Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 14:05, курсовая работа
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопреде¬ляться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам худо¬жественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?
А. В. Запорожец
утверждал, что «детское художественное
творчество существует», и обращал
внимание на то, что необходимо научиться
управлять особенностями его
проявления, разрабатывать методы,
побуждающие и развивающие
Интерес к изобразительной деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а все более увеличивается.
Формирование
психических процессов и
Одно из условий
проявления творчества в художественной
деятельности - организация интересной
содержательной жизни ребенка: организация
повседневных наблюдений за явлениями
окружающего мира, общение с искусством,
материальное обеспечение, а также
учет индивидуальных особенностей ребенка,
бережное отношение к процессу и
результату детской деятельности, организация
атмосферы творчества и мотивация
задания. Формирование мотивов изобразительной
деятельности от принятия, удержания,
выполнения темы, поставленной педагогом,
до самостоятельной постановки, удержания
и выполнения темы является одной
из важных задач обучения. Следующей
задачей является формирование восприятия,
так как изобразительная
Цель сенсорного
воспитания - формирование у детей
рационального чувственного познания
окружающего мира на основе усвоения
сенсорных эталонов. Изобразительная
деятельность оказывает непосредственное
влияние на развитие сенсорных процессов,
образного мышления, воображения, а
дошкольный возраст является благоприятным
для их развития, и наибольшие возможности
открывает именно изобразительная
деятельность. Сенсорное воспитание
является основой умственного
Таким образом,
спектр нетрадиционных средств, используемых
при обучении дошкольника рассказыванию
чрезвычайно широк и может
использоваться в варьировании и
смене видов деятельности, тем
самым сохраняя интерес и мотивацию
дошкольника.
Выводы
по главе 1
Универсальные
творческие способности это индивидуальные
особенности, качества человека, которые
определяют успешность выполнения им
творческой деятельности различного рода.
В основе креативных способностей человека
лежат процессы мышления и воображения.
Поэтому основными
Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.
Но создание
благоприятных условий
Одним из способов
развития творческих способностей дошкольников
нами выбрано и охарактеризовано
использование форм нетрадиционного
обучения рассказыванию.
ГЛАВА
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ИЗУЧЕНИЮ УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ
ДОУ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ
ОБУЧЕНИЯ РАССКАЗЫВАНИЮ
2.1 Определение
уровня развития творческих способностей
детей дошкольного возраста через нетрадиционные
формы обучения рассказыванию
На основании цели и задач работы нами было проведено экспериментальное изучение уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. В исследовании принимали участие 10 дошкольников старшей группы МДОУ № 341 и 10 дошкольников МДОУ № 314.
Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей 56 лет (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)
1. Методика «Солнце в комнате»
Основание. Реализация воображения.
Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.
Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.
Инструкция к проведению.
Психолог, показывая ребенку картинку: «Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано». По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) психолог дает следующее задание: «Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь чтото напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной».
Пользоваться
карандашом ребенку не обязательно,
он может просто объяснить, что нужно
сделать для «исправления»
Обработка данных.
В ходе обследовании психолог оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:
1. Отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю, как исправить», «Картинку исправлять не нужно») 1 балл.
2. «Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) 2 балла.
3. Содержательное устранение несоответствия:
а) простой ответ (Нарисовать в другом месте «Солнышко на улице») 3 балла.
б) сложный ответ (переделать рисунок «Сделать из солнышка лампу») 4 балла.
4. Конструктивный
ответ (отделить
Данные, полученные при проведении данной методики представлены в таблице 1.
Таблица 1
Изучение уровня развития творческих способностей по методике
«Солнце в комнате»
|
Таким образом, у детей отмечается в 30% высокий уровень развития творческих способностей, в 30% уровень выше среднего, у 40% средний уровень развития творческих способностей.
2. Методика «Складная картинка»
Основание. Умение видеть целое раньше частей.
Цель. Определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.
Материал. Складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба (размер 10 * 15 см)
Инструкция к проведению.
Психолог, предъявляя ребенку картинку: «Сейчас я тебе дам эту картинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?» Выслушав ответ, психолог складывает картинку и спрашивает: «Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?» После ответа ребенка картинка расправляется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего применяется пять вариантов складывания «угол», «мостик», «домик», «труба», «гармошка».
Обработка данных.
В ходе обследования ребенка психолог фиксирует общий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществляется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание 3 балла. Всего 15 баллов. Выделяются следующие уровни ответов:
1. Отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю», « Ничего не станет», «Так не бывает») 1 балл.
2. Ответ описательного
типа, перечисление деталей рисунка,
находящихся в поле зрения
или вне его, т.е. утеря
3. Ответы комбинирующего
типа: сохранение целостности
Некоторые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения «привязано» не к какойлибо ситуации, а к конкретной форме, которую принимает картинка при складывании («Утка стала домиком», «Стала похожа на мостик» и т. д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла.
Данные, полученные при проведении данной методики представлены в таблице 2.
Таблица 2
Изучение уровня развития творческих способностей по методике
«Складная картинка»
|
Таким образом, у детей отмечается в 20% высокий уровень развития творческих способностей, в 30% уровень выше среднего, у 50% средний уровень развития творческих способностей.
Обобщим данные, полученные при проведении методик.
Таблица 3
Сводная таблица изучения уровня развития творческих способностей
|
Информация о работе Понятие «творчество» и «творческие способности»