Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:53, курсовая работа
Актуальность исследования: В том случае, когда предметом исследования выступает будущее человека в масштабе его жизненного пути, то есть долговременная картина жизни в будущем, речь идёт о жизненных целях и планах, ориентациях и перспективах. Эти понятия во многом близки по содержанию и нередко используются в одном контексте для характеристики совокупности представлений человека об основных линиях и ориентирах его дальнейшего жизненного пути. Значение этих понятий в жизни личности и общества трудно переоценить. Для психологии как для науки важно определить принципы построения временных перспектив, в сознании личности, как кратковременных, так и длительных. Знание принципов формирования временных перспектив открывает возможности для понимания процессов самоактуализации и социализации личности.
Введение ……………………………………………………………………….…... 2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы целеполагания
и построения жизненной перспективы у подростков ………………… 4
Составляющие жизненной перспективы и её значение………………….4
Характеристика психофизиологических особенностей
подростков …………………………………………………………………. 9
1.3. Особенности целеполагания и построения жизненной
перспективы подростков………………………………………..………12
Глава 2. Практика психолого-педагогической помощи при
целеполагании и профессиональном самоопределении.……..….……17
2.1. Психолого-педагогическая помощь подросткам в построении
жизненных планов……….……………………………………….…….. 17
2.2. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение .……. 28
Выводы …………………….………………………………………………………. 35
Заключение ………………………………………………………………………… 37
Список литературы …..….………………………………………………………… 38
Итак, мы уяснили, что составляющие
жизненной перспективы, такие
глобальные как: смысл личного существования;
мировоззрение; социальное и профессиональное
самоопределение, а также менее ёмкие,
как: ближайшие цели и планы по организации
своей жизни, беспредельно важны и необходимы
каждому человеку. Отсутствие всех этих
составляющих, их недостаточно отчётливая
сформированность или неадекватность
реальности грозят тяжёлым разладом в
жизни личности, который обязательно проявится
не успешностью в жизни и как следствие
разочарованием и апатией, из которых
невозможно выйти, не имея чётких жизненных
планов. Педагогам, работающим с подростками,
необходимо уметь диагностировать степень
сформированности временной перспективы
у воспитанников и помогать, воспитанникам
формулировать, свои ближние и дальние
планы.
Подростковый возраст относится к числу критических периодов онтогенеза. Его ещё называют отрочеством, начинается он в 10-11 лет и заканчивается в 15-16 лет. В этот период происходят кардинальные преобразования в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности (учебной, производственной, занятий различными видами творчества, спорта и др.). Определяющей особенностью общения подростков является его ярко выраженный личностный характер. Изменение социальной ситуации развития подростков связано, с их активным стремлением приобщиться, к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира.
Характерным для подросткового возраста новообразование является чувство взрослости, а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, и своим возможностям и способностям. При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых, возникающих возможностей самоутверждение подростка зачастую может пронимать уродливые формы, приводить к крайне неблагоприятным реакциям.
Отрочество трудный период полу ребёнка-полу взрослого тяжёл для всех – и для подростков и для окружающих.
Половое созревание у девочек начинается с11 лет, у мальчиков с 12-13 лет. Это вносит новые переживания, нарушает внутреннее равновесие.
Продолжает
развиваться нервная система. Растет
роль сознания, улучшается контроль коры
головного мозга над
Восприятие более целенаправленно, чем у младших школьников, но сильно изменчиво. Оно иногда поражает тонкостью и глубиной, а иногда поверхностностью.
Более зрелым у подростка становится мышление, оно становится более последовательным. Улучшается способность к абстрактному мышлению. Появляется критичность. Подростковый возраст наиболее благоприятен для развития творческого мышления.
У подростков появляется тенденция к правильным определениям, речь изменяется, становится более образной и выразительной.
Формируются моральные
Чувства подростков из импульсивных постепенно превращаются в преднамеренные и становятся более сильными.
Они проявляются бурно, а иногда аффектно. Особенно силён гнев подростков. Это возраст тяжёлого психического кризиса. Его ещё называют возрастом катастроф. Именно поэтому необходимо как можно бережнее относится к проявлению чувств подростка, и его духовному миру.
В подростковом возрасте существует и ещё одна серьёзная проблема: несогласованность убеждений, моральных идей и понятий с поступками, действиями и поведением. Зачастую самые благие намерения подростков оборачиваются далеко неблаговидными поступками. Часто, например, чувство справедливости приводит подростков к неблаговидным и жестоким действиям. У подростков, если они лишены должного внимания взрослых, часто формируются ошибочные или даже аморальные идеалы. Особенно легко это происходит под влиянием «массовой культуры», средств массовой информации. Подражая порочным идеалам, подростки могут переходить опасную грань, когда смелость оборачивается жестокостью, независимость подлостью, гордость насилием над другими людьми.
Подростки легко подчиняются,
значимым в их газах, лидерам
или группам людей. Примером
тому могут служить разного
рода группировки фанатов, скинхедов,
рокеров и прочих сомнительных
неформальных объединений, «культивирующих»
показной героизм, верность,
товарищество (качества, ценимые
подростками) и состоящие в основном
из подростков.
Нестабильность психики подростка
прослеживается и в том, что за
сравнительно короткий период
большинство подростков многократно
меняют свои увлечения и пристрастия,
а также мечты о своём будущем, профессии,
семье. Чаще всего всякое новое
знание, о какой либо профессии
приводит подростков к желанию
овладеть этой профессией, и
мечтам о достижении больших
«высот» в ней. Однако, часто,
с появлением нового знания,
появляются и новые увлечения
и мечты.
Мы убедились в важности
Подростковый возраст –
В ходе этих поисков подросток
ищет формулу, которая разом
осветила бы ему и смысл
собственного существования, и
перспективы развития всего
В опрос о смысле жизни
Трудности рефлексии о смысле
жизни – в правильном
Подростки, как и дети, описывая
будущее, говорят чаще о своих
личных перспективах. Общие проблемы
выдвигают на первый план
Но совмещение ближней и
Педагогу важно знать, представляет ли его воспитанник своё будущее как естественное продолжение настоящего или как его отрицание, как что-то радикально иное, и видит ли он в этом будущем продукт своих собственных усилий или что-то такое, что придёт само.
Взгляд на будущее как на продукт своей собственной, совместной с другими людьми деятельности есть установка борца, деятеля, который счастлив тем, что уже сегодня работает ради завтрашнего дня. Представление, что будущее придёт само и его не избежать, является установкой иждивенца, потребителя и созерцателя, носителя ленивой души.
Начало формирования жизненных
перспектив является
Из мечты, в которой всё
Жизненная перспектива –
Подросток пытается
Жизненная перспектива в
Информация о работе Проблема целеполагания и построения жизненной перспективы у подростков