыбка , плавать.

 

Обработка результатов. Высшая оценка 10 баллов. Предложение сконструировано  верно – 2 балла; есть незначительные отклонения от правил –1 балл; не все  слова использованы, есть нарушения  правил – 0 баллов.

 

Задание 2б. Цель: выявить умение образовывать существительные в именительном, родительном, творительном и предложных падежах множественного числа, обозначающих животных и их детенышей.

 

Методика проведения. Детям предлагаются парные картинки животных и их детенышей. Задания в виде игры «Кто у кого?», «Кого нет?», «Кто с кем вышел  на прогулку?», «О ком заботятся животные?». Дети подбирают соответствующие  картинки.

 

Обработка результатов. Высшая оценка – 40 баллов. Безошибочное употребление –2 балла, незначительные отклонения – 1 балл; неверные ответы – 0 баллов.

 

Задание 3в. Цель: выявить умения образовывать множественное число существительных.

 

Методика проведения. Задания предъявляются  в виде игры «Один-много». Слова для  предъявления: книга, ручка, стол, стул, зеркало, ведро, майка, ухо, город.

 

Обработка результатов. Высшая оценка – 10 баллов. Верный ответ – 1 балл, неверный – 0 баллов.

 

Задание 4г. Цель: обследование умения согласовывать числительные с существительными.

 

Методика проведения. У детей  картинки, изображающие игрушки на полках. Например, 2 флажка, 5 шаров, 1 ведро, 4 куклы и т.д. дети рассматривают  картинки и отвечают на вопросы «Сколько игрушек?. Какой по счету?».

 

Обработка результатов. Высшая оценка- 10 баллов. Верный ответ- 1 балл, неверный ответ – 0 баллов.

Обработка результатов по разделу  «Грамматический строй»

 

Высокий уровень– 65-70 баллов

 

Средний уровень- 64-40 баллов

 

Низкий уровень – 39 и менее  баллов.

 

Оценка речевого развития осуществляется согласно уровневой дифференциации:Уровень  

Характеристика уровня

 

Лексическая

 

сторона речи 

Грамматическая сторона речи 

Связная речь

Высокий

 

122-132 балла Употребляет правильно существительные, прилагательные, обозначающие признаки предметов; используют в повседневной речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим словом. Употребляют разные части речи точно по смыслу. Правильно согласовывает существительные с числительными, прилагательными и местоимениями. Использует предложения разных видов: с прямой и косвенной речью. Правильно подбирает однокоренные слова. Умеет связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого, самостоятельно составляет небольшие рассказы о предмете, по картинке, по плану. При пересказе передает литературное содержание, используя выразительные средства.

 

Средний

 

 

 

85-121

 

 балла Допускает незначительные ошибки при употреблении слов разных частей речи; при назывании обобщающего слова; при назывании синонимов и антонимов. Допускает незначительные ошибки при согласовании в роде, числе, падеже. Допускает незначительные ошибки при употреблении предложений, имеющих прямую и косвенную речь. Допускает незначительные ошибки при пересказывании небольшого текста. С небольшой помощью педагога передает содержание литературного произведения, используя выразительные средства языка. Несколько увеличены паузы при пересказе текста.

 

Низкий

 

 

 

84 и менее баллов Допускает большое количество ошибок либо не различает совсем слова-синонимы, слова-антонимы, при назывании обобщающего слова ориентируется только на его семантическое поле. Допускает большое количество ошибок при согласовании в роде, числе, падеже. Допускает значительные ошибки при употреблении и различении предложений, имеющих прямую и косвенную речь. Допускает значительные ошибки при пересказывании небольшого текста, не соблюдает последовательность событий. С помощью педагога передает содержание литературного произведения, не используя при этом выразительные средства языка. Отмечаются длительные увеличены паузы при пересказе текста.

 

 

 

2.2 Констатирующий эксперимент

 

 

 

В экспериментальном исследовании принимали участие 12 детей старшей  группы ( возраст 5-6 лет), дата проведения исследования - апрель 2003-04 уч.год; воспитанники МДСКВ №64 «Пингвиненок» г.Нижневартовска.

 

В результате исследования выявились  следующие результаты (согласно Протокола  выполнения заданий):

Уровень речевого развития 

Количество детей ( чел.) 

Количество детей ( %)

Высокий уровень 

- 0

Средний уровень 11 92

Низкий уровень 1 8

 

 

 Условные обозначения (цветовое  обозначение)

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

 

 

 

 

Протокол выполнения заданий№ Ф.И. ребенка Словарь Итого Связная речь Грамматический строй речи Итого 

Уровень речевого развития

 

(в баллах) 

 

№ задания 

 

(в баллах) 

№ задания

 

(в баллах) 

 

 

1а 

2б 

3в 

1а 

2б 

3в 

4г 

Игорь

 

Деметьев  22 6 6 34 8 9 27 6 7 49 91 

Кирилл

 

Клюшкин 20 6 7 33 7 7 37 5 8 59 99 

Света

 

Типцова 15 7 8 30 6 7 33 6 5 51 87 

Настя

 

Чабурина 27 8 9 44 8 6 32 7 6 51 103 

Лена

 

 Шаталина 23 5 7 35 9 5 35 7 5 52 96 

6 Камиль Ширняев 20 4 7 31 7 6 30 8 6 50 88 

Ира

 

Информация о работе Педагогические основы дидактической игры