Проблема субъективного благополучия личности в социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 00:42, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия представителей юношества. Задачи:
Теоретический анализ проблемы взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности.
Эмпирически изучить ценностные ориентации юношей.
Эмпирически изучить уровень субъективного благополучия юношей.
Выявить наличие взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности.

Содержание

Введение
Глава 1. Проблема субъективного благополучия личности в социальной психологии
1.1 Личность и ее отношения
1.2 Ценностные ориентации и установки личности
1.3 Структура и факторы субъективного благополучия личности
Выводы
Глава 2. Эмпирическое изучение ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности
2.1 Методы и методики исследования
2.2 Изучение ценностных ориентаций юношей
2.3 Анализ субъективного благополучия юношей
2.4 Анализ взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия юношей
Выводы
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 100.40 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение 

3

   

Глава 1. Проблема субъективного благополучия личности в социальной психологии

6

    1. Личность и ее отношения

6

    1. Ценностные ориентации и установки личности

10

    1. Структура и факторы субъективного благополучия личности

14

   

Выводы

25

   

Глава 2. Эмпирическое изучение ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности

27

2.1 Методы и методики исследования

27

2.2 Изучение ценностных  ориентаций юношей

29

2.3 Анализ субъективного  благополучия юношей

34

2.4 Анализ взаимосвязи  ценностных ориентаций и субъективного  благополучия юношей

35

   

Выводы

36

   

Заключение

37

   

Список использованных источников

38

   

Приложение 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Субъективное благополучие личности представляет собой сложное  социально-психологическое образование, включающее эмоциональные, когнитивные  и конативные компоненты, формирующееся  в процессе социально-психологической  деятельности, в системе реальных отношений личности к объектам окружающей действительности и складывающееся на их основе социально-психологических  установок, ценностей, стратегий поведения. На субъективное благополучие личности оказывают влияние внутренние (ценностные и смысловые образования личности, социально-психологические установки, стратегии поведения) и внешние (условия  социализации) факторы.

Социально-психологическое  исследование проблемы субъективного  благополучия личности относится к  числу наименее разработанных как  в отечественной, так и в зарубежной психологии. Исследование взаимосвязи  ценностных ориентаций и субъективного  благополучия приобретает особое значение в условиях глобальных социальных перемен. Изменения, происходящие в настоящее  время в нашей стране, захватили  не только политику, экономику, идеологию, искусство, образование, но и область  человеческих взаимоотношений. Все  чаще проявляются индивидуализм, жесткость, конфликтность, посягательства на естественные права личности. Эти негативные явления  отрицательно сказываются на индивидуальной жизни людей, изменяют ценности, нормы, стратегии поведения и отражаются в частности на психическом состоянии, настроении, субъективном благополучии.

Как известно, юношеский  возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, установок, мировоззрения и наиболее чувствительным к социальным переменам  в обществе. Именно поэтому, представляется особенно важным выявление тех связей и факторов благополучия, которые  могут оказать влияние на все  последующее жизнеопределение юношества, с одной стороны, и тех оснований  и критериев, которые станут наиболее важными для формирования субъективного  благополучия в будущем - с другой.

Изучение проблемы субъективного  благополучия необходимо для выработки  путей и способов реализации личности, раскрытия потенциала современного человека, конструктивному отношению  к действительности, формированию позитивного  подхода к решению стоящих  перед личностью задач. Следовательно, изучение проблемы субъективного благополучия и его связи с ценностями имеет  не только теоретическое, но и сугубо практическое значение, в частности, в целях оказания психологической  помощи личности.

Таким образом, актуальность данного исследования определяется тем, что проблема субъективного благополучия изучена недостаточно и требует дополнения теоретическая разработка вопросов, касающаяся структуры и факторов субъективного благополучия, его взаимосвязей с социально-психологическими и психологическими образованиями, а также имеется социальный запрос на формирование личности, обладающей достаточным уровнем субъективного благополучия для полноценного социального функционирования личности.

Цель  исследования: изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия представителей юношества.

Задачи:

  1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности.
  2. Эмпирически изучить ценностные ориентации юношей.
  3. Эмпирически изучить уровень субъективного благополучия юношей.
  4. Выявить наличие взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности.

Объект  исследования: субъективное благополучие как интегральное социально-психологическое образование.

Предмет исследования: взаимосвязь ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности.

Гипотеза  исследования: существует статистически значимая взаимосвязь между ценностными ориентациями и субъективным благополучием личности.

Методы:

    1. Анализ литературы.
    2. Метод тестов.
    3. Методы обработки данных (корреляционный анализ).

Методики:

    1. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.
    2. Шкала субъективного благополучия (адаптация М.В. Соколовой).

Методологическую  основу исследования составили сихологическая и социально-психологическая теории личности (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, A.А. Бодалев, А.И. Донцов, Е.С. Кузьмин, В.Н. Куницына, А.Н. Леонтьев, B.В. Новиков и др.), психологическая теория отношений (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев), подходы к идентификации субъективного благополучия личности (М. Аргайл, Л.В. Куликов, К. Рифф, М.В. Соколова, P.M. Шамионов).

Теоретическая значимость исследования. Полученные в исследовании данные дополняют имеющиеся в отечественной социальной психологии понимание субъективного благополучия личности, углубляют знание о структуре, ценностно-смысловых основаниях и факторах субъективного благополучия.

Практическая  значимость исследования заключается в том, что его результаты направлены на совершенствование деятельности психологов в аспекте формирования субъективного благополучия личности, разработку технологий диагностики субъективного благополучия. Основные выводы исследования могут быть использованы в работе социально-психологических служб, практических психологов, а также в психотерапевтической практике.

Эмпирическая  база. В исследовании взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности приняли участие 30 юношей в возрасте от 15 до 17 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

1.1. Личность и  ее отношения

Личность - система социально  значимых качеств индивида, мера овладения  им социальными ценностями и его  способность к реализации этих ценностей [3].

Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens - представителя человеческого  рода как биологического вида, то понятие  личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного  человека к миру, с его индивидуальными  способностями социального взаимодействия.

Как личность человек характеризуется  уровнем развития его сознания, соотнесенностью  его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются  возможности данного человека к  участию в общественных отношениях [1].

Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и  своим общественным и трудовым обязанностям. Личность характеризуется уровнем  осознанности своих отношений и  их устойчивостью.

В личности существенна не только ее позиция, но и способность  к реализации своих отношений. Это  зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых  и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается с  готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются  при жизни человека, но на определенной природной основе.

Наследственная основа человеческого  организма (генотип) определяет его  анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов.

В биологической организации  человека, в его природе заложены возможности будущего его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности - благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного  в знаниях, традициях, предметах  материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.

Природные стороны человека не следует противопоставлять его  социальной его сущности. Сама природа  человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом  истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в  нем какой-то "животной" стороны. Все природные биологические задатки человека являются человеческими, а не животными задатками [16].

Но становление человека как личности происходит только в  конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения  людей, и критерии оценки их поведения.

То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека (например, черты его характера), в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению.

Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие личности - это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.

Уровень развития личности определяется характерными для нее  отношениями. Низкие уровни развития личности характеризуются тем, что ее отношения  обусловлены в основном утилитарными, меркантильными интересами. Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется преобладанием  общественно значимых отношений. Регулируя  свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные  задачи. Личность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми разными способами (вплоть до преступных) [7].

Понять личность - это  значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами решения этих задач она вооружена.

Различаются личности социализированные - адаптированные к условиям своего социального бытия, десоциализированные - девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований (крайние формы  этого отклонения - маргинальность) и психически аномальные личности (психопаты, невротики, лица с задержками психического развития и с личностными акцентуациями - "слабыми местами" в психической  саморегуляции).

Можно выделить ряд особенностей социализированной личности, находящейся  в пределах психической нормы.

Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией, утверждением своей индивидуальности. В критических ситуациях такая  личность сохраняет свою жизненную  стратегию, остается приверженной своим  позициям и ценностным ориентациям (целостность личности). Возможные  психические срывы в экстремальных  ситуациях она предупреждает  системой средств психологической  защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.).

Личность в норме находится  в состоянии своего непрерывного развития, самоусовершенствования и  самореализации, постоянно открывая для себя новые горизонты на своем человеческом пути, испытывает "радость завтрашнего дня", изыскивает возможности актуализации своих способностей. В трудных условиях - толерантна, способна к адекватным действиям.

Психически уравновешенный индивид устанавливает доброжелательные отношения с другими людьми, проявляет  чуткость к их потребностям и интересам.

Информация о работе Проблема субъективного благополучия личности в социальной психологии