Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 17:09, контрольная работа
Игра и учеба - это две разные деятельности, между ними имеются значительные качественные различия. Справедливо замечено еще Н.К. Крупской, что "школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организаторскую роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы".
Введение
Глава I Педагогические основы дидактической игры
1.1 Значение, структура, функции и виды дидактических игр
1.2 Методика руководства дидактическими играми в разных возрастных группах
1.3 Характеристика познавательных интересов и способы их развития у старших дошкольников
Заключение
Библиографический список
Приложения
3. Изучить личностные
q Определить эффективность
работы (системы работы) по применению
дидактических игр как способа
руководства познавательной
q Составить методические
рекомендации по использованию
дидактической игры, для развития
познавательной деятельности
Объект исследования – процесс
развития познавательной деятельности
старших дошкольников посредством
использования системы
Предмет исследования – особенности процесса речевого развития (в частности, обогащение и активизация лексической стороны речи – словаря) у детей старшего дошкольного возраста.
База экспериментального исследования:
Муниципальный детский сад
Гипотеза исследования – есть возможность
предположить, что в ходе систематической,
планомерной и целенаправленной
работы произойдут качественные и количественные
изменения в речевом развитии
(в частности, обогащение и пополнение
словаря) у выделенной группы дошкольников
посредством использования
В соответствии с целью данного исследования запланированы и проведены 3 этапа эксперимента:
I ЭТАП – констатирующий. Выявления
уровня речевого развития
II ЭТАП – формирующий.
III ЭТАП – контрольный. Выявление
степени эффективности
Методы исследования
Методы исследования определялись теоретическими позициями отечественной педагогики, психологии и задачами данного исследования.
q Теоретические:
1. Анализ
психолого – педагогической
2. Формирование гипотезы.
q Практические: Педагогический
эксперимент, который включал
в себя: отбор диагностического
инструментария (методики), проведение
диагностики, анализ
Таким образом, реализация поставленных задач исследования оказалась возможной в результате:
- проведения обследования, включающего
в себя изучение состояния
словаря детей, состояния
- анализа существующих методик
коррекционной работы с детьми
5-7 лет, анализа и отбора всего
многообразия дидактических
- проведения системной
Методики
(автор Г.В.Чиркина «Методы
q Изучение словаря детей.
q
Методические указания: необходимо
выявить способность детей
Задание 1а. Классификация понятий.
Материал: 30 картинок с изображением
животных, одежды, игрушек, фруктов, овощей,
транспорта. Педагог называет понятие,
обобщающее группу картинок, просит испытуемого
дать подробное определение понятия,
а затем подобрать
Задание 2б. Подбор синонимов.
Проводится в форме игры «скажи по-другому». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову одно слово, близкое по значению. Всего предъявляются 10 слов (например: хмурый, веселый, старый, большой, трусливый; идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать). Высшая оценка 10 баллов: 1 балл – подобранное слово является синонимом названного; 0 баллов- подобранное слово соответствует семантическому полю заданного.
Задание 3в. Подбор определений.
Проводится в форме игры в слова. Ребенку предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: платье, береза., яблоко, лиса, девочка. Высшая оценка 10 баллов: 2 балла – придумано более 3 слов, семантически соответствующих заданному; 1 балл - менее 3 слов; 0 баллов – ответ отсутствует или не соответствует семантическому полю предъявляемого слова.
Обработка данных.
После выполнения всех трех заданий, направленных на выявление состояние словаря, подсчитывается суммарная оценка и выводится лексический уровень развития ребенка:
Высокий уровень – 45-50 баллов
Средний уровень- 32-44 баллов
Низкий уровень – менее 32 баллов.
q Изучение уровня связной речи детей
Методические указания: для изучения уровня связной речи используется методика «пересказ текста». Детям предлагается прослушать незнакомые рассказы или сказку, небольшие по объему.
Пересказы анализируются по следующим показателям:
1. понимание текста – правильно ли ребенок формулирует основную мысль
2. структурирование
текста – умение
3. лексика
– полнота использования
4. грамматика
– правильность построения
5. плавность речи – наличие или отсутствие длительных пауз
6. самостоятельность
пересказа – наличие или
Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста – 12 баллов. 2 балла – правильное воспроизведение; 1 балл – незначительные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок; 0 баллов – неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках. Таким образом,
Высокий уровень – 12 баллов
Средний уровень- 11-6 баллов
Низкий уровень – 5 и менее баллов.
q Изучение грамматического строя речи
Задание 1а.Цель: определить умение конструировать предложения.
Методика проведения. Ребенку предлагается составить предложение по опорны словам. Дается 3 слова , из которых ребенок должен составить предложение. Всего пять наборов слов: 1.Саша, кататься, лыжи; 2.клетка, синица, летать; 3.дети школа, идти; 4.девочка, альбом, рисовать; 5.аквариум, рыбка , плавать.
Обработка результатов. Высшая оценка 10 баллов. Предложение сконструировано верно – 2 балла; есть незначительные отклонения от правил –1 балл; не все слова использованы, есть нарушения правил – 0 баллов.
Задание 2б. Цель: выявить умение образовывать
существительные в
Методика проведения. Детям предлагаются парные картинки животных и их детенышей. Задания в виде игры «Кто у кого?», «Кого нет?», «Кто с кем вышел на прогулку?», «О ком заботятся животные?». Дети подбирают соответствующие картинки.
Обработка результатов. Высшая оценка – 40 баллов. Безошибочное употребление –2 балла, незначительные отклонения – 1 балл; неверные ответы – 0 баллов.
Задание 3в. Цель: выявить умения образовывать
множественное число
Методика проведения. Задания предъявляются в виде игры «Один-много». Слова для предъявления: книга, ручка, стол, стул, зеркало, ведро, майка, ухо, город.
Обработка результатов. Высшая оценка – 10 баллов. Верный ответ – 1 балл, неверный – 0 баллов.
Задание 4г. Цель: обследование умения согласовывать числительные с существительными.
Методика проведения. У детей картинки, изображающие игрушки на полках. Например, 2 флажка, 5 шаров, 1 ведро, 4 куклы и т.д. дети рассматривают картинки и отвечают на вопросы «Сколько игрушек?. Какой по счету?».
Обработка результатов. Высшая оценка- 10 баллов. Верный ответ- 1 балл, неверный ответ – 0 баллов.
Обработка результатов по разделу «Грамматический строй»
Высокий уровень– 65-70 баллов
Средний уровень- 64-40 баллов
Низкий уровень – 39 и менее баллов.
Оценка речевого развития осуществляется
согласно уровневой дифференциации:
Характеристика уровня
Лексическая
сторона речи
Грамматическая сторона речи
Связная речь
Высокий
122-132 балла Употребляет правильно существительные, прилагательные, обозначающие признаки предметов; используют в повседневной речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим словом. Употребляют разные части речи точно по смыслу. Правильно согласовывает существительные с числительными, прилагательными и местоимениями. Использует предложения разных видов: с прямой и косвенной речью. Правильно подбирает однокоренные слова. Умеет связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого, самостоятельно составляет небольшие рассказы о предмете, по картинке, по плану. При пересказе передает литературное содержание, используя выразительные средства.
Средний
85-121
балла Допускает незначительные ошибки при употреблении слов разных частей речи; при назывании обобщающего слова; при назывании синонимов и антонимов. Допускает незначительные ошибки при согласовании в роде, числе, падеже. Допускает незначительные ошибки при употреблении предложений, имеющих прямую и косвенную речь. Допускает незначительные ошибки при пересказывании небольшого текста. С небольшой помощью педагога передает содержание литературного произведения, используя выразительные средства языка. Несколько увеличены паузы при пересказе текста.
Низкий
84 и менее баллов Допускает большое количество ошибок либо не различает совсем слова-синонимы, слова-антонимы, при назывании обобщающего слова ориентируется только на его семантическое поле. Допускает большое количество ошибок при согласовании в роде, числе, падеже. Допускает значительные ошибки при употреблении и различении предложений, имеющих прямую и косвенную речь. Допускает значительные ошибки при пересказывании небольшого текста, не соблюдает последовательность событий. С помощью педагога передает содержание литературного произведения, не используя при этом выразительные средства языка. Отмечаются длительные увеличены паузы при пересказе текста.
2.2 Констатирующий эксперимент
В экспериментальном исследовании
принимали участие 12 детей старшей
группы ( возраст 5-6 лет), дата проведения
исследования - апрель 2003-04 уч.год; воспитанники
МДСКВ №64 «Пингвиненок» г.
В результате исследования выявились следующие результаты (согласно Протокола выполнения заданий):
Уровень речевого развития
Количество детей ( чел.)
Количество детей ( %)
Высокий уровень
- 0
Средний уровень 11 92
Низкий уровень 1 8
Условные обозначения (
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Протокол выполнения заданий№ Ф.И. ребенка Словарь Итого Связная речь Грамматический строй речи Итого
Уровень речевого развития
(в баллах)
№ задания
(в баллах)
№ задания
(в баллах)
1а
2б
3в
1а
2б
3в
4г
1
Игорь
Деметьев 22 6 6 34 8 9 27 6
2
Кирилл
Клюшкин 20 6 7 33 7 7 37 5 8
3
Света
Типцова 15 7 8 30 6 7 33 6 5
4
Настя
Чабурина 27 8 9 44 8 6 32 7 6
5
Лена
Шаталина 23 5 7 35 9 5 35 7
6 Камиль Ширняев 20 4 7 31 7 6 30 8 6
7
Ира
Информация о работе Педагогические основы дидактической игры