Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 00:42, контрольная работа
Цель исследования: изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия представителей юношества. Задачи:
Теоретический анализ проблемы взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности.
Эмпирически изучить ценностные ориентации юношей.
Эмпирически изучить уровень субъективного благополучия юношей.
Выявить наличие взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности.
Введение
Глава 1. Проблема субъективного благополучия личности в социальной психологии
1.1 Личность и ее отношения
1.2 Ценностные ориентации и установки личности
1.3 Структура и факторы субъективного благополучия личности
Выводы
Глава 2. Эмпирическое изучение ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности
2.1 Методы и методики исследования
2.2 Изучение ценностных ориентаций юношей
2.3 Анализ субъективного благополучия юношей
2.4 Анализ взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия юношей
Выводы
Заключение
Список использованных источников
Потребность в компетентности - это склонность к овладению своим окружением и к эффективной деятельности в нём; она поддерживается такой средой, которая выдвигает перед человеком задачи оптимального уровня сложности и даёт ему положительную обратную связь.
К третьей группе отнесем понимание феномена "психологического благополучии" на основе психофизиологической сохранности функций.
Основу этой группы составляет
мнение о том, что генетические факторы
также могут объяснить
Р.М. Райан и Э.Л. Диси считают,
что связь между физическим здоровьем
и психологическим
Р.М. Райан и К. Фредерик определили, что субъективная жизнеспособность является индикатором психологического благополучия. Они пришли к выводу, что субъективная жизнеспособность соотносится не только с такими шкалами психологического благополучия, как Автономия и Позитивные отношения с окружающими, но и с физическими симптомами [6].
А.В. Воронина пространством
бытия человека рассматривает биологическое
пространство, в котором человек
выступает как естественное существо.
Источником формирования биологического
пространства служит сохранность биологических
систем организма, выражением которой
является барьер психической адаптации.
Уровень психологического благополучия
в данном случае - это психосоматическое
здоровье как отражение процесса
взаимосвязи психической и
А.В. Воронина разработала
уровневую модель психологического
благополучия: на разных уровнях пространства
бытия человека, формируемых в
разных типах деятельности, закладываются
внутренние интенции (сознательные и
бессознательные ресурсные
Здесь психологическое благополучие
рассматривается как
Опираясь на теорию К. Рифф
(которая была сформирована в русле
гуманистической психологии), П.П. Фесенко
и Т.Д. Шевеленкова предложили понимать
психологическое благополучие личности
как достаточно сложное переживание
человеком удовлетворенности
На основе сложного переживания
человеком удовлетворенности
Выводы
Таким образом, субъективное благополучие личности представляет собой сложное социально-психологическое образование, включающее эмоциональные, когнитивные и конативные компоненты, формирующееся в процессе социально-психологической деятельности, в системе реальных отношений личности к объектам окружающей действительности и складывающееся на их основе социально-психологических установок, ценностей, стратегий поведения. На субъективное благополучие личности оказывают влияние внутренние (ценностные и смысловые образования личности, социально-психологические установки) и внешние (условия социализации) факторы.
Ценностные ориентации определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и детерминируют её поведение. Ценностные ориентации, структура и динамика отношений это характеристика личности, определяющая её мировоззрение, жизненную направленность, общественное поведение, основные тенденции развития.
Ведущими ценностно-смысловыми
сферами юношества, определяющими
степень субъективного
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ
Для эмпирического взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности на данном этапе применялись методы психологического тестирования, методы статистической обработки данных – качественно-количественный анализ, расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
В эмпирическом исследовании приняли участие 30 юношей в возрасте от 15 до 17 лет.
Для изучения ценностных ориентаций нами была использована методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. Тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни".
Разработанная М. Рокичем методика, основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:
Терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей.
Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности - цели и ценности-средства.
При анализе полученных ранжировок
ценностей, психолог обращает внимание
на их группировку испытуемым в содержательные
блоки по разным основаниям. Так, например,
можно выделить "конкретные" и
"абстрактные" ценности, ценности
профессиональной самореализации личной
жизни и т.д. Инструментальные ценности
могут группироваться в этические
ценности, ценности общения, ценности
дела; индивидуалистические и конформистские
ценности, альтруистические ценности;
ценности самоутверждения и ценности
принятия других и т.д. Психолог должен
попытаться уловить индивидуальную
закономерность. Если не удается выявить
ни одной закономерности, можно предположить
несформированность у респондента
системы ценностей или
Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость - возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Применение методики в целях отбора, экспертизы должно быть весьма осторожным.
Для изучения субъективного благополучия личности мы использовали «Шкалу субъективного благополучия» (шкала СБ) Perrudet –Badoux, Mendelssohn и Chiche в адаптации В.М.Соколовой.
Шкала субъективного благополучия
представляет собой скрининговый психодиагностический
инструмент для измерения эмоционального
компонента субъективного благополучия
(СБ) или эмоционального комфорта (ЭК).
Определение субъективного
Благополучие определяется
по внешним критериям, таким как
добродетельная, «правильная» жизнь. Такие
определения получили название нормативных.
В соответствии с ними человек
ощущает благополучие, если он обладает
некоторыми социально желательными
качествами; критерием благополучия
является система ценностей, принятая
в данной культуре.
Определение субъективного благополучия
сводится к понятию удовлетворенности
жизнью и связывается со стандартами респондента
в отношении того, что является хорошей
жизнью.
Третье значение понятия субъективного
благополучия тесно связано с обыденным
пониманием счастья как превосходства
положительных эмоций над отрицательными.
Это определение подчеркивает приятные
эмоциональные переживания, которые либо
объективно преобладают в жизни человека,
либо человек субъективно склонен к ним.
Шкалы: напряженность и чувствительность, психоэмоциональная симптоматика, изменения настроения, значимость социального окружения, самооценка здоровья, удовлетворенность повседневной деятельностью.
Задачей данного этапа исследования являлось изучение ценностных ориентаций. Для этого использовалась методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. В исследовании на данном этапе принимали участие 30 юношей
На основании полученных данных были построены следующие таблицы (табл. 2.1 – 2.2).
Таблица 2.1 – Рейтинг терминальных ценностей юношей
Ценности |
% |
Здоровье |
46 |
Счастливая семейная жизнь |
15 |
Активная деятельная жизнь |
12 |
Жизнерадостность |
6 |
Продуктивная жизнь |
6 |
Красота природы |
3 |
Наличие друзей |
3 |
Познание |
3 |
Развитие |
3 |
Счастье других |
3 |
Терминальные ценности – это ценности, ценные сами по себе: самоценности. Ценности, которые нельзя обосновать другими, более общими или более важными ценностями. Терминальные ценности – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться.
Анализ данных, представленных в таблице 2.1, позволяет заключить, что наиболее значимой ценностью для обследованных нами юношей является здоровье (46%). 15% юношей на первое место поставили ценность счастливой семейной жизни. 12% в качестве главной ценности выделили активную деятельную жизнь, по 6% - жизнерадостность и продуктивную жизнь, а по 3% - красоту природы, наличие друзей, познание, развитие и счастье других.
Полученные результаты можно представить графически в виде следующей диаграммы (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 – Преобладающие терминальные ценности
Таблица 2.2 – Рейтинг инструментальных ценностей юношей
Ценности |
% |
Жизнерадостность |
22 |
Воспитанность |
15 |
Независимость |
12 |
Образованность |
12 |
Честность |
9 |
Чуткость |
6 |
Широта взглядов |
6 |
Самоконтроль |
6 |
Аккуратность |
3 |
Рационализм |
3 |
Терпимость |
3 |
Эффективность в делах |
3 |
Информация о работе Проблема субъективного благополучия личности в социальной психологии