Понятие «творчество» и «творческие способности»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 14:05, курсовая работа

Краткое описание

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопреде¬ляться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам худо¬жественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 223.31 Кб (Скачать файл)

 

 

Таким образом, у детей отмечается в 30% высокий  уровень развития творческих способностей, в 30% уровень выше среднего, у 40% средний  уровень развития творческих способностей.

Для оценки эффективности  развития творческих способностей нами была выделена контрольная группа, состоящая из 10 дошкольников МДОУ № 314, где экспериментальная работа не проводилась, а данные констатирующего  и контрольного среза в той  и другой группе позволят судить об эффективности проводимой работы.

Таблица 4

Сводная таблица изучения уровня развития творческих способностей в контрольной группе

Ф.И. ребенка Методика «Солнце  в комнате»   Методика «Складная  картинка» Уровень развития творческих способностей
1 Дина Г. В В В
2 Оля Т. ВС В В
3 Владик Б. ВС ВС ВС
4 Марина Щ. В В В
5 Лена И. ВС ВС ВС
6 Ирина И. ВС ВС ВС
7 Дима К. С ВС ВС
8 Олег Н. ВС ВС ВС
9 Игорь В. С С С
10 Дима С. С ВС С

 

 

Общий уровень  творческих способностей в контрольной  группе: у 50% уровень выше среднего, в 30% высокий уровень, в 20% средний.

С целью развития творческих способностей детей дошкольного  возраста нами были предложены рекомендации воспитателям по организации игр-драматизаций как одной из нестандартных форм обучения рассказыванию.  

2.2 Анализ результатов  опытно-экспериментальной  работы по развитию  творческих способностей  детей дошкольного  возраста через  нетрадиционные формы  обучения рассказыванию  

Программа развития представляет собой поэтапное выполнение отдельных задач, направленных на развитие творческих способностей.

Этапы Мероприятия
1. Организационный

(май-сентябрь 2009 года)

1. Участие в  курсах повышения квалификации  в целях повышения профессиональной  компетентности ”. 

2. Подбор литературы  по проблеме исследования.

3. Анализ литературы.

4. Подбор дидактических  игр по коррекции речевого  развития.

5. Подбор дидактических  упражнений по развитию коммуникативных  и творческих способностей..

6. Оформление  и обеспечение игрового уголка  “В гостях у сказки” для  обыгрывания персонажей детьми.

2. Диагностический (сентябрь 2009) 1. Составление  и подбор диагностических методик  по теме для отслеживания развития  творческих способностей детей  дошкольного возраста.

2. Составление  контрольных листов и справки  анализа осознания личности детьми  дошкольного возраста в группе..

3. Практический (сентябрь 20009 – март 2010) 1. Анализ методической, педагогической литературы по  проблеме исследования. Обобщение  педагогического исследовательского  опыта. 

2. Использование  методов и приемов для развития  творческих способностей детей  дошкольного возраста через: средства  игр-драматизаций, ТРИЗ, мнемотехники, моделирования, песочной игротерапии,  методов изобразительного творчества.

3. Условия состояния  передметно-игровой среды для  творческой деятельности детей  дошкольного возраста.

4. Составление  индивидуальных маршрутов творческого  развития и роста детей дошкольного  возраста. 

4. Обобщающий (апрель – май 2009) 1. Обобщение  итогов фронтальной и индивидуальной  работы с детьми 

2. Подготовка  отчета о проделанной работе  и оформление исследовательского  материала 


 

 

Темы занятий

Тема  Вид обучения
1 Мы из будущего ТРИЗ
2 Мы из прошлого ТРИЗ
3 Заучивание  стихотворений Мнемотехника
4 Пересказ рассказа Мнемотехника
5 Составь сказку Моделирование
6 Составь фантазию Моделирование
7 Замок из песка Песочная терапия
8 Песочный человек Песочная терапия
9 В стране радуги Рисунок
10 Разноцветные  истории Рисунок
11 Бумажный переполох Аппликация
12 Раз листочек, два  листочек Аппликация
13 Пластилиновая история Лепка
14 Сказка про  медведя Игра-драматизация

 

 

Приведем примеры  конспектов и заданий с использованием нетрадиционных форм обучения рассказыванию.

“Путешествие  по сказкам”

Программное содержание:

Закреплять знания детей о вежливости (слова приветствия  и прощания), о способах передачи информации и общения.

Закреплять умение пересказа известной сказки с  опорой на основные события “по  кругу”; учить понимать скрытый  смысл сюжета сказки; продолжать учить  правильно задавать вопросы.

Продолжать учить  детей давать нравственную оценку поведения  того или иного героя в соответствии с нормами морали.

Воспитание доброго  отношения друг к другу, чувства  сопереживания.

Нормализация  просодической стороны речи.

Коррекция эмоционально-познавательной сферы.

Формы: мнемотехника, игра-драматизация, рисунок, моделирование.

Оборудование:

Кукла (плоскостная) - мальчик; значки помощники); русская  народная сказка “Маша и медведь”; микрофон; куклы-марионетки (по количеству детей); мольберт с рисунком из сказки “Морозко” с изображением падчерицы  и мачехиной дочери; конфеты (шоколадные в яркой обвертке и карамельки); сердечки из бумаги; сундук с элементами театральных костюмов; 2 больших  зеркала; воздушный шарик и элементы для воздушной куклы (нарисованные части лица, палочка, шарф).

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, я давно мечтаю попасть в страну Сказок. Только вот беда, точной дороги-то я не знаю. Но у меня есть знакомый мальчик, которого вы тоже знаете, он может нам помочь. Он любит общительных и вежливых детей.

- А что значит  “общаться”? (Разговаривать, беседовать, рассказывать)

- Каким бывает  общение? (Устным, письменным, с помощью  “посредников” - телефон, книга,  телеграмма).

- Что значит  быть вежливым? (Говорить “волшебные”  слова)

- Что значит  поздороваться? (Пожелать друг другу  здоровья)

Пальчиковая гимнастика “Пальчики  здороваются”.

“Я здороваюсь везде, дома и на улице.

Даже здравствуй говорю, я соседской курице”.

(повторить  2-3 раза с ускорением  темпа)

Кукла:: - Здравствуйте, ребята! Молодцы! Я все слышал, могу помочь попасть в страну Сказок. Но хочу я вас спросить: “Готовы вы пройти везде, героям сказки помогать в беде?”

(Дети - “ Готовы!”)

Тогда возьмитесь за руки, закройте глаза. Раз, два, три, счастливого пути!

(Дети  проходят в другое  помещение. Звучит  музыка, дети открывают  глаза.)

Воспитатель: - Вот, ребята, мы с вами в сказочной стране. Ах, как красиво!

Но смотрите, я вижу значки. Это нам подсказывает, что нам делать. О чем же они  нам говорят? (“Смотри”, “Слушай”, “Говори”)

(На  полянке лежит  книга, русская  народная сказка  “Маша и медведь”)

Воспитатель: - Давайте вспомним эту сказку и по кругу друг за другом расскажем эту сказку, но только очень коротко, самое главное. Начинает рассказывать …Лиза.

(Дети  рассказывают сказку)

Аня Е.: Пошла  девочка Маша в лес, за грибами, ягодами, чтобы дома варенье варить и грибы  солить.

Оксана Г.: А  мишка рядом гулял и Машу увидел. И так захотелось ему такую  красивую девочку в гости пригласить!

Таня М.: Пришла Маша к Мише в гости, но скучно стало  ей и захотелось домой …. И.т.д.

Воспитатель: - Молодцы! А теперь попробуем еще раз рассказать по-другому.

Представим, что  кто-то из вас Медведь. Например …  Максим.

- Максим, расскажи  нам, как ты нес пирожки.

(Мальчик представляет себя в роли Медведя и рассказывает от 1-ого лица)

Максим Ш.: Я  пошел в лес на прогулку, да заодно бабушке с дедушкой пирожки отнести, которые Маша испекла. Иду по лесу, птички поют. Красота!

Воспитатель: - Какой замечательный у нас Медведь!

- А ты, Настенька,  превратись, пожалуйста, в Машу, и  расскажи нам, как ты заблудилась?

(Девочка  рассказывает от 1-ого  лица)

Воспитатель: - Молодец!

- Ребята, а давайте  возьмем интервью у Медведя,  пусть он нам скажет, почему  не хотел отпускать Машу? Медведем  будет … Саша. Интервью будет  брать … Даша.

(Происходит  диалог между Медведем  и девочкой.

Медведь (Никита Л.): Одному скучно, некому варить, подметать  пол. Люблю пирожки.)

Воспитатель: - Да, действительно Медведю скучно и одиноко одному в доме. Мне его жалко. Как же нам ему помочь?

(Выслушиваю  предложения детей)

Воспитатель: - Давайте отправим Медведю приглашение на чай от Маши, ведь Маша у нас добрая девочка. - Что же мы напишем? (Дети диктуют текст)

- Оставим здесь  на полянке, лесной почтальон  – сорока, ее передаст.

Воспитатель: - Ребята, мы с вами сделали доброе дело. Смотрим на значок, пора отправляться дальше. (Значок “Идем дальше”)

(Дети  подходят к ширме.  На ней значки  “Смотри”, “Думай”.  Раскрываю ширму,  на ней висят  куклы-марионетки)

Информация о работе Понятие «творчество» и «творческие способности»