Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 11:40, контрольная работа
Психология отвечает на вопрос «КАК?» и отвечает за результат («Что мы получаем в итоге»).
Психология - это наука, изучающая внутренний и психический мир человека.
Психология - наука о душе.
Психология как наука: изучает конкретные факты психической жизни;
1.Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.
2.Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.
3.Отношения человека к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).
4.Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).
5.Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).
6.Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).
Исходя из структуры сознания можно вывести основные его функции:
Отражательная: Сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, мышление), а также организует память.
Оценочная: Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя.
Креативная: Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.
Рефлексивная: Разновидностью сознания является самосознание — процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т. д. Одно из значений слова «рефлексия» — это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Кроме того, данным термином еще обозначается механизм взаимопонимания, то есть осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует.
Преобразующая: Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению. При этом он часто не ограничивается совершением мысленных операций с предметами и явлениями, а выполняет и реальные действия с ними, преобразуя окружающий мир в соответствии со своими потребностями.
Времяобразующая: Сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем. Этим сознание человека отличается от психики животных.
18)Качества внимания.
СМОТРИ 16 ВОПРОС!!!
19)Понятие об
ощущении и его
Ощущение (сенсорно-перцептивный
процесс) - простейший психический процесс,
состоящий в отражении
Для возникновения ощущений необходимо прежде всего наличие воздействующих на органы чувств предметов и явлений реального мира, которые называются в этом случае раздражителями. Воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. В нервной ткани процесс раздражения вызывает возбуждение. Возбуждение систем нервных клеток, наиболее совершенных по своей организации, при обязательном участии клеток коры головного мозга и дает ощущение.
Физиологическая основа ощущений – сложная деятельность органов чувств. И.П.Павлов назвал эту деятельность анализаторной, а системы клеток, наиболее сложно организованных и являющихся воспринимающими аппаратами, которые непосредственно осуществляют анализ раздражений, – анализаторами.
Анализатор состоит из трех частей:
1.Рецептор,создает физическую
активность в контакте с
2.Нервные волокна, осуществляют прием и передачу нервного импульса в кору головного мозга.
3.Центральное звено, которое располагается в коре головного мозга.
Поражение любой части
ведет к изменению или
Общие свойства ощущений:
-Качество (Модальность)- основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений. Так слуховые ощущения характеризуются высотой, тембором, громкостью; Зрительные- цветовым тоном, насыщенностью и светлостью.
-Интенсивность - количественная характеристика, определяется силой действующего раздражителя и функциональным состояние рецептора.
-Продолжительность (
В разных школах по-разному относятся к проблеме сенсорных процессов. Б. Г. Ананьев в работе «Теория ощущений» выделил наибольшее число ощущений (11):
-Дистантные ощущения:
Зрение
Слух
Обоняние
-Контактные ощущения:
Вкус
Тактильные ощущения
Боль
Температурные ощущения
Вибрационные ощущения
-Глубинные ощущения:
Чувствительность от внутренних органов
Мышечная чувствительность
Вестибулярная чувствительность
Головокружение (симптом).
20)Восприятие. Основные свойства восприятия. Виды нарушений восприятия.
Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на органы чувств.
Перцептивная система – это совокупность анализаторов, обеспечивающих доминант восприятия. Значение разных анализаторов в перцептивной системе может быть неравнозначным. Какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие предмета.
Основные свойства восприятия:
1.Предметность - выражается в отношении сведений, полученных из внешнего мира.
2.Целостность - подчеркивает
тот факт, что восприятие есть
всегда целостный образ
3.Структурность - проявляется
в том, что восприятие не
является простой суммой ощущен
4.Осмысленность- восприятие
определяется пониманием
-Селекция — выделение из потока информации объекта восприятия
-Организация — объект идентифицируется по комплексу признаков
-Категоризация и приписывание
объекту свойств объектов
5.Константность –
относительное постоянство
6.Избирательность - проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. Избирательность восприятия зависит от интересов и в значительной степени от установок личности.
7.Пространство- величина, форма, взаимное расположение объекта, рельеф, удаленность и направление.
8.Время- отражение
деятельности и
9.Движение- направление и скорость пространственного существования предметов.
Различают следующие формы нарушений восприятия пространства:
1. Возникающие при нарушении сознания и проявляющиеся в виде дезориентировки в окружающем мире;
2. Трудности в ориентировке во внешнем зрительном пространстве из–за непонимания право–левых и верхне–нижних координат зрительного пространства, возникающие при поражении теменно–затылочных отделов мозга;
3. Трудности в определении направления и удаленности звукового сигнала, возникающие при поражении подкорковых уровней слуховой системы;
4. Трудности в ориентировке во внутреннем пространстве как одно из проявлений соматоагнозии, возникающие чаще всего при поражении теменных отделов правого полушария;
5. Трудности ориентировки в локализации пальцев своей руки, возникающие чаще всего при поражении нижнетеменных отделов правого полушария (у правшей);
6. Нарушения восприятия пространства, возникающие при длительной сенсорной депривации или при экспериментальном искажением сенсорных (зрительных, кожно–кинестетических) сигналов.
21)Процессы и виды памяти.
Память- форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта.
Генетическая память - определяется автоматически, физиологическое строение организма, то, что переноситься из поколения в поколения с помощью генетического кода ДНК.
Прижизненная память – от момента закрепления до смерти.
Существуют различные типологии памяти:
-по сенсорной модальности — зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память;
-по содержанию — образная память, моторная память, эмоциональная память;
-по организации запоминания — эпизодическая память, семантическая память,
процедурная память;
-по временным характеристикам — долговременная память, кратковременная память, ультракратковременная память;
-по наличию цели
— произвольная и
-по наличию средств
— опосредованная и
-по уровню развития — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.
Виды памяти:
1)Кратковременная память,
ее связывает с
2)Долговременная память, ее связывают с изменениями структуры белка РНК.
3)Оперативная память, включена в регулирование деятельности для удержания ее промежуточных результатов.
Процессы памяти:
1)процесс сохранения-
деятельность психически
Удержание в памяти ранее закрепленной информации обеспечивается осмыслением и прочностью запоминаемого и повторениями.
2)Процесс воспроизведения
– представляет собой
Формы воспроизведения:
1.Узнавание-проявление памяти на воспроизведение образа при повторном восприятии объекта.
2.Воспоминание - проявление
памяти, которая ощущается в
3.Припоминание - активная
группа воспроизведения, во
22)Эмоции. Виды
эмоциональных процессов и
Эмоции-переживания человеком в данный момент своего отношения к чему-либо ( к ситуации текущей или грядущей, к другим людям, самому себе).
Это целостная реакция личности, включающая физиологические изменения в организме.
Эмоции - это базальный первичный процесс.
Виды эмоциональных процессов:
-Самая старая по
происхождению, простейшая и
Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, т.е. передаются другим людям, сопереживаются.
Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.
Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроениями.
Аффекты – это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец.
Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать; чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может накапливаться и, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией.
Страсть – еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).
Стресс-комплексная физиологическая реакция.Это не то что с вами случилось,а то как вы это переживаете.
Фрустрация - это когда блокируются потребности человека.
С.Л.Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности.