Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 17:09, контрольная работа
Игра и учеба - это две разные деятельности, между ними имеются значительные качественные различия. Справедливо замечено еще Н.К. Крупской, что "школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организаторскую роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы".
Введение
Глава I Педагогические основы дидактической игры
1.1 Значение, структура, функции и виды дидактических игр
1.2 Методика руководства дидактическими играми в разных возрастных группах
1.3 Характеристика познавательных интересов и способы их развития у старших дошкольников
Заключение
Библиографический список
Приложения
При рассмотрении вопроса об особенностях
познавательного развития, т.е. особенностей
развития и формирования познавательных
процессов, необходимо помнить о
тесной взаимосвязи, взаимообусловленности
мышления и речи. Согласно, теории Л.С.
Выготского, существует тесная связь
между мышлением и речью. Развернутая
речь является не только средством
общения, но и орудием мышления. Однако,
неразрывная связь мышления с
речью вовсе не означает, что мышление
может быть сведено к речи, тождественно
с ней. Основной единицей языка с
полным основанием считается слово.
Слово несет не только номинативную
функцию слова, как таковую, но и
выполняет более сложную
Исходя из вышесказанного, следует говорить также (наряду с особенностями развития познавательных процессов у старших дошкольников) и об особенностях их речевого развития:
q Речь: речь открывается
от конкретной ситуации, теряет
ситуативность, превращаясь в
универсальное средство
Если рассматривать слово как основную единицу языка, то совершенствование навыков речевого общения невозможно без расширения словарного запаса. Словарная работа тесно связана с ознакомлением ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами. От объекта к слова и от слова к объекту – два взаимосвязанных подхода, которые необходимо учитывать при практической работе с детьми. Так, одной из задач речевого развития детей дошкольного возраста является обогащение словаря.
В современной методике развития речи
словарная работа рассматривается
как целенаправленная педагогическая
деятельность, обеспечивающая эффективное
освоение словарного состава родного
языка, в свою очередь, работа над
развитием словаря понимается как
длительный процесс количественного
накопления слов, освоение их социально
закрепленных позиций и формирование
умения использовать их в конкретных
условиях общения. Так, усвоение словаря
решает задачу накопления и уточнения
представлений, формирование понятий,
развития содержательной стороны мышления.
Одновременно с этим происходит развитие
операционной системы мышления, поскольку
овладение лексическим
Современное развитие словаря - один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают больше трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.
Таким образом, в период дошкольного детства (от 3-6,7 лет) происходит формирование и развитие познавательных способностей детей, и при условии качественного развития этих способностей в настоящий момент, их обучение на второй, третьей ступени школьного образования будет успешным.
1.2 Влияние дидактической игры
на познавательную
«Концепция дошкольного
В период активных преобразований в
дошкольной педагогике, поиска путей
гуманизации воспитательно-
Каждый период жизни и развития
ребенка характеризуется
Так, в период младенчества (до 1 года),
ведущим видом деятельности является
непосредственно-эмоциональное
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средством познания ребенком действительности.
Эльконин ДБ подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского КД, в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка – это серьезное занятие.
Педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы умственного воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является дидактической игрой.
Использование дидактической игры как средства развития умственных способностей детей дошкольного возраста уходит своими корнями далеко в прошлое. Так, традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагоге, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. По существу в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры, занимают особое место. Рассмотрим некоторые подходы прошлого к дидактической игре.
Автор одной из первых педагогических
систем дошкольного воспитания Фридрих
Фребель был убежден, что задача
первоначального образования
Неоднозначную оценку получила и другая
всемирно известная система
Придавая большое значение К.Д.
Ушинский играм в воспитании детей,
он считал, они являются основным содержанием
раннего развития и воспитания ребенка,
и поддерживал в этом отношения
Ф. Фребеля. В то же время К.Д.Ушинский
порицал игры Ф. Фребеля, как засушивающие
души ребенка. Он видел недостатки его
системы в чрезмерной сухости, в
систематичности игр, всегда подчиненной
дидактической задачи, и высказывал
мнение, что система Ф. Фребеля
выражает характерные черты немецкой
педагогики: формализм, чрезмерно строгую
систематизацию, искусственность, ограничение
самостоятельности. К.Д.Ушинский выступал
против перенесение игр Фребеля
в детском саду России. Таким образом,
основываясь на принципе народности,
он провозгласил идею оригинальности
и самобытности русской педагогики.
Народные детские игры он считал материалом,
доступным каждому ребенку, понятным,
в связи с близостью образов,
сюжетов и содержания игр, а также
благодаря общественному
Большой вклад в теорию игры внесла
Н.К. Крупская, которая, использовала лучшие
достижения прогрессивной русской
дошкольной педагогики тех лет, развивая
передовую русскую
Значительное место в
Исследованием народных игрушек, как материала дидактических игр, занималась А.И Сорокина, она отмечает, что дидактическая игрушка, подчеркивает такие качества предмета, как цвет, форму, величину, вызывает у детей эмоциональный подъем, заставляет ум ребенка работать живо и энергично, помогает мыслить, культивирует познавательные способности. Разбирая основные методы использования народных дидактических игрушек: в книге «Игры с народными дидактических игрушками». А.И.Сорокина пишет, что основной формой использования народных игрушек является дидактических игра, которая ставит целью развитие умственных способностей в занимательной игровой форме. Особенно ценным в ее работе является раскрытие в играх с использованием дидактической игрушки руководящей роли воспитателя, который ставит ребенка перед необходимостью глубоко всматриваться в предметы, сравнивать их.
Разработка дидактических игр на ознакомление с числом, величиной, формой цветом широко освещена в работах Ф.Н.Блехер. Ею создано значительное количество игр математического содержания. Давая характеристику дидактических игр, Н.Ф. Блехер пишет, что это, один из основных методов воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е годы в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются известные педагоги и психологи: Л.А. Венгер, А.Л. Усова, В.Н.Аванесова и др. В последние время поиски ученых (З.М.Богуславская, О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса, Е.О. Смирнова, А.К. Бондаренко, Н.Я. Михаленко, Н.А. Короткова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта.
В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придается большое значение. Имеется её явное эффективное воздействие на интеллект подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов-воспитателей вообще.
Так, дидактическая игра способствует:
q Развитию познавательных
способностей; получению новых знаний
их обобщению и закреплению;
в процессе игры усваивают
общественно выработанные
Информация о работе Педагогические основы дидактической игры