Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 17:07, дипломная работа
Цель исследования: изучение психологических особенностей правового сопровождения разрешения конфликтов в дошкольном возрасте.
Объект: конфликты в дошкольном возрасте.
Предмет: правовое сопровождение разрешения конфликтов в дошкольном возрасте.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что конфликтность детей дошкольного возраста зависит от уровня правовых знаний, то есть чем выше уровень правовых знаний, тем ниже уровень конфликтности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………..
7
1.1 Понимание конфликта в психологии…………………………………....
7
1.2 Детские конфликты и причины их возникновения……………………..
12
1.3 Особенности правосознания в дошкольном возрасте ………………….
16
1.5 Анализ Конвенции о правах ребёнка……………………………………
20
Выводы по I главе…………………………………………………………….
23
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………..
25
2.1. Методы и методики исследования ………………………………….. ...
25
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………….
31
Выводы по II главе……………………………………………………………
41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………
В любом акте правового поведения обязательно проявляется правосознание действующего лица. Оно может характеризоваться знанием или незнанием конкретной нормы права, различной степенью авторитета государственной власти, закона, деятельности органов правоохраны в глазах индивида, солидарностью с действующими правовыми запретами и правовыми санкциями за их нарушение или же с негативным отношением к тому и другому.
Структура правосознания включает в себя два уровня: правосознание обыденное и правосознание теоретическое. Обыденное правосознание порождается повседневными условиями жизни людей, ограничивается непосредственными нуждами и сводится преимущественно к обиходным представлениям, оценкам, навыкам поведения. Теоретическое правосознание стремится проникнуть в сущность явлений, познать их закономерность, выразить их в системе взглядов, концепций, теорий.
По широте распространения различных видов отражения правосознание характеризуется как массовое, специализированное, локальное. При рассмотрении правосознания с точки зрения его принадлежности определенным субъектам возникает необходимость различать конкретных носителей и соответственно этому - правосознание общества, групп и индивидов.
Выделяют несколько функций правосознания:
Правовое сознание - особая форма общественного сознания, и представляет собой совокупность взглядов, идей, представлений, убеждений, настр0ений, эмоций, чувств индивидов, их объединений или всего общества относительно права и его роли.
В структуре правосознания выделяют правовую идеологию, правовую психологию и правовую мораль. Но данная структура достаточно условна и используется в целях познавания правосознания, которое в реальной жизни выступает как целостное явление [45].
Правосознание ребенка дошкольного возраста только начинает развиваться. Оно складывается из право послушности, правового мышления мировоззренческих взглядов ребенка и духовно - нравственного развития.
В целом ребенок старшего дошкольного возраста (6-7 лет) осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения.
Дети в этом возрасте без особого труда дают определения некоторым моральным понятиям. Они достаточно тонко различают эти понятия, например, очень хорошо различают положительную окрашенность слова «экономный» и отрицательную - слова «жадный». Они могут совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях (например, могут самостоятельно, без внешнего принуждения, отказаться от чего-то приятного в пользу близкого человека). Социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы.
В основе произвольной регуляции поведения лежат не только усвоенные (или заданные извне) правила и нормы. Расширяется мотивационная сфера дошкольников 6-7 лет за счет развития таких социальных по происхождению мотивов, как познавательные, социальные (побуждающие делать добро), а также мотивов самореализации. Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребенок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно «хорошо», и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает «плохо». Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, которое формируется под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.
1.5 Анализ конвенции о правах ребенка
Конвенция ООН о правах ребёнка была принята в 1989 году. В ней записаны гражданско-политические, социально-экономические и культурные права детей. Она является наиболее полным документом о правах ребенка. Прошло уже более 23 лет с момента принятия этого документа, но интерес к нему во всем мире не угасает, а скорее наоборот усиливается.
Конвенция о правах ребёнка разрабатывалась многими специалистами в течение нескольких лет. В работе над этим документом принимали участие представители государств и межправительственных организаций структуры ООН, неправительственные организации и ученые. Необходимость придания правам детей договорной основы была очевидна и тогда и сейчас. Первый проект Конвенции был представлен Комиссии по правам человека ООН в 1978 году. Спустя 11 лет 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций одобрила его, приняв Конвенцию о правах ребёнка. В январе 1990 года её подписали руководители 61 страны [67].
В настоящее время Конвенция является широко признанным международным документом по вопросам о правах человека. Участниками Конвенции являются все 192 государства-члена ООН.
Принятие Конвенции о правах ребёнка значительным количеством стран говорит о том, что все они признают право детей на особую защиту и заботу. Не смотря на то, что эти же государства спорят по правозащитным проблемам, их взгляды часто не совпадают на теорию и практику по правам и свободам человека.
Конвенция обязывает государства, подписавшие ее, наилучшим образом обеспечивать права и интересы ребенка в деятельности всех государственных, частных, административных, судебных и законодательных органов.
Благодаря Конвенции права ребенка приобрели силу норм международного права. Конвенция призвана создать благоприятные условия для развития детей, которым предстоит в будущем строить добродетельный мир.
Информация о механизме использования Конвенции представляет и теоретический, и практический интерес [67]. Она закрепляет все права ребёнка в одном документе (гражданские, политические, экономические, социальные и культурные). В ней отражены условия и соглашения между различными подходами: правовыми и философскими, международными и национальными политическими интересами. В положениях Конвенции учитываются многообразие религий, культур, традиций, уровни экономического развития стран – участников. Всё выше перечисленное, а так же механизм контроля за соблюдением положений Конвенции делают этот документ исключительным инструментом защиты прав ребёнка [67].
Россия подписала Конвенцию о правах ребёнка 29 января 1990 года.
В настоящее время для нашей страны она имеет особую актуальность в связи с растущим в последние годы желанием граждан из других стран усыновлять маленьких россиян.
В связи с участившимися случаями гибели детей в приёмных иностранных семьях, а так же случаев жестокого обращения с детьми 28 декабря 2012 года был принят федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации». Данный закон был резко осужден в США, по мнению президента Обамы он противоречит Конвенции о правах ребёнка, приняв его, Россия не соблюдает все пункты главного документа о правах и возможностях детей. Но мы считаем, что подписав его, президент России и депутаты Государственной думы следовали статьям 18-27 Конвенции, обязывающих защищать детей от жестокого обращения со стороны лиц, заботящихся о них.
В Конвенции ребенок рассматривается как личность, имеющая права, которые государства обязаны "уважать и гарантировать" (ст. 1 Конвенции). Ребёнок – особо уязвимый член общества, следовательно, заслуживает специальной защиты.
Конвенция о правах ребёнка – самый необходимый документ для современного общества. Ведь благодаря этому соглашению все права детей строго регламентированы. А значит, они должны соблюдаться, не смотря ни на что.
Выводы по 1 главе
Ребёнок в дошкольном возрасте познаёт мир человеческих отношений, моделируя их в сюжетно - ролевой игре. Он осваивает речь, у него появляются творческое воображение и логическое мышление.
В это время происходит первоначальное становление личности. Ребёнок в этом возрасте способен эмоционально предвосхищать последствия своих действий, его эмоционально – потребностная сфера обогащается новыми чувствами и мотивами, изменяется самооценка, усложняются и осознаются переживания. Самосознание и соподчинение мотивов – центральные новообразования дошкольного возраста.
Конфликтные проявления также начинают проявляться в дошкольном детстве. Причиной детского конфликта могут быть игрушки, роли, правила игры. И всегда причина конфликта отражает возрастное развитие ребёнка.
Глубина, длительность конфликтов у дошкольников во многом зависят от усвоенных ими образцов семейного общения. Однако - взрослый не должен брать на себя решение детских конфликтов в игре - это лишает детей опыта самоопределения по отношению к ценностям общения, сотрудничества, взаимодействия в межличностном и коллективном социальном пространстве.
Определяющим фактором в профилактике детских конфликтов является направленность процесса воспитания. Воспитание должно быть направлено на приучение к определенным социальным и правовым нормам взаимоотношений и взаимодействий, соблюдение которых является важным аспектом в социальном становлении личности ребенка.
Правовая культура формируется в результате правового воспитания. Показателями правовой культуры ребёнка являются: знания и понимание своих прав, уважение прав сверстников, привычка поступать в соответствии с нормами и правилами. Правосознание является одним из главных факторов, определяющих ценностные ориентации человека.
Правовому воспитанию дошкольников нужно уделять большое внимание, так как дошкольное детство – наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.
Основные задачи правового воспитания - давать представление об элементарных правовых нормах и правах детей. Правовое воспитание должно воспитывать в детях интерес к правам и обязанностям, уважение к другим людям, формированию привычки выполнять любые правила и нормы. Правовое воспитание ориентировано на осознание ребёнком своих прав. Ведущая роль в формировании правовой культуры принадлежит семье.
Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения.
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Методы и методики исследования
Цель исследования: изучение правового сопровождения разрешения конфликтов в дошкольном возрасте.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что конфликтность детей дошкольного возраста зависит от уровня правового сознания, то есть чем выше уровень правового сознания, тем ниже уровень конфликтности.
Задачи исследования:
1) Подобрать диагностические
3) Провести диагностику уровня конфликтности и уровня правового сознания детей дошкольного возраста.
4) Проанализировать полученные результаты.
В исследовании принимали участие дети дошкольного возраста 6 – 7 лет в количестве 60 человек, посещающие МБДОУ № 32 городского округа город Салават Республики Башкортостан.
Исследование проводилось в первой половине дня, что является наиболее оптимальным для детей данного возраста.
В нашем исследовании мы использовали 3 группы методов:
1) Теоретические (методы классификации и систематизации, метод обобщения, сравнительный метод);
2) Эмпирические (метод тестирования, анкетирования). В качестве диагностики использовались следующие методики:
3) Метод статистической обработки - U – критерий Манна-Уитни для выявления различий в двух выборках.
Итак, дадим краткое описание используемых в исследовании диагностических методик.
Методика «Я имею право…» (С.А. Богданова) (Приложение 1).
Цель: выявить область правовых знаний.
Стимульный материал: набор сюжетных картинок к статьям Конвенции ООН о правах ребёнка; картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в Конвенции: ребёнок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.д.; жетон – символ «Я имею право» (представлен в виде знака «+»).
Ход обследования: предложить детям выбрать те картинки, которые соответствуют статьям Конвенции, разложить около жетона – символа «Я имею право», затем объяснить свой выбор, зарегистрировать результаты в протоколе.
Информация о работе Правовое сопровождение разрешения конфликтов в дошкольном возрасте